Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.01.2012 ПО ДЕЛУ N А55-5184/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. по делу N А55-5184/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011
по делу N А55-5184/2011
по заявлению товарищества собственников жилья "Ладья 51", г. Тольятти Самарской области, к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Единение", г. Тольятти Самарской области,
установил:

товарищество собственников жилья "Ладья 51" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании бездействия мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, мэрия), выразившегося в уклонении от формирования земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. 70 лет Октября 51 под многоквартирный жилой дом - незаконным и обязании мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ путем подготовки межевого плана на земельный участок, расположенный по адресу: г. Тольятти, автозаводский район, ул. 70 лет Октября, 51 под многоквартирный жилой дом с учетом решения Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2010 по делу N А55-7761/2010, а также обязать мэрию обратиться в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая плата" по Самарской области с целью сдачи необходимых документов для внесения изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101152:30 (в соответствии с межевым планом на земельный участок), содержащиеся в Едином государственном реестре земель.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2011 требования заявителя удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие мэрии, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. 70 лет Октября, 51 под многоквартирным жилым домом. На мэрию возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. 70 лет Октября, дом 51. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и апелляционной инстанций в части удовлетворенных требований, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.02.2009 ТСЖ в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. 70 Лет Октября, 51 обратилось в мэрию с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом.
Распоряжением мэрии от 15.01.2010 N 89-р/5 была утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2788 кв. м, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. 70 лет Октября 51.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2010 по делу N А55-7761/2010 указанное распоряжение было признано незаконным. Решение вступило в законную силу 06.09.2010.
Признавая распоряжение мэрии незаконным, суды указали, что согласно свидетельству о праве на землю от 09.10.1998 N 30117 на основании постановления мэра города Тольятти Самарской области от 18.08.1998 N 1444-1/08-98 АО "АвтоВАЗ" в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок, площадью 4198 кв. м, расположенный по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. 70 лет Октября, 51, для дальнейшей эксплуатации гостиницы "Лада". Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:09:0101152:30.
В 2005 году помещения, расположенные в здании гостиницы "Лада", переведены из нежилых помещений в жилые. Между ОАО "АВТОВАЗ" и гражданами, состоящими в трудовых отношениях с указанным предприятием, были заключены договоры аренды помещений, по условиям которых помещения передавались в аренду с целью проживания и последующего их выкупа арендаторами.
Между ОАО "АвтоВАЗ" и гражданами в 2007 году были заключены договоры купли-продажи на каждую квартиру, находящуюся в вышеуказанном жилом доме. Данные договоры купли-продажи в установленном законом порядке зарегистрированы.
Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, в ноябре 2007 года было создано ТСЖ.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Суды пришли к выводу, что граждане - собственники многоквартирного дома приобрели право пользования земельным участком в тех же границах и той же площадью, что и ранее ОАО "АвтоВАЗ".
Постановлением мэрии от 23.03.2009 N 579-п/1 право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "АвтоВАЗ" на вышеназванный земельный участок прекращено по заявлению ОАО "АвтоВАЗ".
Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Судами установлено, что в Самарской области технические регламенты по определению границ земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, не утверждены. Подготовка проектов планировки территорий и проектов межевания территорий с соблюдением процедуры публичных слушаний в силу статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации мэрией не проводилась.
Во исполнение указанных судебных актов, мэрией 16.12.2010 вынесено распоряжение N 12991-р/5 об отмене распоряжения мэрии от 15.01.2010 N 89-р/5.
Заявителем в адрес мэрии направлено письмо о подготовке межевого плана, на который от Управления земельных ресурсов мэрии получен ответ (от 01.12.2010 N 4885/5.2), согласно которому в МП "Гео-Лэнд" направлено письмо о необходимости подготовки землеустроительной документации в новых границах.
Мэрией после отмены ранее признанного незаконным распоряжения от 15.01.2010 N 89-р/5, в адрес заявителя был подготовлен ответ, согласно которому схема утверждена ранее с учетом границ смежных земельных участков и сложившейся градостроительной ситуации. Заявителю было предложено обратиться в любую другую межевую организацию для выполнения работ по межеванию данного земельного участка.
Посчитав, что мэрия проявляет незаконное бездействие по уклонению от формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя частично, суды согласились с доводами о незаконном бездействии Мэрии, выразившемся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
В силу положений части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Формирование земельного участка является одной из стадий, реализации собственниками помещений в многоквартирном жилом доме права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.
Бездействие в формировании земельного участка фактически лишает собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию указанного права.
Положения статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривают возможность отказа органов местного самоуправления в формировании земельного участка.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Согласно части 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А55-7761/2010, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Распоряжение мэрии от 15.01.2010 N 89-р/5, которым была утверждена схема расположения земельного участка, находящегося по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. 70 лет Октября 51, было предметом оценки суда в рамках дела N А55-7761/2010, признано незаконным.
Указанное распоряжение Мэрией отменено, однако границы земельного участка под многоквартирным жилым домом не сформированы.
Поскольку ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Жилищным кодексом Российской Федерации каких-либо сроков формирования земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом не установлено, суды пришли к правомерному выводу о необходимости применения месячного срока с момента обращения, предусмотренного частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (по аналогии согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о том, что не осуществление органом местного самоуправления по заявлению ТСЖ конкретных, предписанных законом юридических действий по формированию земельного участка в установленный срок, свидетельствует о незаконном бездействии мэрии.
Довод заявителя жалобы о том, что суды обязали Мэрию сформировать земельный участок без учета наличия красных линий, а также прав и законных интересов иных лиц, подлежит отклонению, поскольку из мотивировочной и резолютивной части судебного акта суда первой инстанции не следует указанное. Более того, согласно мотивировочной части решения суда от 28.06.2011, суд пришел к выводу, что при наличии зарегистрированного права аренды ООО "Единение" и сформированного земельного участка, у суда отсутствует возможность обязать мэрию сформировать земельный участок в границах ранее предоставленного ОАО "АВТОВАЗ" участка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу N А55-5184/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)