Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2004 N А74-1962/04-К1-Ф02-5261/04-С2

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 21 декабря 2004 г. Дело N А74-1962/04-К1-Ф02-5261/04-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кулакова В.И.,
судей: Герасимовой О.Л., Орлова А.В.,
при участии в судебном заседании:
товарищества собственников жилья "Реванш" - Анжигановой А.С. (доверенность от 15.12.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Реванш" на решение от 30 июля 2004 года и постановление от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1962/04-К1 (суд первой инстанции: Конохова Н.П.; суд апелляционной инстанции: Федулкина А.А., Тропина С.М., Филипова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Реванш" (далее - ТСЖ "Реванш") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Бюджетно-казначейскому управлению администрации города Абакана о понуждении заключить договор о целевом бюджетном финансировании на покрытие затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг в соответствии с ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 01.06.2004 к участию в деле с согласия истца привлечен второй ответчик - муниципальное учреждение "Служба заказчика ЖКХ" и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - администрация города Абакана.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 июля 2004 года в удовлетворении иска ТСЖ "Реванш" отказано.
Постановлением от 30 сентября 2004 года решение от 30 июля 2004 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение от 30 июля 2004 года и постановление от 30 сентября 2004 года ТСЖ "Реванш" просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты приняты без учета требований следующих нормативных актов: ст. 19 Федерального закона "О товариществах собственников жилья"; Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887; постановления администрации г. Абакана N 44 от 30.01.1995 "О порядке создания регистрации и финансирования товариществ домовладельцев в г. Абакане".
Он также указывает на то, что согласно Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Представитель ТСЖ "Реванш" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
ТСЖ "Реванш" зарегистрировано администрацией города Абакана 22.04.1998. В соответствии с его Уставом ТСЖ "Реванш" является некоммерческой организацией, объединяющей домовладельцев - собственников помещений в кондоминиуме, и вправе заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе управлением обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества, ремонтно-эксплуатационным обслуживанием кондоминиума.
Как следует из Устава ТСЖ "Реванш" (с изменениями и дополнениями), его члены - это физические и юридические лица, являющиеся собственниками квартир и нежилых помещений в жилых домах по улицам: Трудовая, N 73а; Дружбы народов, N 2; Чертыгашева, N 126; Советская, N 48.
Истец просит понудить Бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана и МУ "Служба заказчиков ЖКХ" заключить договор о целевом бюджетном финансировании, состоящем из дотаций на содержание и ремонт жилой площади, выделяемых для муниципального жилищного фонда, адресных субсидий по оплате содержания и ремонта жилья членам ЖСК и компенсаций за предоставление льгот по оплате жилья членам ЖСК.
Требование о понуждении к заключению договора истец заявил на основании ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при уклонении от заключения договора стороны, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами это обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В предмет доказывания по заявленному ТСЖ "Реванш" требованию входят следующие обстоятельства: обязательность заключения договора целевого финансирования для ответчиков и уклонение их от заключения договора.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что законы Российской Федерации, нормативные акты Республики Хакасия и администрации города Абакана не предусматривают обязанность ответчиков заключить договор на финансирование таких обслуживающих организаций, как товарищества собственников жилья, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении иска.
Нормативные акты, которые приведены истцом в обоснование исковых требований: приказ Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 23.05.1997 N 17-21, в соответствии с которым рекомендовано исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления принять меры и для заключения договоров на основании Примерного договора о целевом бюджетном финансировании товарищества собственников жилья на предоставление товариществам собственников жилья государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат по содержанию, текущему и капитальному ремонту в тех же размерах, что и дотации на содержание государственного и муниципального жилищного фонда, а также постановление Правительства Республики Хакасия от 15 мая 2003 г. "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия", которым рекомендовано администрациям муниципальных образований Республики Хакасия перейти на систему заключения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.
Ссылка представителя ТСЖ "Реванш" на постановление Правительства Республики Хакасия от 30 января 1998 г. N 11 "О мерах по созданию товариществ домовладельцев (собственников жилья) на территории Республики Хакасия", которое определяет обязанность Министерства экономики и финансов РХ и органов местного самоуправления обеспечить предоставление товариществам собственников жилья дотаций на его содержание в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда, для рассмотрения настоящего дела не имеет существенного значения, поскольку смысл названного нормативного акта в уравнивании прав граждан на получение дотаций и субсидий независимо от принадлежности жилищного фонда, и речь в нем не идет об обязательности заключения договора целевого финансирования.
При изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных исковых требований является правомерным.
