Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Петрова Ф.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Семерневой Е.С.,
Киселевой С.Н.,
при секретаре Ходос Ю.Н., рассмотрела в судебном заседании 24.07.2012 дело по иску прокурора города Карпинска Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" о признании незаконной деятельности по установлению и взиманию платы за опломбирование установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения по апелляционной жалобе ответчика на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 17.04.2012.
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Карпинска, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с иском к ООО "Жилкомсервис" о признании незаконной деятельности по установлению и взиманию платы за опломбирование установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
В заявлении указал, что при проведении проверки было установлено, что согласно калькуляции затрат на прием в эксплуатацию узла учета водопотребления в жилищном фонде на 2011 год, стоимость установки счетчиков составляет 200 рублей.
За 2011 год принято в эксплуатацию 526 шт. узлов потребления, за 2012 год - 31 шт.
Согласно пп. "г" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Требованиями ст. ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которых ООО "Жилкомсервис" оказывает услуги по горячему водоснабжению, оказание и оплата услуг: по выезду представителя тепловой инспекции энергоснабжающей организации к потребителю, по обследованию приборов учета (проверки целостности пломб), снятие показаний приборов учета, обследованию приборов учета (правильность монтажа), опломбированию и составлению акта ввода в эксплуатацию этого прибора учета - не предусмотрена.
Правилами потребления коммунальных услуг и иными нормативными актами, такая обязанность потребителя не предусмотрена.
Доводы ООО "Жилкомсервис" о том, что собственники жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме обязаны производить опломбирование приборов учета за свой счет, являются несостоятельными.
Требуя с потребителя оплаты работ по опломбированию приборов учета, ООО "Жилкомсервис" навязывает им дополнительные платные услуги, чем нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Просил признать незаконной деятельность ООО "Жилкомсервис" по установлению и взиманию платы за принятие и опломбирование установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Представитель ответчика ООО "Жилкомсервис" М. в судебном заседании исковые требования не признала.
ООО "Жилкомсервис" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по горячему и холодному водоснабжению населения городского округа Карпинск.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам предоставляет управляющая компания.
В городском округе Карпинск такой организацией является ООО "УК "Дом".
Собственники квартир не являются непосредственными абонентами ООО "Жилкомсервис".
Договор на поставку холодной и горячей воды с ООО "Жилкомсервис" заключает управляющая организация. При этом необходимо отметить, что услуга по поставке холодной и горячей воды не обуславливается установкой индивидуальных приборов учета и их опломбированием.
Потребители в любом случае могут потреблять воду, но в нормированном объеме. Таким образом, довод заявителя о нарушении п. 2 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" считает несостоятельным.
Кроме того, оказание услуг по приему в эксплуатацию приборов учета, включающих опломбирование места соединения счетчика с трубопроводом является самостоятельной услугой, самостоятельным видом деятельности, не относящимся к деятельности по оказанию услуг водоснабжения.
Опломбирование приборов учета воды не предусмотрено условиями договоров с управляющей организацией, в тариф на водоснабжение оплата услуг по опломбированию не включена. Так как указанные действия не связаны с оказанием услуг населению по водоснабжению, оснований для признания их нарушающими Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, нет.
Опломбирование производится на основании письменных заявок граждан, оплата за опломбирование производится на основании калькуляции, утвержденной генеральным директором ООО "Жилкомсервис", что не противоречит действующему законодательству.
Опломбировка индивидуальных приборов учета производится не в интересах предприятия, оказывающего услуги по водоснабжению и опломбированию приборов учета, так как Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают порядок расчета услуги водоснабжения как с наличием прибора учета, так и без него.
Из положений п. 31, пп "г" п. 50, пп. "в, г" п. 52, пп. "д" п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что индивидуальные приборы подлежат опломбированию, при этом нарушение целостности пломб влечет невозможность использования прибора, то есть ввод прибора в эксплуатацию предполагает его обязательное опломбирование.
Обязанность по вводу прибора учета в эксплуатацию законом возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. Данная обязанность следует из содержания статей Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" в письменном отзыве указало, что приборы учета горячего и холодного водоснабжения не являются общим имуществом многоквартирного дома, соответственно условиями договора на поставку холодной и горячей воды, заключенным между ООО "УК "Дом" и ООО "Жилкомсервис" не предусмотрены работы по установке приборов учета и их опломбирование. Так как ООО "Жилкомсервис" имеет техническую возможность выполнять данные виды работ и люди обращаются в их адрес, то эта организация вправе оказывать соответствующие услуги и взимать за них плату.
