Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2009 ПО ДЕЛУ N А72-11715/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2009 г. по делу N А72-11715/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Апаркина В.Н., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" - представителя Малаховой Л.В., доверенность от 08 декабря 2009 года N 187-юр, представителя Степанова Ю.С., доверенность от 11 января 2009 года N 7-юр, представителя Кирюхиной Л.Ю., доверенность от 11 января 2009 года N 4-юр,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц: ТСЖ "Регион-У" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
Малафеев С.В. - не явился, извещен надлежащим образом,
ООО "Альфаком" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
ООО "Альфаком-Центр" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
ООО "Альфаком-Север" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
ООО "Альфаком-Засвияжье" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
Федеральной службы по тарифам РФ - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
министерства экономики Ульяновской области в лице департамента по ценам и тарифам Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
ООО "Межрегионгаз" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2009 года апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 сентября 2009 года по делу N А72-11715/2009, судья Прохоров А.Е., принятое по заявлению ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: ТСЖ "Регион-У", г. Ульяновск, Малафеева С.В., г. Ульяновск, ООО "Альфаком", г. Ульяновск, ООО "Альфаком-Центр", г. Ульяновск, ООО "Альфаком-Север", г. Ульяновск, ООО "Альфаком-Засвияжье", г. Ульяновск, Федеральная служба по тарифам РФ, г. Москва, министерство экономики Ульяновской области в лице департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, г. Ульяновск, ООО "Межрегионгаз", Московская область, Ленинский район, пос. Газопровод,
о признании недействительным решения от 26 июня 2009 года по делу N 5274/04-2009

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ульяновская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Ульяновскрегионгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 26 июня 2009 года по делу N 5274/04-2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСЖ "Регион-У", Малафеева С.В., ООО "Альфаком", ООО "Альфаком-Центр", ООО "Альфаком-Север", ООО "Альфаком-Засвияжье", Федеральная служба по тарифам Российской Федерации, министерство экономики Ульяновской области в лице департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, ООО "Межрегионгаз".
Решением суда от 24 сентября 2009 года заявленное требование оставлено без удовлетворения, решение УФАС по Ульяновской области от 26 июня 2009 года по делу N 5274/04-2009 - без изменения на том основании, что оспариваемое решение суда соответствует требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Меры обеспечения в виде приостановления исполнения предписания N 19 от 26 июня 2009 года, принятые определением суда от 24 июля 2009 года, отменены после вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования общества, ссылаясь на то, что со стороны ООО "Ульяновскрегионгаз" отсутствуют нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; судом не учтены мнения третьих лиц, а также письма ФСТ РФ. Судом неправильно применены нормы материального права, в частности нормы Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению.
Отзывы на апелляционную жалобу антимонопольный орган и третьи лица не представили, что в соответствии с ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. ООО "Межрегионгаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, однако без доказательств направления другим лицам, участвующим в деле.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ООО "Ульяновскрегионгаз" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ООО "Ульяновскрегионгаз", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ульяновскрегионгаз" зарегистрировано в качестве юридического лица регистрационной палатой мэрии г. Ульяновска 02 августа 2000 года (свидетельство о государственной регистрации серия У Л Г N 005943).
Товарищество собственников жилья "Регион-У" 29 марта 2009 года обратилось в УФАС по Ульяновской области с заявлением о несогласии с действиями общества ООО "Ульяновскрегиоингаз", применяющего по отношению к управляющей компании ООО "Альфаком", обслуживающей жилой многоквартирный дом N 24/176 по ул. Докучаева в г. Ульяновск, входящего в состав ТСЖ, тарифы на газ, установленные для промышленных предприятий.
В адрес УФАС по Ульяновской области также поступило обращение прокуратуры Ульяновской области и приложением заявления гражданки Малофеевой С.В. от 31 марта 2009 года по необоснованному применению ООО "Ульяновскрегионгаз" тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий, для управляющей компании ООО "Альфаком" Север" в отношении автономной крышной котельной, расположенной в многоквартирном жилом доме N 7 по ул. Скочилова в г. Ульяновске.
На основании изложенного приказом от 01 апреля 2009 года N 57 в отношении ООО "Ульяновскрегионгаз" было возбуждено дело N 5274/04-2009 по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), что выразилось в ущемлении интересов ТСЖ "Регион-У" и гражданки Малафеевой С.В. путем нарушения установленного нормативным правовым актом - постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" - порядка ценообразования: применение к объемам газа, используемым в автономной котельной для отопления и горячего водоснабжения граждан, использующих принадлежащие им помещения для личных целей, тарифа на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, к обслуживающей ТСЖ "Регион-У" управляющей компании ООО "Альфаком-Центр" и к обслуживающей жилой дом, в котором расположено помещение, принадлежащее Малафеевой С.В., ООО "Альфаком-Север", вместо тарифа, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемого для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами).