Проверив законность решения от 30 июля 2004 года и постановления от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1962/04-К1, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем указанные судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В связи с представлявшейся отсрочкой по уплате государственной пошлины она подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 июля 2004 года и постановление от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1962/04-К1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Реванш" в доход федерального бюджета государственную пошлину за кассационное рассмотрение дела в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
Председательствующий
В.И.КУЛАКОВ
Судьи:
О.Л.ГЕРАСИМОВА
А.В.ОРЛОВ







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 декабря 2004 г. Дело N А74-1962/04-К1-Ф02-5261/04-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кулакова В.И.,
судей: Герасимовой О.Л., Орлова А.В.,
при участии в судебном заседании:
товарищества собственников жилья "Реванш" - Анжигановой А.С. (доверенность от 15.12.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Реванш" на решение от 30 июля 2004 года и постановление от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1962/04-К1 (суд первой инстанции: Конохова Н.П.; суд апелляционной инстанции: Федулкина А.А., Тропина С.М., Филипова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Реванш" (далее - ТСЖ "Реванш") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Бюджетно-казначейскому управлению администрации города Абакана о понуждении заключить договор о целевом бюджетном финансировании на покрытие затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг в соответствии с ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 01.06.2004 к участию в деле с согласия истца привлечен второй ответчик - муниципальное учреждение "Служба заказчика ЖКХ" и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - администрация города Абакана.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 июля 2004 года в удовлетворении иска ТСЖ "Реванш" отказано.
Постановлением от 30 сентября 2004 года решение от 30 июля 2004 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение от 30 июля 2004 года и постановление от 30 сентября 2004 года ТСЖ "Реванш" просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты приняты без учета требований следующих нормативных актов: ст. 19 Федерального закона "О товариществах собственников жилья"; Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887; постановления администрации г. Абакана N 44 от 30.01.1995 "О порядке создания регистрации и финансирования товариществ домовладельцев в г. Абакане".
Он также указывает на то, что согласно Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Представитель ТСЖ "Реванш" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
ТСЖ "Реванш" зарегистрировано администрацией города Абакана 22.04.1998. В соответствии с его Уставом ТСЖ "Реванш" является некоммерческой организацией, объединяющей домовладельцев - собственников помещений в кондоминиуме, и вправе заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе управлением обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества, ремонтно-эксплуатационным обслуживанием кондоминиума.
Как следует из Устава ТСЖ "Реванш" (с изменениями и дополнениями), его члены - это физические и юридические лица, являющиеся собственниками квартир и нежилых помещений в жилых домах по улицам: Трудовая, N 73а; Дружбы народов, N 2; Чертыгашева, N 126; Советская, N 48.
Истец просит понудить Бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана и МУ "Служба заказчиков ЖКХ" заключить договор о целевом бюджетном финансировании, состоящем из дотаций на содержание и ремонт жилой площади, выделяемых для муниципального жилищного фонда, адресных субсидий по оплате содержания и ремонта жилья членам ЖСК и компенсаций за предоставление льгот по оплате жилья членам ЖСК.
Требование о понуждении к заключению договора истец заявил на основании ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при уклонении от заключения договора стороны, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами это обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В предмет доказывания по заявленному ТСЖ "Реванш" требованию входят следующие обстоятельства: обязательность заключения договора целевого финансирования для ответчиков и уклонение их от заключения договора.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что законы Российской Федерации, нормативные акты Республики Хакасия и администрации города Абакана не предусматривают обязанность ответчиков заключить договор на финансирование таких обслуживающих организаций, как товарищества собственников жилья, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении иска.
Нормативные акты, которые приведены истцом в обоснование исковых требований: приказ Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 23.05.1997 N 17-21, в соответствии с которым рекомендовано исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления принять меры и для заключения договоров на основании Примерного договора о целевом бюджетном финансировании товарищества собственников жилья на предоставление товариществам собственников жилья государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат по содержанию, текущему и капитальному ремонту в тех же размерах, что и дотации на содержание государственного и муниципального жилищного фонда, а также постановление Правительства Республики Хакасия от 15 мая 2003 г. "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия", которым рекомендовано администрациям муниципальных образований Республики Хакасия перейти на систему заключения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.
Ссылка представителя ТСЖ "Реванш" на постановление Правительства Республики Хакасия от 30 января 1998 г. N 11 "О мерах по созданию товариществ домовладельцев (собственников жилья) на территории Республики Хакасия", которое определяет обязанность Министерства экономики и финансов РХ и органов местного самоуправления обеспечить предоставление товариществам собственников жилья дотаций на его содержание в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда, для рассмотрения настоящего дела не имеет существенного значения, поскольку смысл названного нормативного акта в уравнивании прав граждан на получение дотаций и субсидий независимо от принадлежности жилищного фонда, и речь в нем не идет об обязательности заключения договора целевого финансирования.
При изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных исковых требований является правомерным.
Проверив законность решения от 30 июля 2004 года и постановления от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1962/04-К1, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем указанные судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В связи с представлявшейся отсрочкой по уплате государственной пошлины она подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 июля 2004 года и постановление от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1962/04-К1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Реванш" в доход федерального бюджета государственную пошлину за кассационное рассмотрение дела в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
Председательствующий
В.И.КУЛАКОВ
Судьи:
О.Л.ГЕРАСИМОВА
А.В.ОРЛОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)