Суд исковые требования прокурора удовлетворил. Признал незаконной деятельность ООО "Жилкомсервис" в отношении неопределенного круга лиц по установлению и взиманию платы за опломбирование установленных приборов учета горячего и холодного водоснабжения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения районного суда.
Судом установлено, что по договору N 5/2011-сб. на обеспечение населения услугами горячего водоснабжения от 01 января 2011 года ООО "Жилкомсервис" приняло на себя обязанности по непосредственному возмездному оказанию населению услуг по горячему водоснабжению в объемах, определенных в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора и гарантируемыми параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов. Договором не определен порядок опломбирования индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.
В соответствии договором N 3/2011-сб на обеспечение населения питьевой водой от 01 января 2011 года, ООО "Жилкомсервис" приняло на себя обязанности по непосредственному возмездному оказанию услуг по водоснабжению (питьевой водой) в объемах, определенных приложением N 1, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора и с гарантируемыми параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа 2874-82 и иных нормативных документов. Договором не определен порядок опломбирования индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения.
Действительно, в силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, порядок обеспечения приборами учета в данной норме не содержится, поэтому оснований для ее расширительного толкования в пользу платного опломбирования указанных приборов, не имеется.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"
Согласно п. 7, 8 Положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), осуществляя действия, в том числе, по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
Кроме того, законодатель, установив обязательность приборов учета, лишает права выбора в пользу потребления но нормативу. В этой связи доводы ответчика о том, что граждане не обязаны заключать договоры на предоставление услуги по опломбированию приборов учета, имея возможность получать воду в нормированном объеме, несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом толкованием нормативных актов, с которым судебная коллегия согласна.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке - оставлению без удовлетворения
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 17.04.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7606/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу N 33-7606/2012
Судья Петрова Ф.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Семерневой Е.С.,
Киселевой С.Н.,
при секретаре Ходос Ю.Н., рассмотрела в судебном заседании 24.07.2012 дело по иску прокурора города Карпинска Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" о признании незаконной деятельности по установлению и взиманию платы за опломбирование установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения по апелляционной жалобе ответчика на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 17.04.2012.
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Карпинска, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с иском к ООО "Жилкомсервис" о признании незаконной деятельности по установлению и взиманию платы за опломбирование установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
В заявлении указал, что при проведении проверки было установлено, что согласно калькуляции затрат на прием в эксплуатацию узла учета водопотребления в жилищном фонде на 2011 год, стоимость установки счетчиков составляет 200 рублей.
За 2011 год принято в эксплуатацию 526 шт. узлов потребления, за 2012 год - 31 шт.
Согласно пп. "г" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Требованиями ст. ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которых ООО "Жилкомсервис" оказывает услуги по горячему водоснабжению, оказание и оплата услуг: по выезду представителя тепловой инспекции энергоснабжающей организации к потребителю, по обследованию приборов учета (проверки целостности пломб), снятие показаний приборов учета, обследованию приборов учета (правильность монтажа), опломбированию и составлению акта ввода в эксплуатацию этого прибора учета - не предусмотрена.
Правилами потребления коммунальных услуг и иными нормативными актами, такая обязанность потребителя не предусмотрена.
Доводы ООО "Жилкомсервис" о том, что собственники жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме обязаны производить опломбирование приборов учета за свой счет, являются несостоятельными.
Требуя с потребителя оплаты работ по опломбированию приборов учета, ООО "Жилкомсервис" навязывает им дополнительные платные услуги, чем нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Просил признать незаконной деятельность ООО "Жилкомсервис" по установлению и взиманию платы за принятие и опломбирование установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Представитель ответчика ООО "Жилкомсервис" М. в судебном заседании исковые требования не признала.
ООО "Жилкомсервис" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по горячему и холодному водоснабжению населения городского округа Карпинск.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам предоставляет управляющая компания.
В городском округе Карпинск такой организацией является ООО "УК "Дом".
Собственники квартир не являются непосредственными абонентами ООО "Жилкомсервис".
