Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Захарова Н.В., доверенность от 01.11.2011 N 1599-Р-исх.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (ИНН 5049018738, ОГРН:1095049000496) на решение Арбитражного суда Московской области от 27.01.2012 по делу N А41-30654/11, принятое судьей Панкратьевой Н.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным предписания от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (далее - ООО "РУК "Новый Дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - "Госжилинспекции", административный орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным предписания от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права.
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель указывает на отсутствие вины в его действиях, в связи с размораживанием в период с 29.12.2010 до марта 2011 года всех городских тепловых сетей из-за отключения электроснабжения г. Рошаль. С 24.04.2011 горячее водоснабжение в г. Рошаль было отключено полностью в связи с прекращением подачи газа.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители заявителя, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении заявителя о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "РУК "Новый Дом".
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество осуществляет обслуживание жилого дома N 40, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, на основании договора управления многоквартирным домом от 03.09.2010 N 68.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 08.07.2011 N 3-1024-2011/9 (л.д. 65) проведена проверка соблюдения ООО "РУК "Новый дом" обязательных требований по использованию, содержанию, технической эксплуатации жилищного фонда, внутридомового газового оборудования, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Уведомлением от 08.07.2011 общество заблаговременно уведомлено о проведении в отношении него выездной внеплановой проверки 11.07.2011 в 14.30 (л.д. 66).
По результатам проведения внеплановой проверки должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества Шмаковой С.Б. составлен акт проверки от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9 (л.д. 68 - 69).
В ходе проверки установлено, что в жилом доме N 40, расположенном по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, с января 2011 года отсутствует горячее водоснабжение, циркуляция воды в системе горячего водоснабжения отсутствует.
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии представителя общества составлен протокол от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9 об административном правонарушении, согласно которому общество не приняло мер по обеспечению горячего водоснабжения в жилом доме N 40 по ул. Свердлова в г. Рошаль Московской области, чем были нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, п. 9 "При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю", а также нарушены положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, а именно: пункт 5.1.5 "Организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней". Согласно СанПИН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения: п. 3.1.11 "В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток", п. 3.1.12 "При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе".
В назначенную дату в присутствии представителя ООО "РУК "Новый дом" Шмаковой С.Б., административным органом вынесено постановление от 02.08.2011 N 3-1024-2011/9 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 77 - 78).
Кроме того, 11.07.2011 жилищной инспекцией заявителю было выдано предписание N 3-1024-2011/9 о принятии мер для восстановления горячего водоснабжения в срок до 25.07.2011 (л.д. 73).
Не согласившись с предписанием административного органа от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание соответствует нормам действующего законодательства и принято уполномоченным государственным органом, права заявителя не нарушены, поскольку управляющая компания обязана обеспечивать горячим водоснабжением жителей многоквартирного дома.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению холодной и горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 3 Правил под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
- Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;
- Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, правильно установил, что лицом, ответственным за содержание жилого дома N 40, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, является заявитель.
Во исполнение постановления администрации городского округа Рошаль Московской области от 04.02.2011 N 36 между администрацией и ООО "ИНВЕСТГАЗПРОМ" заключено соглашение от 09.02.2011 N 5-У/11, в соответствии с которым ООО "ИНВЕСТГАЗПРОМ" оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим на территории городского округа Рошаль, заключает договоры с гражданами на оказание услуг по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение через присоединенные внутридомовые сети, самостоятельно производит расчеты и выставляет расчетно-платежные документы гражданам на оплату за оказанные услуги отопления и горячего водоснабжения, а администрация обязуется внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, заключенными ею с управляющими компаниями, действующими на территории городского округа Рошаль.
Между администрацией городского округа Рошаль и ООО "РУК "Новый дом" (управляющая компания) заключен договор от 03.09.2010 N 68 управления многоквартирными домами, в том числе указанным выше многоквартирным домом (л.д. 80 - 86).
В соответствии с пунктом 4.1.2 Договора управляющая компания обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц обеспечить собственникам жилых помещений предоставление коммунальных услуг. Для этих целей организовать в интересах собственников от своего имени заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 10.02.2011 к договору от 03.09.2010 N 68 (л.д. 43 - 44) управляющая компания приступает к предоставлению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению после выполнения следующих условий:
- - управляющая компания должна обеспечить общедомовыми узлами учета тепловой энергии многоквартирные дома в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- - управляющая компания должна заключить договор на приобретение коммунальных ресурсов отопления и горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Следовательно, заявитель как управляющая компания обязан обеспечивать получение гражданами-потребителями, проживающими в жилом доме, коммунальных услуг в необходимых объемах.
Доказательств того, что ООО "ИНВЕСТГАЗПРОМ" оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим на территории городского округа Рошаль, и непосредственно с каждым собственником заключены договоры на оказание услуг по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение через присоединенные внутридомовые сети, апелляционному суду не представлено.
При этом непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений не осуществляется, в связи с чем, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы, не является исполнителем, в смысле, придаваемом этому понятию вышеуказанными Правилами.
