Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2011 N 15АП-11407/2011 ПО ДЕЛУ N А32-4820/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 г. N 15АП-11407/2011

Дело N А32-4820/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клята Е.В.
при участии:
от истца: представитель Рудь Р.В. по доверенности от 27.12.2010 N 119/10-104
от ответчика: представитель Мамий А.Х. по доверенности от 30.06.2011 N 12.106.11.226,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2011 по делу N А32-4820/2011
по иску открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к ответчику открытому акционерному обществу "Кубанская энергосбытовая компания" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794)
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Березовской С.В.

установил:

ОАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - компания) о взыскании 100 757 561 руб. 28 коп. долга по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.07.2006 N 107/30-613.
Решением суда от 29.08.2011 в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано тем, что в спорных домах расчет за потребленную электроэнергию производится по показаниям индивидуальных приборов учета. Ответчик не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни организацией, осуществляющей обслуживание внутридомовых инженерных систем, в связи с чем истец не вправе требовать взыскания стоимости потерь во внутридомовых инженерных сетях. Величина 7 кВт/час в месяц на одного человека не может применяться как норматив потребления электроэнергии для освещения мест общего пользования.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на необоснованность позиции компании, которая полагает, что расчеты с сетевой организацией за переданную электрическую энергию в многоквартирные дома необходимо производить по показаниям приборов учета, установленным внутри многоквартирного жилого дома, тем самым, нарушая Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правила функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 и Федеральный закон Российской Федерации "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласилась, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом (исполнитель) и компанией (заказчик) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Кубаньэнерго" от 01.07.2006 N 107/30-613 в редакции дополнительного соглашения N 14/407/30-120, согласно условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании и (или) через технические устройства электрических сетей смежных сетевых организаций, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с пунктом 2.2 договора заказчик обязался по заявке исполнителя приобретать электроэнергию для компенсации потерь согласно приложению N 9 к договору, а исполнитель обязался оплачивать указанные объемы электроэнергии на условиях настоящего договора.
Согласно пункту 3.3.1 договора исполнитель обязался обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах разрешенной мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.
В пункте 4.1 договора плановое количество электроэнергии, передаваемой потребителям заказчика по сети исполнителя, определено сторонами на основании заключенных заказчиком договоров энергоснабжения и содержится в приложении N 4 к настоящему договору и применяется сторонами в целях определения размера авансовых платежей. Ежемесячно в порядке, определенном сторонами в приложении N 8 к договору (т. 3, л.д. 33-36), исполнитель определяет объем переданной по договору (поставленной потребителям заказчика) электроэнергии (пункт 4.3 договора). Ежемесячно в порядке, определенном сторонами в приложении N 9 к настоящему договору (т. 3, л.д. 109-111), исполнитель определяет объем электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь в сетях (пункт 4.4 договора).
Расчет за оказанные услуги производится в соответствии с решением Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края N 19/2006-Э от 30.06.2006 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Кубаньэнерго" (т. 3, л.д. 115-116).
Во исполнение обязательств по договору исполнитель в период 2009 год - 1 квартал 2010 года (включительно) оказывал заказчику услуги по передаче электрической энергии. Услуги приняты по актам об оказании услуг по передаче электроэнергии (т. 5, л.д. 69-83). Акты об оказанных услугах подписаны сторонами с разногласиями по количеству переданной энергии.
Ссылаясь на неисполнение заказчиком обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии, поданной для освещения общего имущества в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела и обоснованно счел исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или территориальные сетевые организации оказывают на возмездной договорной основе субъектам оптового рынка услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 статьи 34 названного Федерального закона).
Предметом спора по настоящему делу является стоимость услуг по передаче электрической энергии в местах общего пользования многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных)приборов учета- пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пунктам 7 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг, стороной по договору с ресурсоснабжающей организацией выступает в зависимости от способа управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК) или собственники помещений в многоквартирном ломе при непосредственном способе управления.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией или через ТСЖ (ЖСК), последние являются исполнителями коммунальных услуг и на основании договора с ресурсоснабжающей организацией приобретают коммунальные ресурсы для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг.
Таким образом, по договорам энергоснабжения, заключенными компанией с управляющими организациями или ТСЖ (ЖСК), расчеты за поставленную электроэнергию производятся по прибору учета, установленном на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, который учитывает, в том числе, и расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома.
В соответствии с разъяснениями Минрегионразвития Российской Федерации, данными в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, индивидуальные договоры с каждым из собственников жилых помещений в многоквартирном доме с одной стороны и ресурсоснабжающей организацией с другой заключаются в одном случае - при непосредственном способе управления. При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, в случае если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета, допущенными в установленном порядке в качестве счетных, расход электроэнергии в местах общего пользования определяется пропорционально уровню электропотребления каждой квартиры и включается в счет каждого собственника жилого помещения.
При отсутствии общедомовых приборов учета, выбран непосредственный способ управления по дому или же до настоящего времени по многоквартирному дому способ управления не определен, расчет производится исходя из показаний индивидуальных приборов учета согласно пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг. Какого либо доначисления объемов электроэнергии гражданам-потребителям, помимо объемов зафиксированных индивидуальными приборами учета, в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
В пункте 89 Правил розничных рынков указано, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Поскольку общество не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни организацией, осуществляющей обслуживание внутридомовых инженерных систем, оно не вправе требовать взыскания стоимости потерь во внутридомовых инженерных сетях.
Отклоняя доводы истца о правомерности расчета количества электроэнергии для освещения мест общего пользования исходя из 7 кВт/ч в месяц на одного человека, суд первой инстанции правомерно указал на решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2007 N ГКПИ07-1019, в котором указано, что 7 кВт/ч - это величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283. Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.01.2010 N 10 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии для населения Краснодарского края в многоквартирных и жилых домах" определено, что расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей коллективного пользования систем противопожарной автоматики и дымоудаления технологических потерь - 7 кВт в месяц на человека.
Данное постановление вступило в силу с 01.04.2010 и к спорному периоду не может применяться.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, что соответствует сложившейся судебной практике по аналогичным спорам (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.10.2010 по делу N А32-48837/2009).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Госпошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2011 по делу N А32-4820/2011 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.Г.ВЕЛИЧКО

Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)