Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2009 ПО ДЕЛУ N А13-9304/2008

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. по делу N А13-9304/2008


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Митрофанова О.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпаковой Н.А.,
при участии от истца Беловой Н.М. по доверенности от 25.12.2008 N 01-05/5159, от ответчика Сухорукова С.А. по доверенности от 01.08.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Череповца "Водоканал" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 января 2009 года по делу N А13-9304/2008 (судья Степанова Т.П.),
установил:

муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Водоканал" (далее - МУП города Череповца "Водоканал", Предприятие) обратилось в суд с иском к товариществу собственников жилья "Ладья" (далее - ТСЖ "Ладья") о взыскании 91 646 руб. 16 коп. задолженности по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.04.2004 N 76 ТСЖ/ЖСК N 101 за июль 2008 года.
Решением суда от 21 января 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
МУП города Череповца "Водоканал" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Ссылается на то, что Предприятие в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, является ресурсоснабжающей организацией и не может быть исполнителем коммунальных услуг, когда управление многоквартирным домом осуществляет товарищество собственников жилья. Считает, что в связи с отсутствием приборов учета для определения количества отпущенной воды необходимо руководствоваться пунктами 57, 77 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.04.2004 N 76 ТСЖ/ЖСК N 101 (далее - договор) истец оказывал ответчику (абонент) услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод.
Предприятие в соответствии с условиями договора за отпущенную воду и принятые стоки выставило ТСЖ "Ладья" на оплату счет-фактуру от 31.07.2008 N 0712427187 на сумму 248 348 руб. 76 коп. Объем потребленной воды определен истцом согласно пунктам 57, 77 Правил N 167, так как приборы учета не установлены.
Поскольку выставленный счет-фактура оплачен ответчиком частично, а именно в размере 156 702 руб. 60 коп., истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Кроме указанных норм, отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами N 167.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктами 32 и 69 Правил N 167 установлено, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами (пункт 33).
Согласно пункту 77 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил.
Пунктом 57 Правил N 167 определено, что количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
В соответствии с пунктом 5.1 договора расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утвержденным постановлением мэрии; расчеты производятся по показаниям средств измерений, передаваемым абонентом в срок, установленный пунктом 3.2.5 договора, то есть с 20 до 25 числа расчетного месяца.
Судом установлено, что приборы учета у ТСЖ "Ладья" не установлены.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что учет количества отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод производиться в соответствии с разделом 4 Правил N 167.
Поскольку потребление воды осуществлялось в отсутствие приборов учета, а условия договора предусматривают производить учет количества отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в соответствии с разделом 4 Правил N 167, то Предприятие правомерно произвело расчет стоимости водопотребления в соответствии с пунктами 57, 77 настоящих Правил. Иного порядка определения объемов потребленной воды в таких случаях указанный нормативный акт, а также условия договора не содержат.
Расчет суммы иска проверен судом апелляционной инстанции и является верным. Данный расчет произведен исходя из диаметра сечения трубы 100 мм. Размер диаметра трубы подтвержден актом от 18.11.2003 и актом от 07.08.2008 (л.д. 94).
Вывод суда первой инстанции о том, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Предприятия. В соответствии с Правилами N 167 и условиями договора на отпуск воды и прием сточных вод от 01.04.2004 N 76 ТСЖ/ЖСК N 101 ТСЖ "Ладья" является абонентом. Согласно пункту 5 Правил N 167 данные Правила обязательны для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Кроме этого, договором стороны предусмотрели, что учет количества отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод производится в соответствии с разделом 4 Правил N 167. Указанный раздел Правил N 167 предусматривает определение абонентом количества полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений. Правилами N 167 установлено, что оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента (пункт 34). Предприятие в течение четырех лет с момента заключения договора предъявляло ТСЖ "Ладья" для оплаты объемы питьевой воды и сточных вод, определяемые на основании расчета путем умножения нормативов водопотребления и водоотведения на количество зарегистрированных граждан. При этом Предприятие неоднократно уведомляло ТСЖ "Ладья" о необходимости установки прибора учета. Последняя отсрочка по установке водомерного узла была дана Предприятием ТСЖ "Ладья" до 07.07.2008. Узел учета в установленный срок не был установлен. По истечении указанного срока Предприятие предъявило ТСЖ "Ладья" счет на оплату водопотребления и водоотведения в соответствии с пунктами 57, 77 Правил N 167.