Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2676/2010) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 февраля 2010 года по делу N А75-12291/2009 (судья Федоров А.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" к Сургутскому городскому муниципальному предприятию "Городские тепловые сети" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора снабжения тепловой энергией и горячей водой,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО УК "Сервис-3" - Васильев А.Н. по доверенности N 61 от 15.01.2010,
от Сургутского городского муниципального предприятия "Городские тепловые сети" - Акулинина А.А. по доверенности N 2864 от 19.03.2010, Лещева М.А. по доверенности N 8060 от 23.11.2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" (далее - ООО УК "Сервис-3") 17.11.2009 обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "ГТС") о принятии пунктов 2.2.2, 2.5, 2.8, 4.2.8, 5.2, 6.2 договора снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936 в редакции истца, исключении из договора пунктов 2.4, 6.4, 6.7, дополнении договора пунктом 4.2.11.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2010 по делу N А75-12291/2009 спорные пункты 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 4.2.8, 4.2.11, 5.2, 6.2, 6.4, 6.7 договора снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936 между ООО "УК "Сервис-3" и СГМУП "ГТС" приняты в следующей редакции: пункты 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 6.2, 6.4 - в редакции ответчика; пункт 4.2.8 - в редакции ответчика, пункт 4.2.8 перенесен из раздела 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация обязана" в раздел 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация имеет право"; пункт 5.2 принят в редакции ответчика, определен порядок оплаты тепловой энергии за фактическое потребление тепловой энергии - до 15 числа месяца, следующего за расчетным; пункт 6.7 исключен. В удовлетворении иска о дополнении договора пунктом 4.2.11 отказано.
Возражая против решения суда от 17.02.2010 в части принятия в редакции ответчика пунктов 2.2.2, 2.4, 2.5, подпункта "б" пункта 4.2.8, пунктов 5.2, 6.2, 6.4 договора, ООО УК "Сервис-3" в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО УК "Сервис-3" поддержал доводы апелляционной жалобы, просит проверить решение суда в части указанных в апелляционной жалобе пунктов договора.
Представители СГМУП "ГТС" высказались согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу, возражений относительно проверки решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ) и считает его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, при заключении договора снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936 между СГМУП "ГТС" (энергоснабжающая организация) и ООО УК "Сервис-3" (управляющая организация) возник спор по содержанию пунктов 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 4.2.8, 4.2.11, 5.2, 6.2, 6.4, 6.7 указанного договора. В процессе совместного рассмотрения возникших разногласий стороны не пришли к соглашению.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрения суда.
Условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, подлежат определению в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Оценив спорные условия договора, позицию истца и ответчика по настоящему делу, правовой статус сторон как участников правоотношений по энергоснабжению, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод основанным на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, - императивным нормам, действующим в момент его заключения.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, в силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
ООО УК "Сервис-3" как юридическое лицо, приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, является (как управляющая организация) в соответствии с пунктом 3 указанных Правил (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (лицами, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Применение положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам к отношениям, в которых участвуют управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги и ресурсоснабжающая организация, соответствует существующей судебной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08, от 09.06.2009 N 525/09, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-17471/09, от 27.03.2009 N 2807/09, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2009 по делу N А82-16270/2008-45, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2008 по делу N А56-2298/2007 и др.).
Поэтому вывод суда первой инстанции о неприменении к правоотношениям сторон Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
Энергоснабжающей организацией (ответчиком) предложена следующая редакция первого подпункта пункта 2.2.2 договора N 936: "Количество отпущенной горячей воды (при отсутствии общедомовых приборов учета) определяется расчетом: для проживающих в объектах граждан, исходя из норматива потребления, численности проживающих в объектах граждан за расчетный период, и вычетом перерасчетов в соответствии с законодательством".
