Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от ОАО "Красноярскэнергосбыт": Головача Е.А. представителя по доверенности N 160 от 01.08.2009, Божко О.Ю. представителя по доверенности N 07 от 15.01.2010,
от ООО "Управляющая компания Центржилсервис": Скопа Д.Е. представителя по доверенности N 422 от 24.12.2009, Митина С.С. представителя по доверенности N 424 от 24.12.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис", г. Красноярск
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" сентября 2009 года по делу N А33-17027/2008, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" (ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 2 438 482 рубля 06 копеек.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы исковых требований до 2 329 502 рубля 26 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 2 316 143 рубля 99 копеек.
С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 2 316 143 рубля 99 копеек - долга, а также 23 014 рублей 77 копеек - государственной пошлины.
Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из федерального бюджета возвращено 5 274 рубля 38 копеек - излишне уплаченной по платежному поручению N 14621 от 03.12.2008 государственной пошлины.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2009 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, ссылка ОАО "Красноярскэнергосбыт" на пункт 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна, так как ответчик имеет особый статус - управляющая организация, и действует не самостоятельно, а в интересах граждан (бытовых потребителей).
Также заявитель апелляционной жалобы считает, что нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируют отношения между энергосбытовой организацией и управляющей организацией. Ответчик не отвечает критериям отнесения лица к потребителям электрической энергии, в связи с чем не может являться абонентом (потребителем) электрической энергии. Поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения, задолженность может быть взыскана по иску сетевой организации, к которой истец не относится.
Ссылка истца на пункт 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не состоятельна, так как спор не касается потребления электрической энергии нежилыми помещениями, находящимися в жилом многоквартирном доме и рассчитывающимися напрямую с энергоснабжающей организацией. Количество потребленной электрической энергии по местам общего пользования определено истцом неверно.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что ответчик является потребителем электрической энергии, а следовательно отношения между истцом и ответчиком регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между истцом и ответчиком сложились фактические правовые отношения по договору энергоснабжения, поскольку в силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Учитывая, что в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, истец произвел расчет в соответствии с положениями раздела 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Истец выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В материалы дела представлена копия договора N 6637 от 01.10.2007 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Центржилсервис", в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а ООО УК "Центржилсервис" обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (т. 1 л.д. 11-14).
Пунктом 6.1 договора N 6637 предусмотрено, что учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении N 3 к договору.
В пункте 10.1 договора N 6637 определено, что договор состоит из основного текста и приложений N N 1,3,5,7,8, которые являются неотъемлемой частью договора.
Приложения к договору N 6637 в материалы дела не представлены.
ООО УК "Центржилсервис" 02.07.2007 направило в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" письмо N 848 с перечнем жилого фонда с разделением по участкам (т. 1 л.д. 16-30).
03.12.2007 ОАО "Красноярскэнергосбыт" получило от ООО УК "Центржилсервис" письмо, в котором просило расчеты по договору от 01.10.2007 производить по расчетным нагрузкам, в связи с тем, что ни один из установленных (на жилых домах ООО УК "Центржилсервис") приборов учета электрической энергии не поверен, сроки государственной поверки истекли, средства на проведение государственной поверки в тарифы жильцам не заложены (т. 1 л.д. 32).
01.10.2008 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (сторона 1) и ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (сторона 2) заключено соглашение об оказании информационных услуг, согласно пункту 1 которого сторона 2 обязуется передавать стороне 1 информацию о площадях помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, по форме, указанной в приложении N 1 к соглашению, в целях расчета стороной 1 платы за электрическую энергию, потребляемую местами общего пользования (лестничные клетки, лифты и т.д.) в указанных многоквартирных жилых домах (т. 1 л.д. 31).
Под многоквартирными домами в целях настоящего соглашения понимаются многоквартирные дома, расположение в г.Красноярске, которые в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управляются ООО "Управляющая компания "Центржилсервис".
