Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Иштунова Н.В.
Докладчик: Тельных Г.А.
3 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего: Киселева А.П.
судей: Тельных Г.А. и Уколовой О.В.
при секретаре: П.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по кассационной жалобе истца П. на решение Левобережного районного суда г. Липецка от 25 декабря 2009 года, которым постановлено:
В иске П. к ООО "Г" о признании незаконными действий, взыскании 569 рублей и компенсации морального вреда в размере сто тысяч рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., проверив материалы дела, судебная коллегия
П. обратился в суд с иском к ООО "Г" о признании незаконными действий, взыскании суммы и компенсации морального вреда. Указал, что распоряжением председателя департамента ЖКХ г. Липецка N 18р от 6 февраля 2007 г. было установлено дополнительное, помимо квартирного счетчика, взимание 7 кВт/час с 1 человека за места общего пользования во многоквартирных домах. Решением N 371 от 09.02.2009 г. Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с февраля 2009 г. данное распоряжение было признано незаконным как противоречащее постановлению Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. С мая 2009 г. начисление платы за электроэнергию производилось согласно порядку, установленному постановлением N 307, т.е. вся разница между показаниями общедомового электрического счетчика и индивидуальными предъявлялась потребителям с индивидуальными счетчиками. Полагает, что платил за "нормативщиков", неплательщиков и "шабашников". Просил суд признать неправомерными неоднократные, самостоятельные изменения ответчиком порядка в нарушение постановления Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. по расчету оплаты гражданами расхода электроэнергии помимо индивидуальных счетчиков, обязать "Г" произвести перерасчет оплаты электроэнергии за 2007 - 2009 г.г. его квартиры, и взыскать в его пользу с ответчика в возмещение морального вреда 100 000 рублей, поскольку он является инвалидом 2 группы, ветераном ВОВ и труда и понес нравственные и физические страдания от действий ответчика.
В суде истец П. иск поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Пояснил, что он является собственником квартиры <...>. По квартирному счетчику расход электроэнергии 100 - 140 кВт/час в месяц, а с февраля 2007 г. по январь 2009 г. с него взимается по 7 кВт/час с 1 человека (с февраля 2009 г. отменено), потом в июне 2009 г. добрали по 11,3 кВт/час с 1 человека, в июле 2009 г. - 16 кВт/ч с 1 человека, в августе 2009 г. - 27 кВт/ч с 1 человека. В 2007 г. за места общего пользования незаконно было взято 40 руб. 78 коп., в 2008 г. - 217 руб., в 2009 г. - 263 руб., итого: 521 руб. 77 коп., которые он и просит взыскать с ООО "Г".
Представитель ответчика ООО "Г" по доверенности П.Е. иск не признала. Пояснила, что постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. В отношении лифтового оборудования - 7 кВт в месяц на 1 человека. На основании указанного постановления было издано распоряжение председателя департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 6 февраля 2007 г. N 18-р "О расходе электроэнергии на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилого дома", а также разъяснение по применению вышеуказанного распоряжения. Исполняя вышеуказанные нормативные акты, ответчик с марта 2007 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стал выставлять собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, также электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилого дома. Согласно решению управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 371 от 9 февраля 2009 г. электроэнергия на места общего пользования должна взиматься, но порядок установления размера платы за электроэнергию, расходуемую на места общего пользования из расчета 7 кВт/ч в месяц на человека, а также расходуемую работу лифтового оборудования в размере 7 кВт/ч на человека признан противоречащим положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г., ответчика обязали "дополнительно указывать в квитанциях на оплату коммунальных услуг по квартирам, оборудованным приборами учета, плату за электрическую энергию, расходуемую на места общего пользования, рассчитанной в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства". Полагает, что оснований для перерасчета платы за электроэнергию с 2007 г. по мая 2009 г. не имеется, так как по нормативам платежи меньше, чем по постановлению N 307, а с мая 2009 г. расчет платы за электроэнергию производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 307.
Суд отказал в иске.
В кассационной жалобе истец П. просит отменить это решение, полагая его незаконным и необоснованным в связи заинтересованностью судей в исходе дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности П.Е., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что П. является собственником кв. <...>. В квартире проживают 3 человека, два из которых, включая самого истца, имеют льготу по 50% по оплате коммунальных платежей.
В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно представленным квитанциям П. было оплачивал за электрическую энергию, потраченную на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома с 2007 г. по май 2008 г. из расчета 7 кВт/ч на человека в месяц, в июне, июле и августе 2009 г. - по формуле N 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждены постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктом 25 приложения к которым установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека". Решением Верховного Суда РФ от 02 октября 2007 г. N ГКПИ07-1019 пункт 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, признан не противоречащим закону.
