Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Кулеш Т.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Михов В.В. по доверенности N 86 от 09.12.2010 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю, г. Славгород Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 28 марта 2011 года по делу N А03-865/2011 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Алтайские гербициды", г. Яровое Алтайского края
к Территориальному отделу в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю, г. Славгород Алтайского края
об отмене постановления от 11.01.2011 года N 28/7 по делу об административном правонарушении, о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей,
установил:
Открытое акционерное общество "Алтайские гербициды" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному отделу в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об отмене постановления от 11.01.2011 года N 28/7 о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как заинтересованным лицом в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ОАО "Алтайские гербициды" отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю 29.11.2010 года жалобой жителей кв. N 15 и N 16 дома N 4 квартала "А" г. Яровое о нарушении прав потребителей, выразившихся в указании в квитанциях на оплату услуг информации, не соответствующей требованиям законодательства, административным органом определением 06.12.2010 года N 28/78 возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования в отношении ОАО "Алтайские гербициды".
В ходе проведенного расследования Управлением выявлены нарушения требований Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1 и "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, а именно: в квитанциях не указана информация о наименовании исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица, номера его банковского счета и банковских реквизитов, адреса (места нахождения), номеров контактных телефонов, номеров факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в квитанции об оплате за квартиру N 15, оборудованную прибором учета горячей воды, тариф на горячую воду указан 1003,33 рублей за 1 Гкал., расход воды указан в Гкал., а также указан некий переводной коэффициент, не предусмотренный законодательством; в квитанции об оплате за квартиру N 16, не оборудованную прибором учета горячей воды, указана норма потребления на 1 человека в Гкал, расход и тариф горячей воды указан в Гкал.
По данному факту в отношении Общества 29.12.2010 года составлен протокол N 28/480 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Управлением 11.01.2011 года принято постановление N 28/7, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно агентскому договору от 01.06.2010 года N 1А Общество не является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, и их исполнителем, а, следовательно, не может быть признано субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на не полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют обстоятельствам дела в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Закон "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товара (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, получение информации о товарах (работах, услуга) и об их изготовителях, продавцах), определяет механизм реализации этих прав (ст. 1).
Статьей 8 названного Закона предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языков народов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с положениями данных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (п. 3 Правил).
На основании п. 37 и 38 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указываются: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе, в том числе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); информация о настоящих Правилах (указывается в договоре, а также размещается на доске объявлений в помещении исполнителя в месте доступном для всех потребителей).
Таким образом, требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способам ее доведения до потребителя законодательно определен, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
Согласно подпункту "и" указанной нормы Правил исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
Материалами дела следует, что основными видами деятельности Общества являются, в том числе, производство электрической и тепловой энергии (п. 4.2.1 Устава).
02.09.2010 года житель кв. N 15 и N 16 дома N 4 квартала "А" в г. Яровое обратился в Общество с просьбой выдать ему квитанции об оплате коммунальных услуг за август месяц 2010 года с указанием информации о тарифах, нормы потребления на горячую воду, расход воды в кубических метрах в соответствии с требованиями п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, так как выданные ранее квитанции заявителю на оплату коммунальных услуг за август 2010 года не соответствуют установленным требованиям.
Заявление принято Обществом 02.09.2010 года, о чем свидетельствует штамп вх. N 160. Между тем, требование потребителя о предоставлении ему информации до настоящего времени не исполнено.
Доказательств обратного Обществом в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Более того, как было указано выше, административным органом в ходе проверки установлено, что Обществом нарушены требования Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 года и "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, так как в квитанциях от 01.09.2010 года на оплату коммунальных услуг Обществом за горячее водоснабжение, выданных собственнику квартиры N 15 и квартиры N 16 расположенных по адресу: г. Яровое, квартал "А" дом 4, за август 2010 года своевременно не доведена необходимая достоверная информация об исполнителе услуг, о размерах тарифов, норме потребления на коммунальные услуги по горячему водоснабжению, установленная в соответствии с п. 3 Правил, а именно в квитанциях не была указана информация о наименовании исполнителя коммунальных услуг с указанием наименования юридического лица, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номер контактных телефонов, номера факсов и (при наличии адреса электронной почты), адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
Кроме того, в квитанции об оплате за квартиру N 15 оборудованную прибором учета горячей воды - тариф на горячую воду указан 1003,33 рублей за 1 Гкал., расход воды указан в Гкал, также указан некий переводной коэффициент, не предусмотренный законодательством. В квитанции об оплате за квартиру N 16 не оборудованную прибором учета горячей воды указана норма потребления на 1 человека в Гкалориях, расход и тариф горячей воды указан в Гкалориях.