На определение арбитражного суда 1 инстанции от 12.08.2009 об истребовании доказательств администрацией Центрального района города Красноярска в материалы дела представлены для обозрения подлинные экземпляры договоров управления многоквартирными домами и приложений N 6 к указанным договорам в отношении следующих домов: ул. 2-я Линейная, 14, ул. 4-я Полярная, 20,22, ул. 5-я Полярная, 3, ул. 9 Января, 2, 23, ул. Авиационная, 86, ул. Березина, 94, 96, 98, 100, 102, 104, 106, 108,110,112, 114,158, ул. Бограда, 5, 13, 26, ул. Вейнбаума, 30, 32, ул. Водянникова, 2, ул. Гагарина, 1 79, 94, 113, 1154, ул. Герцена, 36, 38, 40, ул. Горького, 10, 18, 24, 34, 38, 40, 42, 44, ул. Дальневосточная, 55, 57, 59, 61, 63, ул. Диксона, 45, ул. Д.Пролетариата, 5, 11, 18, 20, 35, 40, ул. Дубровинского, 50, 52, 54, 56, 58, 62, 70, 76, 78, 82, 104, 106, ул. Каратонова, 4, ул. К.Маркса, 14,19,21, 32, 34, 38, 40, 44, 47, 49, 52, 58, 88, 90, 92, 127, 129, 133, 135, 137, 141, 147, ул. Качинская, 52, 60, ул. Кирова, 10, 31, 37, ул. Конституции, 9, 13,15,17, 21, 23, 25, ул. Красной Армии, 9, 14, 20, 22, ул. Лебедевой, 31, 50, 66, 91, ул. Ленина, 11,21,23,24,25,26,27,28,29,43, 49, 67, 84, 91, 92, 95, 97, 102, 104, 110, 112, 115, 116, 118, 121, 122, 127, 129, ул. Марковского, 7, 9, 41, 43, 49, 50, 55, 63, 75, 78, 80, пр. Мира, 3, 7, 12, 20, 22, 26, 27, 33, 39, 50, 52, 54, 65, 80, 100, 104, 106, ул. П.Коммуны, 3, 5, 10, 40, 44, ул. Перенсона, 30, 38, ул. Полярная, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 139, ул. Республики, 41, 42, 43, 44, пер. Речной, 1,3, ул. Сосновского, 71, 75, ул. Степана Разина, 18, 33, ул. Сурикова, 3, 4, 6, 17, 35, 36, 45, 47. 53, пер. Транспортный, 6, ул. Туруханская, 4, ул. Урицкого, 24, 40, 41, 47, 51, 98, 108, 115, 120, 124, 125, 129, ул. Фурманова, 96, 100, ул. Чернышевского, 53, 55, 57, ул. Шахтеров, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, ул. Шевцовой, 69 (копии приложений N 6 приобщены к материалам дела).
Ответчиком в материалы дела представлены копии договоров управления многоквартирными жилыми домами в отношении следующих домов: пер. Короткий, 3а, пер. Речной, 1, 3, пер. Транспортный, 2а, 2 б, 6, пр. Мира, 100, 104, 106, 112, 12, 16, 20, 22, 26, 27, 3, 33, 37, 39, 50, 52, 54, 65, 7, 7а, 80, 89, 91а, ул. 2-я Линейная, 14, 5-я Линейная, 3, 4-я Полярная, 20, 4-я Полярная, 22, ул. 9 Января, 2, 23, 26а, ул. Авиационная, 86, ул. Ады Лебедевой/Вейнбаума, 31/38, ул. Березина, 100, 102, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 158, 94, 96, 98, ул. Бограда, 13, 26, 5, 65, ул. Вейнбаума, 32, ул. Водянникова, 2, 2а, ул. Гагарина, 1, 100, 109б, 113, 115, 79, 94, ул. Герцена, 36, 38, 40, ул. Горького, 10, 18, 24, 34, 38, 40, 42, 44, 6а, ул. Дальневосточная, 3/1, 3/2, 3/3, 55, 57, 59, 61, 63, ул. Диксона, 45, ул. Диктатуры Пролетариата, 11, 12, 18, 20, 32а, 35, 40, 5, 6, ул. Дубровинского, 104, 106. 50, 52, 52а, 54, 54а, 56, 58, 62, 62а, 70, 76, 78, 78а, 82, ул. Енисейская, 10а, 11а, 2б, 2г, 6а, ул. Железнодорожников, 11, ул. Желябова, 4, ул. Каратанова, 4, ул. К. Маркса, 112а, 127, 129, 133, 135, 137, 14, 141, 147, 19, 21, 32, 34, 38, 40, 44, 47, 49, 52, 56, 58, 60а, 88, 90, 92, ул. Качинская, 52, 58/5, 60, 60а, 60г, ул. Кирова, 10, 2, 31, 47, 6, ул. Конституции СССР, 13,15,17,21,23,25,9, ул. Красной Армии, 14, 20, 20а, 22, 7, 9/11, ул. Лебедевой, 50,66, 91, ул. Ленина, 102, 104, 11, 110, 112, 115, 116, 118, 120, 121, 122, 127, 129, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 43, 49, 57, 84, 91, 92, 95, 97, ул. Ленина/Вейнбаума, 67, ул. Ленина/ Парижской Коммуны, 29/30, ул. Любы Шевцовой, 69, ул. Марковского, 41, 43, 49, 50, 55, 55а, 55г, 55д, 63, 7, 75, 78, 80, 9, ул. Марковского/Кирова, 73/37, ул. Обороны, 2а, 2б, ул. Парижской Коммуны, 10,14,15,3, 40, 42а, 44, 8 а, ул. Парижской Коммуны/Урицкого, 5/39, ул. Перенсона, 30, 5а, 64, 9, ул. Перенсона/Лебедевой, 38/49, ул. Полярная, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 117а, 118, 119, 12, 120, 139, ул. Республики, 41,42,43,44, ул. Сосновского, 73/1, 73/2, 73/3, 73/4, 75, ул. Степана Разина, 18, 33, ул. Сурикова, 3,35,36,4, 45, 47, 53, 54а, 6, ул. Сурикова/Урицкого, 17/58, ул. Туруханская, 4, 4а, ул. Урицкого, 100, 108, 115, 120, 124, 125, 125а, 129, 24, 40, 41, 47, 50, 51, 98, ул. Фурманова, 100, 93, 95, 96, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, ул. Чернышевского, 53,55,57, ул. Шахтеров, 1, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 3,5,7,9.
