Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Е.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-1519/2011 (судья Книгина Л.Н).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Оренбургская управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным постановления N 38/01-14П-2011 от 09.02.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), которым на общество наложен административный штраф в размере 40 000 руб.
Решением суда от 19 апреля 2011 года (резолютивная часть объявлена 18.04.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе ООО "Оренбургская управляющая компания" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает на нарушение инспекцией при проведении проверки норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Заявитель считает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.01.2011 вынесено с нарушением сроков, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ, так как проверка проводилась 24.12.2010.
Судом не дана правовая оценка того, что Чученко О.Г. представляла интересы общества при рассмотрении административного дела по общей доверенности, наделяющей ее полномочиями истца, ответчика, третьего лица.
От жилищной инспекции в материалы дела поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Оренбургская управляющая компания" зарегистрировано в МИФНС N 10 по Оренбургской области в качестве юридического лица 17.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095658018642 (т. 1, л.д. 44). В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава общества (т. 1, л.д. 18-32), основными видами деятельности общества являются управление эксплуатацией жилого фонда и оказание коммунальных услуг населению.
01.04.2010 между собственниками помещений N 1-5, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А, и ООО "Оренбургская управляющая компания" заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: город Оренбург, ул. Орлова, д. 47А (т. 1, л.д. 58-61).
Согласно пункту 2.1 договора его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, выполнения работ по текущему и капитальному ремонту мест общего пользования, а также предоставление коммунальных услуг собственникам.
Прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга 24.12.2010 совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области проведена проверка соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений ООО "Оренбургская управляющая компания".
По результатам проверки (осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А) выявлены следующие нарушения, допущенные обществом: разрушение штукатурки и окрасочного слоя наружных стен фасада, трещины на штукатурке (по периметру); неисправность конструкции козырька входа; просадки, щели, трещины в отмостках (по периметру); деформация конструкций наружных стен фасада, трещины (торцевой фасад); нарушена прочность сцепления бетона с металлом конструкций; разрушение штукатурки т кладки цоколя (по периметру); неисправность теплоизоляции трубопроводов системы отопления; неисправность слухового окна и не соблюдена периодичность ремонта подъезда.
Указанные неисправности являются нарушением пунктов 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.4.4, 4.2.3.4, 5.2.22, 4.6.1.25, 3.2.9 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), пунктов 10, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), что создает неблагоприятные условия для проживания граждан в доме, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А.
В связи с выявленными нарушениями 20.01.2011 заместителем прокурора Промышленного района г. Оренбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" по статье 7.22 КоАП РФ (т. 1, л.д. 53-55).
Указанное постановление и материалы дела направлены для рассмотрения и принятия мер административного воздействия Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, подтверждением чему является сопроводительное письмо от 24.01.2011 N 1р-2010 (т. 1, л.д. 42).
26.01.2011 жилищной инспекцией вынесено определение о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении на 09.02.2011 на 11 часов 00 минут (т. 1, л.д. 47).
Указанное определение посредством факсимильной связи 27.01.2011 направлено ООО "Оренбургская управляющая компания" (т. 1, л.д. 56).
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.02.2011 N 38/01-14П-2011, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 40 000 рублей (т. 1, л.д. 105-106).
Посчитав указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "Оренбургская управляющая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно статье 207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
На основании статьи 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Также в силу подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, крыши, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, виновное нарушение лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома, Правил N 170 и Правил N 491, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.04.2010 ООО "Оренбургская управляющая компания" является управляющей организацией общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А (т. 1, л.д. 58-61).
Указанные обстоятельства правильно оценены судом первой инстанции как свидетельствующие о том, что ООО "Оренбургская управляющая компания" является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома 47А по ул. Орлова в г. Оренбурге, в том числе общего имущества указанного дома в соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Вместе с тем, неудовлетворительное техническое состояние и содержание дома, и факт допущенных ООО "Оренбургская управляющая компания" нарушений Правил N 170 и Правил N 491, являются подтвержденными материалами дела - актом общего (весеннего) осмотра здания от 12.05.2010 (т. 1, л.д. 69-70), актом общего осеннего осмотра здания (о готовности к зиме) от 23.09.2010 (т. 1, л.д. 74), актами от 04.02.2011, 03.02.2011, 08.02.2011 (т. 1, л.д. 15-17), зафиксированы в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.01.2011 (т. 1, л.д. 53-55) и постановлении по делу об административном правонарушении от 09.02.2011 N 38/01-14П-2011 (т. 1, л.д. 11-12).