Между тем, информация, предоставленная в квитанциях заявителю о потреблении горячей воды, не соответствует требованиям Постановления администрации г. Яровое от 18.05.2010 года N 262, 263 и затрудняет определение обоснованности расчетов за оказанные услуги
Так, постановлением администрации г. Яровое от 18.05.2010 года N 263 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение, реализуемое открытым акционерным обществом "Алтайские гербициды", установлен тариф на горячую воду, реализуемую населению города Яровое - 47,19 рублей за куб. м (без учета НДС)
Постановлением администрации г. Яровое от 18.05.2010 года N 262 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности в куб. м в месяц, для жильцов многоквартирного дома (с ванной, оборудованной душем, раковиной и мойкой) - 3,8 куб. м в месяц.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение определяется в соответствии с приложением N 2 Правил и определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения в руб./куб. м.
При таких обстоятельствах, административный орган правомерно привлек Общество к предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящую от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Кроме того, являются необоснованными доводы Общества в части того, что оно не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг.
В целях Закона "О защите прав потребителей" под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товара (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из положений п. 1, 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что эти Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных, услуг и действие их распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии с пунктом 3 Правая под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем в силу названного пункта Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В рассматриваемом случае непосредственным продавцом коммунальных услуг для потребителей является ОАО "Алтайские гербициды" в связи с чем, является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг и субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом не имеет правового значения в рамках оказания услуг потребителям - гражданам наличие договорных обязательств по обслуживанию соответствующих внутридомовых территорий, поскольку общая обязанность по предоставлению потребителю информации об исполнителе, продавце, выполняющих работу, оказывающих услуги, реализующих товары и услуги Законом "О защите прав потребителей" не ставится в зависимость от наличия таких обязательств, а само ограничение в представлении такой информации условием об одновременном несении ответственности за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги противоречило бы нормам Закона "О защите прав потребителей", определяющих права потребителей и механизм реализации этих прав.
Ссылка заявителя на агентский договор от 01.06.2010 года N 1А также является несостоятельной в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 1.1 Агентского договора N А1 от 01 июня 2010 года, заключенного между Обществом (Принципал) и ООО "Энергосбыт" (Агент) Принципал поручает, а Агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет Принципала действия по поставке электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам (далее - Абоненты), а также по предъявлению счетов-фактур Абонентам и сбору денежных средств за потребленные энергоресурсы в соответствии с Регламентом взаимоотношений, а Принципал обязуется ежемесячно выплачивать Агенту вознаграждения, в соответствии с Приложением N 7 к настоящему договору.
Между тем, несмотря на заключение агентского договора, ООО "Энергосбыт" не может нести ответственность по обязательствам принципалов.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В силу п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Следовательно, по договору оказания коммунальных услуг населению права и обязанности по отношению к потребителю данных услуг возникают непосредственно у принципала, то есть у исполнителя оказываемых видов коммунальных услуг. Ответственность же перед потребителем за доведение информации применительно к спорной ситуации должен нести исполнитель услуг.