Все перечисленные договоры заключены между ООО "Управляющая компания Центржилсервис" (Управляющая компания) и Собственниками помещений в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 2.1 договоров управления Собственник поручает, а Управляющая компания за плату обязуется оказать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, согласно перечню, указанному в приложении N N 4,5 к договорам, предоставить коммунальные услуги пользователям помещений (приложение N 6), осуществлять иную деятельность в целях управления многоквартирным домом.
Пунктами 3.1.6 договоров управления Управляющая компания обязуется предоставлять Собственникам помещений коммунальные услуги согласно перечню, приведенному в приложении N 6.
В соответствии с пунктами 5.2.4 договоров управления оплата за коммунальные ресурсы осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке тарифам ресурсоснабжающих организаций. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги указан в приложении N 6 к договору.
В приложениях N 6 к договорам управления, представленным администрацией Центрального района г. Красноярска, согласован Примерный перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей компанией, и определение размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 приложения 6 управляющая компания обеспечивает собственнику предоставление следующих коммунальных услуг:
- 1.1 холодное водоснабжение;
- 1.2 горячее водоснабжение;
- 1.3 водоотведение;
- 1.4 электроснабжение мест общего пользования;
- 1.5 отопление;
- 1.6 содержание лифтов;
- 1.7 вывоз ТБО;
- 1.8 очистка выгребных ям;
- 1.9 содержание АППС.
Пунктом 2 Приложения N 6 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов, установленных в соответствии с Решением Красноярского городского Совета N В-160 от 28.12.2005.
Согласно пункту 3 приложения N 6 разница в объемах потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета относится к расходам на общедомовые нужды и подлежит распределению между всеми собственниками в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует договор управления многоквартирным домом N 40 А по ул. Диктатуры пролетариата. Приложения N 6 к указанным договорам исключены из числа доказательств по делу.
Истцом в материалы дела представлены Акты, составленные инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны ООО УК "Центржилсервис", которыми определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УК "Центржилсервис".
Сведения о нагрузках, установленных актами, не оспорены ответчиком.
04.02.2009 ОАО "Красноярскэнергосбыт" направило в адрес ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" договор N 6637 о расчетах за потребляемую местами общего пользования электроэнергию.
ООО УК "Центржилсервис" договор N 6637 со сроком действия с 01.01.2008 не подписало.
Истец в материалы дела представил Постановления РЭК Красноярского края N 192 от 17.11.2006, N 272 от 04.12.2007 об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт".
При таких обстоятельствах истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы долга за потребленную электрическую энергию на места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Центржилсервис" является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г.Красноярске по следующим адресам: пер. Короткий, 3а, пер. Речной, 1, 3, пер. Транспортный, 2а, 2 б, 6, пр. Мира, 100, 104, 106, 112, 12, 16, 20, 22, 26, 27, 3, 33, 37, 39, 50, 52, 54, 65, 7, 7а, 80, 89, 91а, ул. 2-я Линейная, 14, 5-я Линейная, 3, 4-я Полярная, 20, 4-я Полярная, 22, ул. 9 Января, 2, 23, 26а, ул. Авиационная, 86, ул. Ады Лебедевой/Вейнбаума, 31/38, ул. Березина, 100, 102, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 158, 94, 96, 98, ул. Бограда, 13, 26, 5, 65, ул. Вейнбаума, 32, ул. Водянникова, 2, 2а, ул. Гагарина, 1, 100, 109б, 113, 115, 79, 94, ул. Герцена, 36, 38, 40, ул. Горького, 10, 18, 24, 34, 38, 40, 42, 44, 6а, ул. Дальневосточная, 3/1, 3/2, 3/3, 55, 57, 59, 61, 63, ул. Диксона, 45, ул. Диктатуры Пролетариата, 11, 12, 18, 20, 32а, 35, 40, 5, 6, ул. Дубровинского, 104, 106. 