Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.12.2012 N 09АП-35019/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А40-32058/12-28-294

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2012 г. N 09АП-35019/2012-ГК

Дело N А40-32058/12-28-294

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Седова С.П.,
Судей: Лящевского И.С., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2012 г. по делу N А40-32058/12-28-294, принятое судьей Яниной Е.Н.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Капитал-Инвест" (ОГРН 1107746044152, 105005, г. Москва, Академика Туполева наб., д. 15, корп. 28)
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" (ОГРН 1087746796796, 115551, г. Москва, Шипиловский проезд, д. 43, корп. 5)
третье лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ОГРН 1027739753656, 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12).
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Левов Ф.А. по доверенности от 01.10.2012 г.;
- от ответчика: Яновская М.В. по доверенности от 01.02.2012 г.;
- от третьего лица: не явился, извещен

установил:

С учетом увеличения размера исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, ЗАО УК "Капитал - Инвест" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Южного Административного Округа г. Москвы" долга в сумме 2.056.774 руб. 40 коп. по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, к участию в деле привлечен Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Определением суда от 20.04.2012 г. в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика по делу Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба Южного Административного Округа г. Москвы" правопреемником Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2012 года иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" в пользу Закрытого акционерного общества Управляющая компания "Капитал - Инвест" денежные средства в сумме 1.189.420 руб. 00 коп. Во взыскании оставшейся суммы иска отказано.
Не согласившись с решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении иска. Как указано в жалобе, право собственности города Москвы на спорные квартиры не зарегистрировано, поэтому истец не вправе требовать возмещение расходов на их содержание с ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик поддержал доводы жалобы, а истец возражал против ее удовлетворения и просил оставить решение без изменения.
Третье лицо, которое в соответствии со ст. 123 АПК РФ было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2012 года законным и обоснованным, а оснований для его отмены не имеется.
Истец, являясь управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: Москва, ул. Россошанская, д. 4, корп. 2, осуществляет функции по обеспечению надлежащего содержания и ремонту строения, его инженерного оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также оказывает собственникам и иным пользователям жилых и нежилых помещений эксплуатационные и коммунальные услуги на основании договора N ЧЮ1/4 от 1 августа 2011 года "О передаче прав по управлению многоквартирным домом", заключенным с застройщиком указанного дома ОАО "ДСК-1".
В соответствии с п. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, до передачи вышеуказанный жилых помещений по договорам социального найма, бремя расходов на содержание и оплату коммунальных услуг несет собственник, то есть город Москва.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размеры обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
По правилам статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, с включением платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Порядок возмещения собственником расходов управляющей компании на содержание и управление многоквартирными домами установлен постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации". В соответствии с п. 2.1.4.4 и п. 2.1.4.5 указанного постановления, функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы и перечисления бюджетных субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК возложены на Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба административного округа города Москвы". Порядок и условия предоставления бюджетных субсидий утвержден постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357-ПП. В соответствии с п. 3 раздела 2 Порядка - "Условия предоставления бюджетных субсидий" на основании полученной из Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы информации решение о предоставлении субсидий управляющим организациям оформляется распоряжением Префектуры, на основании которого заключается договор с получателем бюджетной субсидии. Для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии управляющая организациям должна представить документы согласно перечню, приведенному в Приложении 1 к Порядку.
Управляющая организация, не оформившая своевременно договор на предоставление бюджетной субсидии, имеет право на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг населению по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы, рассчитанным со дня официального письменного обращения в ГУ ИС АО о заключении договора на предоставление бюджетной субсидии, но не ранее вступления в силу документа, подтверждающего полномочия организации по управлению многоквартирным домом.
Между ГУИС и истцом договор на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме не заключен.
В соответствии с п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, управление жилищным фондом включает в себя: управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт. Санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
В соответствии с пп. 2.1.4.4 Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" на Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба Южного административного округа города Москвы" возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы, управляющим организациям, товариществам собственникам жилья и перечисления бюджетных субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
Таким образом, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы выполняет функции управления и распоряжения имуществом города Москвы в виде жилых помещений.
При этом согласно п. 1.1 распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах" ГУ ИС (государственные учреждения города Москвы инженерные службы) районов являются уполномоченными Правительством Москвы организациями, выполняющими функции по заключению договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирных домах.
Право собственности города Москвы на спорные жилые квартиры в установленном законом порядке не зарегистрировано. Однако, вопреки доводу жалобы, указанное обстоятельство не освобождает ответчика от оплаты содержания не распределенных квартир, поскольку из договоров социального найма жилых помещений усматривается, что город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы владеет, пользуется и распоряжается квартирами, полученными во исполнение условий инвестиционного контракта (л.д. 44 - 71 т. 3).
При этом, 3-е лицо Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы пояснило, что в период с августа по декабрь 2011 г. во владении города Москвы находилось 90 квартир, которые не были распределены по договорам социального найма.
Часть 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ определяет, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ и из местного бюджета.
Согласно п. 2.1.4 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП на государственные учреждения г. Москвы - инженерные службы административных округов (ГУ ИС АО) возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета г. Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме управляющим организациям (2.1.4.4), а также функции перечисления бюджетных субсидий управляющим организациям (2.1.4.5).
Согласно п. 3 Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП) размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от таких установленных Правительством г. Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям, как:
а) разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством г. Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода;
б) разница между доходом управляющей организации, определенным исходя из расчета начисления платежей за жилые помещения, находящиеся в государственной собственности г. Москвы, по ценам, установленным собственниками помещений в многоквартирном доме, которыми в установленном порядке принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, и доходом, полученным от начисления платежей в порядке и по ценам, утвержденным Правительством г. Москвы для расчетов с нанимателями названных жилых помещений, предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения или договору найма жилого помещения коммерческого использования.
Ставки планово-нормативного расхода на 2011 год для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирной доме утверждены Постановлением Правительства Москвы от 02.02.2010 N 98-ПП.
В соответствии с п. 2 Приложения к данному Постановлению в ставку планово-нормативного расхода включены расходы, связанные с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, выполнением работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, исходя из перечня услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и работ, связанных с текущем ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, являющегося приложением к примерному договору на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Принимая во внимание положения постановления Правительства Москвы от 02.02.2010 N 98-ПП суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика денежные средства в сумме 1.189.420 руб., во взыскании оставшейся суммы иска отказал, поскольку коммунальные и эксплуатационные расходы превышающие размер взыскиваемой суммы несет собственник жилых помещений - город Москва в лице его полномочного органа - Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с даты регистрации права собственности города Москвы в Управлении Росреестра по Москве.
Решение в части отказа в удовлетворении требований не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2012 г. по делу N А40-32058/12-28-294 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
С.П.СЕДОВ

Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
Е.А.САЗОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)