Процессуальных нарушений порядка привлечения административным органом Общества к административной ответственности апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, имеются основания для отмены решения суда, установленные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ; и принятия в порядке п. 2 ст. 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года по делу N А03-865/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Алтайские гербициды" об отменен постановления Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 11.01.2011 года N 28/7 о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2011 N 07АП-3918/11 ПО ДЕЛУ N А03-865/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. N 07АП-3918/11
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Кулеш Т.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Михов В.В. по доверенности N 86 от 09.12.2010 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю, г. Славгород Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 28 марта 2011 года по делу N А03-865/2011 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Алтайские гербициды", г. Яровое Алтайского края
к Территориальному отделу в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю, г. Славгород Алтайского края
об отмене постановления от 11.01.2011 года N 28/7 по делу об административном правонарушении, о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей,
установил:
Открытое акционерное общество "Алтайские гербициды" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному отделу в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об отмене постановления от 11.01.2011 года N 28/7 о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как заинтересованным лицом в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ОАО "Алтайские гербициды" отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю 29.11.2010 года жалобой жителей кв. N 15 и N 16 дома N 4 квартала "А" г. Яровое о нарушении прав потребителей, выразившихся в указании в квитанциях на оплату услуг информации, не соответствующей требованиям законодательства, административным органом определением 06.12.2010 года N 28/78 возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования в отношении ОАО "Алтайские гербициды".
В ходе проведенного расследования Управлением выявлены нарушения требований Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1 и "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, а именно: в квитанциях не указана информация о наименовании исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица, номера его банковского счета и банковских реквизитов, адреса (места нахождения), номеров контактных телефонов, номеров факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в квитанции об оплате за квартиру N 15, оборудованную прибором учета горячей воды, тариф на горячую воду указан 1003,33 рублей за 1 Гкал., расход воды указан в Гкал., а также указан некий переводной коэффициент, не предусмотренный законодательством; в квитанции об оплате за квартиру N 16, не оборудованную прибором учета горячей воды, указана норма потребления на 1 человека в Гкал, расход и тариф горячей воды указан в Гкал.
По данному факту в отношении Общества 29.12.2010 года составлен протокол N 28/480 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Управлением 11.01.2011 года принято постановление N 28/7, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно агентскому договору от 01.06.2010 года N 1А Общество не является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, и их исполнителем, а, следовательно, не может быть признано субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на не полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют обстоятельствам дела в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Закон "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товара (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, получение информации о товарах (работах, услуга) и об их изготовителях, продавцах), определяет механизм реализации этих прав (ст. 1).
Статьей 8 названного Закона предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языков народов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с положениями данных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (п. 3 Правил).
На основании п. 37 и 38 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указываются: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе, в том числе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); информация о настоящих Правилах (указывается в договоре, а также размещается на доске объявлений в помещении исполнителя в месте доступном для всех потребителей).
Таким образом, требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способам ее доведения до потребителя законодательно определен, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
Согласно подпункту "и" указанной нормы Правил исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
Материалами дела следует, что основными видами деятельности Общества являются, в том числе, производство электрической и тепловой энергии (п. 4.2.1 Устава).
02.09.2010 года житель кв. N 15 и N 16 дома N 4 квартала "А" в г. Яровое обратился в Общество с просьбой выдать ему квитанции об оплате коммунальных услуг за август месяц 2010 года с указанием информации о тарифах, нормы потребления на горячую воду, расход воды в кубических метрах в соответствии с требованиями п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, так как выданные ранее квитанции заявителю на оплату коммунальных услуг за август 2010 года не соответствуют установленным требованиям.
Заявление принято Обществом 02.09.2010 года, о чем свидетельствует штамп вх. N 160. Между тем, требование потребителя о предоставлении ему информации до настоящего времени не исполнено.
Доказательств обратного Обществом в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.
Более того, как было указано выше, административным органом в ходе проверки установлено, что Обществом нарушены требования Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 года и "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, так как в квитанциях от 01.09.2010 года на оплату коммунальных услуг Обществом за горячее водоснабжение, выданных собственнику квартиры N 15 и квартиры N 16 расположенных по адресу: г. Яровое, квартал "А" дом 4, за август 2010 года своевременно не доведена необходимая достоверная информация об исполнителе услуг, о размерах тарифов, норме потребления на коммунальные услуги по горячему водоснабжению, установленная в соответствии с п. 3 Правил, а именно в квитанциях не была указана информация о наименовании исполнителя коммунальных услуг с указанием наименования юридического лица, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номер контактных телефонов, номера факсов и (при наличии адреса электронной почты), адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
Кроме того, в квитанции об оплате за квартиру N 15 оборудованную прибором учета горячей воды - тариф на горячую воду указан 1003,33 рублей за 1 Гкал., расход воды указан в Гкал, также указан некий переводной коэффициент, не предусмотренный законодательством. В квитанции об оплате за квартиру N 16 не оборудованную прибором учета горячей воды указана норма потребления на 1 человека в Гкалориях, расход и тариф горячей воды указан в Гкалориях.