Рассмотрев дело N 5274/04-2009, УФАС по Ульяновской области 26 июня 2009 года приняло решение, которым признало нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" действия ООО "Ульяновскрегионгаз" по применению к ООО "Альфаком" (только в 2008 году), ООО "Альфаком-Центр" (в 2008 и 2009 годах), ООО "Альфаком-Север" (в 2008 и 2009 годах) и ООО "Альфаком-Засвияжье" (в 2008 и 2009 годах) тарифов на газ для промышленных потребителей (в 2008 году утвержденных приказом ФСТ РФ от 04 декабря 2007 года N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ РФ от 13 ноября 2007 года N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ОАО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн куб. м/год; в 2009 году утвержденных приказом ФСТ РФ от 24 декабря 2008 года N 413-э/11 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ РФ от 06 ноября 2008 года N 252-э/36 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз") к объемам газа, применяемым для производства тепловой энергии и приготовления горячей воды с использованием автономных котельных для граждан, использующих данные коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что привело к ущемлению интересов граждан (в том числе граждан, проживающих в ТСЖ "Регион-У" и гр. Малафеевой С.В.), проживающих в домах, расположенных в городе Ульяновске по адресам: ул. Отрадная, д. 79, корпус 1, ул. Отрадная, д.79, корпус 2, ул. Отрадная, д. 79 корпус 3, ул. Отрадная, д. 79, корпус 4, ул. Самарская д. 27, ул. Самарская, д. 27 корпус 1, ул. Рябикова, д. 19б, ул. Островского, д. 60, ул. Радищева, д. 143, ул. Кролюницкого, д. 20.2, пер. Мира, д. 26, ул. Д. Ульянова, д. 9, ул. Южная, д. 17, ул. Докучаева, д. 24/176, ул. Скочилова, д. 1, ул. Скочилова, д. 5, ул. Скочилова, д. 7, ул. Скочилова, д. 9, ул. Архитектора Шодэ, д. 6, (п. 3 решения).
Вышеозначенным решением УФАС по Ульяновской области предусмотрело: выдать ООО "Ульяновскрегионгаз" предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения применения к ООО "Альфаком-Центр", ООО "Альфаком-Север" и ООО "Альфаком-Засвияжье" тарифов на газ для промышленных потребителей (п. 4 решения), передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 5 решения).
Для устранения нарушений обществу выдано предписание от 26 июня 2009 года со сроком исполнения до 25 июля 2009 года.
Как видно из материалов дела, ООО "Ульяновскрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%, что установлено приказом УФАС по Ульяновской области от 26 июня 2006 года N 187 и приложением к нему.
Согласно представленным справкам-подтверждениям основного вида экономической деятельности ООО "Альфаком-Центр", ООО "Альфаком-Север" и ООО "Альфаком-Засвияжье" 100% доходов получают по виду деятельности управление эксплуатацией жилого фонда; код по ОКВЭД 70.32.1.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Альфаком-Центр", ООО "Альфаком-Север" и ООО "Альфаком-Засвияжье" являются управляющими организациями в следующих жилых домах с автономными крышными котельными, расположенных в городе Ульяновске по адресам: ул. Отрадная, д. 79, корпус 1, ул. Отрадная, д. 79, корпус 2, ул. Отрадная, д. 79, корпус 3, ул. Отрадная, д. 79, корпус 4, ул. Самарская, д. 27, ул. Самарская, д. 27, корпус 1, ул. Рябикова, д. 19б, ул. Островского, д. 60, ул. Радищева, д. 143, ул. Кролюницкого, д. 20, 2 пер. Мира, д. 26, ул. Д. Ульянова, д. 9, ул. Южная, д. 17, ул. Докучаева, д. 24/176, ул. Скочилова, д. 1, ул. Скочилова, д. 5, ул. Скочилова, д. 7, ул. Скочилова, д. 9, ул. Архитектора Шодэ, д. 6.
Перечисленные жилые дома до 01 сентября 2008 года находились в управлении ООО "Альфаком" на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенных с собственниками помещений. В многоквартирном жилом доме N 24/176 по ул. Докучаева, помимо управляющей организации - ООО "Альфаком-Центр", создано и функционирует ТСЖ "Регион-У".
ООО "Альфаком", ООО "Альфаком-Центр", ООО "Альфаком-Север" и ООО "Альфаком-Засвияжье" не имели и не имеют установленных уполномоченным органом регулирования тарифов, а выставляли и выставляют гражданам членам затраты, которые состоят из расходов на содержание котельной и производство тепловой энергии и горячей воды, при этом сам порядок предъявления к оплате затрат законодательно, в том числе порядок проведения корректировки, не определен.
