Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя товарищества собственников жилья "Таганская 79": представители не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ОГРН 1046603570386, ИНН 6670073005): Масленникова Е.М., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 08.12.2011, N 08-23/1876,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июня 2012 года по делу N А60-17435/2012,
принятое судьей Евдокимовым Т.П.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Таганская 79"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Таганская 79" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление, административный орган) от 16.03.2012 по делу N 133 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 10 000 руб., а также предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 16.03.2012 по делу N 133.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению Управления, в действиях Товарищества имеется состав административного правонарушения, поскольку правоустанавливающие документы на землю, оформленные в установленном порядке (путем внесения сведений в ЕГРП), отсутствуют. Кроме того, Управление считает, что предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 16.03.2012 по делу N 133 вынесено обоснованно и с соблюдением норм действующего законодательства, мотивировочная часть предписания содержит указание на то, что допущенное Товариществом правонарушение выражено в огораживании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, Товариществу предписано устранить данное нарушение, а именно освободить земельный участок (то есть убрать ограждение) или оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Товарищество против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает по мотивам, указанным в отзыве. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей Товарищества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по обращению председателя Земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга, установлено, что Товарищество самовольно использует земельный участок с кадастровым номером 66:41:0108027:34, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Таганская, 29, под огороженную территорию (участок огорожен металлическим ограждением, имеется временное помещение охраны, при въезде установлен шлагбаум) без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По данному факту 17.02.2012 заместителем прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении в отношении Товарищества дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 63-64).
Указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему материалы направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для рассмотрения вопроса о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.
16.03.2012 административным органом вынесены постановление о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 14-19), и предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым Товариществу предписано в срок до 03.08.2012 года устранить допущенное нарушение, а именно освободить указанный земельный участок или оформить правоустанавливающие документы на землю (л.д. 13, 20).
Считая постановление о назначении административного наказания, предписание об устранении нарушения земельного законодательства незаконными и подлежащими отмене, Товарищество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с чем признал постановление Товарищества о привлечении к административной ответственности незаконным, а предписание - недействительным.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу требований п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документам в соответствии с названным Федеральным законом.
В ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 указанного Федерального закона). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 указанного Федерального закона). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 указанного Федерального закона).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, основания осуществления кадастрового учета, состав необходимых для кадастрового учета документов определены в ст. 7, 16, 22 указанного Федерального закона.
Из положений вышеуказанных норм права следует, что использование по своему усмотрению земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами, возможно лишь с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, сформированного для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома, и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, Товарищество использует земельный участок с кадастровым номером 66:41:0108027:34, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Таганская, 29, под огороженную территорию (участок огорожен металлическим ограждением, имеется временное помещение охраны, при въезде установлен шлагбаум). Металлическое ограждение установлено Товариществом на основании решения собственников жилых помещений, оформленного протоколом от 30 мая 2010, во исполнение указанного решения собственников Товариществом заключен договор подряда N 2010/04 от 07.09.2010 с ООО "Диамонд" об изготовлении и монтаже забора вокруг придомовой территории, 09.12.2010 данные работы были сданы подрядчиком.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от 18.01.2012 (л.д. 71-72), пояснениями председателя правления Товарищества - Садреева Р.Ф. (л.д. 67-68), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.02.2012 (л.д. 63-64), и по существу Товариществом не оспариваются.
Ссылка Товарищества на то, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:41:0108027:34, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости (л.д. 91), указанный земельный участок сформирован не для эксплуатации соответствующего дома, а для строительства многоквартирного жилого дома, для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" процедура формирования земельного участка по существующий многоквартирный дом и процедура формирования земельного участка для строительства отличаются как по основаниям для их осуществления, так и по правовым последствиям, к которым они приводят.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом административного органа о том, что применительно к рассматриваемой ситуации возможность установления Товариществом забора, ограждающего земельный участок, могла быть рассмотрена только после формирования земельного участка под эксплуатацию многоквартирного жилого дома, и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По мнению суда апелляционной инстанции, при указанных обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении вина Товарищества исследована и установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении к административной ответственности указано, что вина Товарищества выразилась в использовании земельного участка несформированного для эксплуатационных целей, Товарищество не совершило необходимых действий, направленных на законное использование земельного участка, при существующей возможности и обязанности совершить указанные действия.