Ответчик мотивировал свою редакцию данного условия договора тем, что в нем указан порядок, в соответствии с которым осуществляется расчет количества отпущенной горячей воды при отсутствии общедомовых приборов учета для проживающих в объектах граждан, исходя из норматива потребления, численности проживающих в этих объектах граждан за расчетный период и вычетом перерасчетов в соответствии с законодательством. Вычеты производимых перерасчетов осуществляются в связи с отсутствием граждан в помещениях, при перерывах в поставке тепловой энергии и горячей воды, превышающей допустимую продолжительность перерывов, некачественную поставку коммунальных ресурсов энергоснабжающей организацией управляющим компаниям, предусмотренных действующим законодательством.
Управляющая организация (истец) предложила дополнить первый подпункт следующим предложением "при наличии в жилых помещениях граждан индивидуальных приборов учета, размер платы за горячее водоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета; если в жилых помещениях граждан установлен индивидуальный прибор учета и оплата за горячее водоснабжение была произведена без использования показаний (по нормативу), то в последующем производится перерасчет по показаниям индивидуальных приборов учета".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Фактически принятое количество тепловой энергии в силу статьи 544 ГК РФ должно определяться в соответствии с данными прибора учета.
Вместе с тем, учитывая отсутствие прибора учета на границе раздела балансовой принадлежности сетей истца и ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности подпункта 1 пункта 2.2.2 договора N 936 в редакции ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам, утверждаемых органами местного самоуправления.
Абонентом по спорному договору является истец, граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом, и в связи с этим ссылка ООО УК "Сервис-3" на необходимость определения количества отпущенной тепловой энергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета, которыми оборудована часть квартир находящегося в его управлении жилого дома, несостоятельна, поскольку использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии по показаниям квартирных приборов учета не могут быть учтены потери во внутридомовых сетях, находящихся вне границ ответственности предприятия - СГМУП "ГТС".
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N ВАС-26/10 по делу N А81-5103/2008, от 08.04.2010 N ВАС-3245/10 по делу N А55-4744/2009.
При отсутствии приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей истца и ответчика, при определении количества отпущенной тепловой энергии необходимо руководствоваться расчетным способом, исходя из норматива отпуска тепловой энергии населению.
Поэтому неоснователен довод ООО УК "Сервис-3" о необходимости применения пункта 16 Правил N 307 для определения фактического количества потребленной тепловой энергии при расчетах между энергоснабжающей и управляющей организациями.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным принятие подпункта 1 пункта 2.2.2 договора N 936 в редакции ответчика.
Пункты 2.4 и 2.5 договора N 936 предложены СГМУП "ГТС" в следующей редакции: "приборы учета допускаются в эксплуатацию и пломбируются в установленном порядке согласно "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя". При этом затраты по оформлению актов допуска оплачиваются управляющей компанией согласно утвержденной калькуляции" (пункт 2.4). "Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка приборов учета, о чем составляется повторный акт допуска прибора учета в эксплуатацию. При этом затраты по оформлению повторного акта допуска оплачиваются управляющей организацией согласно утвержденной калькуляции".
ООО УК "Сервис-3" предлагает пункт 2.4 и второе предложение пункта 2.5 договора N 936 исключить, так как данными условиями энергоснабжающая организация, по мнению истца, неправомерно вменяет в обязанность управляющей организации нести дополнительные расходы по составлению энергоснабжающей организацией актов допуска прибора учета в эксплуатацию.
Однако, как правильно указано ответчиком в возражениях на иск, процедура допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регламентирована разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, и зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954. Пунктами 7.1, 7.2 названных Правил предусмотрено осуществление представителем энергоснабжающей организации определенных работ по проверке приборов учета, готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации. Приборы учета находятся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации, энергоснабжающая организация оказывает техническую возмездную услугу по приемке узла учета в эксплуатацию, которая в соответствии со статьей 781 ГК РФ подлежит оплате. Факт оказания услуг подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. При этом в силу пункта 7.7 Правил проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном.