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Оренбургская управляющая компания" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно статье 2.1 Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств невозможности надлежащего исполнения требований Правил N 170 и Правил N 491 ООО "Оренбургская управляющая компания" не представлено, суд полагает доказанной вину общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают наличия фактов установленных нарушений, надлежащие доказательства невиновности общества в инкриминируемом правонарушении отсутствуют.
Поэтому, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Оренбургская управляющая компания" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является обоснованным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на нарушение управлением при проведении проверки положений статьи 10 Закона N 294-ФЗ несостоятельна, поскольку проверку исполнения требований жилищного законодательства обществом проводила Прокуратура Промышленного района г. Оренбурга в рамках прокурорского надзора.
Так, в силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения указанного закона, устанавливающего порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора и правосудия.
Довод ООО "Оренбургская управляющая компания" о нарушении сроков вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом апелляционной инстанции отклоняется.
Сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ, не являются пресекательными. Нарушение срока составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим постановлением подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие полномочий на представление интересов ООО "Оренбургская управляющая компания" у Чученко О.Г., судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении возможно и в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, или его представителя, при наличии доказательств надлежащего уведомления общества на вынесение постановления по делу об административном правонарушении, что имеет место в рассматриваемом случае, и обществом не оспаривается (т. 1, л.д. 56).
При проведении проверки, вынесении оспоренного постановления процессуальных нарушений административным органом допущено не было. Постановление вынесено жилищной инспекцией в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Размер примененного штрафа соответствует размеру санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 09.02.2011 N 38/01-14П-2011 в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" у суда первой инстанции не имелось.
Всем доказательствам, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-1519/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2011 N 18АП-5168/2011 ПО ДЕЛУ N А47-1519/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. N 18АП-5168/2011
Дело N А47-1519/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Е.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-1519/2011 (судья Книгина Л.Н).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Оренбургская управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным постановления N 38/01-14П-2011 от 09.02.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), которым на общество наложен административный штраф в размере 40 000 руб.
Решением суда от 19 апреля 2011 года (резолютивная часть объявлена 18.04.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе ООО "Оренбургская управляющая компания" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает на нарушение инспекцией при проведении проверки норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Заявитель считает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.01.2011 вынесено с нарушением сроков, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ, так как проверка проводилась 24.12.2010.
Судом не дана правовая оценка того, что Чученко О.Г. представляла интересы общества при рассмотрении административного дела по общей доверенности, наделяющей ее полномочиями истца, ответчика, третьего лица.
От жилищной инспекции в материалы дела поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Оренбургская управляющая компания" зарегистрировано в МИФНС N 10 по Оренбургской области в качестве юридического лица 17.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095658018642 (т. 1, л.д. 44). В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава общества (т. 1, л.д. 18-32), основными видами деятельности общества являются управление эксплуатацией жилого фонда и оказание коммунальных услуг населению.
01.04.2010 между собственниками помещений N 1-5, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А, и ООО "Оренбургская управляющая компания" заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: город Оренбург, ул. Орлова, д. 47А (т. 1, л.д. 58-61).
Согласно пункту 2.1 договора его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, выполнения работ по текущему и капитальному ремонту мест общего пользования, а также предоставление коммунальных услуг собственникам.
Прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга 24.12.2010 совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области проведена проверка соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений ООО "Оренбургская управляющая компания".
По результатам проверки (осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А) выявлены следующие нарушения, допущенные обществом: разрушение штукатурки и окрасочного слоя наружных стен фасада, трещины на штукатурке (по периметру); неисправность конструкции козырька входа; просадки, щели, трещины в отмостках (по периметру); деформация конструкций наружных стен фасада, трещины (торцевой фасад); нарушена прочность сцепления бетона с металлом конструкций; разрушение штукатурки т кладки цоколя (по периметру); неисправность теплоизоляции трубопроводов системы отопления; неисправность слухового окна и не соблюдена периодичность ремонта подъезда.
