Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2011 N 05АП-7606/2010 ПО ДЕЛУ N А51-13593/2010

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Органы управления товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2011 г. N 05АП-7606/2010

Дело N А51-13593/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 31 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Барановой А.С.
при участии:
от Товарищества собственников жилья "Толстовцы":
председатель правления Лазаренко Е.Н. на основании протокола общего собрания членов ТСЖ от 06.12.2010 N 06/12/10, паспорт,
от администрации г. Владивостока: Царева В.В. по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5341 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 048.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Толстовцы"
апелляционное производство N 05АП-7606/2010
на решение от 12.11.2010
судьи Голоузовой О.В.
по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к администрации г. Владивостока
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроставлении на платежных поручениях отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов

установил:

Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее по тексту - "заявитель", "ТСЖ", "товарищество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока, выразившегося в непроставлении на платежных поручениях от 11 августа 2010 г. NN 1 - 6 в количестве 24 штук по каждому из домов, NN 119 - 122 от 17.08.2010 г., NN 140 - 143 от 23.08.2010 г. ТСЖ ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов NN 38, 40, 42 и 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке и об обязании Управления содержания жилищного фонда проставить на платежных поручениях соответствующие отметки.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявитель уточнил предмет заявленных требований и просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непроставлении на платежных поручениях отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов. От требований об обязании проставить на платежных поручениях отметки о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов NN 38, 40, 42 и 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке заявитель отказался в связи с тем, что такие отметки были проставлены Управлением содержания жилищного фонда 01.09.2010 г.
Решением суда от 12.11.2010 г. в удовлетворении уточненных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что факт бездействия со стороны администрации г. Владивостока не имел места.
ТСЖ "Толстовцы", не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы считает недоказанными выводы суда о наличии недостатков в представленных в Управление документах. Ссылку суда на пункты 5 и 13 Порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья, заявитель считает необоснованной, указывая на то, что в решении не приведены доказательства наличия у главы г. Владивостока полномочий утверждать этот Порядок, не приведены доказательства вступления этого Порядка в силу. Также заявитель считает выводы суда несоответствующими обстоятельствам дела, а именно в части указания в решении на доводы представителя ТСЖ относительно отсутствия у Управления полномочий на согласование платежных поручений на оплату авансовых платежей, поскольку такие доводы не приводились. Напротив, в ходе рассмотрения дела, представитель ТСЖ пояснял о том, что у Управления не имеется полномочий не проставлять на платежных поручениях отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов ТСЖ. Кроме того, полный пакет документов по каждой группе платежных поручений был представлен в Управление ранее 23.08.2010, в связи с чем вывод суда в этой части заявитель также считает не соответствующим фактическим обстоятельствам. Также в решении отсутствует указание на то, что органы местного самоуправления или органы исполнительной власти ПК запрашивали у ТСЖ дополнительную информацию к поданному пакету документов.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, а именно пункта 1 статьи 740 ГК РФ. По мнению товарищества, условие о календарном графике выполнения подрядных работ не названо в данной норме в качестве существенного условия договора. При вынесении решения, суд нарушил пункт 5 Порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья, часть 9 и 11 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, статьи 13, пунктов 1 и 6 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, статьи 166, пункта 1 статьи 167, статьи 168, пункта 1 статьи 845 ГК РФ, статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", части 2 статьи 849 ГК РФ, нарушение пункта 6 Информационного Письма ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие". На основании изложенного, заявитель считает решение не полностью мотивированным, принятым по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Представитель ТСЖ "Толстовцы" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель администрации г. Владивостока по доводам жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" зарегистрировано в качестве юридического лица 17 марта 2008 г. ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером 1082536003857, о чем выдано свидетельство 25 N 002959874.
Согласно Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 год, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 г. N 197-па, дома NN 38, 40, 41, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Приложением к постановлению главы города Владивостока от 14.07.2010 г. N 802 "О распределении субсидий товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам и управляющим организациям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока, включенных в краевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 год", поступивших из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа" получателем средств программы по домам NN 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке определено "ТСЖ "Толстовцы".
Для перечисления денежных средств, предусмотренных программой на капитальный ремонт, 12 июля 2010 г. в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России ТСЖ были заключены договоры банковского счета NN 00405, 00404, 00403, 00402 и открыты банковские счета.
В этот же день между Сбербанком России, ТСЖ и Администрацией ко всем договорам банковского счета были заключены дополнительные соглашения, в которых стороны оговорили порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций со счетов.
