Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2011 N 06АП-5074/2011 ПО ДЕЛУ N А73-8175/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2011 г. N 06АП-5074/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Хабэнергосбыт: Колесникова Евгения Сергеевна, представитель по доверенности от 10.12.2010 N ДЭК-2-15/309 Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Бутакова Елена Сергеевна, представитель по доверенности, от 11.01.2011 N 01.0-2;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" - Хабэнергосбыт
на решение от 29.09.2011
по делу N А73-8175/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" - Хабэнергосбыт
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 27.06.2011 N 833

установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 27.06.2011 N 833, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду не соответствия выводов суда материалам дела, а также неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании представитель общества настаивала на доводах заявленной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 14.04.2011 Управлением Роспотребнадзора на основании заявления потребителя проживающего по адресу: <...>, по факту нарушения его прав при начислении платы за электрическую энергию, в отношении ОАО "ДЭК", расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Тигровая, д. 19, возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
При осуществлении административного расследования с 14.04.2011 по 12.05.2011 на основании предоставленной обществом информации установлено следующее: при выставлении платежных документов на оплату коммунальной услуги "электроснабжение" за 2011 год гражданке, проживающей в <...>, ОАО "ДЭК" допустило нарушение требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, пунктов 37, 38 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", выразившегося в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение", а именно: платежные документы (квитанции) предоставлены ОАО "ДЭК" для оплаты за потребленную электроэнергию позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Согласно заявлению потребителя (от 05.04.2011 вх. N 688) платежный документ (квитанция) за январь 2011 г. предоставлен потребителю 16.02.2011. В связи с предоставлением квитанции для оплаты в не установленный срок, оплата по квитанции за январь 2011 г. произведена потребителем не до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, а 17.02.2011, при этом в квитанции за февраль 2011 г. оплаченная в январе сумма 419,07 руб. выставлена недоплатой.
12.05.2011 по окончанию административного расследования Управлением Роспотребнадзора в отношении ОАО "ДЭК", в отсутствие законного представителя общества, при его надлежащем извещении, составлен протокол N 833, а 27.06.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом, в отсутствие законного представителя общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 833, которым ОАО "ДЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 5 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункту 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 38 Правил, в платежном документе указываются, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод; сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований; сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды и другие сведения.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается ОАО "ДЭК" что факт несвоевременного представления потребителям платежных документов об оплате электроэнергии, приводит к несвоевременной оплате данной коммунальной услуги и, как следствие, указанию в квитанциях недостоверной информации о внесенной плате (в т.ч. в виде задолженности) за потребленную электроэнергию, что, в свою очередь, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Довод общества о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке представления коммунальных услуг гражданам" на общество не распространяются, а, следовательно, общество не является субъектом административной ответственности за нарушение данных положений, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен ввиду следующего.
Согласно соглашению о взаимодействии N 4В от 24.03.2009, заключенного между ООО "МО "Управляющая компания" (управляющая организация) и ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик), последнему переданы полномочия по предоставлению гражданам коммунальной услуги - энергоснабжение, с правом совершения всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги, организации начисления и получения платы за потребленную электроэнергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом.
В силу пункта 2.1 вышеуказанного соглашения Гарантирующий поставщик имеет право, в том числе формировать и направлять потребителям коммунальных услуг платежные документы (квитанции) на оплату потребленной электрической энергии.
Следовательно, исполнителем коммунальной услуги электроснабжения в данном случае с учетом положений пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг является ОАО "ДЭК", а не управляющая организация.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора от 27.06.2011 N 833, дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2011 по делу N А73-8175/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)