Указанные неисправности являются нарушением пунктов 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.4.4, 4.2.3.4, 5.2.22, 4.6.1.25, 3.2.9 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), пунктов 10, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), что создает неблагоприятные условия для проживания граждан в доме, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А.
В связи с выявленными нарушениями 20.01.2011 заместителем прокурора Промышленного района г. Оренбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" по статье 7.22 КоАП РФ (т. 1, л.д. 53-55).
Указанное постановление и материалы дела направлены для рассмотрения и принятия мер административного воздействия Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, подтверждением чему является сопроводительное письмо от 24.01.2011 N 1р-2010 (т. 1, л.д. 42).
26.01.2011 жилищной инспекцией вынесено определение о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении на 09.02.2011 на 11 часов 00 минут (т. 1, л.д. 47).
Указанное определение посредством факсимильной связи 27.01.2011 направлено ООО "Оренбургская управляющая компания" (т. 1, л.д. 56).
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.02.2011 N 38/01-14П-2011, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 40 000 рублей (т. 1, л.д. 105-106).
Посчитав указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "Оренбургская управляющая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно статье 207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
На основании статьи 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Также в силу подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, крыши, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, виновное нарушение лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома, Правил N 170 и Правил N 491, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.04.2010 ООО "Оренбургская управляющая компания" является управляющей организацией общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Орлова, д. 47А (т. 1, л.д. 58-61).
Указанные обстоятельства правильно оценены судом первой инстанции как свидетельствующие о том, что ООО "Оренбургская управляющая компания" является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома 47А по ул. Орлова в г. Оренбурге, в том числе общего имущества указанного дома в соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Вместе с тем, неудовлетворительное техническое состояние и содержание дома, и факт допущенных ООО "Оренбургская управляющая компания" нарушений Правил N 170 и Правил N 491, являются подтвержденными материалами дела - актом общего (весеннего) осмотра здания от 12.05.2010 (т. 1, л.д. 69-70), актом общего осеннего осмотра здания (о готовности к зиме) от 23.09.2010 (т. 1, л.д. 74), актами от 04.02.2011, 03.02.2011, 08.02.2011 (т. 1, л.д. 15-17), зафиксированы в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.01.2011 (т. 1, л.д. 53-55) и постановлении по делу об административном правонарушении от 09.02.2011 N 38/01-14П-2011 (т. 1, л.д. 11-12).
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Оренбургская управляющая компания" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно статье 2.1 Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств невозможности надлежащего исполнения требований Правил N 170 и Правил N 491 ООО "Оренбургская управляющая компания" не представлено, суд полагает доказанной вину общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают наличия фактов установленных нарушений, надлежащие доказательства невиновности общества в инкриминируемом правонарушении отсутствуют.
Поэтому, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Оренбургская управляющая компания" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является обоснованным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на нарушение управлением при проведении проверки положений статьи 10 Закона N 294-ФЗ несостоятельна, поскольку проверку исполнения требований жилищного законодательства обществом проводила Прокуратура Промышленного района г. Оренбурга в рамках прокурорского надзора.
Так, в силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения указанного закона, устанавливающего порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора и правосудия.
Довод ООО "Оренбургская управляющая компания" о нарушении сроков вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом апелляционной инстанции отклоняется.
Сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ, не являются пресекательными. Нарушение срока составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим постановлением подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие полномочий на представление интересов ООО "Оренбургская управляющая компания" у Чученко О.Г., судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении возможно и в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, или его представителя, при наличии доказательств надлежащего уведомления общества на вынесение постановления по делу об административном правонарушении, что имеет место в рассматриваемом случае, и обществом не оспаривается (т. 1, л.д. 56).
При проведении проверки, вынесении оспоренного постановления процессуальных нарушений административным органом допущено не было. Постановление вынесено жилищной инспекцией в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Размер примененного штрафа соответствует размеру санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 09.02.2011 N 38/01-14П-2011 в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" у суда первой инстанции не имелось.
Всем доказательствам, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-1519/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)