Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Янтарьэнерго" Биндасова В.А. (доверенность от 09.01.2008), рассмотрев 23.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Благоустройство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2007 (судья Скорнякова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А21-6575/2007,
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Благоустройство" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Янтарьэнерго" (далее - Общество) о взыскании 63 041 руб. неосновательного обогащения (с учетом уточнения предмета и размера иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба).
Решением суда от 26.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2008, в части взыскания денежных средств с филиала ответчика производство по делу прекращено в связи с отказом от иска, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Предприятие полагает, что несоответствие приказа Службы от 28.12.2006 N 37-4/06 об установлении тарифов на электрическую энергию на 2007 год постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (далее - постановление N 1444) не является основанием к отказу истцу во взыскании с Общества неосновательного обогащения, возникшего в результате неприменения последним в период с 10.01.2007 по 02.03.2007 понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельском населенном пункте (поселок Малое Луговое Гурьевского района Калининградской области). По мнению подателя жалобы, судами неправомерно не приняты во внимание изменения и дополнения в приказ от 28.12.2006, внесенные приказом Службы от 08.02.2008 N 7-01э/07, а также направленное Обществу письмо Службы от 17.01.2007 о необходимости перерасчета тарифов по оплате электроэнергии для сельского населения с указанным коэффициентом.
Предприятие и Служба о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Предприятие (абонент) заключили договор электроснабжения от 17.03.99 N 855/7, по условиям которого Общество через присоединенную сеть в пределах разрешенной мощности подает абоненту электрическую энергию, а абонент - принимает и оплачивает ее. При заключении договора стороны приняли на себя обязательства руководствоваться Гражданским законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, решениями региональной (федеральной) энергетической комиссии, Инструкцией о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию, Правилами пользования электрической энергией и другими нормативными актами Российской Федерации, относящимися к вопросам снабжения электрическими ресурсами (глава 1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора абонент обязан оплачивать энергоснабжающей организации принятую электрическую энергию, а также вносить другие платежи за расчетный период в соответствии с установленными тарифами и договором.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что подаваемая электрическая энергия определяется по показаниям измерительных приборов, оплачивается по действующим тарифам путем безакцептного списания платежными требованиями энергоснабжающей организации с расчетного счета абонента в соответствии с тарифными группами каждой расчетной точки. В силу пункта 5.3 договора тарифы, действующие на момент подписания договора, изменяются в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации, решениями Региональной (федеральной) энергетической комиссии.
В соответствии с постановлением Главы администрации муниципального образования "Гурьевский район" от 01.11.2005 N 2372 "О приемке в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, расположенных в городе Гурьевске, поселке Сосновка, поселке Малое Луговое, поселке Храброво, принадлежащих Гурьевской квартирно-эксплуатационной части" за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены объекты в поселке Малое Луговое.
Предприятие осуществляет общий учет потребленной электрической энергии в поселке Малое Луговое, взимает с населения плату за потребленную электрическую энергию, а полученные денежные средства перечисляет Обществу.
Энергоснабжающая организация выставила Предприятию счета-фактуры от 31.01.2007 N 1/012007/5023, от 28.02.2007 N 1/022007/5111 и от 31.03.2007 N 1/032007/5540 за электроэнергию, потребленную в январе - марте 2007 года соответственно.
Предприятие оплатило счета-фактуры полностью, однако обратилось к Обществу с требованием о перерасчете стоимости электроэнергии или возврате излишне уплаченных денежных средств, поскольку при оформлении счетов-фактур за период с 10.01.2007 по 02.03.2007 энергоснабжающая организация не применила к установленному Службой тарифу (156 коп./кВт.ч) понижающий коэффициент 0,7 для населения, проживающего в сельском населенном пункте.
Отказ Общества произвести перерасчет стоимости электроэнергии за спорный период послужил основанием обращения Предприятия в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку посчитал, что при расчете платы за электроэнергию Общество правомерно применило тариф, установленный уполномоченным государственным органом.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
Постановлением N 1444 установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением, проживающим в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (с учетом изменений от 28.11.2006, далее - Методические указания), аналогично группе "Население" производится расчет тарифов для исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. В названном пункте также содержится ссылка на постановление N 1444 в части применения тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
Определение понятия "исполнитель коммунальных услуг" предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), согласно пункту 1 которых исполнитель - это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг. Согласно подпункту "в" пункта 49 названных Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, предусмотрены статьями 2 и 6 Закона N 41-ФЗ.