В силу норм действующего законодательства обязанность обеспечивать жителей многоквартирного дома, в котором общество является управляющей компанией, возложена на заявителя.
Заявитель имел возможность осуществлять функции, возложенные на него статьей 162 ЖК РФ, договором от 03.09.2010 N 68, однако им не были приняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, что не обеспечило соблюдение режима подачи населению коммунальных услуг.
В материалы дела не представлены доказательства принятия обществом мер для соблюдения требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя об отсутствии возможности осуществлять горячее водоснабжение по вине третьих лиц.
Заявитель не оспорил в судебном порядке неправомерные действия третьих лиц, не предъявил в суд требований о надлежащем исполнении ими своих обязательств на поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение, не обращался с иском в совокупности с требованиями о принятии мер по его обеспечению в виде наложения для ресурсоснабжающей организации запрета в ограничении подачи тепловой энергии, а также не обращался в иные органы государственной власти с заявлениями о принятии мер по налаживанию горячего водоснабжения обслуживаемых заявителей домов.
Кроме того согласно письму от 18.05.2011 N 1314/1 ООО "Инвестгазпром" не имеет возможности производить поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение в жилые дома городского округа Рошаль в период май - сентябрь 2011, в связи с наличием задолженности потребителей тепловой энергии перед ООО "Инвестгазпром", в том числе задолженность ООО "РУК Эко Дом", ООО "РУК Теплый ДОМ", ООО "РУК Фаворит", ООО "РУК "Новый Дом", ООО "РУК "Атлант" составляет 67 640 495,26 рублей.
Таким образом в данном случае права добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг (бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества) были нарушены.
Договор от 03.09.2010 N 68 и дополнительные соглашения к нему являются действующими и заявителем не утрачено право управления домом, доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно частям 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правоотношения между ООО "РУК "Новый дом" и третьими лицами, в том числе с ресурсоснабжающей организацией, не может свидетельствовать о незаконности предписания, учитывая, что горячее водоснабжение входит в состав коммунальных услуг, которыми управляющая компания обязана обеспечивать жильцов.
Постановлением администрации городского округа Рошаль Московской области от 11.03.2011 N 82 чрезвычайная ситуация, объявленная 29.12.2010, была отменена.
Жилищная инспекция имела все основания для принятия оспариваемого предписания о восстановлении горячего водоснабжения в жилом доме в срок до 25.07.2011.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ оспариваемое предписание соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.01.2012 по делу N А41-30654/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Э.П.МАКАРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2012 ПО ДЕЛУ N А41-30654/11
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2012 г. по делу N А41-30654/11
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Захарова Н.В., доверенность от 01.11.2011 N 1599-Р-исх.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (ИНН 5049018738, ОГРН:1095049000496) на решение Арбитражного суда Московской области от 27.01.2012 по делу N А41-30654/11, принятое судьей Панкратьевой Н.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным предписания от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (далее - ООО "РУК "Новый Дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - "Госжилинспекции", административный орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным предписания от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права.
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель указывает на отсутствие вины в его действиях, в связи с размораживанием в период с 29.12.2010 до марта 2011 года всех городских тепловых сетей из-за отключения электроснабжения г. Рошаль. С 24.04.2011 горячее водоснабжение в г. Рошаль было отключено полностью в связи с прекращением подачи газа.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители заявителя, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении заявителя о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "РУК "Новый Дом".
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество осуществляет обслуживание жилого дома N 40, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, на основании договора управления многоквартирным домом от 03.09.2010 N 68.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 08.07.2011 N 3-1024-2011/9 (л.д. 65) проведена проверка соблюдения ООО "РУК "Новый дом" обязательных требований по использованию, содержанию, технической эксплуатации жилищного фонда, внутридомового газового оборудования, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Уведомлением от 08.07.2011 общество заблаговременно уведомлено о проведении в отношении него выездной внеплановой проверки 11.07.2011 в 14.30 (л.д. 66).
По результатам проведения внеплановой проверки должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества Шмаковой С.Б. составлен акт проверки от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9 (л.д. 68 - 69).
В ходе проверки установлено, что в жилом доме N 40, расположенном по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, с января 2011 года отсутствует горячее водоснабжение, циркуляция воды в системе горячего водоснабжения отсутствует.
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии представителя общества составлен протокол от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9 об административном правонарушении, согласно которому общество не приняло мер по обеспечению горячего водоснабжения в жилом доме N 40 по ул. Свердлова в г. Рошаль Московской области, чем были нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, п. 9 "При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю", а также нарушены положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, а именно: пункт 5.1.5 "Организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней". Согласно СанПИН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения: п. 3.1.11 "В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток", п. 3.1.12 "При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе".
В назначенную дату в присутствии представителя ООО "РУК "Новый дом" Шмаковой С.Б., административным органом вынесено постановление от 02.08.2011 N 3-1024-2011/9 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 77 - 78).
Кроме того, 11.07.2011 жилищной инспекцией заявителю было выдано предписание N 3-1024-2011/9 о принятии мер для восстановления горячего водоснабжения в срок до 25.07.2011 (л.д. 73).