13.08.2010 г. ТСЖ в Управление содержания жилищного фонда представлен пакет документов по домам N 38, 40, 42, 44, в том числе протоколы, сводные ведомости оценки предложений подрядной организации, договор на оказание услуг технического надзора, договоры подряда, оригиналы счетов на оплату, оригиналы согласованных товариществом календарных графиков проведения капитального ремонта, утвержденные товариществом оригиналы локальных ресурсных сметных расчетов на ремонт (письма от 12.08.2010 г. исх.NN 12/08/44, 12/08/42, 12/08/40, 12/08/38). Кроме того, с данными письмами в Управление содержания жилищного фонда были представлены оригиналы платежных поручений для визирования.
17.08.2010 г. в дополнение к документам, представленным 13.08.2010 г., обществом были представлены: договоры подряда на выполнение работ по замене лифтов, оригиналы счетов на оплату, оригиналы согласованных товариществом календарных графиков реализации контракта по замене лифтов, оригиналы локальных ресурсных сметных расчетов на выполнение работ по замене лифтов.
19.08.2010 г. ТСЖ в Приморское отделение Сбербанка России были представлены документы на оплату авансовых платежей подрядным организациям по всем домам, однако данные документы не были приняты к исполнению.
23.08.2010 г. обществом в Управление содержания жилищного фонда были представлены договоры подряда на капитальный ремонт фасада, оригиналы счетов, утвержденные товариществом оригиналы локальных ресурсных сметных расчетов на капитальный ремонт фасада, протоколы, сводные ведомости оценки предложений подрядной организации.
Письмами от 24.08.2010 г. N 21287сп, N 21286сп, N 21285сп, N 21288сп Управление содержания жилищного фонда отказало в согласовании документов, указав на наличие в них недостатков.
Указанные в данных письмах недостатки были устранены ТСЖ и 26.08.2010 г. исправленные документы были повторно переданы на согласование. 01.09.2010 г. платежные поручения ТСЖ были согласованы Управлением содержания жилищного фонда.
Посчитав действия ответчика по истребованию дополнительных документов незаконными, полагая, что ответчиком нарушен срок согласования платежных поручений, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
Как указано в части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного ч. 5 данной статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в ч. 4 данной статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с данным Федеральным законом;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных ч. 5 ст. 15 Закона N 185-ФЗ.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи, с учетом требований, установленных частью 6.1 настоящей статьи (пункт 7 статьи 20 Закона).
В силу пункта 11 статьи 20 Закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в рамках исполнения Федерального закона N 185-ФЗ постановлением главы администрации г. Владивостока N 802 от 14.07.2010 было принято решение о распределении субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
14.07.2010 администрацией г. Владивостока в адрес ТСЖ "Толстовцы" было направлено уведомление о распределении субсидий.
В соответствии с дополнительными соглашениями к договорам банковского счета от 12.07.2010, заключенным между Сбербанком России, ТСЖ "Толстовцы" и администрацией г. Владивостока, стороны установили, что банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций со счета при предоставлении клиентом банку расчетных (платежных) документов, согласованных с Администрацией и согласованной с Администрацией копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже (пункт 3.2). Банк имеет право отказать ТСЖ в приеме расчетных (платежных) документов и/или совершении операций по счету при несоблюдении ТСЖ вышеуказанных условий.
В Приложении N 1 к дополнительным соглашениям установлен перечень должностных лиц Управления содержания жилищного фонда, имеющих право согласовывать документы, предъявляемые банку для списания денежных средств со счетов. Таким образом, ТСЖ "Толстовцы", подписав данные соглашения, согласилось с их условиями.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пунктом 6 части 1 статьи 16, пунктом 5 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359 была утверждена ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010 год.
Согласно приложению к названному постановлению, исполнителем Программы является управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока.
В соответствии с разработанным механизмом реализации программы (пункт 6), Перечисление средств на банковские счета участникам Программы осуществляется после предоставления ими документов (уведомления об открытии счета, решения общего собрания о долевом финансировании работ в размере не менее 5 процентов, утвержденной общим собранием сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома). Согласование платежных документов на оплату выполненных работ производится управлением содержания жилищного фонда.
Из материалов дела судом установлено, что 21.07.2010 г. ТСЖ "Толстовцы" в управление содержания жилищного фонда были представлены уведомления об открытии банковских счетов, копии сообщений об открытии банковских счетов из налогового органа, а также копии протоколов общих собраний собственников помещений об участии в программе капитального ремонта.