Довод апелляционной жалобы о том, что учет тепловой энергии, включая допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, является неотъемлемой частью процесса поставки энергии, и затраты по составлению акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии должны быть предусмотрены в тарифе на коммунальный ресурс, отклоняется..
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно статье 1 ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В статье 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены следующие используемые в нем понятия:
- - организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- - цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
- - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры);
- - тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (далее также - тариф организации коммунального комплекса на подключение);
- - надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры (далее также - надбавка для потребителей);
- - надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к цене (тарифу) для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
- - тарифы и надбавки - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предусмотрен статьей 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно статье 4 настоящего Федерального закона, установление тарифов и надбавок осуществляется на основании утвержденных Правительством Российской Федерации правил регулирования (пункт 1 части 1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 части 4).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 17 настоящего Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральным законом; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
По правилам статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей СГМУП "ГТС" установлены с 01.01.2009 решением Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2008 N 193-Э.
Согласно пункту 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей. Данными нормативными актами также определены слагаемые регулируемого тарифа (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
Из приведенных выше нормативных правовых актов и материалов дела не следует, что затраты на приемку узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию подлежали включению и включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую СГМУП "ГТС".
Следовательно, являются обоснованными доводы ответчика о том, что стоимость услуги по допуску в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии подлежит оплате дополнительно. Суд первой инстанции правомерно принял пункты 2.4, 2.5 договора N 936 в редакции ответчика.
СГМУП "ГТС" предложена следующая редакция пункта 4.2.8 договора N 936: "Ограничить или прекратить подачу тепловой энергии и горячей воды в следующих случаях: а) в соответствии с действующим законодательством РФ; б) при неоплате управляющей организацией тепловой энергии и горячей воды по истечении второго периода платежа; в) самовольного подключения управляющей организацией к тепловой сети энергоснабжающей организации новых объектов, установок или отдельных их частей; г) ввода управляющей организацией в эксплуатацию систем теплопотребления без участия представителя энергоснабжающей организации; д) по предписанию органов Ростехнадзора; е) неудовлетворительного состояния систем теплопотребления потребителя, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни людей; з) не допуска управляющей организацией представителей энергоснабжающей организации к системам теплопотребления или приборам учета тепловой энергии; и) при обнаружении утечки и (или) загрязнения сетевой воды, происшедшей по вине управляющей организации".
Истец предлагает исключить подпункт "б" из текста пункта 4.2.8.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в данной части, указал, что условия подпункта "б" пункта 4.2.8 договора основаны на статье 546 ГК РФ, позволяющей прекратить и (или) ограничить подачу энергии в случае нарушения обязательств по оплате за тепловую энергию.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод суда первой инстанции необоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 523 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон; нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).
Заключение сторонами договора N 936 от 01.09.2009 имеет своей целью обеспечение нужд граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, и осуществляется истцом во исполнение возложенных на него обязанностей по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Основания и порядок приостановления, ограничения исполнителем предоставления коммунальных услуг гражданам установлены пунктами 79 - 86 Правил N 307.
В силу пункта 81 Правил N 307 наличие задолженности не может служить основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги отопления. Возможность прекращения (отключения) предоставления такой коммунальной услуги Правилами не предусмотрена.
Кроме того, согласно пункту 85 настоящих Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Условия подпункта "б" пункта 4.2.8 договора N 936 от 01.09.2009 не соответствуют положениям названных пунктов Правил N 307 и могут ограничить права добросовестных плательщиков за коммунальные услуги в многоквартирном доме, в связи с чем являются недействительными (статья 168 ГК РФ) и не подлежат включению в договор снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подпункт "б" пункта 4.2.8 договора по требованию истца из договора следует исключить.
СГМУП "ГТС" предложена следующая редакция пункта 5.2 договора N 936: "Плата за потребленную тепловую энергию и горячую воду для нужд потребителей (население) производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Непоступление письменного отказа в течение 3-х дней после получения акта выполненных работ и счета-фактуры считается подтверждением факта потребления оказанных услуг в количестве и по цене, за отчетный период".
