Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Бобровой В.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" - Филоновой Е.В. (доверенность от 11.01.2010), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Бубельцовой О.С. (доверенность от 31.12.2009), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш Дом"", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 03680), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2010 (судья Баранова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 (судьи Ткаченко Т.И., Захарова Л.А., Иванова Н.Н.) по делу N А53-2110/2010, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 22.12.2009 N 582.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш Дом"" (далее - управляющая компания).
Решением суда от 06.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2010, в удовлетворении заявления обществу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что правоотношения управляющей компании и общества по снабжению электроэнергией мест общего пользования жилого дома связаны с предоставлением коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного жилого дома. Эти правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) (далее - Правила N 307). Положения, установленные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530) (далее - Правила N 530), не могут применяться в данной ситуации, в частности, по причине ограничений, установленных пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. На момент введения ограничения электропотребления управляющая компания имела задолженность перед обществом за потребленную электроэнергию за февраль, март и апрель 2009 года, то есть задолженность не превышала 6 ежемесячных размеров платы. При таких обстоятельствах ограничение электроснабжения мест общего пользования жилого дома неправомерно. Прекращение совершения обществом противоправных действий не препятствует рассмотрению заявления, если такими действиями нарушены права и законные интересы заявителя.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить требования в полном объеме. Податель жалобы указывает, что отношения между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг, возникающие из договора энергоснабжения в части приостановления исполнения обязательств по оплате приобретенной потребителем электрической энергии, регулируются пунктом 78 Правил N 530. Порядок ограничения подачи электроэнергии со стороны исполнителя коммунальных услуг гражданину-потребителю, отраженный в договорах, не противоречит порядку ограничения подачи электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома по договору энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг. До возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства общество произвело снятие пломб на энергооборудовании мест общего пользования жилого дома и произвело включение данного оборудования.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управляющая компания не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по договору энергоснабжения от 14.04.2009 N 410 управляющая компания приобретает у общества электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг энергоснабжения и компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых (коллективных) электрических сетях, а также для дальнейшей продажи потребителям-гражданам, использующим электрическую энергию для личных, семейных, домашних и иных целей. Объектами электроснабжения являются жилые дома, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Евдокимова, д. 35 "е" и 37 "д".
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что по состоянию на 01.05.2009 года задолженность управляющей компании перед обществом за потребленную энергию за февраль и март 2009 года составила 522 809 рублей 48 копеек. Общество уведомило управляющую компанию об ограничении 12.05.2009 электроснабжения мест общего пользования и лифтов жилых домов путем прекращения подачи электроэнергии (письмо от 04.05.2009 N 115-410/123). На 26.05.2009 задолженность за февраль 2009 года погашена; задолженность за март и апрель 2009 года составила 378 381 рубль 08 копеек. В связи с самовольным срывом пломб на отключенном оборудовании общество произвело повторное отключение мест общего пользования жилого дома, о чем составлен акт от 29.05.2009. 24 июня 2009 года общество установило, что пломбы сорваны и объекты подключены к энергоснабжению, в связи с чем вновь отключило от энергоснабжения места общего пользования и составило акт N 772.
В управление обратились собственники помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Евдокимова, д. 35-е, с заявлением о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившимся в направлении писем об ограничении подачи электрической энергии и введении такого ограничения в связи с задолженностью по оплате электрической энергии за два периода платежа, а также о нарушении антимонопольного законодательства управляющей компанией.
По результатам рассмотрения обращения граждан управление приняло решение от 22.12.2009 N 582, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выделив в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства управляющей компанией.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций установил фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства и принял законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В данном случае управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию по договору энергоснабжения для целей оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а общество является ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пунктам 89 и 91 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается, в частности, внутридомовая система электроснабжения.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (пункт 28 Правил N 491).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил N 491).
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 указано, что в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Таким образом, расчеты за электроэнергию, поставленную в многоквартирный дом, должны производиться ее потребителями в целом с учетом электроэнергии, потребляемой в помещениях общего пользования.
Правоотношения управляющей компании и общества по снабжению электроэнергией мест общего пользования жилого дома связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам и затрагивают их права и законные интересы, поэтому регулируются Правилами N 307.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 78 Правил N 503 гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода.
Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила N 307, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2007 N 21492-СК/07 указано, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Так, условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить пунктам 79 - 86 Правил N 307 (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
Пунктами 79 и 80 Правил N 307 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель может приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.
В силу пункта 80 Правил N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктами 85 и 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить: а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Доказательства того, что задолженность жильцов дома составила более 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, в материалы дела не представлены, поэтому у общества отсутствовали основания для ограничения электроснабжения мест общего пользования жилого дома.