50, 52, 52а, 54, 54а, 56, 58, 62, 62а, 70, 76, 78, 78а, 82, ул. Енисейская, 10а, 11а, 2б, 2г, 6а, ул. Железнодорожников, 11, ул. Желябова, 4, ул. Каратанова, 4, ул. К. Маркса, 112а, 127, 129, 133, 135, 137, 14, 141, 147, 19, 21, 32, 34, 38, 40, 44, 47, 49, 52, 56, 58, 60а, 88, 90, 92, ул. Качинская, 52, 58/5, 60, 60а, 60г, ул. Кирова, 10, 2, 31, 47, 6, ул. Конституции СССР, 13,15,17,21,23,25,9, ул. Красной Армии, 14, 20, 20а, 22, 7, 9/11, ул. Лебедевой, 50,66, 91, ул. Ленина, 102, 104, 11, 110, 112, 115, 116, 118, 120, 121, 122, 127, 129, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 43, 49, 57, 84, 91, 92, 95, 97, ул. Ленина/Вейнбаума, 67, ул. Ленина/ Парижской Коммуны, 29/30, ул. Любы Шевцовой, 69, ул. Марковского, 41, 43, 49, 50, 55, 55а, 55г, 55д, 63, 7, 75, 78, 80, 9, ул. Марковского/Кирова, 73/37, ул. Обороны, 2а, 2б, ул. Парижской Коммуны, 10,14,15,3, 40, 42а, 44, 8 а, ул. Парижской Коммуны/Урицкого, 5/39, ул. Перенсона, 30, 5а, 64, 9, ул. Перенсона/Лебедевой, 38/49, ул. Полярная, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 117а, 118, 119, 12, 120, 139, ул. Республики, 41,42,43,44, ул. Сосновского, 73/1, 73/2, 73/3, 73/4, 75, ул. Степана Разина, 18, 33, ул. Сурикова, 3,35,36,4, 45, 47, 53, 54а, 6, ул. Сурикова/Урицкого, 17/58, ул. Туруханская, 4, 4а, ул. Урицкого, 100, 108, 115, 120, 124, 125, 125а, 129, 24, 40, 41, 47, 50, 51, 98, ул. Фурманова, 100, 93, 95, 96, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, ул. Чернышевского, 53,55,57, ул. Шахтеров, 1, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 3,5,7,9, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления многоквартирными домами.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО УК "Центржилсервис" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2008 год, (в отношении жилых домов по ул. Фурманова, 93, ул. Железнодорожников, 11 за период с декабря 2007 г. по декабрь 2008).
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Центржилсервис", о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления. Факт принятия ООО УК "Центржилсервис" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации (ООО УК "Центржилсервис").
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществлялось в этот период обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает ООО УК "Центржилсервис" (как абонента) от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
На основании изложенного, отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик (управляющая компания) не является потребителем (абонентом) электроснабжения по местам общего пользования. Вывод ответчика о том, что по договору энергоснабжения конечными потребителями следует считать население, является ошибочным.
Довод ответчика о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, в связи с чем задолженность может быть взыскана по иску сетевой организации, к которой истец не относится, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возможность заключения договора энергоснабжения закон связывает с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, поэтому, в данном случае, отсутствуют основания для применения пункта 156 Правил N 530 (взыскание стоимости электрической энергии по бездоговорному потреблению).
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Третий арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о методе определения количества потребленной на общедомовые нужды электрической энергии должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
Согласно письму департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом Красноярского городского Совета депутатов от 12.05.2009 N 01-307 В.
03.12.2007 ОАО "Красноярскэнергосбыт" получило от ООО УК "Центржилсервис" письмо, в котором просило расчеты по договору от 01.10.2007 производить по расчетным нагрузкам, в связи с тем, что ни один из установленных (на жилых домах ООО УК "Центржилсервис") приборов учета электрической энергии не поверен, сроки государственной поверки истекли, средства на проведение государственной поверки в тарифы жильцам не заложены.
Учитывая данные обстоятельства, (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) арбитражный суд первой инстанции правомерно применил пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 коп. за 1 кВт.ч.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
При проверке расчета суммы иска суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности предъявления истцом требования к ответчику по оплате электрической энергии, переданной на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома N 40А по ул. Диктатуры Пролетариата в сумме 13 358 рублей 27 коп., поскольку указанный дом не находится в управлении у ответчика.