Истец предлагает слова: "до 10 числа, следующего за расчетным" заменить словами: "до 20 числа месяца, следующего за расчетным, в пределах поступивших платежей от населения по данному виду услуг".
В заседании суда первой инстанции представитель ответчика предложил установить в договоре срок оплаты до 15 числа.
В силу пункта 2 статьи 554 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15 числа текущего месяца.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 307 оплата за коммунальные услуги гражданами вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Суд первой инстанции, учитывая изложенное, с целью соблюдения баланса интересов сторон, пришел к обоснованному выводу о возможности принять по предложению ответчика в пункте 5.2 договора N 936 срок оплаты - до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в остальном пункт 5.2 договора N 936 правомерно принят в редакции ответчика. Принятие указанного пункта договора в редакции ответчика нормам материального права не противоречит и интересы истца не нарушает.
Энергоснабжающей организацией предложена следующая редакция пунктов 6.2, 6.4 договора: "Пуск тепла в новом отопительном сезоне производится энергоснабжающей организацией пообъектно на основании совместного акта готовности объектов управляющей организации к приему теплоносителя и отсутствии дебиторской задолженности. Акт запуска объектов управляющая организация предоставляет в абонентский отдел энергоснабжающей организации для расчета по факту подключения" (пункт 6.2). "Энергоснабжающая организация производит ограничение управляющей организации в подаче тепловой энергии и горячей воды в случае нарушения управляющей организацией п. 5.2, п. 5.3 настоящего договора. При полном отключении управляющей организации договор считается временно приостановленным" (пункт 6.4).
Истец предлагает исключить из пункта 6.2 договора слова "и отсутствии дебиторской задолженности", указывая, что условие договора о пуске тепла в многоквартирный дом в новом отопительном сезоне при отсутствии дебиторской задолженности, тем более при наличии в доме добросовестных плательщиков, противоречит действующему законодательству. Пункт 6.4 договора истец просит исключить.
Суд первой инстанции со ссылкой на статьи 523, 546 ГК РФ признал пункты 6.2, 6.4 договора в редакции ответчика правомерными.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции неверным.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 307 если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке: а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя; в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Поскольку пункты 6.2, 6.4 договора в редакции ответчика противоречат пункту 81 Правил N 307, действующих на всей территории Российской Федерации и обязательных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, пункт 6.2 договора подлежат принятию в редакции истца - с исключением из его текста фразы "и отсутствии дебиторской задолженности", пункт 6.4 полностью подлежит исключению из договора.
Решение суда первой инстанции, принятое при неправильном применении норм материального права, подлежит изменению соответственно изложенному. Расходы по иску и апелляционной жалобе относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. На ООО УК "Сервис-3" относится 1333 руб. 34 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1333 руб. 34 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, на СГМУП "ГТС" - 666 руб. 66 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 666 руб. 66 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, всего - 1 333 руб. 32 коп.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2010 по делу N А75-12291/2009 в обжалуемой части изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Пункты 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8 договора N 936 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" и Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием "Городские тепловые сети" принять в редакции ответчика.
Пункт 5.2 договора N 936 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 принять в редакции ответчика, определить порядок оплаты тепловой энергии за фактически потребленную тепловую энергию - до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Исключить пункты 6.4, 6.7, а также подпункт "б" пункта 4.2.8.
Пункт 4.2.8 в редакции ответчика (в составе подпунктов а, в, г, д, е, з, и) перенести из раздела 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация обязана" в раздел 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация имеет право".
В удовлетворении иска о дополнении договора пунктом 4.2.11 отказать.