Полномочиями устанавливать тарифы на электрическую энергию в Калининградской области наделена Служба.
Приказом Службы от 28.12.2006 N 37-4/06 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую на потребительском рынке Калининградской области" (далее - приказ N 37-4/06) утверждены тарифы для групп потребителей Калининградской области на 2007 год.
Пунктом 2.3 приложения N 1 к данному приказу для группы потребителей "Сельское население" установлен одноставочный тариф в размере 109,2 коп./кВт.ч. Пунктом 2.4 названного приложения N 1 для группы "Потребители, приравненные к населению" установлен одноставочный тариф в размере 156 коп./кВт.ч.
В примечаниях к этому приложению N 1 (в первоначальной редакции) определены условия отнесения лиц к группе "Потребители, приравненные к населению".
В данном случае при начислении оплаты за потребляемую Предприятием электрическую энергию в период с 10.01.2007 по 02.03.2007 Общество применило тариф, утвержденный приказом N 37-4/06 для группы "Потребители, приравненные к населению", без понижающего коэффициента 0,7.
Факт оплаты выставленных Обществом Предприятию счетов в полном объеме установлен судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Приказом Службы от 08.02.2007 N 7-01э/07 примечания к приложению N 1 к приказу N 37-4/06 дополнены пунктом 3, согласно которому для жилищного фонда городских населенных пунктов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, и сельских населенных пунктов к одноставочным тарифам, установленным пунктом 2.4 указанного приложения, применяется коэффициент 0,7. Названный приказ опубликован 20.02.2007 и вступил в силу 02.03.2007.
Ссылаясь на это обстоятельство, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что ответчик правомерно выставлял Предприятию счета без применения понижающего коэффициента 0,7, поскольку это не предусмотрено приказом Службы N 37-4/06.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что положение приведенных выше нормативных актов Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам о применении в отношении исполнителей коммунальных услуг понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, действовало на момент утверждения Службой тарифов на 2007 год. Приказом Службы от 08.02.2007 N 7-01э/07 не вводились новые тарифы и не изменялись утвержденные на 2007 год. Названным приказом приведен в соответствие с действующим законодательством ранее принятый приказ N 37-4/06.
В данном случае Предприятие, оказывающее коммунальные услуги населению, является исполнителем этих услуг, приравненным к тарифной группе "Население", а следовательно, должно было оплачивать стоимость электроэнергии по тарифу 109,2 коп./кВт.ч. Вывод апелляционной инстанции о том, что постановление N 1444 распространяется на население и не применяется к Предприятию, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг и пункту 27 Методических указаний.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам от 30.12.2004 N СН-2849/13 "О порядке применения понижающего коэффициента 0,7" тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливаются на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
Более того, как следует из письма Службы от 17.04.2007 (лист дела 26), в структуре тарифов на электрическую энергию на 2007 год учтены объемы потребления электроэнергии населенными пунктами на основании информации, представленной Обществом. При этом тарифная выручка по сельским населенным пунктам рассчитывалась с применением коэффициента 0,7.
Таким образом, Общество необоснованно произвело начисление Предприятию платы за потребленную в спорный период электрическую энергию по тарифу без применения понижающего коэффициента 0,7, а требования о взыскании переплаты на основании положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правомерными.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, что повлекло необоснованный отказ Предприятию в удовлетворении иска. В связи с этим судебные акты в части отказа истцу во взыскании с Общества излишне перечисленной стоимости электрической энергии за период с 10.01.2007 по 02.03.2007 подлежат отмене.
При рассмотрении дела судами размер иска не проверялся. В кассационной жалобе истец просит вынести новое решение и взыскать с Общества сумму в меньшем размере, чем заявлено в суде первой инстанции. С учетом этого дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью установления размера излишне уплаченной Предприятием суммы за спорный период и распределения судебных расходов между сторонами.
