Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 октября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6920/2010) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1-329 от 19.05.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - не явился, извещен;
- от Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Агапкина А.В. (удостоверение, доверенность N 2574 от 31.12.2009 сроком действия до 31.12.2010);
- установил:
ОАО "ОмскВодоканал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1-329 от 19.05.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 требования заявителя были удовлетворены частично. Между тем, посчитав наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. несоразмерным совершенному правонарушению, ввиду отсутствия отягчающих вину Общества обстоятельств, суд первой инстанции снизил размер штрафа до 5000 руб.
В обоснование принятого решения арбитражный суд указал на наличие в действиях ОАО "ОмскВодоканал" состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, отсутствие процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности, что повлекло отказ в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе, в дополнениях к ней, ОАО "ОмскВодоканал" просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя, принять новый судебный акт - о признании незаконным оспариваемого постановления.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции формально подошел к рассмотрению данного спора, не оценив должным образом доводы общества, а именно: об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, основанный на том, что ОАО "ОмскВодоканал" не могло осуществлять водоснабжение вышеуказанных жилых домов по причине аномально низких температур в январе - феврале 2010 года, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей, которые к тому же не принадлежат Обществу.
По утверждению подателя апелляционной жалобы в адрес общества не был направлен акт проверки N 03-03-08/60 от 05.05.2010.
Кроме того, Общество отмечает, что названный акт был составлен с нарушением требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: акт был составлен 05.05.2010, то есть спустя 6 дней с момента осуществления проверки 30.04.2010.
Также податель жалобы утверждает, что совершенное им правонарушение подлежит признать малозначительным и освободить заявителя от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В прокуратуру округа поступило обращение Цируль Жанны Алексеевны о неисполнении заявителем в феврале, марте, апреле, мае 2010 года обязанности по предоставлению услуги холодного водоснабжения. Названное обращение для проведения проверки направлено в Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области. На основании распоряжения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области 30.04.2010 государственным жилищным инспектором Омской области Кудряшовым Д.В. проведена проверка в отношении заявителя.
В результате проверки установлено, что с 12.02.2010 по 05.05.2010 обществом не была предоставлена коммунальная услуга (холодное водоснабжение) в дом N 42 по улице 1-ый Украинский переулок в г. Омске в связи с перемерзанием водопроводных сетей, тем самым допущено нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, о чем составлен акт проверки N 03-03-08/60 от 05.05.2010.
05.05.2010 государственный жилищный инспектор Омской области Кудряшов Д.В. составил в отношении общества протокол N 23 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
19.05.2010 заместителем начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Будановым Е.Ф. по результатам рассмотрения дела N 1 - 329 об административном правонарушении было вынесено постановление, которым открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 требования заявителя были удовлетворены частично.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил от 23.05.2006 N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно пункту 3 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пункт 49 Правил от 23.05.2006 N 307 устанавливает, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с пунктом 75 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из имеющегося в материалах дела Устава ОАО "ОмскВодоканал" усматривается, что одним из основных видов деятельности общества является водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует и ОАО "ОмскВодоканал" по существу не оспорено, что граждане, проживающие в указанном выше жилом доме, денежные средства за услуги по холодному водоснабжению перечисляют ОАО "ОмскВодоканал" по квитанциям, выставленным в их адрес обществом.
Учитывая изложенное, ОАО "ОмскВодоканал" является исполнителем по представлению коммунальных услуг (холодного водоснабжения) собственникам помещений означенных индивидуальных жилых домов, а, следовательно, является лицом, ответственным за соблюдение уровня или режима обеспечения населения указанными коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 23.05.2006 N 307 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесено, в том числе, холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Пунктом 9 Правил от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307 требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа (пункт 1).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведения административным органом вышеуказанной проверки было обнаружено нарушение нормативов обеспечения граждан, проживающих в индивидуальном жилом доме N 42 по улице 1-ый Украинский переулок в г. Омске, коммунальной услугой (холодное водоснабжение) ОАО "ОмскВодоканал", а именно: установлено, что в указанном выше доме в период с 12.02.2010 по 05.05.2010 в связи с перемерзанием водопроводных сетей не представлялась коммунальная услуга по холодному водоснабжению.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае материалами дела, а именно: актом проверки от 05.05.2010 N 03-03-08/60, протоколом об административном правонарушении квитанциями об оплате услуги холодного водоснабжения подтверждается факт того, что ОАО "ОмскВодоканал", являющимся ответственным за соблюдение уровня или режима обеспечения населения коммунальной услугой (холодное водоснабжение), допущены нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Факт совершения указанного административного правонарушения ОАО "ОмскВодоканал" фактически не опровергнуто.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств невозможности соблюдения ОАО "ОмскВодоканал" требований Правил от 23.05.2006 N 307 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Кроме того, из представленных в материалы дела жалоб жильцов дома N 42 по улице 1-ый Украинский переулок следует, что отсутствие подачи воды, как в колонках, так и в водопроводе, подведенном в установленном порядке в названный дом, произошло по причине перемерзания центрального водопровода. Более того, из материалов дела усматривается, что необеспечение бесперебойного круглосуточного водоснабжения жилых помещений, расположенных в доме N 42 по улице 1-ый Украинский переулок происходило в период с 12.02.2010 по 05.05.2010.