Оценив в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела истцом и ответчиком доказательства каждое в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд первой инстанции законно и обоснованно признал требования истца к ответчику подлежащими удовлетворению в сумме 2 316 143 рубля 99 копеек.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2009 года по делу N А33-17027/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2010 ПО ДЕЛУ N А33-17027/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2010 г. по делу N А33-17027/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от ОАО "Красноярскэнергосбыт": Головача Е.А. представителя по доверенности N 160 от 01.08.2009, Божко О.Ю. представителя по доверенности N 07 от 15.01.2010,
от ООО "Управляющая компания Центржилсервис": Скопа Д.Е. представителя по доверенности N 422 от 24.12.2009, Митина С.С. представителя по доверенности N 424 от 24.12.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис", г. Красноярск
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" сентября 2009 года по делу N А33-17027/2008, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" (ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 2 438 482 рубля 06 копеек.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы исковых требований до 2 329 502 рубля 26 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 2 316 143 рубля 99 копеек.
С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 2 316 143 рубля 99 копеек - долга, а также 23 014 рублей 77 копеек - государственной пошлины.
Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из федерального бюджета возвращено 5 274 рубля 38 копеек - излишне уплаченной по платежному поручению N 14621 от 03.12.2008 государственной пошлины.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2009 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, ссылка ОАО "Красноярскэнергосбыт" на пункт 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна, так как ответчик имеет особый статус - управляющая организация, и действует не самостоятельно, а в интересах граждан (бытовых потребителей).
Также заявитель апелляционной жалобы считает, что нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируют отношения между энергосбытовой организацией и управляющей организацией. Ответчик не отвечает критериям отнесения лица к потребителям электрической энергии, в связи с чем не может являться абонентом (потребителем) электрической энергии. Поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения, задолженность может быть взыскана по иску сетевой организации, к которой истец не относится.
Ссылка истца на пункт 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не состоятельна, так как спор не касается потребления электрической энергии нежилыми помещениями, находящимися в жилом многоквартирном доме и рассчитывающимися напрямую с энергоснабжающей организацией. Количество потребленной электрической энергии по местам общего пользования определено истцом неверно.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что ответчик является потребителем электрической энергии, а следовательно отношения между истцом и ответчиком регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между истцом и ответчиком сложились фактические правовые отношения по договору энергоснабжения, поскольку в силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Учитывая, что в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, истец произвел расчет в соответствии с положениями раздела 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Истец выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В материалы дела представлена копия договора N 6637 от 01.10.2007 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Центржилсервис", в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а ООО УК "Центржилсервис" обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (т. 1 л.д. 11-14).
Пунктом 6.1 договора N 6637 предусмотрено, что учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении N 3 к договору.
В пункте 10.1 договора N 6637 определено, что договор состоит из основного текста и приложений N N 1,3,5,7,8, которые являются неотъемлемой частью договора.
Приложения к договору N 6637 в материалы дела не представлены.
ООО УК "Центржилсервис" 02.07.2007 направило в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" письмо N 848 с перечнем жилого фонда с разделением по участкам (т. 1 л.д. 16-30).
03.12.2007 ОАО "Красноярскэнергосбыт" получило от ООО УК "Центржилсервис" письмо, в котором просило расчеты по договору от 01.10.2007 производить по расчетным нагрузкам, в связи с тем, что ни один из установленных (на жилых домах ООО УК "Центржилсервис") приборов учета электрической энергии не поверен, сроки государственной поверки истекли, средства на проведение государственной поверки в тарифы жильцам не заложены (т. 1 л.д. 32).
01.10.2008 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (сторона 1) и ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (сторона 2) заключено соглашение об оказании информационных услуг, согласно пункту 1 которого сторона 2 обязуется передавать стороне 1 информацию о площадях помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, по форме, указанной в приложении N 1 к соглашению, в целях расчета стороной 1 платы за электрическую энергию, потребляемую местами общего пользования (лестничные клетки, лифты и т.д.) в указанных многоквартирных жилых домах (т. 1 л.д. 31).
Под многоквартирными домами в целях настоящего соглашения понимаются многоквартирные дома, расположение в г.Красноярске, которые в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управляются ООО "Управляющая компания "Центржилсервис".