Не согласившись с предписанием административного органа от 11.07.2011 N 3-1024-2011/9, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание соответствует нормам действующего законодательства и принято уполномоченным государственным органом, права заявителя не нарушены, поскольку управляющая компания обязана обеспечивать горячим водоснабжением жителей многоквартирного дома.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению холодной и горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 3 Правил под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
- Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;
- Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, правильно установил, что лицом, ответственным за содержание жилого дома N 40, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, является заявитель.
Во исполнение постановления администрации городского округа Рошаль Московской области от 04.02.2011 N 36 между администрацией и ООО "ИНВЕСТГАЗПРОМ" заключено соглашение от 09.02.2011 N 5-У/11, в соответствии с которым ООО "ИНВЕСТГАЗПРОМ" оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим на территории городского округа Рошаль, заключает договоры с гражданами на оказание услуг по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение через присоединенные внутридомовые сети, самостоятельно производит расчеты и выставляет расчетно-платежные документы гражданам на оплату за оказанные услуги отопления и горячего водоснабжения, а администрация обязуется внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, заключенными ею с управляющими компаниями, действующими на территории городского округа Рошаль.
Между администрацией городского округа Рошаль и ООО "РУК "Новый дом" (управляющая компания) заключен договор от 03.09.2010 N 68 управления многоквартирными домами, в том числе указанным выше многоквартирным домом (л.д. 80 - 86).
В соответствии с пунктом 4.1.2 Договора управляющая компания обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц обеспечить собственникам жилых помещений предоставление коммунальных услуг. Для этих целей организовать в интересах собственников от своего имени заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 10.02.2011 к договору от 03.09.2010 N 68 (л.д. 43 - 44) управляющая компания приступает к предоставлению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению после выполнения следующих условий:
- - управляющая компания должна обеспечить общедомовыми узлами учета тепловой энергии многоквартирные дома в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- - управляющая компания должна заключить договор на приобретение коммунальных ресурсов отопления и горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Следовательно, заявитель как управляющая компания обязан обеспечивать получение гражданами-потребителями, проживающими в жилом доме, коммунальных услуг в необходимых объемах.
Доказательств того, что ООО "ИНВЕСТГАЗПРОМ" оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим на территории городского округа Рошаль, и непосредственно с каждым собственником заключены договоры на оказание услуг по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение через присоединенные внутридомовые сети, апелляционному суду не представлено.
При этом непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений не осуществляется, в связи с чем, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы, не является исполнителем, в смысле, придаваемом этому понятию вышеуказанными Правилами.
В силу норм действующего законодательства обязанность обеспечивать жителей многоквартирного дома, в котором общество является управляющей компанией, возложена на заявителя.
Заявитель имел возможность осуществлять функции, возложенные на него статьей 162 ЖК РФ, договором от 03.09.2010 N 68, однако им не были приняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, что не обеспечило соблюдение режима подачи населению коммунальных услуг.
В материалы дела не представлены доказательства принятия обществом мер для соблюдения требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя об отсутствии возможности осуществлять горячее водоснабжение по вине третьих лиц.
Заявитель не оспорил в судебном порядке неправомерные действия третьих лиц, не предъявил в суд требований о надлежащем исполнении ими своих обязательств на поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение, не обращался с иском в совокупности с требованиями о принятии мер по его обеспечению в виде наложения для ресурсоснабжающей организации запрета в ограничении подачи тепловой энергии, а также не обращался в иные органы государственной власти с заявлениями о принятии мер по налаживанию горячего водоснабжения обслуживаемых заявителей домов.
Кроме того согласно письму от 18.05.2011 N 1314/1 ООО "Инвестгазпром" не имеет возможности производить поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение в жилые дома городского округа Рошаль в период май - сентябрь 2011, в связи с наличием задолженности потребителей тепловой энергии перед ООО "Инвестгазпром", в том числе задолженность ООО "РУК Эко Дом", ООО "РУК Теплый ДОМ", ООО "РУК Фаворит", ООО "РУК "Новый Дом", ООО "РУК "Атлант" составляет 67 640 495,26 рублей.
Таким образом в данном случае права добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг (бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества) были нарушены.
Договор от 03.09.2010 N 68 и дополнительные соглашения к нему являются действующими и заявителем не утрачено право управления домом, доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно частям 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правоотношения между ООО "РУК "Новый дом" и третьими лицами, в том числе с ресурсоснабжающей организацией, не может свидетельствовать о незаконности предписания, учитывая, что горячее водоснабжение входит в состав коммунальных услуг, которыми управляющая компания обязана обеспечивать жильцов.
Постановлением администрации городского округа Рошаль Московской области от 11.03.2011 N 82 чрезвычайная ситуация, объявленная 29.12.2010, была отменена.
Жилищная инспекция имела все основания для принятия оспариваемого предписания о восстановлении горячего водоснабжения в жилом доме в срок до 25.07.2011.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ оспариваемое предписание соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.01.2012 по делу N А41-30654/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Э.П.МАКАРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)