Поскольку общество, занимающее доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии, злоупотребило своим положением и нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", вывод суда первой и апелляционной инстанций о законности решения управления от 22.12.2009 N 582 основан на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и не подлежит переоценке в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А53-2110/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2010 ПО ДЕЛУ N А53-2110/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2010 г. по делу N А53-2110/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Бобровой В.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" - Филоновой Е.В. (доверенность от 11.01.2010), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Бубельцовой О.С. (доверенность от 31.12.2009), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш Дом"", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 03680), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2010 (судья Баранова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 (судьи Ткаченко Т.И., Захарова Л.А., Иванова Н.Н.) по делу N А53-2110/2010, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 22.12.2009 N 582.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш Дом"" (далее - управляющая компания).
Решением суда от 06.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2010, в удовлетворении заявления обществу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что правоотношения управляющей компании и общества по снабжению электроэнергией мест общего пользования жилого дома связаны с предоставлением коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного жилого дома. Эти правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) (далее - Правила N 307). Положения, установленные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530) (далее - Правила N 530), не могут применяться в данной ситуации, в частности, по причине ограничений, установленных пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. На момент введения ограничения электропотребления управляющая компания имела задолженность перед обществом за потребленную электроэнергию за февраль, март и апрель 2009 года, то есть задолженность не превышала 6 ежемесячных размеров платы. При таких обстоятельствах ограничение электроснабжения мест общего пользования жилого дома неправомерно. Прекращение совершения обществом противоправных действий не препятствует рассмотрению заявления, если такими действиями нарушены права и законные интересы заявителя.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить требования в полном объеме. Податель жалобы указывает, что отношения между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг, возникающие из договора энергоснабжения в части приостановления исполнения обязательств по оплате приобретенной потребителем электрической энергии, регулируются пунктом 78 Правил N 530. Порядок ограничения подачи электроэнергии со стороны исполнителя коммунальных услуг гражданину-потребителю, отраженный в договорах, не противоречит порядку ограничения подачи электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома по договору энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг. До возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства общество произвело снятие пломб на энергооборудовании мест общего пользования жилого дома и произвело включение данного оборудования.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управляющая компания не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по договору энергоснабжения от 14.04.2009 N 410 управляющая компания приобретает у общества электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг энергоснабжения и компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых (коллективных) электрических сетях, а также для дальнейшей продажи потребителям-гражданам, использующим электрическую энергию для личных, семейных, домашних и иных целей. Объектами электроснабжения являются жилые дома, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Евдокимова, д. 35 "е" и 37 "д".
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что по состоянию на 01.05.2009 года задолженность управляющей компании перед обществом за потребленную энергию за февраль и март 2009 года составила 522 809 рублей 48 копеек. Общество уведомило управляющую компанию об ограничении 12.05.2009 электроснабжения мест общего пользования и лифтов жилых домов путем прекращения подачи электроэнергии (письмо от 04.05.2009 N 115-410/123). На 26.05.2009 задолженность за февраль 2009 года погашена; задолженность за март и апрель 2009 года составила 378 381 рубль 08 копеек. В связи с самовольным срывом пломб на отключенном оборудовании общество произвело повторное отключение мест общего пользования жилого дома, о чем составлен акт от 29.05.2009. 24 июня 2009 года общество установило, что пломбы сорваны и объекты подключены к энергоснабжению, в связи с чем вновь отключило от энергоснабжения места общего пользования и составило акт N 772.
В управление обратились собственники помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Евдокимова, д. 35-е, с заявлением о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившимся в направлении писем об ограничении подачи электрической энергии и введении такого ограничения в связи с задолженностью по оплате электрической энергии за два периода платежа, а также о нарушении антимонопольного законодательства управляющей компанией.
По результатам рассмотрения обращения граждан управление приняло решение от 22.12.2009 N 582, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выделив в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства управляющей компанией.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций установил фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства и принял законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В данном случае управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию по договору энергоснабжения для целей оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а общество является ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пунктам 89 и 91 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается, в частности, внутридомовая система электроснабжения.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (пункт 28 Правил N 491).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил N 491).
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 указано, что в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Таким образом, расчеты за электроэнергию, поставленную в многоквартирный дом, должны производиться ее потребителями в целом с учетом электроэнергии, потребляемой в помещениях общего пользования.
Правоотношения управляющей компании и общества по снабжению электроэнергией мест общего пользования жилого дома связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам и затрагивают их права и законные интересы, поэтому регулируются Правилами N 307.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 78 Правил N 503 гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода.
Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила N 307, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2007 N 21492-СК/07 указано, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Так, условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить пунктам 79 - 86 Правил N 307 (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
Пунктами 79 и 80 Правил N 307 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель может приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.
В силу пункта 80 Правил N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктами 85 и 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить: а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Доказательства того, что задолженность жильцов дома составила более 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, в материалы дела не представлены, поэтому у общества отсутствовали основания для ограничения электроснабжения мест общего пользования жилого дома.
Поскольку общество, занимающее доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии, злоупотребило своим положением и нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", вывод суда первой и апелляционной инстанций о законности решения управления от 22.12.2009 N 582 основан на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и не подлежит переоценке в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А53-2110/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
В.А.БОБРОВА
В.Н.ЯЦЕНКО
Т.Н.ДРАБО
Судьи
В.А.БОБРОВА
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)