На определение арбитражного суда 1 инстанции от 12.08.2009 об истребовании доказательств администрацией Центрального района города Красноярска в материалы дела представлены для обозрения подлинные экземпляры договоров управления многоквартирными домами и приложений N 6 к указанным договорам в отношении следующих домов: ул. 2-я Линейная, 14, ул. 4-я Полярная, 20,22, ул. 5-я Полярная, 3, ул. 9 Января, 2, 23, ул. Авиационная, 86, ул. Березина, 94, 96, 98, 100, 102, 104, 106, 108,110,112, 114,158, ул. Бограда, 5, 13, 26, ул. Вейнбаума, 30, 32, ул. Водянникова, 2, ул. Гагарина, 1 79, 94, 113, 1154, ул. Герцена, 36, 38, 40, ул. Горького, 10, 18, 24, 34, 38, 40, 42, 44, ул. Дальневосточная, 55, 57, 59, 61, 63, ул. Диксона, 45, ул. Д.Пролетариата, 5, 11, 18, 20, 35, 40, ул. Дубровинского, 50, 52, 54, 56, 58, 62, 70, 76, 78, 82, 104, 106, ул. Каратонова, 4, ул. К.Маркса, 14,19,21, 32, 34, 38, 40, 44, 47, 49, 52, 58, 88, 90, 92, 127, 129, 133, 135, 137, 141, 147, ул. Качинская, 52, 60, ул. Кирова, 10, 31, 37, ул. Конституции, 9, 13,15,17, 21, 23, 25, ул. Красной Армии, 9, 14, 20, 22, ул. Лебедевой, 31, 50, 66, 91, ул. Ленина, 11,21,23,24,25,26,27,28,29,43, 49, 67, 84, 91, 92, 95, 97, 102, 104, 110, 112, 115, 116, 118, 121, 122, 127, 129, ул. Марковского, 7, 9, 41, 43, 49, 50, 55, 63, 75, 78, 80, пр. Мира, 3, 7, 12, 20, 22, 26, 27, 33, 39, 50, 52, 54, 65, 80, 100, 104, 106, ул. П.Коммуны, 3, 5, 10, 40, 44, ул. Перенсона, 30, 38, ул. Полярная, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 139, ул. Республики, 41, 42, 43, 44, пер. Речной, 1,3, ул. Сосновского, 71, 75, ул. Степана Разина, 18, 33, ул. Сурикова, 3, 4, 6, 17, 35, 36, 45, 47. 53, пер. Транспортный, 6, ул. Туруханская, 4, ул. Урицкого, 24, 40, 41, 47, 51, 98, 108, 115, 120, 124, 125, 129, ул. Фурманова, 96, 100, ул. Чернышевского, 53, 55, 57, ул. Шахтеров, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, ул. Шевцовой, 69 (копии приложений N 6 приобщены к материалам дела).
Ответчиком в материалы дела представлены копии договоров управления многоквартирными жилыми домами в отношении следующих домов: пер. Короткий, 3а, пер. Речной, 1, 3, пер. Транспортный, 2а, 2 б, 6, пр. Мира, 100, 104, 106, 112, 12, 16, 20, 22, 26, 27, 3, 33, 37, 39, 50, 52, 54, 65, 7, 7а, 80, 89, 91а, ул. 2-я Линейная, 14, 5-я Линейная, 3, 4-я Полярная, 20, 4-я Полярная, 22, ул. 9 Января, 2, 23, 26а, ул. Авиационная, 86, ул. Ады Лебедевой/Вейнбаума, 31/38, ул. Березина, 100, 102, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 158, 94, 96, 98, ул. Бограда, 13, 26, 5, 65, ул. Вейнбаума, 32, ул. Водянникова, 2, 2а, ул. Гагарина, 1, 100, 109б, 113, 115, 79, 94, ул. Герцена, 36, 38, 40, ул. Горького, 10, 18, 24, 34, 38, 40, 42, 44, 6а, ул. Дальневосточная, 3/1, 3/2, 3/3, 55, 57, 59, 61, 63, ул. Диксона, 45, ул. Диктатуры Пролетариата, 11, 12, 18, 20, 32а, 35, 40, 5, 6, ул. Дубровинского, 104, 106. 50, 52, 52а, 54, 54а, 56, 58, 62, 62а, 70, 76, 78, 78а, 82, ул. Енисейская, 10а, 11а, 2б, 2г, 6а, ул. Железнодорожников, 11, ул. Желябова, 4, ул. Каратанова, 4, ул. К. Маркса, 112а, 127, 129, 133, 135, 137, 14, 141, 147, 19, 21, 32, 34, 38, 40, 44, 47, 49, 52, 56, 58, 60а, 88, 90, 92, ул. Качинская, 52, 58/5, 60, 60а, 60г, ул. Кирова, 10, 2, 31, 47, 6, ул. Конституции СССР, 13,15,17,21,23,25,9, ул. Красной Армии, 14, 20, 20а, 22, 7, 9/11, ул. Лебедевой, 50,66, 91, ул. Ленина, 102, 104, 11, 110, 112, 115, 116, 118, 120, 121, 122, 127, 129, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 43, 49, 57, 84, 91, 92, 95, 97, ул. Ленина/Вейнбаума, 67, ул. Ленина/ Парижской Коммуны, 29/30, ул. Любы Шевцовой, 69, ул. Марковского, 41, 43, 49, 50, 55, 55а, 55г, 55д, 63, 7, 75, 78, 80, 9, ул. Марковского/Кирова, 73/37, ул. Обороны, 2а, 2б, ул. Парижской Коммуны, 10,14,15,3, 40, 42а, 44, 8 а, ул. Парижской Коммуны/Урицкого, 5/39, ул. Перенсона, 30, 5а, 64, 9, ул. Перенсона/Лебедевой, 38/49, ул. Полярная, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 117а, 118, 119, 12, 120, 139, ул. Республики, 41,42,43,44, ул. Сосновского, 73/1, 73/2, 73/3, 73/4, 75, ул. Степана Разина, 18, 33, ул. Сурикова, 3,35,36,4, 45, 47, 53, 54а, 6, ул. Сурикова/Урицкого, 17/58, ул. Туруханская, 4, 4а, ул. Урицкого, 100, 108, 115, 120, 124, 125, 125а, 129, 24, 40, 41, 47, 50, 51, 98, ул. Фурманова, 100, 93, 95, 96, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, ул. Чернышевского, 53,55,57, ул. Шахтеров, 1, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 3,5,7,9.