Между тем, информация, предоставленная в квитанциях заявителю о потреблении горячей воды, не соответствует требованиям Постановления администрации г. Яровое от 18.05.2010 года N 262, 263 и затрудняет определение обоснованности расчетов за оказанные услуги
Так, постановлением администрации г. Яровое от 18.05.2010 года N 263 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение, реализуемое открытым акционерным обществом "Алтайские гербициды", установлен тариф на горячую воду, реализуемую населению города Яровое - 47,19 рублей за куб. м (без учета НДС)
Постановлением администрации г. Яровое от 18.05.2010 года N 262 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности в куб. м в месяц, для жильцов многоквартирного дома (с ванной, оборудованной душем, раковиной и мойкой) - 3,8 куб. м в месяц.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение определяется в соответствии с приложением N 2 Правил и определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения в руб./куб. м.
При таких обстоятельствах, административный орган правомерно привлек Общество к предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящую от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Кроме того, являются необоснованными доводы Общества в части того, что оно не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг.
В целях Закона "О защите прав потребителей" под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товара (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из положений п. 1, 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что эти Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных, услуг и действие их распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии с пунктом 3 Правая под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем в силу названного пункта Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В рассматриваемом случае непосредственным продавцом коммунальных услуг для потребителей является ОАО "Алтайские гербициды" в связи с чем, является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг и субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
При этом не имеет правового значения в рамках оказания услуг потребителям - гражданам наличие договорных обязательств по обслуживанию соответствующих внутридомовых территорий, поскольку общая обязанность по предоставлению потребителю информации об исполнителе, продавце, выполняющих работу, оказывающих услуги, реализующих товары и услуги Законом "О защите прав потребителей" не ставится в зависимость от наличия таких обязательств, а само ограничение в представлении такой информации условием об одновременном несении ответственности за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги противоречило бы нормам Закона "О защите прав потребителей", определяющих права потребителей и механизм реализации этих прав.
Ссылка заявителя на агентский договор от 01.06.2010 года N 1А также является несостоятельной в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 1.1 Агентского договора N А1 от 01 июня 2010 года, заключенного между Обществом (Принципал) и ООО "Энергосбыт" (Агент) Принципал поручает, а Агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет Принципала действия по поставке электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам (далее - Абоненты), а также по предъявлению счетов-фактур Абонентам и сбору денежных средств за потребленные энергоресурсы в соответствии с Регламентом взаимоотношений, а Принципал обязуется ежемесячно выплачивать Агенту вознаграждения, в соответствии с Приложением N 7 к настоящему договору.
Между тем, несмотря на заключение агентского договора, ООО "Энергосбыт" не может нести ответственность по обязательствам принципалов.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В силу п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Следовательно, по договору оказания коммунальных услуг населению права и обязанности по отношению к потребителю данных услуг возникают непосредственно у принципала, то есть у исполнителя оказываемых видов коммунальных услуг. Ответственность же перед потребителем за доведение информации применительно к спорной ситуации должен нести исполнитель услуг.
Процессуальных нарушений порядка привлечения административным органом Общества к административной ответственности апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, имеются основания для отмены решения суда, установленные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ; и принятия в порядке п. 2 ст. 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 марта 2011 года по делу N А03-865/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Алтайские гербициды" об отменен постановления Территориального отдела в городах Славгороде и Яровое, Бурлинскому и Славгородскому районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 11.01.2011 года N 28/7 о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
ЖДАНОВА Л.И.
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
КУЛЕШ Т.А.
СОЛОДИЛОВ А.В.
КУЛЕШ Т.А.
СОЛОДИЛОВ А.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)