Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2012 года по делу N А65-5609/2012 (судья Насыров А.Р.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ИНН 1659065386, ОГРН 1061684096583), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ, административный орган) от 18.01.2012 N 182/з, от 18.01.2012 N 183/з о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей по каждому из постановлений.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление административного органа от 18.01.2012 N 183/з признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении N 183/з прекращено. В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления административного органа от 18.01.2012 N 182/з обществу отказано.
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, описывая отношения управляющей компании и поставщика тепловой энергии и указывая на несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным постановления административного органа от 18.01.2012 N 182/з, просит отменить решение суда от 12.04.2012, принять по делу новый судебный акт.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором, подробно изложив порядок расчета, применяемого заявителем, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой его части.
Как усматривается из материалов дела, 17.11.2011 г. в 15 ч. 00 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), расположенном по адресу: г. Казань, ул. Сеченова, 13а установлено, что ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань, путем не предоставления в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год.
Также ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за горячее водоснабжение жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань за период с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г. применены объемы тепловой энергии израсходованные для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения не соответствующие фактическим объемам, согласно ведомостей ОАО "Татэнерго", а именно по общедомовому (коллективному) прибору учета в августе 2011 г. тепловой энергии потреблено 166,77 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,98 Гкал (без учета недопоставки), в сентябре 2011 г. тепловой энергии потреблено 157,96 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,79 Гкал (без учета недопоставки), что является нарушением п. п. 8, 15, 16, 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
По данному факту ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении N 182/з от 18.11.2011 г. и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ответчиком вынесено постановление N 182/з от 18.01.2012 г., в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в сумме 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о его отмене.
При принятии судебного акта в обжалуемой его части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В результате проведенной проверки установлено нарушение порядка ценообразования, в части начисления платы за отопление жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань, путем не предоставления в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 09.06.2011, подп. "а" п. "2" отменена публичная обязанность по проведению корректировки размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла. Подпункт 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам 307, признан утратившим силу, а из подп. "а" п. 19 Правил исключено последнее предложение.
Общество совершило административного правонарушение до вступления в силу изменений в постановление Правительства N 307 и его положение как лица, совершавшего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности производить корректировку размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла. Поскольку постановление от 18.01.2012 г. N 182/з о назначении административного наказания не исполнено в части начисления платы за отопление жилам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань, путем непредоставления, в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Поскольку на день рассмотрения дела объект противоправного посягательства был устранен принятием закона, суд первой инстанции обоснованно применил ст. 1.7 КоАП РФ в данной части.
Выводы суда в данной части сторонами не обжалуются.
Административным органом заявителю также вменялось нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за горячее водоснабжение жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань за период с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г. применены объемы тепловой энергии, израсходованные для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения не соответствующие фактическим объемам, согласно ведомостей ОАО "Татэнерго", а именно по общедомовому (коллективному) прибору учета в августе 2011 г. тепловой энергии потреблено 166,77 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,98 Гкал (без учета недопоставки), в сентябре 2011 г. тепловой энергии потреблено 157,96 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,79 Гкал (без учета недопоставки), что является, как указывает ответчик, нарушением п. п. 8, 15, 16, 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 17 Правил N 307 при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "УК ЖКХ Приволжского района" при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" при наличии общедомового прибора учета тепла на подогрев холодной воды для ГВС за август, сентябрь 2011 учитывало объем (расход) тепла по дому для подогрева холодной воды для ГВС, выставленный поставщиком, а не объем (расход) тепла, определенный общедомовым прибором учета.
Таким образом, заявитель не правильно применил объем (расход) тепловой энергии, затраченный на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения при расчете платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штраф назначен Постановлением N 182/з от 18.01.2012 г. в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления N 182/з от 18.01.2012 г. и удовлетворения заявленных требований в данной части.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2012 года по делу N А65-5609/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2012 ПО ДЕЛУ N А65-5609/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу N А65-5609/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2012 года по делу N А65-5609/2012 (судья Насыров А.Р.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ИНН 1659065386, ОГРН 1061684096583), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ, административный орган) от 18.01.2012 N 182/з, от 18.01.2012 N 183/з о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей по каждому из постановлений.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление административного органа от 18.01.2012 N 183/з признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении N 183/з прекращено. В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления административного органа от 18.01.2012 N 182/з обществу отказано.