В части прекращения производства по делу решение суда не обжаловано и его законность апелляционной инстанцией не проверялась. В этой части решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по делу N А21-6575/2007 отменить в части отказа муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Благоустройство" в иске.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2007 по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2008 ПО ДЕЛУ N А21-6575/2007
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. по делу N А21-6575/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Янтарьэнерго" Биндасова В.А. (доверенность от 09.01.2008), рассмотрев 23.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Благоустройство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2007 (судья Скорнякова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А21-6575/2007,
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Благоустройство" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Янтарьэнерго" (далее - Общество) о взыскании 63 041 руб. неосновательного обогащения (с учетом уточнения предмета и размера иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба).
Решением суда от 26.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2008, в части взыскания денежных средств с филиала ответчика производство по делу прекращено в связи с отказом от иска, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Предприятие полагает, что несоответствие приказа Службы от 28.12.2006 N 37-4/06 об установлении тарифов на электрическую энергию на 2007 год постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (далее - постановление N 1444) не является основанием к отказу истцу во взыскании с Общества неосновательного обогащения, возникшего в результате неприменения последним в период с 10.01.2007 по 02.03.2007 понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельском населенном пункте (поселок Малое Луговое Гурьевского района Калининградской области). По мнению подателя жалобы, судами неправомерно не приняты во внимание изменения и дополнения в приказ от 28.12.2006, внесенные приказом Службы от 08.02.2008 N 7-01э/07, а также направленное Обществу письмо Службы от 17.01.2007 о необходимости перерасчета тарифов по оплате электроэнергии для сельского населения с указанным коэффициентом.
Предприятие и Служба о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Предприятие (абонент) заключили договор электроснабжения от 17.03.99 N 855/7, по условиям которого Общество через присоединенную сеть в пределах разрешенной мощности подает абоненту электрическую энергию, а абонент - принимает и оплачивает ее. При заключении договора стороны приняли на себя обязательства руководствоваться Гражданским законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, решениями региональной (федеральной) энергетической комиссии, Инструкцией о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию, Правилами пользования электрической энергией и другими нормативными актами Российской Федерации, относящимися к вопросам снабжения электрическими ресурсами (глава 1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора абонент обязан оплачивать энергоснабжающей организации принятую электрическую энергию, а также вносить другие платежи за расчетный период в соответствии с установленными тарифами и договором.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что подаваемая электрическая энергия определяется по показаниям измерительных приборов, оплачивается по действующим тарифам путем безакцептного списания платежными требованиями энергоснабжающей организации с расчетного счета абонента в соответствии с тарифными группами каждой расчетной точки. В силу пункта 5.3 договора тарифы, действующие на момент подписания договора, изменяются в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации, решениями Региональной (федеральной) энергетической комиссии.
В соответствии с постановлением Главы администрации муниципального образования "Гурьевский район" от 01.11.2005 N 2372 "О приемке в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, расположенных в городе Гурьевске, поселке Сосновка, поселке Малое Луговое, поселке Храброво, принадлежащих Гурьевской квартирно-эксплуатационной части" за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены объекты в поселке Малое Луговое.
Предприятие осуществляет общий учет потребленной электрической энергии в поселке Малое Луговое, взимает с населения плату за потребленную электрическую энергию, а полученные денежные средства перечисляет Обществу.
Энергоснабжающая организация выставила Предприятию счета-фактуры от 31.01.2007 N 1/012007/5023, от 28.02.2007 N 1/022007/5111 и от 31.03.2007 N 1/032007/5540 за электроэнергию, потребленную в январе - марте 2007 года соответственно.
Предприятие оплатило счета-фактуры полностью, однако обратилось к Обществу с требованием о перерасчете стоимости электроэнергии или возврате излишне уплаченных денежных средств, поскольку при оформлении счетов-фактур за период с 10.01.2007 по 02.03.2007 энергоснабжающая организация не применила к установленному Службой тарифу (156 коп./кВт.ч) понижающий коэффициент 0,7 для населения, проживающего в сельском населенном пункте.
Отказ Общества произвести перерасчет стоимости электроэнергии за спорный период послужил основанием обращения Предприятия в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку посчитал, что при расчете платы за электроэнергию Общество правомерно применило тариф, установленный уполномоченным государственным органом.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
Постановлением N 1444 установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением, проживающим в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (с учетом изменений от 28.11.2006, далее - Методические указания), аналогично группе "Население" производится расчет тарифов для исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. В названном пункте также содержится ссылка на постановление N 1444 в части применения тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
Определение понятия "исполнитель коммунальных услуг" предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), согласно пункту 1 которых исполнитель - это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг. Согласно подпункту "в" пункта 49 названных Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, предусмотрены статьями 2 и 6 Закона N 41-ФЗ.