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку определение объемов водопотребления и водоотведения указанным выше расчетным путем не соответствует фактическим объемам, применение указанного расчетного порядка определения объемов договором не предусмотрено, то Предприятие правомерно предъявило требования об оплате водопотребления и водоотведения в соответствии с условиями договора и пунктами 57, 77 Правил N 167. При этом суд учитывает, что у ТСЖ "Ладья" было достаточно времени для установки прибора учета. Ссылка представителя ТСЖ "Ладья на установку в муниципальном жилом фонде приборов учета за счет муниципалитета не может служить основанием для освобождения ТСЖ "Ладья" от исполнения обязательств, предусмотренных договором и Правилами N 167. Не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований и ссылка представителя ТСЖ "Ладья" на корректировку объемов водопотребления за июль 2008 года в счете-фактуре за декабрь 2008 года, поскольку, несмотря на указанную корректировку, истец от своих требований не отказался.
Не может служить основанием для отказа в иске и тот факт, что объем водопотребления и водоотведения, определенный в соответствии с пунктами 57 и 77 Правил N 167, значительно превышает ориентировочное количество питьевой воды и сточных вод, установленное договором. Во-первых, указанное количество является ориентировочным. Во-вторых, по мнению суда, пунктами 57 и 77 Правил N 167 не только определяется объем водопотребления, но и содержащиеся в них положения являются своего рода санкцией, применяемой к недобросовестным абонентам.
Представитель ТСЖ "Ладья" настаивает на применении к спорным правоотношениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающей, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по приборам учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. При этом ответчик считает, что Предприятие должно выставлять счета-фактуры за потребленное водоснабжение и сброс в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Названная норма ЖК РФ регламентирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги, оказываемые гражданам исполнителем этих услуг. Однако возникшие между сторонами правоотношения не являются отношениями по предоставлению коммунальных услуг, поскольку истец не является исполнителем коммунальных услуг в смысле положений и Правил N 307.
В соответствии с определениями понятий "исполнитель коммунальных услуг" и "ресурсоснабжающая организация", данными в пункте 3 Правил N 307, в рамках договора от 01.04.2004 N 76 ТСЖ/ЖСК N 101 истец является ресурсоснабжающей организацией, а ответчик - исполнителем коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 разъяснения по применению Правил N 307, утвержденных данным постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В связи с изложенным заключенный между сторонами договор является по своей правовой природе договором энергоснабжения, и поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а не положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах при расчетах между сторонами по договору правомерно применение порядка определения количества отпущенной воды и принятых стоков в соответствии с Правилами N 167, а между жильцами-потребителями и ответчиком-исполнителем - в соответствии с Правилами N 307, по которым ответчик рассчитывает плату за коммунальные услуги жильцам по соответствующим формулам в зависимости от наличия-отсутствия приборов учета. При этом в силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При изложенных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными как по праву, так и по размеру и подлежат удовлетворению.
При удовлетворении исковых требований расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы истца по государственной пошлине за ее рассмотрение подлежат взысканию с ответчика в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 января 2009 года по делу N А13-9304/2008 отменить.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Ладья" в пользу муниципального унитарного предприятия города Череповца "Водоканал" 91 646 руб. 16 коп. задолженности и 3249 руб. 38 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Ладья" в пользу муниципального унитарного предприятия города Череповца "Водоканал" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий
И.Н.МОИСЕЕВА

Судьи
О.В.МИТРОФАНОВ
Л.Н.РОГАТЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)