Таким образом, риск неблагоприятных последствий неисполнения правил предоставления коммунальных услуг гражданам лежит на ОАО "ОмскВодоканал".
Нарушение порядка и срока давности привлечения общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда о наличии в действиях ОАО "ОмскВодоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о том, что должностным лицом, проводившим проверку, были нарушены сроки составления акта проверки юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Проверка была завершена государственным жилищным инспектором Д.В. Кудряшовым 05.05.2010 года, в результате чего был составлен акт проверки юридического лица N 03-03-08/60 от 05.05.2010 года. К тому же, в акте проверки юридического лица указано, что продолжительность проверки составила с 30 апреля 2010 года по 5 мая 2010 года.
Также апелляционный суд находит несостоятельным довод общества о том, что в нарушение пункта 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ, административный орган не предоставил Обществу акт проверки, поскольку в материалах дела имеется копия почтовой квитанции (т. 1 л.д. 62) и копия сопроводительного письма (т. 2 л.д. 27), свидетельствующие об отправке в адрес ОАО "ОмскВодоканал" копии предписания N 03-02-08/31 от 5.05.2010, копии протоколов N 23 от 5.05.2010, N 24 от 5.05.2010, копии актов N 03-03-08/59 от 5.05.2010, 03-03-08/60 от 5.05.2010.
Не может согласиться апелляционный суд и с утверждением подателя жалобы о том, что совершенное им правонарушения является малозначительным, поскольку период отсутствия водоснабжения является продолжительным, а именно с 12 февраля 2010 года по 5 мая 2010 года.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание тяжесть наступивших последствий правонарушения, а именно период неисполнения Обществом своих обязанностей по бесперебойному водоснабжению граждан, с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2010 ПО ДЕЛУ N А46-7506/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2010 г. по делу N А46-7506/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 октября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6920/2010) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1-329 от 19.05.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - не явился, извещен;
- от Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Агапкина А.В. (удостоверение, доверенность N 2574 от 31.12.2009 сроком действия до 31.12.2010);
- установил:
ОАО "ОмскВодоканал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1-329 от 19.05.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 требования заявителя были удовлетворены частично. Между тем, посчитав наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. несоразмерным совершенному правонарушению, ввиду отсутствия отягчающих вину Общества обстоятельств, суд первой инстанции снизил размер штрафа до 5000 руб.
В обоснование принятого решения арбитражный суд указал на наличие в действиях ОАО "ОмскВодоканал" состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, отсутствие процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности, что повлекло отказ в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе, в дополнениях к ней, ОАО "ОмскВодоканал" просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя, принять новый судебный акт - о признании незаконным оспариваемого постановления.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции формально подошел к рассмотрению данного спора, не оценив должным образом доводы общества, а именно: об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, основанный на том, что ОАО "ОмскВодоканал" не могло осуществлять водоснабжение вышеуказанных жилых домов по причине аномально низких температур в январе - феврале 2010 года, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей, которые к тому же не принадлежат Обществу.
По утверждению подателя апелляционной жалобы в адрес общества не был направлен акт проверки N 03-03-08/60 от 05.05.2010.
Кроме того, Общество отмечает, что названный акт был составлен с нарушением требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: акт был составлен 05.05.2010, то есть спустя 6 дней с момента осуществления проверки 30.04.2010.
Также податель жалобы утверждает, что совершенное им правонарушение подлежит признать малозначительным и освободить заявителя от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В прокуратуру округа поступило обращение Цируль Жанны Алексеевны о неисполнении заявителем в феврале, марте, апреле, мае 2010 года обязанности по предоставлению услуги холодного водоснабжения. Названное обращение для проведения проверки направлено в Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области. На основании распоряжения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области 30.04.2010 государственным жилищным инспектором Омской области Кудряшовым Д.В. проведена проверка в отношении заявителя.
В результате проверки установлено, что с 12.02.2010 по 05.05.2010 обществом не была предоставлена коммунальная услуга (холодное водоснабжение) в дом N 42 по улице 1-ый Украинский переулок в г. Омске в связи с перемерзанием водопроводных сетей, тем самым допущено нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, о чем составлен акт проверки N 03-03-08/60 от 05.05.2010.