ООО "УК ЖКХ Приволжского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, описывая отношения управляющей компании и поставщика тепловой энергии и указывая на несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным постановления административного органа от 18.01.2012 N 182/з, просит отменить решение суда от 12.04.2012, принять по делу новый судебный акт.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором, подробно изложив порядок расчета, применяемого заявителем, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой его части.
Как усматривается из материалов дела, 17.11.2011 г. в 15 ч. 00 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), расположенном по адресу: г. Казань, ул. Сеченова, 13а установлено, что ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань, путем не предоставления в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год.
Также ООО "УК ЖКХ Приволжского района" допущено нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за горячее водоснабжение жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань за период с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г. применены объемы тепловой энергии израсходованные для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения не соответствующие фактическим объемам, согласно ведомостей ОАО "Татэнерго", а именно по общедомовому (коллективному) прибору учета в августе 2011 г. тепловой энергии потреблено 166,77 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,98 Гкал (без учета недопоставки), в сентябре 2011 г. тепловой энергии потреблено 157,96 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,79 Гкал (без учета недопоставки), что является нарушением п. п. 8, 15, 16, 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
По данному факту ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении N 182/з от 18.11.2011 г. и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ответчиком вынесено постановление N 182/з от 18.01.2012 г., в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в сумме 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о его отмене.
При принятии судебного акта в обжалуемой его части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В результате проведенной проверки установлено нарушение порядка ценообразования, в части начисления платы за отопление жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань, путем не предоставления в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 09.06.2011, подп. "а" п. "2" отменена публичная обязанность по проведению корректировки размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла. Подпункт 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам 307, признан утратившим силу, а из подп. "а" п. 19 Правил исключено последнее предложение.
Общество совершило административного правонарушение до вступления в силу изменений в постановление Правительства N 307 и его положение как лица, совершавшего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности производить корректировку размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла. Поскольку постановление от 18.01.2012 г. N 182/з о назначении административного наказания не исполнено в части начисления платы за отопление жилам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань, путем непредоставления, в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., которая должна производиться 1 раз в год, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Поскольку на день рассмотрения дела объект противоправного посягательства был устранен принятием закона, суд первой инстанции обоснованно применил ст. 1.7 КоАП РФ в данной части.
Выводы суда в данной части сторонами не обжалуются.
Административным органом заявителю также вменялось нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за горячее водоснабжение жильцам д. 34 по ул. Ю. Фучика, г. Казань за период с августа 2011 г. по сентябрь 2011 г. применены объемы тепловой энергии, израсходованные для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения не соответствующие фактическим объемам, согласно ведомостей ОАО "Татэнерго", а именно по общедомовому (коллективному) прибору учета в августе 2011 г. тепловой энергии потреблено 166,77 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,98 Гкал (без учета недопоставки), в сентябре 2011 г. тепловой энергии потреблено 157,96 Гкал, а жителям ООО "УК ЖКХ Приволжского района" начислило 171,79 Гкал (без учета недопоставки), что является, как указывает ответчик, нарушением п. п. 8, 15, 16, 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 17 Правил N 307 при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "УК ЖКХ Приволжского района" при расчете тарифа за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" при наличии общедомового прибора учета тепла на подогрев холодной воды для ГВС за август, сентябрь 2011 учитывало объем (расход) тепла по дому для подогрева холодной воды для ГВС, выставленный поставщиком, а не объем (расход) тепла, определенный общедомовым прибором учета.
Таким образом, заявитель не правильно применил объем (расход) тепловой энергии, затраченный на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения при расчете платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено. Штраф назначен Постановлением N 182/з от 18.01.2012 г. в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления N 182/з от 18.01.2012 г. и удовлетворения заявленных требований в данной части.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2012 года по делу N А65-5609/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)