Договор на поставку холодной и горячей воды с ООО "Жилкомсервис" заключает управляющая организация. При этом необходимо отметить, что услуга по поставке холодной и горячей воды не обуславливается установкой индивидуальных приборов учета и их опломбированием.
Потребители в любом случае могут потреблять воду, но в нормированном объеме. Таким образом, довод заявителя о нарушении п. 2 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" считает несостоятельным.
Кроме того, оказание услуг по приему в эксплуатацию приборов учета, включающих опломбирование места соединения счетчика с трубопроводом является самостоятельной услугой, самостоятельным видом деятельности, не относящимся к деятельности по оказанию услуг водоснабжения.
Опломбирование приборов учета воды не предусмотрено условиями договоров с управляющей организацией, в тариф на водоснабжение оплата услуг по опломбированию не включена. Так как указанные действия не связаны с оказанием услуг населению по водоснабжению, оснований для признания их нарушающими Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, нет.
Опломбирование производится на основании письменных заявок граждан, оплата за опломбирование производится на основании калькуляции, утвержденной генеральным директором ООО "Жилкомсервис", что не противоречит действующему законодательству.
Опломбировка индивидуальных приборов учета производится не в интересах предприятия, оказывающего услуги по водоснабжению и опломбированию приборов учета, так как Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают порядок расчета услуги водоснабжения как с наличием прибора учета, так и без него.
Из положений п. 31, пп "г" п. 50, пп. "в, г" п. 52, пп. "д" п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что индивидуальные приборы подлежат опломбированию, при этом нарушение целостности пломб влечет невозможность использования прибора, то есть ввод прибора в эксплуатацию предполагает его обязательное опломбирование.
Обязанность по вводу прибора учета в эксплуатацию законом возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. Данная обязанность следует из содержания статей Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" в письменном отзыве указало, что приборы учета горячего и холодного водоснабжения не являются общим имуществом многоквартирного дома, соответственно условиями договора на поставку холодной и горячей воды, заключенным между ООО "УК "Дом" и ООО "Жилкомсервис" не предусмотрены работы по установке приборов учета и их опломбирование. Так как ООО "Жилкомсервис" имеет техническую возможность выполнять данные виды работ и люди обращаются в их адрес, то эта организация вправе оказывать соответствующие услуги и взимать за них плату.
Суд исковые требования прокурора удовлетворил. Признал незаконной деятельность ООО "Жилкомсервис" в отношении неопределенного круга лиц по установлению и взиманию платы за опломбирование установленных приборов учета горячего и холодного водоснабжения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения районного суда.
Судом установлено, что по договору N 5/2011-сб. на обеспечение населения услугами горячего водоснабжения от 01 января 2011 года ООО "Жилкомсервис" приняло на себя обязанности по непосредственному возмездному оказанию населению услуг по горячему водоснабжению в объемах, определенных в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора и гарантируемыми параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов. Договором не определен порядок опломбирования индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.
В соответствии договором N 3/2011-сб на обеспечение населения питьевой водой от 01 января 2011 года, ООО "Жилкомсервис" приняло на себя обязанности по непосредственному возмездному оказанию услуг по водоснабжению (питьевой водой) в объемах, определенных приложением N 1, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора и с гарантируемыми параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа 2874-82 и иных нормативных документов. Договором не определен порядок опломбирования индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения.
Действительно, в силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, порядок обеспечения приборами учета в данной норме не содержится, поэтому оснований для ее расширительного толкования в пользу платного опломбирования указанных приборов, не имеется.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"
Согласно п. 7, 8 Положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), осуществляя действия, в том числе, по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
Кроме того, законодатель, установив обязательность приборов учета, лишает права выбора в пользу потребления но нормативу. В этой связи доводы ответчика о том, что граждане не обязаны заключать договоры на предоставление услуги по опломбированию приборов учета, имея возможность получать воду в нормированном объеме, несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом толкованием нормативных актов, с которым судебная коллегия согласна.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке - оставлению без удовлетворения
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 17.04.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
ВОЛКОВА Я.Ю.
Судьи
СЕМЕРНЕВА Е.С.
КИСЕЛЕВА С.Н.
ВОЛКОВА Я.Ю.
Судьи
СЕМЕРНЕВА Е.С.
КИСЕЛЕВА С.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)