Между ООО "Ульяновскрегионгаз" и ООО "Альфаком" был заключен договор от 01 ноября 2007 года N 57-5-3142/08 на поставку природного газа населению, проживающему в домах, управляемых ЖСК, ТСЖ, ТИВК, кондоминиумами и управляющими компаниями, по которому осуществлялась поставка газа для крышных котельных многоквартирных домов (автономных котельных с учетом положений СНиП П-35-76 "Котельные установки").
Между ООО "Ульяновскрегионгаз" и ООО "Альфаком-Центр" были заключены договоры от 01 сентября 2008 года N 57-5-3154/08 и от 01 ноября 2008 года N 57-5-4350/09 на поставку природного газа населению, проживающему в домах, управляемых ЖСК, ТСЖ, ТИВК, кондоминиумами и управляющими компаниями, по которым ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ООО "Альфаком-Центр" газ для крышных котельных многоквартирных домов (автономных котельных с учетом положений СПиП П-35-76 "Котельные установки").
Между ООО "Ульяновскрегионгаз" и ООО "Альфаком-Засвияжье" были заключены договоры от 01 сентября 2008 года N 57-5-3152/08 и от 01 ноября 2008 года N 57-5-4348/09 на поставку природного газа населению, проживающему в домах, управляемых ЖСК, ТСЖ, ТИВК, кондоминиумами и управляющими компаниями, по которым ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ООО "Альфаком-Засвияжье" газ для крышных котельных многоквартирных домов (автономных котельных с учетом положений СНиП П-35-76 "Котельные установки").
Между ООО "Ульяновскрегионгаз" и ООО "Альфаком-Север" были заключены договоры от 01 сентября 2008 года N 57-5-3153/08 и от 01 ноября 2008 года N 57-5-4349/09 на поставку природного газа населению, проживающему в домах, управляемых ЖСК, ТСЖ, ТИВК, кондоминиумами и управляющими компаниями, по которым ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ООО "Альфаком-Север" газ для крышных котельных многоквартирных домов (автономных котельных с учетом положений СНиП И-35-76 "Котельные установки").
Из представленных счет-фактур, выставленных ООО "Ульяновскрегионгаз": ООО "Альфаком" (от 31 января 2008 года N 1561, от 29 февраля 2008 года N 3924, от 31 марта 2008 года N 6455, от 30 апреля 2008 года N 7715, от 31 мая 2008 года N 9778, от 30 июня 2008 года N 10826, от 31 июля 2008 года N 11609, от 31 августа 2008 года N 12354); ООО "Альфаком-Центр" (от 30 сентября 2008 года N 13172, от 31 октября 2009 года N 14328, от 30 ноября 2008 года N 17602, от 31 декабря 2008 года N 21166, от 31 января 2009 года N 2002, от 28 февраля 2009 года N 4715, от 31 марта 2009 года N 7457, от 30 апреля 2009 года N 10244, от 31 мая 2009 года N 11867); ООО "Альфаком-Засвияжье" (от 30 сентября 2008 года N 13181, от 31 октября 2009 года N 14349, от 30 ноября 2008 года N 17881, от 31 декабря 2008 года N 21465, от 31 января 2009 года N 2305, от 28 февраля 2009 года N 5024, от 31 марта 2009 года N 7769, от 30 апреля 2009 года N 10526, от 31 мая 2009 года N 12029); ООО "Альфаком-Север" (от 30 сентября 2008 года N 13174, от 31 октября 2009 года N 14330, 31 декабря 2008 года N 17605, от 31 января 2009 года N 2006, от 28 февраля 2009 года N 4719, от 31 марта 2009 года N 7461, от 30 апреля 2009 года N 10248, от 31 мая 2009 года N 11870), следует факт применения ООО "Ульяновскрегионгаз" к ООО "Альфаком" (в 2008 году), ООО "Альфаком-Центр" (в 2008 и 2009 годах), ООО "Альфаком-Север" (в 2008 и 2009 годах) и ООО "Альфаком-Засвияжье" (в 2008 и 2009 годах), использующих газ для отопления и горячего водоснабжения жилых домов с использованием крышных автономных котельных, без учета тарифа, установленного для населения.
Примененные обществом цены на газ формировались: в 2008 году на основании тарифов, утвержденных приказом ФСТ РФ от 04 декабря 2007 года N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ РФ от 13 ноября 2007 года N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн куб. м/год; в 2009 году на основании тарифов, утвержденных приказом ФСТ РФ от 24 декабря 2008 года N 413-э/11 "Об оптовых ценах па газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ РФ от 06 ноября 2008 года N 252-э/36 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз".
