Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2009 N 17АП-6675/2009-АК ПО ДЕЛУ N А71-7402/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2009 г. N 17АП-6675/2009-АК


Дело N А71-7402/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Савельевой Н.М., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - ООО "Комос-Строй": Шабров В.А., паспорт, доверенность от 16.03.2009 г., Касимов М.О., паспорт, доверенность от 16.03.2009 г.,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 июля 2009 года
по делу N А71-7402/2009,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению ООО "Комос-Строй"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Комос-Строй" (далее - заявитель, ООО "Комос-Строй") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 18.05.2009 г. N СЮ04-04/2009-60АР о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.07.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что привлечение общества к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ является правомерным, факт нарушения ООО "Комос-Строй" ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" подтверждается материалами дела. Считает, что сведения о месте и способе получения проектной декларации должны быть указаны на каждой странице справочника. Содержание в рекламе ссылки на официальный сайт общества, а также сведений о месте расположения офиса общества, не подкреплено информацией о том, что потребитель будет иметь возможность ознакомиться с проектными декларациями. Таким образом, отсутствие в рекламе объектов долевого строительства ООО "Комос-Строй" сведений о месте и способе получения проектной документации является нарушением ч. 7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения, ссылаясь на незаконное привлечение к административной ответственности, недоказанность в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ, считает, что реклама, распространенная в еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья" отвечает требованиям ч. 7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике проведена проверка соблюдения ООО "Комос-Строй" требований Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В ходе проверки антимонопольным органом был выявлен факт размещения ООО "Комос-Строй" рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для создания (строительства) многоквартирных домов без указания сведений о месте и способах получения проектной декларации, в рекламах жилого комплекса "Октябрьский Премиум", жилого дома "Стальная крепость", г. Ижевск. Реклама размещена в еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья" N 29 (672) от 21.07.2008 г.
Также в ходе проверки антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
Застройщиком жилого комплекса "Октябрьский Премиум", расположенного в городе Ижевске, является ООО "Строительное управление Комос", у которого имеется лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений К 006866 N ГС-4-18-02-27-0-1831097593-004738-2, выданная Министерством регионального развития Российской Федерации 29.09.2008 г.
Застройщиком жилого дома "Стальная крепость", расположенного в городе Ижевске, является ООО "Медведь", у которого имеется лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений К 053831 N ГС-4-18-02-1027-0-1841000360-005111-1-004738-2, выданная Министерством регионального развития Российской Федерации 18.12.2008 г.
Между ООО "Строительное управление Комос" (Принципал) и ООО "Комос-Строй" (Агент) заключен договор от 16.02.2007 N 3/07, предметом которого является поиск агентом за вознаграждение потенциальных клиентов (юридических и физических лиц) для заключения с ними договоров долевого участия в строительстве жилого комплекса "Октябрьский Премиум".
Между ООО "Медведь", являющимся Принципалом, и ООО "Комос-Строй", являющимся Агентом, заключен также агентский договор N 2/08 от 20.02.2008 г. Предметом данного договора является поиск агентом за вознаграждение потенциальных клиентов (юридических и физических лиц) для заключения с ними договоров долевого участия в строительстве жилого дома "Стальная крепость".
25 декабря 2006 г. между предпринимателем Радимашвили Н.Г. (Исполнитель) и ООО "Комос-Строй" (Заказчик) заключен договор N 63, в соответствии с которым исполнитель обязуется разместить информацию Заказчика в еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья" в виде цветного модуля формата А4 в рубрике "Новостройки".
На основании анализа данного договора антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ООО "Комос-Строй" является рекламодателем, поскольку общество непосредственно определило объекты рекламирования - жилого комплекса "Октябрьский Премиум", жилого дома "Стальная крепость".
Исходя из вышеуказанного антимонопольным органом сделан вывод о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы жилого комплекса "Октябрьский Премиум", жилого дома "Стальная крепость", размещенной в периодическом печатном издании - еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья", распространялась ненадлежащая реклама ООО "Комос-строй".
По факту распространения данной рекламы Удмуртским УФАС России в отношении ООО "Комос-Строй" было возбуждено дело N СЮ04-03/2009-32Р и вынесено решение от 02.04.2009 г. N СЮ04-03/2009-32Р, в соответствии с которым общество было признано рекламодателем, нарушившим ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в связи с распространением рекламы объектов долевого строительства жилого комплекса "Октябрьский Премиум", жилого дома "Стальная крепость".
06.05.2009 г. должностным лицом Удмуртского УФАС России в отношении ООО "Комос-Строй" составлен протокол об административном правонарушении N СЮ04-04/2009-60АР по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, административным органом вынесено постановление от 18.05.2009 г. N СЮ04-04/2009-60АР, согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ООО "Комос-Строй" обратилось с заявлением в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.
Данный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству, фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В целях названного Закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и(или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей рекламой (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Федеральным законом.
Статьей 22 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что распространение рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, во всех случаях должно сопровождаться указанием мест и способов получения проектной декларации, предусмотренной данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и(или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее, чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в ч. 1 ст. 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган.