05.05.2010 государственный жилищный инспектор Омской области Кудряшов Д.В. составил в отношении общества протокол N 23 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
19.05.2010 заместителем начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Будановым Е.Ф. по результатам рассмотрения дела N 1 - 329 об административном правонарушении было вынесено постановление, которым открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 требования заявителя были удовлетворены частично.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил от 23.05.2006 N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно пункту 3 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пункт 49 Правил от 23.05.2006 N 307 устанавливает, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с пунктом 75 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из имеющегося в материалах дела Устава ОАО "ОмскВодоканал" усматривается, что одним из основных видов деятельности общества является водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует и ОАО "ОмскВодоканал" по существу не оспорено, что граждане, проживающие в указанном выше жилом доме, денежные средства за услуги по холодному водоснабжению перечисляют ОАО "ОмскВодоканал" по квитанциям, выставленным в их адрес обществом.
Учитывая изложенное, ОАО "ОмскВодоканал" является исполнителем по представлению коммунальных услуг (холодного водоснабжения) собственникам помещений означенных индивидуальных жилых домов, а, следовательно, является лицом, ответственным за соблюдение уровня или режима обеспечения населения указанными коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 23.05.2006 N 307 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесено, в том числе, холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Пунктом 9 Правил от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307 требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа (пункт 1).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведения административным органом вышеуказанной проверки было обнаружено нарушение нормативов обеспечения граждан, проживающих в индивидуальном жилом доме N 42 по улице 1-ый Украинский переулок в г. Омске, коммунальной услугой (холодное водоснабжение) ОАО "ОмскВодоканал", а именно: установлено, что в указанном выше доме в период с 12.02.2010 по 05.05.2010 в связи с перемерзанием водопроводных сетей не представлялась коммунальная услуга по холодному водоснабжению.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае материалами дела, а именно: актом проверки от 05.05.2010 N 03-03-08/60, протоколом об административном правонарушении квитанциями об оплате услуги холодного водоснабжения подтверждается факт того, что ОАО "ОмскВодоканал", являющимся ответственным за соблюдение уровня или режима обеспечения населения коммунальной услугой (холодное водоснабжение), допущены нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Факт совершения указанного административного правонарушения ОАО "ОмскВодоканал" фактически не опровергнуто.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств невозможности соблюдения ОАО "ОмскВодоканал" требований Правил от 23.05.2006 N 307 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Кроме того, из представленных в материалы дела жалоб жильцов дома N 42 по улице 1-ый Украинский переулок следует, что отсутствие подачи воды, как в колонках, так и в водопроводе, подведенном в установленном порядке в названный дом, произошло по причине перемерзания центрального водопровода. Более того, из материалов дела усматривается, что необеспечение бесперебойного круглосуточного водоснабжения жилых помещений, расположенных в доме N 42 по улице 1-ый Украинский переулок происходило в период с 12.02.2010 по 05.05.2010.
Таким образом, риск неблагоприятных последствий неисполнения правил предоставления коммунальных услуг гражданам лежит на ОАО "ОмскВодоканал".
Нарушение порядка и срока давности привлечения общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда о наличии в действиях ОАО "ОмскВодоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о том, что должностным лицом, проводившим проверку, были нарушены сроки составления акта проверки юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Проверка была завершена государственным жилищным инспектором Д.В. Кудряшовым 05.05.2010 года, в результате чего был составлен акт проверки юридического лица N 03-03-08/60 от 05.05.2010 года. К тому же, в акте проверки юридического лица указано, что продолжительность проверки составила с 30 апреля 2010 года по 5 мая 2010 года.
Также апелляционный суд находит несостоятельным довод общества о том, что в нарушение пункта 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ, административный орган не предоставил Обществу акт проверки, поскольку в материалах дела имеется копия почтовой квитанции (т. 1 л.д. 62) и копия сопроводительного письма (т. 2 л.д. 27), свидетельствующие об отправке в адрес ОАО "ОмскВодоканал" копии предписания N 03-02-08/31 от 5.05.2010, копии протоколов N 23 от 5.05.2010, N 24 от 5.05.2010, копии актов N 03-03-08/59 от 5.05.2010, 03-03-08/60 от 5.05.2010.
Не может согласиться апелляционный суд и с утверждением подателя жалобы о том, что совершенное им правонарушения является малозначительным, поскольку период отсутствия водоснабжения является продолжительным, а именно с 12 февраля 2010 года по 5 мая 2010 года.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание тяжесть наступивших последствий правонарушения, а именно период неисполнения Обществом своих обязанностей по бесперебойному водоснабжению граждан, с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2010 по делу N А46-7506/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)