Со ссылкой на вышеуказанное постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 ООО "Г" с февраля 2007 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стало выставлять собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав имущества жилого дома, исходя из расчета 7 кВт/ч в месяц на человека, у П. состав семьи три человека, поэтому в квитанциях указывалось 21 кВт/ч (7 кВт/ч x 3 чел.).
В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г., собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 22 вышеуказанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.
В силу с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с пунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле N 9:
VD
Р куЗ.у = ------------- x Viр x Тку, (9)
Vn.р + Vn.n
где:
- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. x час);
- Vn.р - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
- Vп.п - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. x час);
- Vi.р - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
- Тку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./ кВт. x час).
Материалами дела подтверждается, что расчет оплаты за электроэнергию за места общего пользования за период с июня 2009 г. по август 2009 г. по формуле N 9 приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., ответчиком производился правильно.
Например, расчет оплаты за электроэнергию за июнь 2009 г.
10540
------------- x 100 кВт/ч x 1,930 руб. = 259,93 руб.
5015 + 2811
10540
------- x 100 кВт/ч = 134,68 кВт/ч
7826
100 кВт/ч - электроэнергия по индивидуальному прибору учета (ИПУ)
134,68 - 100 = 34,68 кВт/ч - электроэнергия в местах общего пользования (МОП)
259,93 : 3 x 2 = 173,29 руб. - оплата за электроэнергию с учетом льготы у 2-х членов семьи истца. Указанная сумма складывается из следующего расчета:
34,68 (МОП) x 1,930 : 3 x 2 = 44, 62 руб. (оплата за МОП с учетом льготы у 2-х членов семьи истца)
100 (ИПУ) x 1,930 6 3 x 2 = 128,67 руб. (оплата по ИПУ с учетом льготы у 2-х членов семьи истца).
44,62 руб. (МОП) + 128,67 руб. (ИПУ), а всего 173,29 руб. было предъявлено истцу по квитанции на оплату за электроэнергию за июнь 2009 г.
Соответствующим образом производился расчет и за следующие месяцы 2009 г.
Полагая необоснованными требования истца, касающиеся оплаты за электроэнергию в местах общего пользования за период с 2007 г. по май 2009 г., районный суд сослался на то, что Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. не отменены.
Однако данная ссылка суда ошибочна, поскольку установленная п. 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г., величина не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является показателем для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Сами же нормативы потребления коммунальных услуг рассчитываются для потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Поэтому установленные п. 25 приложения к Правилам величины не применимы к истцу, в квартире которого установлен индивидуальный прибор учета расходования электроэнергии.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что при расчете платежей исходя из величины 7 кВт/ч на 1 человека за места общего пользования, оплата за электроэнергию составила меньшую сумму, чем при расчете по формуле N 9 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г
Например, расчет оплаты за электроэнергию за май 2007 г.
По квитанции предъявлено к оплате - 75,24 руб. за 83 кВт/ч, из которых:
62 кВт/ч - электроэнергия по ИПУ
21 кВт/ч - электроэнергия за МОП по нормативу на 3-х чел
83 кВт/ч x 1,360 руб. = 112,88 руб.
112,88 руб. : 3 x 2 = 75,24 руб. с учетом льготы у 2-х членов семьи истца.
Из них за МОП 21 x 1,360 : 3 x 2 = 19,04 руб.
Расчет оплаты по формуле N 9 приложения N 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г.
10515
--------- x. 62 кВт/ч x 1,360 = 137,78 руб.
6435
137,78 руб. : 3 x 2 = 91,85 руб. с учетом льготы.
10515
-------- x. 62 кВт/ч = 101,31 кВт/ч
6435
101,31 - 62 = 39,31 кВт/ч - электроэнергия в МОП
39,31 x 1,360 : 3 x 2 = 35,64 руб. - оплата за МОП
Таким образом, права истца не были нарушены, поскольку в итоге за период с 2007 г. по май 2009 г. он фактически оплатил по "нормативу" из расчета 7 кВт/ч на 1 человека за электроэнергию в местах общего пользования меньшую сумму, чем должен был бы оплатить при расчете платежей по формуле N 9 Приложения N 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства N 307.
При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Утверждение в жалобе о заинтересованности суда в исходе дела объективно доказательствами не подтверждено и основано на личном мнении стороны по делу, не согласной с решением суда.
Решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Левобережного районного суда г. Липецка от 25 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца П. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.03.2010 ПО ДЕЛУ N 33-402/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. по делу N 33-402/2010
Судья: Иштунова Н.В.
Докладчик: Тельных Г.А.
3 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего: Киселева А.П.
судей: Тельных Г.А. и Уколовой О.В.
при секретаре: П.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по кассационной жалобе истца П. на решение Левобережного районного суда г. Липецка от 25 декабря 2009 года, которым постановлено:
В иске П. к ООО "Г" о признании незаконными действий, взыскании 569 рублей и компенсации морального вреда в размере сто тысяч рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к ООО "Г" о признании незаконными действий, взыскании суммы и компенсации морального вреда. Указал, что распоряжением председателя департамента ЖКХ г. Липецка N 18р от 6 февраля 2007 г. было установлено дополнительное, помимо квартирного счетчика, взимание 7 кВт/час с 1 человека за места общего пользования во многоквартирных домах. Решением N 371 от 09.02.2009 г. Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с февраля 2009 г. данное распоряжение было признано незаконным как противоречащее постановлению Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. С мая 2009 г. начисление платы за электроэнергию производилось согласно порядку, установленному постановлением N 307, т.е. вся разница между показаниями общедомового электрического счетчика и индивидуальными предъявлялась потребителям с индивидуальными счетчиками. Полагает, что платил за "нормативщиков", неплательщиков и "шабашников". Просил суд признать неправомерными неоднократные, самостоятельные изменения ответчиком порядка в нарушение постановления Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. по расчету оплаты гражданами расхода электроэнергии помимо индивидуальных счетчиков, обязать "Г" произвести перерасчет оплаты электроэнергии за 2007 - 2009 г.г. его квартиры, и взыскать в его пользу с ответчика в возмещение морального вреда 100 000 рублей, поскольку он является инвалидом 2 группы, ветераном ВОВ и труда и понес нравственные и физические страдания от действий ответчика.
В суде истец П. иск поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Пояснил, что он является собственником квартиры <...>. По квартирному счетчику расход электроэнергии 100 - 140 кВт/час в месяц, а с февраля 2007 г. по январь 2009 г. с него взимается по 7 кВт/час с 1 человека (с февраля 2009 г. отменено), потом в июне 2009 г. добрали по 11,3 кВт/час с 1 человека, в июле 2009 г. - 16 кВт/ч с 1 человека, в августе 2009 г. - 27 кВт/ч с 1 человека. В 2007 г. за места общего пользования незаконно было взято 40 руб. 78 коп., в 2008 г. - 217 руб., в 2009 г. - 263 руб., итого: 521 руб. 77 коп., которые он и просит взыскать с ООО "Г".
Представитель ответчика ООО "Г" по доверенности П.Е. иск не признала. Пояснила, что постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. В отношении лифтового оборудования - 7 кВт в месяц на 1 человека. На основании указанного постановления было издано распоряжение председателя департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 6 февраля 2007 г. N 18-р "О расходе электроэнергии на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилого дома", а также разъяснение по применению вышеуказанного распоряжения. Исполняя вышеуказанные нормативные акты, ответчик с марта 2007 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стал выставлять собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, также электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилого дома. Согласно решению управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 371 от 9 февраля 2009 г. электроэнергия на места общего пользования должна взиматься, но порядок установления размера платы за электроэнергию, расходуемую на места общего пользования из расчета 7 кВт/ч в месяц на человека, а также расходуемую работу лифтового оборудования в размере 7 кВт/ч на человека признан противоречащим положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г., ответчика обязали "дополнительно указывать в квитанциях на оплату коммунальных услуг по квартирам, оборудованным приборами учета, плату за электрическую энергию, расходуемую на места общего пользования, рассчитанной в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства". Полагает, что оснований для перерасчета платы за электроэнергию с 2007 г. по мая 2009 г. не имеется, так как по нормативам платежи меньше, чем по постановлению N 307, а с мая 2009 г. расчет платы за электроэнергию производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 307.
Суд отказал в иске.
В кассационной жалобе истец П. просит отменить это решение, полагая его незаконным и необоснованным в связи заинтересованностью судей в исходе дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности П.Е., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что П. является собственником кв. <...>. В квартире проживают 3 человека, два из которых, включая самого истца, имеют льготу по 50% по оплате коммунальных платежей.
В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно представленным квитанциям П. было оплачивал за электрическую энергию, потраченную на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома с 2007 г. по май 2008 г. из расчета 7 кВт/ч на человека в месяц, в июне, июле и августе 2009 г. - по формуле N 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждены постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктом 25 приложения к которым установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека". Решением Верховного Суда РФ от 02 октября 2007 г. N ГКПИ07-1019 пункт 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, признан не противоречащим закону.