Взыскать с Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" 1333 руб. 32 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.РЯБУХИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2010 ПО ДЕЛУ N А75-12291/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. по делу N А75-12291/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2676/2010) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 февраля 2010 года по делу N А75-12291/2009 (судья Федоров А.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" к Сургутскому городскому муниципальному предприятию "Городские тепловые сети" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора снабжения тепловой энергией и горячей водой,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО УК "Сервис-3" - Васильев А.Н. по доверенности N 61 от 15.01.2010,
от Сургутского городского муниципального предприятия "Городские тепловые сети" - Акулинина А.А. по доверенности N 2864 от 19.03.2010, Лещева М.А. по доверенности N 8060 от 23.11.2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" (далее - ООО УК "Сервис-3") 17.11.2009 обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "ГТС") о принятии пунктов 2.2.2, 2.5, 2.8, 4.2.8, 5.2, 6.2 договора снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936 в редакции истца, исключении из договора пунктов 2.4, 6.4, 6.7, дополнении договора пунктом 4.2.11.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2010 по делу N А75-12291/2009 спорные пункты 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 4.2.8, 4.2.11, 5.2, 6.2, 6.4, 6.7 договора снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936 между ООО "УК "Сервис-3" и СГМУП "ГТС" приняты в следующей редакции: пункты 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 6.2, 6.4 - в редакции ответчика; пункт 4.2.8 - в редакции ответчика, пункт 4.2.8 перенесен из раздела 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация обязана" в раздел 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация имеет право"; пункт 5.2 принят в редакции ответчика, определен порядок оплаты тепловой энергии за фактическое потребление тепловой энергии - до 15 числа месяца, следующего за расчетным; пункт 6.7 исключен. В удовлетворении иска о дополнении договора пунктом 4.2.11 отказано.
Возражая против решения суда от 17.02.2010 в части принятия в редакции ответчика пунктов 2.2.2, 2.4, 2.5, подпункта "б" пункта 4.2.8, пунктов 5.2, 6.2, 6.4 договора, ООО УК "Сервис-3" в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО УК "Сервис-3" поддержал доводы апелляционной жалобы, просит проверить решение суда в части указанных в апелляционной жалобе пунктов договора.
Представители СГМУП "ГТС" высказались согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу, возражений относительно проверки решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ) и считает его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, при заключении договора снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936 между СГМУП "ГТС" (энергоснабжающая организация) и ООО УК "Сервис-3" (управляющая организация) возник спор по содержанию пунктов 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 4.2.8, 4.2.11, 5.2, 6.2, 6.4, 6.7 указанного договора. В процессе совместного рассмотрения возникших разногласий стороны не пришли к соглашению.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрения суда.
Условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, подлежат определению в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Оценив спорные условия договора, позицию истца и ответчика по настоящему делу, правовой статус сторон как участников правоотношений по энергоснабжению, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод основанным на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, - императивным нормам, действующим в момент его заключения.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, в силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
ООО УК "Сервис-3" как юридическое лицо, приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, является (как управляющая организация) в соответствии с пунктом 3 указанных Правил (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (лицами, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Применение положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам к отношениям, в которых участвуют управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги и ресурсоснабжающая организация, соответствует существующей судебной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08, от 09.06.2009 N 525/09, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-17471/09, от 27.03.2009 N 2807/09, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2009 по делу N А82-16270/2008-45, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2008 по делу N А56-2298/2007 и др.).
Поэтому вывод суда первой инстанции о неприменении к правоотношениям сторон Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
Энергоснабжающей организацией (ответчиком) предложена следующая редакция первого подпункта пункта 2.2.2 договора N 936: "Количество отпущенной горячей воды (при отсутствии общедомовых приборов учета) определяется расчетом: для проживающих в объектах граждан, исходя из норматива потребления, численности проживающих в объектах граждан за расчетный период, и вычетом перерасчетов в соответствии с законодательством".