Все перечисленные договоры заключены между ООО "Управляющая компания Центржилсервис" (Управляющая компания) и Собственниками помещений в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 2.1 договоров управления Собственник поручает, а Управляющая компания за плату обязуется оказать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, согласно перечню, указанному в приложении N N 4,5 к договорам, предоставить коммунальные услуги пользователям помещений (приложение N 6), осуществлять иную деятельность в целях управления многоквартирным домом.
Пунктами 3.1.6 договоров управления Управляющая компания обязуется предоставлять Собственникам помещений коммунальные услуги согласно перечню, приведенному в приложении N 6.
В соответствии с пунктами 5.2.4 договоров управления оплата за коммунальные ресурсы осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке тарифам ресурсоснабжающих организаций. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги указан в приложении N 6 к договору.
В приложениях N 6 к договорам управления, представленным администрацией Центрального района г. Красноярска, согласован Примерный перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей компанией, и определение размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 приложения 6 управляющая компания обеспечивает собственнику предоставление следующих коммунальных услуг:
- 1.1 холодное водоснабжение;
- 1.2 горячее водоснабжение;
- 1.3 водоотведение;
- 1.4 электроснабжение мест общего пользования;
- 1.5 отопление;
- 1.6 содержание лифтов;
- 1.7 вывоз ТБО;
- 1.8 очистка выгребных ям;
- 1.9 содержание АППС.
Пунктом 2 Приложения N 6 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов, установленных в соответствии с Решением Красноярского городского Совета N В-160 от 28.12.2005.
Согласно пункту 3 приложения N 6 разница в объемах потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета относится к расходам на общедомовые нужды и подлежит распределению между всеми собственниками в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует договор управления многоквартирным домом N 40 А по ул. Диктатуры пролетариата. Приложения N 6 к указанным договорам исключены из числа доказательств по делу.
Истцом в материалы дела представлены Акты, составленные инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны ООО УК "Центржилсервис", которыми определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УК "Центржилсервис".
Сведения о нагрузках, установленных актами, не оспорены ответчиком.
04.02.2009 ОАО "Красноярскэнергосбыт" направило в адрес ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" договор N 6637 о расчетах за потребляемую местами общего пользования электроэнергию.
ООО УК "Центржилсервис" договор N 6637 со сроком действия с 01.01.2008 не подписало.
Истец в материалы дела представил Постановления РЭК Красноярского края N 192 от 17.11.2006, N 272 от 04.12.2007 об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт".
При таких обстоятельствах истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы долга за потребленную электрическую энергию на места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Центржилсервис" является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г.Красноярске по следующим адресам: пер. Короткий, 3а, пер. Речной, 1, 3, пер. Транспортный, 2а, 2 б, 6, пр. Мира, 100, 104, 106, 112, 12, 16, 20, 22, 26, 27, 3, 33, 37, 39, 50, 52, 54, 65, 7, 7а, 80, 89, 91а, ул. 2-я Линейная, 14, 5-я Линейная, 3, 4-я Полярная, 20, 4-я Полярная, 22, ул. 9 Января, 2, 23, 26а, ул. Авиационная, 86, ул. Ады Лебедевой/Вейнбаума, 31/38, ул. Березина, 100, 102, 104, 106, 108, 110, 112, 114, 158, 94, 96, 98, ул. Бограда, 13, 26, 5, 65, ул. Вейнбаума, 32, ул. Водянникова, 2, 2а, ул. Гагарина, 1, 100, 109б, 113, 115, 79, 94, ул. Герцена, 36, 38, 40, ул. Горького, 10, 18, 24, 34, 38, 40, 42, 44, 6а, ул. Дальневосточная, 3/1, 3/2, 3/3, 55, 57, 59, 61, 63, ул. Диксона, 45, ул. Диктатуры Пролетариата, 11, 12, 18, 20, 32а, 35, 40, 5, 6, ул. Дубровинского, 104, 106. 