Полномочиями устанавливать тарифы на электрическую энергию в Калининградской области наделена Служба.
Приказом Службы от 28.12.2006 N 37-4/06 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую на потребительском рынке Калининградской области" (далее - приказ N 37-4/06) утверждены тарифы для групп потребителей Калининградской области на 2007 год.
Пунктом 2.3 приложения N 1 к данному приказу для группы потребителей "Сельское население" установлен одноставочный тариф в размере 109,2 коп./кВт.ч. Пунктом 2.4 названного приложения N 1 для группы "Потребители, приравненные к населению" установлен одноставочный тариф в размере 156 коп./кВт.ч.
В примечаниях к этому приложению N 1 (в первоначальной редакции) определены условия отнесения лиц к группе "Потребители, приравненные к населению".
В данном случае при начислении оплаты за потребляемую Предприятием электрическую энергию в период с 10.01.2007 по 02.03.2007 Общество применило тариф, утвержденный приказом N 37-4/06 для группы "Потребители, приравненные к населению", без понижающего коэффициента 0,7.
Факт оплаты выставленных Обществом Предприятию счетов в полном объеме установлен судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Приказом Службы от 08.02.2007 N 7-01э/07 примечания к приложению N 1 к приказу N 37-4/06 дополнены пунктом 3, согласно которому для жилищного фонда городских населенных пунктов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, и сельских населенных пунктов к одноставочным тарифам, установленным пунктом 2.4 указанного приложения, применяется коэффициент 0,7. Названный приказ опубликован 20.02.2007 и вступил в силу 02.03.2007.
Ссылаясь на это обстоятельство, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что ответчик правомерно выставлял Предприятию счета без применения понижающего коэффициента 0,7, поскольку это не предусмотрено приказом Службы N 37-4/06.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что положение приведенных выше нормативных актов Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам о применении в отношении исполнителей коммунальных услуг понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, действовало на момент утверждения Службой тарифов на 2007 год. Приказом Службы от 08.02.2007 N 7-01э/07 не вводились новые тарифы и не изменялись утвержденные на 2007 год. Названным приказом приведен в соответствие с действующим законодательством ранее принятый приказ N 37-4/06.
В данном случае Предприятие, оказывающее коммунальные услуги населению, является исполнителем этих услуг, приравненным к тарифной группе "Население", а следовательно, должно было оплачивать стоимость электроэнергии по тарифу 109,2 коп./кВт.ч. Вывод апелляционной инстанции о том, что постановление N 1444 распространяется на население и не применяется к Предприятию, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг и пункту 27 Методических указаний.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам от 30.12.2004 N СН-2849/13 "О порядке применения понижающего коэффициента 0,7" тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливаются на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
Более того, как следует из письма Службы от 17.04.2007 (лист дела 26), в структуре тарифов на электрическую энергию на 2007 год учтены объемы потребления электроэнергии населенными пунктами на основании информации, представленной Обществом. При этом тарифная выручка по сельским населенным пунктам рассчитывалась с применением коэффициента 0,7.
Таким образом, Общество необоснованно произвело начисление Предприятию платы за потребленную в спорный период электрическую энергию по тарифу без применения понижающего коэффициента 0,7, а требования о взыскании переплаты на основании положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правомерными.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, что повлекло необоснованный отказ Предприятию в удовлетворении иска. В связи с этим судебные акты в части отказа истцу во взыскании с Общества излишне перечисленной стоимости электрической энергии за период с 10.01.2007 по 02.03.2007 подлежат отмене.
При рассмотрении дела судами размер иска не проверялся. В кассационной жалобе истец просит вынести новое решение и взыскать с Общества сумму в меньшем размере, чем заявлено в суде первой инстанции. С учетом этого дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью установления размера излишне уплаченной Предприятием суммы за спорный период и распределения судебных расходов между сторонами.
В части прекращения производства по делу решение суда не обжаловано и его законность апелляционной инстанцией не проверялась. В этой части решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по делу N А21-6575/2007 отменить в части отказа муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Благоустройство" в иске.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2007 по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)