Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Овчаров В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Белисовой О.В.
судей Вашкиной Л.И., Смышляевой И.Ю.
с участием прокурора Костиной Т.В.
при секретаре П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2609/10 по кассационному представлению Прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2010 года по иску Прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах Г. к Государственному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Белисовой О.В., объяснения прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, представителя СПб "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" П.Н.,
судебная коллегия гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Г. обратился в суд с иском к ГУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга", в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг за период 2008 - 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований указано, что истица на основании договора найма специализированных жилых помещений проживает в специализированном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста, ответчиком необоснованно с нарушением требований ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" за период 2008 - 2009 годы взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга просит об отмене судебного решения, считая его незаконным в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Материалами дела установлено, что Г., в защиту которой предъявлен настоящий иск, на основании договора найма специализированного жилого помещения занимает жилое помещение в жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста, который относится к специализированному жилищному фонду. Установлено, что в 2008 - 2009 годах Г. в оплату коммунальных платежей включалась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24 июля 2000 года N 357-37 (ред. от 16.01.2002 г., с изм. от 09.12.2003 г.) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 года N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью гражданина как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено ст. 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со ст. 160 ЖК РФ 20 июля 2006 года принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Указанные граждане не лишены права на получение данной компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24 июля 2000 года N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы Закона, с учетом положений ст. 26 указанного Закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения указанных граждан от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 387-58.
Кроме того, в силу требований п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, включена в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" не могла быть применена к спорным правоотношениям, как противоречащая нормам Жилищного кодекса РФ (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права граждан, как нанимателей жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.09.2010 N 33-13376
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2010 г. N 33-13376
Судья: Овчаров В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Белисовой О.В.
судей Вашкиной Л.И., Смышляевой И.Ю.
с участием прокурора Костиной Т.В.
при секретаре П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2609/10 по кассационному представлению Прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2010 года по иску Прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах Г. к Государственному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Белисовой О.В., объяснения прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, представителя СПб "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" П.Н.,
судебная коллегия гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Г. обратился в суд с иском к ГУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга", в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг за период 2008 - 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований указано, что истица на основании договора найма специализированных жилых помещений проживает в специализированном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста, ответчиком необоснованно с нарушением требований ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" за период 2008 - 2009 годы взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга просит об отмене судебного решения, считая его незаконным в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Материалами дела установлено, что Г., в защиту которой предъявлен настоящий иск, на основании договора найма специализированного жилого помещения занимает жилое помещение в жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста, который относится к специализированному жилищному фонду. Установлено, что в 2008 - 2009 годах Г. в оплату коммунальных платежей включалась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24 июля 2000 года N 357-37 (ред. от 16.01.2002 г., с изм. от 09.12.2003 г.) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 года N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью гражданина как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено ст. 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со ст. 160 ЖК РФ 20 июля 2006 года принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Указанные граждане не лишены права на получение данной компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24 июля 2000 года N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы Закона, с учетом положений ст. 26 указанного Закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения указанных граждан от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 387-58.
Кроме того, в силу требований п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, включена в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" не могла быть применена к спорным правоотношениям, как противоречащая нормам Жилищного кодекса РФ (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права граждан, как нанимателей жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)