Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2011 ПО ДЕЛУ N А65-3958/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. по делу N А65-3958/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая - 06 июня 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2011 года по делу N А65-3958/2011 (судья Хабибуллин Р.Ф.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района" (ИНН 1658076522, ОГРН 1061658047824), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района" (далее - ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района", ООО "УК ЖКХ Московского района", Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16.02.2011 N 156/з о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2011 по делу N А65-3958/2011 (с учетом определения от 26.05.2011 об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены (л.д. 55 - 58).
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 66 - 70).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, имеющиеся в материалах дела.
В судебном заседании 30.05.2011 был объявлен перерыв до 06.06.2011; после перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан 08.12.2010 была проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района" ценообразования, обязательных требований действующего законодательства. В результате проведенной проверки было выявлено, что Обществом допущено нарушение установленного порядка ценообразования, а именно: при расчете платы за электроснабжение жильцу кв. N 1 дома N 170 по ул. Декабристов г. Казани, не имеющему до 01.04.2010 индивидуального прибора учета электроэнергии, применялась формула, утвержденная п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома", Pki = (Vin + (Vd - (Vnp + Vnn)) x Si / Sd) x Tky, где расход на общедомовые нужды распределялся на количество кв. м жилых помещений, не имеющих приборы учета. Однако, согласно п. 3 вышеуказанного постановления при наличии коммунальных квартир в доме данный расчет не применяется для расчета платы за потребленную электроэнергию. В виду наличия в данном доме коммунальных квартир, расчет платы за электроэнергию должен производиться в соответствии с п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", где расчет платы за электроэнергию для квартир, не имеющих индивидуальные приборы учета, производится по нормативам, для квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по показаниям индивидуальных приборов учета и затрат на общедомовые нужды, распределенным пропорционально фактическому объему потребленной электрической энергии.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 08.12.2010 N 9565 (л.д. 35 - 37). По результатам административного расследования 09.12.2010 в отношении ООО "УК ЖКХ Московского района" был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 23), на основании которого административным органом 16.02.2011 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 156/з о наложении штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 21).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) установление тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, принятые в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ (далее - Правила N 307).
В силу п. 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для электроснабжения определяется по формуле в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения N 2.
Пп. 1 п. 3 приложения N 2 Правил N 307 определена методика расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, в том числе и при наличии в доме коммунальных квартир. В приложении N 2 Правил приведены все необходимые формулы для расчета электроэнергии.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 утвержден расчет расходов электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома.
В соответствии с п. 1 указанного расчета при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений:
а) не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по следующей формуле:
где:
- - объем (количество) электроэнергии, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (кВт.час);
- - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего;
- - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке;
- - общая площадь i-того помещения (квартиры), не оборудованного приборами учета электроэнергии;
- - общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме, не оборудованных приборами учета электроэнергии;
- - тариф на электроэнергию, установленный в соответствии с законодательством;
- - объем (количество) электроэнергии, потребленной за расчетный период в i-том помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке;
б) оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан вины ООО "УК ЖКХ Московского района" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Коммунальная квартира - квартира, в которой проживают несколько семей, имеющие отдельные лицевые счета.
Комната - один из видов жилого помещения, то есть часть дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан (п. 4 ст. 16 ЖК РФ).
В одной и той же коммунальной квартире несколько комнат могут находиться в собственности государства и предоставляться жильцам на основании договора социального найма, а другая часть комнат может принадлежать живущим в них людям. Все остальное имущество (коридоры, кухни и санузлы) относится к общему имуществу.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 23.04.2009 N 257 расчет расходов электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома (утв. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87) дополнен пунктом 3, согласно которому расчет, утвержденный настоящим постановлением, не применяется для расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для комнат в коммунальных квартирах.
Таким образом, в указанном постановлении речь идет о комнатах в коммунальных квартирах, а не о домах, имеющие коммунальные квартиры. Следовательно, п. 1 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 неприменим лишь в отношении отдельно взятых комнат в коммунальных квартирах.
Как следует из материалов дела, в данном случае заявителю вменяется в вину применение неверного расчета платы за потребленную электроэнергию в отношении жильца коммунальной квартиры, а не комнаты в коммунальной квартиры.
Таким образом, поскольку речь идет о квартире, а не о комнате, при расчете платы за потребленную электрической энергии должны быть применены положения п. 1 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87, что и было сделано заявителем.
Кроме этого, письмом от 11.08.2010 N Кол-27/887 Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам дал разъяснения по алгоритму расчета расхода потребленной электрической энергии в многоквартирных домах смешанного типа. Согласно данным разъяснениям, потребленная электрическая энергия в многоквартирных домах вначале распределяется согласно Расчету (независимо изолированная квартира или коммунальная), далее распределение электрической энергии непосредственно в коммунальной квартире производится согласно Правил (л.д. 12). То есть в данном случае, применимы оба постановления, как постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87, так и постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2007 N 307.
Более того, по вопросу правомерности начислений Обществом в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам было направлено письмо. Из смысла письма от 31.12.2010 N Кол-25/1100 следует, что постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 16.02.2009 N 87 лишь дополняет постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в части перераспределения объема потребленной электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома и пользуется для расчета расхода электрической энергии в изолированных квартирах (л.д. 13).
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, отклонившего довод представителя административного органа о том, что разъяснения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам при наличии постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 не должны быть приняты во внимание.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 4648 было утверждено положение о Государственном Комитете Республики Татарстан по тарифам.
В соответствии с раз. 5 указанного положения Госкомитет для выполнения своих полномочий имеет право проводить анализ правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления по вопросам реализации тарифной политики и соблюдения тарифного законодательства, утверждения цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на регулируемые услуги, оказывать им методическую помощь по вопросам порядка ценообразования и контроля за регулируемыми ценами (тарифами, надбавками, наценками и др.), Издавать по вопросам своей компетенции правовые акты, в том числе постановления, положения, приказы, регламенты, методические инструкции и указания, обязательные для исполнения на территории Республики Татарстан. Госкомитет обязан оказывать методическую помощь по вопросам ценообразования и контроля органам местного самоуправления и регулируемым организациям, организовывать прием граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный срок.
Таким образом, ООО "УК ЖКХ Московского района", по мнению суда, предприняло все зависящие от него меры по вопросу определения порядка расчета размера платы за потребленную электрическую энергию.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не следует, что при его вынесении Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан исследовались следующие вопросы: в чем выразилась вина Общества, какое виновное действие или бездействие было допущено им, какие меры ООО "УК ЖКХ Московского района" должно было предпринять, но не предприняло, имелась ли у него возможность для соблюдения требований законодательства.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства, обоснованно отказал Управлению Роспотребнадзора по Республике Татарстан в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 06 апреля 2011 года является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2011 года по делу N А65-3958/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)