50, 52, 52а, 54, 54а, 56, 58, 62, 62а, 70, 76, 78, 78а, 82, ул. Енисейская, 10а, 11а, 2б, 2г, 6а, ул. Железнодорожников, 11, ул. Желябова, 4, ул. Каратанова, 4, ул. К. Маркса, 112а, 127, 129, 133, 135, 137, 14, 141, 147, 19, 21, 32, 34, 38, 40, 44, 47, 49, 52, 56, 58, 60а, 88, 90, 92, ул. Качинская, 52, 58/5, 60, 60а, 60г, ул. Кирова, 10, 2, 31, 47, 6, ул. Конституции СССР, 13,15,17,21,23,25,9, ул. Красной Армии, 14, 20, 20а, 22, 7, 9/11, ул. Лебедевой, 50,66, 91, ул. Ленина, 102, 104, 11, 110, 112, 115, 116, 118, 120, 121, 122, 127, 129, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 43, 49, 57, 84, 91, 92, 95, 97, ул. Ленина/Вейнбаума, 67, ул. Ленина/ Парижской Коммуны, 29/30, ул. Любы Шевцовой, 69, ул. Марковского, 41, 43, 49, 50, 55, 55а, 55г, 55д, 63, 7, 75, 78, 80, 9, ул. Марковского/Кирова, 73/37, ул. Обороны, 2а, 2б, ул. Парижской Коммуны, 10,14,15,3, 40, 42а, 44, 8 а, ул. Парижской Коммуны/Урицкого, 5/39, ул. Перенсона, 30, 5а, 64, 9, ул. Перенсона/Лебедевой, 38/49, ул. Полярная, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 117а, 118, 119, 12, 120, 139, ул. Республики, 41,42,43,44, ул. Сосновского, 73/1, 73/2, 73/3, 73/4, 75, ул. Степана Разина, 18, 33, ул. Сурикова, 3,35,36,4, 45, 47, 53, 54а, 6, ул. Сурикова/Урицкого, 17/58, ул. Туруханская, 4, 4а, ул. Урицкого, 100, 108, 115, 120, 124, 125, 125а, 129, 24, 40, 41, 47, 50, 51, 98, ул. Фурманова, 100, 93, 95, 96, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, ул. Чернышевского, 53,55,57, ул. Шахтеров, 1, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 3,5,7,9, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления многоквартирными домами.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО УК "Центржилсервис" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2008 год, (в отношении жилых домов по ул. Фурманова, 93, ул. Железнодорожников, 11 за период с декабря 2007 г. по декабрь 2008).
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Центржилсервис", о чем свидетельствуют представленные в материалы дела договоры управления. Факт принятия ООО УК "Центржилсервис" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации (ООО УК "Центржилсервис").
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществлялось в этот период обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает ООО УК "Центржилсервис" (как абонента) от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
На основании изложенного, отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик (управляющая компания) не является потребителем (абонентом) электроснабжения по местам общего пользования. Вывод ответчика о том, что по договору энергоснабжения конечными потребителями следует считать население, является ошибочным.
Довод ответчика о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, в связи с чем задолженность может быть взыскана по иску сетевой организации, к которой истец не относится, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возможность заключения договора энергоснабжения закон связывает с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, поэтому, в данном случае, отсутствуют основания для применения пункта 156 Правил N 530 (взыскание стоимости электрической энергии по бездоговорному потреблению).
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Третий арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о методе определения количества потребленной на общедомовые нужды электрической энергии должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
Согласно письму департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом Красноярского городского Совета депутатов от 12.05.2009 N 01-307 В.
03.12.2007 ОАО "Красноярскэнергосбыт" получило от ООО УК "Центржилсервис" письмо, в котором просило расчеты по договору от 01.10.2007 производить по расчетным нагрузкам, в связи с тем, что ни один из установленных (на жилых домах ООО УК "Центржилсервис") приборов учета электрической энергии не поверен, сроки государственной поверки истекли, средства на проведение государственной поверки в тарифы жильцам не заложены.
Учитывая данные обстоятельства, (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) арбитражный суд первой инстанции правомерно применил пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 коп. за 1 кВт.ч.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
При проверке расчета суммы иска суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности предъявления истцом требования к ответчику по оплате электрической энергии, переданной на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома N 40А по ул. Диктатуры Пролетариата в сумме 13 358 рублей 27 коп., поскольку указанный дом не находится в управлении у ответчика.
Оценив в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела истцом и ответчиком доказательства каждое в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд первой инстанции законно и обоснованно признал требования истца к ответчику подлежащими удовлетворению в сумме 2 316 143 рубля 99 копеек.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2009 года по делу N А33-17027/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья
О.В.МАГДА
О.В.МАГДА
Судьи:
Т.С.ГУРОВА
Н.А.КИРИЛЛОВА
Т.С.ГУРОВА
Н.А.КИРИЛЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)