Со ссылкой на вышеуказанное постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 ООО "Г" с февраля 2007 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стало выставлять собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав имущества жилого дома, исходя из расчета 7 кВт/ч в месяц на человека, у П. состав семьи три человека, поэтому в квитанциях указывалось 21 кВт/ч (7 кВт/ч x 3 чел.).
В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г., собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 22 вышеуказанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.
В силу с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с пунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле N 9:
VD
Р куЗ.у = ------------- x Viр x Тку, (9)
Vn.р + Vn.n
где:
- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. x час);
- Vn.р - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
- Vп.п - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. x час);
- Vi.р - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
- Тку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./ кВт. x час).
Материалами дела подтверждается, что расчет оплаты за электроэнергию за места общего пользования за период с июня 2009 г. по август 2009 г. по формуле N 9 приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., ответчиком производился правильно.
Например, расчет оплаты за электроэнергию за июнь 2009 г.
10540
------------- x 100 кВт/ч x 1,930 руб. = 259,93 руб.
5015 + 2811
10540
------- x 100 кВт/ч = 134,68 кВт/ч
7826
100 кВт/ч - электроэнергия по индивидуальному прибору учета (ИПУ)
134,68 - 100 = 34,68 кВт/ч - электроэнергия в местах общего пользования (МОП)
259,93 : 3 x 2 = 173,29 руб. - оплата за электроэнергию с учетом льготы у 2-х членов семьи истца. Указанная сумма складывается из следующего расчета:
34,68 (МОП) x 1,930 : 3 x 2 = 44, 62 руб. (оплата за МОП с учетом льготы у 2-х членов семьи истца)
100 (ИПУ) x 1,930 6 3 x 2 = 128,67 руб. (оплата по ИПУ с учетом льготы у 2-х членов семьи истца).
44,62 руб. (МОП) + 128,67 руб. (ИПУ), а всего 173,29 руб. было предъявлено истцу по квитанции на оплату за электроэнергию за июнь 2009 г.
Соответствующим образом производился расчет и за следующие месяцы 2009 г.
Полагая необоснованными требования истца, касающиеся оплаты за электроэнергию в местах общего пользования за период с 2007 г. по май 2009 г., районный суд сослался на то, что Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. не отменены.
Однако данная ссылка суда ошибочна, поскольку установленная п. 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г., величина не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является показателем для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Сами же нормативы потребления коммунальных услуг рассчитываются для потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Поэтому установленные п. 25 приложения к Правилам величины не применимы к истцу, в квартире которого установлен индивидуальный прибор учета расходования электроэнергии.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что при расчете платежей исходя из величины 7 кВт/ч на 1 человека за места общего пользования, оплата за электроэнергию составила меньшую сумму, чем при расчете по формуле N 9 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г
Например, расчет оплаты за электроэнергию за май 2007 г.
По квитанции предъявлено к оплате - 75,24 руб. за 83 кВт/ч, из которых:
62 кВт/ч - электроэнергия по ИПУ
21 кВт/ч - электроэнергия за МОП по нормативу на 3-х чел
83 кВт/ч x 1,360 руб. = 112,88 руб.
112,88 руб. : 3 x 2 = 75,24 руб. с учетом льготы у 2-х членов семьи истца.
Из них за МОП 21 x 1,360 : 3 x 2 = 19,04 руб.
Расчет оплаты по формуле N 9 приложения N 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г.
10515
--------- x. 62 кВт/ч x 1,360 = 137,78 руб.
6435
137,78 руб. : 3 x 2 = 91,85 руб. с учетом льготы.
10515
-------- x. 62 кВт/ч = 101,31 кВт/ч
6435
101,31 - 62 = 39,31 кВт/ч - электроэнергия в МОП
39,31 x 1,360 : 3 x 2 = 35,64 руб. - оплата за МОП
Таким образом, права истца не были нарушены, поскольку в итоге за период с 2007 г. по май 2009 г. он фактически оплатил по "нормативу" из расчета 7 кВт/ч на 1 человека за электроэнергию в местах общего пользования меньшую сумму, чем должен был бы оплатить при расчете платежей по формуле N 9 Приложения N 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства N 307.
При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Утверждение в жалобе о заинтересованности суда в исходе дела объективно доказательствами не подтверждено и основано на личном мнении стороны по делу, не согласной с решением суда.
Решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Левобережного районного суда г. Липецка от 25 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца П. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)