Ответчик мотивировал свою редакцию данного условия договора тем, что в нем указан порядок, в соответствии с которым осуществляется расчет количества отпущенной горячей воды при отсутствии общедомовых приборов учета для проживающих в объектах граждан, исходя из норматива потребления, численности проживающих в этих объектах граждан за расчетный период и вычетом перерасчетов в соответствии с законодательством. Вычеты производимых перерасчетов осуществляются в связи с отсутствием граждан в помещениях, при перерывах в поставке тепловой энергии и горячей воды, превышающей допустимую продолжительность перерывов, некачественную поставку коммунальных ресурсов энергоснабжающей организацией управляющим компаниям, предусмотренных действующим законодательством.
Управляющая организация (истец) предложила дополнить первый подпункт следующим предложением "при наличии в жилых помещениях граждан индивидуальных приборов учета, размер платы за горячее водоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета; если в жилых помещениях граждан установлен индивидуальный прибор учета и оплата за горячее водоснабжение была произведена без использования показаний (по нормативу), то в последующем производится перерасчет по показаниям индивидуальных приборов учета".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Фактически принятое количество тепловой энергии в силу статьи 544 ГК РФ должно определяться в соответствии с данными прибора учета.
Вместе с тем, учитывая отсутствие прибора учета на границе раздела балансовой принадлежности сетей истца и ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности подпункта 1 пункта 2.2.2 договора N 936 в редакции ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам, утверждаемых органами местного самоуправления.
Абонентом по спорному договору является истец, граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом, и в связи с этим ссылка ООО УК "Сервис-3" на необходимость определения количества отпущенной тепловой энергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета, которыми оборудована часть квартир находящегося в его управлении жилого дома, несостоятельна, поскольку использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии по показаниям квартирных приборов учета не могут быть учтены потери во внутридомовых сетях, находящихся вне границ ответственности предприятия - СГМУП "ГТС".
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N ВАС-26/10 по делу N А81-5103/2008, от 08.04.2010 N ВАС-3245/10 по делу N А55-4744/2009.
При отсутствии приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей истца и ответчика, при определении количества отпущенной тепловой энергии необходимо руководствоваться расчетным способом, исходя из норматива отпуска тепловой энергии населению.
Поэтому неоснователен довод ООО УК "Сервис-3" о необходимости применения пункта 16 Правил N 307 для определения фактического количества потребленной тепловой энергии при расчетах между энергоснабжающей и управляющей организациями.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным принятие подпункта 1 пункта 2.2.2 договора N 936 в редакции ответчика.
Пункты 2.4 и 2.5 договора N 936 предложены СГМУП "ГТС" в следующей редакции: "приборы учета допускаются в эксплуатацию и пломбируются в установленном порядке согласно "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя". При этом затраты по оформлению актов допуска оплачиваются управляющей компанией согласно утвержденной калькуляции" (пункт 2.4). "Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка приборов учета, о чем составляется повторный акт допуска прибора учета в эксплуатацию. При этом затраты по оформлению повторного акта допуска оплачиваются управляющей организацией согласно утвержденной калькуляции".
ООО УК "Сервис-3" предлагает пункт 2.4 и второе предложение пункта 2.5 договора N 936 исключить, так как данными условиями энергоснабжающая организация, по мнению истца, неправомерно вменяет в обязанность управляющей организации нести дополнительные расходы по составлению энергоснабжающей организацией актов допуска прибора учета в эксплуатацию.
Однако, как правильно указано ответчиком в возражениях на иск, процедура допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регламентирована разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, и зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954. Пунктами 7.1, 7.2 названных Правил предусмотрено осуществление представителем энергоснабжающей организации определенных работ по проверке приборов учета, готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации. Приборы учета находятся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации, энергоснабжающая организация оказывает техническую возмездную услугу по приемке узла учета в эксплуатацию, которая в соответствии со статьей 781 ГК РФ подлежит оплате. Факт оказания услуг подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. При этом в силу пункта 7.7 Правил проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном.