Материалами дела подтверждается, что в еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья" N 29 (672) от 21.07.2008 г. ООО "Комос-Строй" размещена реклама жилого комплекса "Октябрьский Премиум", жилого дома "Стальная крепость", г. Ижевск.
Реклама жилого комплекса "Октябрьский Премиум" и жилого дома "Стальная крепость" были размещены как на обложке еженедельного справочника "Обмен-продажа жилья" N 29, так и на страницах X-XI данного справочника.
Реклама, размещенная на обложке справочника о жилом комплексе "Октябрьский Премиум", содержала информацию о номере лицензии на строительство, номере разрешения на строительство, номере постановления о предоставлении земельного участка. Также в данной рекламе содержалась информация об агенте, осуществляющем заключение договоров о долевом участии в строительстве квартир - ООО "Комос-строй", с указанием адреса сайта общества в Интернете.
Такая же информация содержалась и в рекламе жилого дома "Стальная крепость", размещенной на обложке справочника.
На странице X-XI еженедельного справочника "Обмен-продажа жилья" N 29 продублирована реклама жилого комплекса "Октябрьский Премиум" и жилого дома "Стальная крепость". Данная реклама содержала сведения о месте и способах получения проектной декларации, а именно то, что проектные декларации объектов "Комос-строй" опубликованы на сайте: "www.komos-stroy.ru".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что размещенная реклама в еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья" N 29 (672) от 21.07.2008 г. ООО "Комос-Строй" соответствует положениям ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.
Следует отметить, что в статье 19 Федерального закона N 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" содержится понятие проектной декларации, определено ее содержание, а также установлены предъявляемые к ней требования.
Так, согласно ч. 1 ст. 19 вышеуказанного Закона проектная декларация должна содержать как информацию о застройщике, так и информацию о проекте строительства.
Содержание информации о застройщике раскрывается в ст. 20 комментируемого Федерального закона. Данная информация должна содержать основные сведения о застройщике с учетом его статуса, т.е. является ли он юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о государственной регистрации, информацию об учредителях (участниках) застройщика - юридического лица, проектную историю застройщика за три года, лицензионные данные, сведения о финансовом состоянии застройщика.
Содержание информации о проекте строительства определяется в соответствии со ст. 21 комментируемого Федерального закона. Так, в проектной декларации должна быть отражена информация об имеющемся разрешении на строительство, а также сведения о результатах государственной экспертизы проектной документации в случае ее проведения, данные о земельном участке и правах на него, данные проектной документации, касающиеся характеристик многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости), передаваемых участникам долевого строительства, указание возможных рисков при реализации проекта, сведения о подрядчиках и др.
В рекламе, размещенной на обложке справочника о жилом комплексе "Октябрьский Премиум" и жилом доме "Стальная крепость", была указана информация о лицензии на строительство, о разрешении на строительство, о номере постановления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, построение рекламного текста, размещенного на обложке еженедельного справочника, свидетельствует о том, что рекламодателем фактически была размещена информация как о проекте строительства, так и сведений о застройщике.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что сведения о месте и способе получения проектной декларации должны быть указаны на каждой странице справочника, подлежат отклонению.
Ни Закон о рекламе, ни Закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов не содержит ссылок на то, что рекламодатель обязан размещать во всех дублирующих друг друга рекламах, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов, сведений о месте и способах получения проектной декларации.
В рекламе, размещенной на обложке еженедельного справочника, содержится адрес сайта, где можно узнать всю интересующую потребителя информацию, а также номера телефонов офиса продаж. Таким образом, если потенциальный покупатель недвижимости заинтересован в покупке квартиры, то он может воспользоваться любым источником информации для получения дополнительных интересующих его сведений.
Ссылка апеллятора на то, что содержание в рекламе ссылки на официальный сайт общества, а также сведений о месте расположения офиса общества, не подкреплено информацией о том, что потребитель будет иметь возможность ознакомиться с проектными декларациями, является несостоятельной.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства. Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и(или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"). Данное требование закона о размещении проектной декларации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") обществом выполнено, на официальном сайте ООО "Комос-Строй" ("www.komos-stroy.ru") размещены проектные декларации регламентируемых объектов долевого строительства, ссылка на который указана на каждой странице справочника.




Согласно ч. 2, 3 данного Закона оригиналы проектных деклараций хранятся у застройщика и могут быть представлены для ознакомления любому обратившемуся лицу.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (в том числе в сети "Интернет") являются источником размещения проектных деклараций.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит вина лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также условия и причины совершения административного правонарушения.
В силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Управлением ФАС по УР факта размещения ООО "Комос-Строй" рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для создания (строительства) многоквартирных домов, без указания сведений о месте и способах получения проектной декларации, в рекламах жилого комплекса "Октябрьский Премиум", жилого дома "Стальная крепость", г. Ижевск, в еженедельном справочнике "Обмен-продажа жилья" N 29 (672) от 21.07.2008 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.05.2009 г. N СЮ04-04/2009-60АР о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "Комос-Строй" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 40 000 руб., подлежат удовлетворению.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июля 2009 года по делу N А71-7402/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)