Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.05.2008 ПО ДЕЛУ N А60-8056/2008-С10

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2008 г. по делу N А60-8056/2008-С10


Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен при ведении протокола судебного заседания судьей Н.М. Классен, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, территориальный отдел в городе Ирбит, Ирбитском районе и Слободо-Туринском районе
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Л.П. Малютина, представитель по доверенности N 2 от 09.01.2008;
- от заинтересованного лица: А.В. Устюгов, специалист-эксперт, доверенность N 05-28/260 от 29.12.2007.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

Муниципальное учреждение "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (территориальный отдел в городе Ирбит, Ирбитском районе и Слободо-Туринском районе) N 210 от 08.04.2008 о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что совершенное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:

специалистом - экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (территориальный отдел в городе Ирбит, Ирбитском районе и Слободо-Туринском районе) на основании распоряжения N 01-08-01-04/156 от 04.03.2008 проведена проверка соблюдения санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации в отношении Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 105.
В ходе проверки установлен факт нарушения заявителем прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и об оказываемых им услугах, что квалифицировано проверяющим органом как нарушение пп. 1, 2 ст. 8, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. п. 49 пп. "п" Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
По результатам проверки оформлен акт от 24.03.2008, составлен протокол об административном правонарушении от 27.03.2008.
08.04.2008 главным государственным санитарным врачом по г. Ирбит, Ирбитскому району и Слободо-Туринскому району вынесено постановление N 210 о привлечении Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере - 7000 руб.
Оспаривая данное постановление, Муниципальное учреждение "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В ходе проверки территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по г. Ирбит, Ирбитскому району и Слободо-Туринскому району сделан вывод о нарушении Муниципальным учреждением "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и об оказываемых услугах, а именно в помещениях исполнителя отсутствует информация:
- - о наименовании, местонахождении (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (отсутствуют на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - о порядке и форме оплаты коммунальных услуг (отсутствует на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- - о наименовании, адресе и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307;
- В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" информация об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
На основании статьи 9 указанного Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 1 ст. 10 указанного Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
Как следует из материалов дела, вышеуказанная информация отсутствует во всех подъездах многоквартирного дома.
Довод заявителя о том, что данная информация во всех подъездах многоквартирного дома должна предоставляться исполнителем услуг, которым заявитель не является в силу Устава учреждения, судом отклонен, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), установлено, что действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. (п. 3 Правил).
Как установлено материалами дела, заявитель осуществляет сбор денежных средств от населения, в том числе, за оказанные коммунальные услуги. Выступая посредником между поставщиками коммунальных услуг и потребителями, в силу отмеченных выше норм, обязан соблюдать требования, установленные Законом РФ "О защите прав потребителей".
Таким образом, суд считает, что действия (бездействия) заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
При принятии решения суд учитывает следующее.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с объявлением устного замечания при малозначительности совершенного правонарушения. По смыслу данной нормы такую оценку правонарушению дает судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.
Учитывая позицию, изложенную в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дела об оспаривании постановления арбитражный суд может установить малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела, принять решение о признании постановления незаконным и отменить его.
В пункте 18 указанного Постановления также отмечено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, вся необходимая информация об исполнителе услуг (режим работы, адреса и номера телефонов диспетчерской службы, место нахождения, за исключением ОГРН) имелась в здании офиса учреждения. Кроме того, информацию о режиме работы, телефонах, месте нахождения, порядке и формах оплаты коммунальных услуг, потребители услуг (плательщики) имеют возможность ежемесячно получать на квитанциях об оплате коммунальных услуг. Информация о Федеральных органах исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в настоящее время размещена в офисе МУ "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит.
Таким образом, по мнению суда, выявленное в ходе проверки нарушение не повлекло возникновение угрозы установленному порядку общественных отношений в сфере защиты прав потребителей, личности или государства.
Выявленное правонарушение формально содержит признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, однако с учетом вышеуказанных обстоятельств существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не несет.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами административного законодательства являются не только охрана... и защита экономических интересов... общества и государства от административных правонарушений, но и предупреждение административных правонарушений, что также согласуется с общими задачами судопроизводства в арбитражных судах, определенными в п. 3, 4, 5 ст. 2 АПК РФ.
При анализе обстоятельств совершенного правонарушения и причиненного им вреда общественным и государственным интересам, суд считает возможным с учетом объективной оценки доказательств и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить МУ "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит от административной ответственности, что, по мнению суда, способствует предупреждению на будущее правонарушений по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, соответствует задачам административного и арбитражного процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

1. Требования Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит удовлетворить.
2. Постановление главного государственного санитарного врача по городу Ирбит, Ирбитскому району и Слободо-Туринскому району от 08.04.2008 N 210 о привлечении Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района" муниципального образования город Ирбит к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере - 7000 руб. признать незаконным и отменить.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КЛАССЕН Н.М.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)