Доказательств отсутствия у Товарищества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлекается к ответственности, не представлено. Товарищество имело возможность своевременно предпринять все необходимые меры, направленные на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок и использование его на законных основаниях. Доказательств, объективно препятствующих заявителю исполнить требования законодательства, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Направление заявителем в адрес Управления Главархитектуры г. Екатеринбурга письма от 28.10.2010 исх. N 29 (л.д. 45) с просьбой сформировать земельный участок, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о принятии Товариществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства. Обращение в исполнительный орган местного самоуправления не является достаточной мерой, позволяющей Товариществу совершать действия по ограждению несформированного для эксплуатационных целей земельного участка до внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о доказанности вины Товарищества в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, Товариществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.02.2012 вынесено в присутствии представителя Товарищества - Садреева Р.Ф. (л.д. 63-64). Постановление о привлечении к административной ответственности от 16.03.2012 вынесено в отсутствие представителя Товарищества, при этом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Товарищество извещено надлежащим образом (л.д. 92-94).
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела (длительное использование земельного участка без правоустанавливающих документов с декабря 2010 года), характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 16.03.2012 по делу N 133 о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены оспариваемого предписания Управления, вынесенного в отношении ТСЖ "Таганская 79", об устранений нарушений земельного законодательства.
В соответствии со ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемое предписание вынесено уполномоченным органом, в соответствии с Положением "О государственном земельном контроле", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, согласно п. 9 которого должностные лица (государственные инспекторы по использованию и охране земель), указанные в п. 6 данного Положения, имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание является неконкретным и неисполнимым. Суд апелляционной инстанции учитывает, что мотивировочная часть предписания содержит указание на то, что допущенное Товариществом правонарушение выражено в огораживании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, Товариществу предписано устранить данное нарушение, а именно освободить земельный участок или оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
При этом в постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что для надлежащего оформления права общей долевой собственности на земельный участок собственникам необходимо обратиться за внесением сведений о своих правах на земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права является единственным подтверждением права на недвижимое имущество.
Обжалованное Товариществом предписание от 16.03.2012 вынесено в связи с обстоятельствами, отраженными в постановлении по делу об административном правонарушении о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.
Поскольку состав данного административного правонарушения доказан, вынесенное в отношении Товарищества предписание от 16.03.2012 является законным и обоснованным, соответственно, не нарушает охраняемые законом права и законные интересы Товарищества.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2012 года по делу N А60-17435/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья "Таганская 79" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2012 N 17АП-8307/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-17435/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2012 г. N 17АП-8307/2012-АК
Дело N А60-17435/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя товарищества собственников жилья "Таганская 79": представители не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ОГРН 1046603570386, ИНН 6670073005): Масленникова Е.М., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 08.12.2011, N 08-23/1876,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июня 2012 года по делу N А60-17435/2012,
принятое судьей Евдокимовым Т.П.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Таганская 79"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Таганская 79" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление, административный орган) от 16.03.2012 по делу N 133 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 10 000 руб., а также предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 16.03.2012 по делу N 133.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению Управления, в действиях Товарищества имеется состав административного правонарушения, поскольку правоустанавливающие документы на землю, оформленные в установленном порядке (путем внесения сведений в ЕГРП), отсутствуют. Кроме того, Управление считает, что предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 16.03.2012 по делу N 133 вынесено обоснованно и с соблюдением норм действующего законодательства, мотивировочная часть предписания содержит указание на то, что допущенное Товариществом правонарушение выражено в огораживании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, Товариществу предписано устранить данное нарушение, а именно освободить земельный участок (то есть убрать ограждение) или оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Товарищество против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает по мотивам, указанным в отзыве. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей Товарищества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по обращению председателя Земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга, установлено, что Товарищество самовольно использует земельный участок с кадастровым номером 66:41:0108027:34, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Таганская, 29, под огороженную территорию (участок огорожен металлическим ограждением, имеется временное помещение охраны, при въезде установлен шлагбаум) без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По данному факту 17.02.2012 заместителем прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении в отношении Товарищества дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 63-64).
Указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему материалы направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для рассмотрения вопроса о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.
16.03.2012 административным органом вынесены постановление о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 14-19), и предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым Товариществу предписано в срок до 03.08.2012 года устранить допущенное нарушение, а именно освободить указанный земельный участок или оформить правоустанавливающие документы на землю (л.д. 13, 20).
Считая постановление о назначении административного наказания, предписание об устранении нарушения земельного законодательства незаконными и подлежащими отмене, Товарищество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с чем признал постановление Товарищества о привлечении к административной ответственности незаконным, а предписание - недействительным.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу требований п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документам в соответствии с названным Федеральным законом.
В ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 указанного Федерального закона). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 указанного Федерального закона). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 указанного Федерального закона).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, основания осуществления кадастрового учета, состав необходимых для кадастрового учета документов определены в ст. 7, 16, 22 указанного Федерального закона.
Из положений вышеуказанных норм права следует, что использование по своему усмотрению земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами, возможно лишь с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, сформированного для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома, и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, Товарищество использует земельный участок с кадастровым номером 66:41:0108027:34, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Таганская, 29, под огороженную территорию (участок огорожен металлическим ограждением, имеется временное помещение охраны, при въезде установлен шлагбаум). Металлическое ограждение установлено Товариществом на основании решения собственников жилых помещений, оформленного протоколом от 30 мая 2010, во исполнение указанного решения собственников Товариществом заключен договор подряда N 2010/04 от 07.09.2010 с ООО "Диамонд" об изготовлении и монтаже забора вокруг придомовой территории, 09.12.2010 данные работы были сданы подрядчиком.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от 18.01.2012 (л.д. 71-72), пояснениями председателя правления Товарищества - Садреева Р.Ф. (л.д. 67-68), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.02.2012 (л.д. 63-64), и по существу Товариществом не оспариваются.
Ссылка Товарищества на то, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:41:0108027:34, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости (л.д. 91), указанный земельный участок сформирован не для эксплуатации соответствующего дома, а для строительства многоквартирного жилого дома, для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" процедура формирования земельного участка по существующий многоквартирный дом и процедура формирования земельного участка для строительства отличаются как по основаниям для их осуществления, так и по правовым последствиям, к которым они приводят.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом административного органа о том, что применительно к рассматриваемой ситуации возможность установления Товариществом забора, ограждающего земельный участок, могла быть рассмотрена только после формирования земельного участка под эксплуатацию многоквартирного жилого дома, и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По мнению суда апелляционной инстанции, при указанных обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении вина Товарищества исследована и установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении к административной ответственности указано, что вина Товарищества выразилась в использовании земельного участка несформированного для эксплуатационных целей, Товарищество не совершило необходимых действий, направленных на законное использование земельного участка, при существующей возможности и обязанности совершить указанные действия.
Доказательств отсутствия у Товарищества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлекается к ответственности, не представлено. Товарищество имело возможность своевременно предпринять все необходимые меры, направленные на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок и использование его на законных основаниях. Доказательств, объективно препятствующих заявителю исполнить требования законодательства, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Направление заявителем в адрес Управления Главархитектуры г. Екатеринбурга письма от 28.10.2010 исх. N 29 (л.д. 45) с просьбой сформировать земельный участок, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о принятии Товариществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства. Обращение в исполнительный орган местного самоуправления не является достаточной мерой, позволяющей Товариществу совершать действия по ограждению несформированного для эксплуатационных целей земельного участка до внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о доказанности вины Товарищества в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, Товариществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.02.2012 вынесено в присутствии представителя Товарищества - Садреева Р.Ф. (л.д. 63-64). Постановление о привлечении к административной ответственности от 16.03.2012 вынесено в отсутствие представителя Товарищества, при этом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Товарищество извещено надлежащим образом (л.д. 92-94).
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела (длительное использование земельного участка без правоустанавливающих документов с декабря 2010 года), характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 16.03.2012 по делу N 133 о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены оспариваемого предписания Управления, вынесенного в отношении ТСЖ "Таганская 79", об устранений нарушений земельного законодательства.
В соответствии со ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемое предписание вынесено уполномоченным органом, в соответствии с Положением "О государственном земельном контроле", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, согласно п. 9 которого должностные лица (государственные инспекторы по использованию и охране земель), указанные в п. 6 данного Положения, имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание является неконкретным и неисполнимым. Суд апелляционной инстанции учитывает, что мотивировочная часть предписания содержит указание на то, что допущенное Товариществом правонарушение выражено в огораживании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, Товариществу предписано устранить данное нарушение, а именно освободить земельный участок или оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
При этом в постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что для надлежащего оформления права общей долевой собственности на земельный участок собственникам необходимо обратиться за внесением сведений о своих правах на земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права является единственным подтверждением права на недвижимое имущество.
Обжалованное Товариществом предписание от 16.03.2012 вынесено в связи с обстоятельствами, отраженными в постановлении по делу об административном правонарушении о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.
Поскольку состав данного административного правонарушения доказан, вынесенное в отношении Товарищества предписание от 16.03.2012 является законным и обоснованным, соответственно, не нарушает охраняемые законом права и законные интересы Товарищества.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2012 года по делу N А60-17435/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья "Таганская 79" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)