Довод апелляционной жалобы о том, что учет тепловой энергии, включая допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, является неотъемлемой частью процесса поставки энергии, и затраты по составлению акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии должны быть предусмотрены в тарифе на коммунальный ресурс, отклоняется..
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно статье 1 ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В статье 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены следующие используемые в нем понятия:
- - организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- - цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
- - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры);
- - тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (далее также - тариф организации коммунального комплекса на подключение);
- - надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры (далее также - надбавка для потребителей);
- - надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к цене (тарифу) для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
- - тарифы и надбавки - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предусмотрен статьей 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно статье 4 настоящего Федерального закона, установление тарифов и надбавок осуществляется на основании утвержденных Правительством Российской Федерации правил регулирования (пункт 1 части 1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 части 4).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 17 настоящего Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральным законом; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
По правилам статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей СГМУП "ГТС" установлены с 01.01.2009 решением Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2008 N 193-Э.
Согласно пункту 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей. Данными нормативными актами также определены слагаемые регулируемого тарифа (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
Из приведенных выше нормативных правовых актов и материалов дела не следует, что затраты на приемку узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию подлежали включению и включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую СГМУП "ГТС".
Следовательно, являются обоснованными доводы ответчика о том, что стоимость услуги по допуску в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии подлежит оплате дополнительно. Суд первой инстанции правомерно принял пункты 2.4, 2.5 договора N 936 в редакции ответчика.
СГМУП "ГТС" предложена следующая редакция пункта 4.2.8 договора N 936: "Ограничить или прекратить подачу тепловой энергии и горячей воды в следующих случаях: а) в соответствии с действующим законодательством РФ; б) при неоплате управляющей организацией тепловой энергии и горячей воды по истечении второго периода платежа; в) самовольного подключения управляющей организацией к тепловой сети энергоснабжающей организации новых объектов, установок или отдельных их частей; г) ввода управляющей организацией в эксплуатацию систем теплопотребления без участия представителя энергоснабжающей организации; д) по предписанию органов Ростехнадзора; е) неудовлетворительного состояния систем теплопотребления потребителя, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни людей; з) не допуска управляющей организацией представителей энергоснабжающей организации к системам теплопотребления или приборам учета тепловой энергии; и) при обнаружении утечки и (или) загрязнения сетевой воды, происшедшей по вине управляющей организации".
Истец предлагает исключить подпункт "б" из текста пункта 4.2.8.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в данной части, указал, что условия подпункта "б" пункта 4.2.8 договора основаны на статье 546 ГК РФ, позволяющей прекратить и (или) ограничить подачу энергии в случае нарушения обязательств по оплате за тепловую энергию.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод суда первой инстанции необоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 523 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон; нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).
Заключение сторонами договора N 936 от 01.09.2009 имеет своей целью обеспечение нужд граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, и осуществляется истцом во исполнение возложенных на него обязанностей по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Основания и порядок приостановления, ограничения исполнителем предоставления коммунальных услуг гражданам установлены пунктами 79 - 86 Правил N 307.
В силу пункта 81 Правил N 307 наличие задолженности не может служить основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги отопления. Возможность прекращения (отключения) предоставления такой коммунальной услуги Правилами не предусмотрена.
Кроме того, согласно пункту 85 настоящих Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Условия подпункта "б" пункта 4.2.8 договора N 936 от 01.09.2009 не соответствуют положениям названных пунктов Правил N 307 и могут ограничить права добросовестных плательщиков за коммунальные услуги в многоквартирном доме, в связи с чем являются недействительными (статья 168 ГК РФ) и не подлежат включению в договор снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 936.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подпункт "б" пункта 4.2.8 договора по требованию истца из договора следует исключить.
СГМУП "ГТС" предложена следующая редакция пункта 5.2 договора N 936: "Плата за потребленную тепловую энергию и горячую воду для нужд потребителей (население) производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Непоступление письменного отказа в течение 3-х дней после получения акта выполненных работ и счета-фактуры считается подтверждением факта потребления оказанных услуг в количестве и по цене, за отчетный период".