13.08.2010 г. ТСЖ обратилось в управление содержания жилищного фонда за согласованием платежных поручений по домам N 38, 40, 42, 44, о чем на копиях обращений имеется отметка Управления о принятии. Одновременно ТСЖ были представлены протоколы, сводные ведомости оценки предложений подрядных организаций, договоры на оказание услуг технического надзора, договоры генподряда, оригиналы счетов на оплату, оригиналы согласованных товариществом календарных графиков проведения капитального ремонта, утвержденные товариществом оригиналы локальных ресурсных сметных расчетов на ремонт фасада с утеплением, кровли, систем отопления, ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения. Договоры подряда на выполнение конкретных видов работ представлены не были.
17.08.2010 г. ТСЖ были представлены в Управление содержания жилищного фонда договоры подряда на выполнение работ по замене лифтов, оригиналы календарных графиков выполнения работ по замене лифтов, а также утвержденные товариществом локальные ресурсные сметные расчеты на выполнение данных работ.
26.08.2010 г. ТСЖ были представлены договоры подряда на капитальный ремонт фасадов, локальные ресурсные сметные расчеты на данные работы и иные документы, относящиеся к определению подрядчика и выполнению данных работ.
Оценив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полный пакет документов, необходимый для принятия решения о визировании расчетных (платежных) документов, был представлен ТСЖ только 26.08.2010 г. Представленные документы были рассмотрены управлением 01.09.2010 г.
В ходе рассмотрения документов Управлением был выявлен ряд недостатков, в том числе несоответствие стоимости работ по всем договорам сумме, выделенной Адресной программой. Поскольку управлением было установлено отсутствие подписанных сторонами календарных графиков выполнения подрядных работ, что в силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса РФ является существенным условием договора подряда, то выводы суда в этой части являются обоснованными. Доводы жалобы о том, что в названной норме не содержится условия об обязательном наличии календарного графика окончания работ, сделаны при неправильном толковании нормы материального права и подлежат отклонению.
С учетом изложенного, суд считает, что на основании представленного ТСЖ пакета документов платежные поручения не могли быть согласованы к оплате.
Также являются несостоятельными доводы ТСЖ об отсутствии у Администрации права требовать представления договоров подряда, а также иных дополнительных документов.
Постановлением главы г. Владивостока от 12.12.2008 N 763 был утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (приложение).
В соответствии с пунктом 1 настоящий Порядок разработан во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) и устанавливает порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов).
В силу пункта 5 Порядка получателю субсидии рекомендовано в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка, предоставить проект договора с подрядчиком на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Пунктом 13 Порядка предусмотрена обязанность получателей субсидии предоставлять по запросам органа местного самоуправления, органа исполнительной власти Приморского края дополнительную информацию, документацию, справки, а также материалы по вопросам, подлежащим анализу.
Кроме того, обязательность согласования с управлением содержания жилищного фонда договоров на проведение работ по капитальному ремонту предусмотрена также пунктом 3.2 дополнительных соглашений N 1 к договорам банковского счета.
Из материалов дела судом установлено, что 26.08.2010 г. пакеты документов по всем домам были повторно представлены ТСЖ на согласование. По результатам рассмотрения данных документов 01.09.2010 г. все платежные поручения были завизированы. Следовательно, факт бездействия со стороны администрации г. Владивостока материалами дела своего подтверждения не нашел.
Согласно дополнительными соглашениями к договорам банковского счета сроки согласования расчетных (платежных) документов Управлением содержания жилищного фонда не оговорены.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
В силу статьи 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Возможность, продления срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней допускается в исключительных случаях.
Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны рассмотреть обращения граждан и юридических лиц в срок, не превышающий одного месяца.
Изучив материалы дела, суд установил, что обращение ТСЖ было рассмотрено в установленные сроки, а именно: документы в полном объеме были представлены 26.08.2010 г. и рассмотрены 01.09.2010 г., то есть в течение трех рабочих дней.
Установив факт отсутствия оспариваемого бездействия, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы своего подтверждения не нашли и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции. Нарушения применения норм материального и процессуального права не установлено.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 данной статьи Кодекса составляет 1 000 руб.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ТСЖ "Толстовцы" оплатило государственную пошлину в большем размере, то излишне уплаченная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 12 ноября 2010 г. по делу N А51-13593/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Толстовцы" из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 225 от 06.12.2010.
Выдать справку.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Г.А.СИМОНОВА
Судьи:
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)