Истец предлагает слова: "до 10 числа, следующего за расчетным" заменить словами: "до 20 числа месяца, следующего за расчетным, в пределах поступивших платежей от населения по данному виду услуг".
В заседании суда первой инстанции представитель ответчика предложил установить в договоре срок оплаты до 15 числа.
В силу пункта 2 статьи 554 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15 числа текущего месяца.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 307 оплата за коммунальные услуги гражданами вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Суд первой инстанции, учитывая изложенное, с целью соблюдения баланса интересов сторон, пришел к обоснованному выводу о возможности принять по предложению ответчика в пункте 5.2 договора N 936 срок оплаты - до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в остальном пункт 5.2 договора N 936 правомерно принят в редакции ответчика. Принятие указанного пункта договора в редакции ответчика нормам материального права не противоречит и интересы истца не нарушает.
Энергоснабжающей организацией предложена следующая редакция пунктов 6.2, 6.4 договора: "Пуск тепла в новом отопительном сезоне производится энергоснабжающей организацией пообъектно на основании совместного акта готовности объектов управляющей организации к приему теплоносителя и отсутствии дебиторской задолженности. Акт запуска объектов управляющая организация предоставляет в абонентский отдел энергоснабжающей организации для расчета по факту подключения" (пункт 6.2). "Энергоснабжающая организация производит ограничение управляющей организации в подаче тепловой энергии и горячей воды в случае нарушения управляющей организацией п. 5.2, п. 5.3 настоящего договора. При полном отключении управляющей организации договор считается временно приостановленным" (пункт 6.4).
Истец предлагает исключить из пункта 6.2 договора слова "и отсутствии дебиторской задолженности", указывая, что условие договора о пуске тепла в многоквартирный дом в новом отопительном сезоне при отсутствии дебиторской задолженности, тем более при наличии в доме добросовестных плательщиков, противоречит действующему законодательству. Пункт 6.4 договора истец просит исключить.
Суд первой инстанции со ссылкой на статьи 523, 546 ГК РФ признал пункты 6.2, 6.4 договора в редакции ответчика правомерными.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции неверным.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 307 если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке: а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя; в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Поскольку пункты 6.2, 6.4 договора в редакции ответчика противоречат пункту 81 Правил N 307, действующих на всей территории Российской Федерации и обязательных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, пункт 6.2 договора подлежат принятию в редакции истца - с исключением из его текста фразы "и отсутствии дебиторской задолженности", пункт 6.4 полностью подлежит исключению из договора.
Решение суда первой инстанции, принятое при неправильном применении норм материального права, подлежит изменению соответственно изложенному. Расходы по иску и апелляционной жалобе относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. На ООО УК "Сервис-3" относится 1333 руб. 34 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1333 руб. 34 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, на СГМУП "ГТС" - 666 руб. 66 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 666 руб. 66 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, всего - 1 333 руб. 32 коп.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2010 по делу N А75-12291/2009 в обжалуемой части изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Пункты 2.2.2, 2.4, 2.5, 2.8 договора N 936 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" и Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием "Городские тепловые сети" принять в редакции ответчика.
Пункт 5.2 договора N 936 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 принять в редакции ответчика, определить порядок оплаты тепловой энергии за фактически потребленную тепловую энергию - до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Исключить пункты 6.4, 6.7, а также подпункт "б" пункта 4.2.8.
Пункт 4.2.8 в редакции ответчика (в составе подпунктов а, в, г, д, е, з, и) перенести из раздела 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация обязана" в раздел 4 "Права и обязанности сторон" - "Энергоснабжающая организация имеет право".
В удовлетворении иска о дополнении договора пунктом 4.2.11 отказать.
Взыскать с Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-3" 1333 руб. 32 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.РЯБУХИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)