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Абзацами 2 и 3 пункта 18 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, установлено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
С учетом пункта 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (где содержится определения понятия "исполнитель") указанные управляющие компании являются исполнителями, предоставляющими коммунальные услуги потребителям - жильцам жилых домов, переданных им в управление.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем' холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
С учетом изложенного, исходя из приведенного требования абзаца 2 пункта 15 указанных "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", расчет размера платы за приобретение управляющими компаниями газа для нужд жильцов домов должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. При этом товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязательства такого товарищества перед поставщиком газа не могут превышать совокупных обязательств всех жильцов дома, находящегося в управлении товарищества, исходя из цены на газ, установленной для населения.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 октября 2007 года N 57, определении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года N 3335/09.
На 2008 год такая цена, установленная приложением к приказу комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 года N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году", составляет 1930 руб. за 1000 куб. м (включая НДС).
На 2009 год (1 квартал) такая цена, установленная приложением к приказу министерства экономики Ульяновской области от 26 декабря 2008 года N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году", составляет 2040 руб. за куб. м (включая НДС).
На 2009 год (2 квартал) такая цена, установленная приложением к приказу министерства экономики Ульяновской области от 26 декабря 2008 года N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году", составляет 2220 руб. за куб. м (включая НДС).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости применения указанных приказов министерства экономики Ульяновской области при определении цены на газ для ООО "Альфаком" (только в 2008 году), ООО "Альфаком-Центр" (в 2008 и 2009 годах), ООО "Альфаком-Север" (в 2008 и 2009 годах) и ООО "Альфаком-Засвияжье" (в 2008 и 2009 годах), основываясь на положениях Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ, абзацу 2 статье 21 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (согласно которому по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цеп на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа"), пункта 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" (в соответствии с которым "...розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), подпункту "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года N 1021 (которым установлено, "что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:...розничные цены на газ, реализуемый населению"), а также пунктов 1, 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 года N 194-э/12 (далее - Методические указания).
Согласно вышеуказанным Методическим указаниям они разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены). Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели (пункт 3). В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления").
Вышеуказанные управляющие компании не обеспечивают отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения. Но даже если бы такие потребители у него имелись, то в соответствии с вышеприведенным пунктом 4 Методических указаний доля газа, использованная товариществом собственников жилья для отопления и снабжения горячей водой населения, подлежала бы оплате по цепе, установленной для населения приложением к приказу комитета по регулированию цеп и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 года N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", и только доля газа, затраченного для отопления и снабжения горячей водой иных категорий потребителей (помимо населения) подлежала бы оплате по иной цене исходя из объемов, установленных на основании данных раздельного учета объемов потребления или, при отсутствии раздельного учета - по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
В связи с тем, что вышеуказанными нормативными актами прямо установлена обязательность применения цены на газ, установленной приложением к приказу комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 года N 226 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению", суд первой инстанции обоснованно не принял доводы заявителя о том, что управляющие компании, как юридические лица, извлекающие прибыль, обязаны производить с заявителем расчеты за газ по ценам, рассчитываемым для потребителей в порядке, установленном для потребителей в общем порядке.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Доводы ООО "Ульяновскрегионгаз" об отсутствии в данном случае у антимонопольного органа полномочий по возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства несостоятельны, поскольку, как видно из материалов дела, основанием для возбуждения дела явились обращения о нарушении порядка ценообразования на газ ООО "Ульяновскрегионгаз", которое занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям норм Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, являются необоснованными, поскольку в данном случае конечным потребителем является население - жильцы, проживающие в жилых домах, в связи с чем отношения по поставке им газа, том числе цены на него, регулируются вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены мнения третьих лиц, а также письма ФСТ РФ, отклоняются, поскольку письма ФСТ РФ не являются обязательными для исполнения. Суд в силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Исходя из данного правового принципа для суда мнения третьих лиц не могут быть обязательными, они оцениваются судом наряду с другими доказательствами, представленными в материалы дела. Приказы ФСТ РФ, на которые ссылается общество, суд первой инстанции правомерно не применил к рассматриваемым правоотношениям, исходя из специфического статуса конечного потребителя: конечным потребителем газа является население, использующее газ для бытовых нужд, а не промышленные организации, использующие газ в коммерческих целях.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Решение о выдаче обществу предписания от 26 июня 2009 года N 19 о прекращении нарушения законодательства в срок до 25 июля 2009 года путем прекращения применения к ООО "Альфаком-Центр", ООО "Альфаком-Север" и ООО "Альфаком-Засвияжье" тарифов на газ для промышленных потребителей (п. 4 решения) соответствует требованиям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 39, подпунктом 3 пункта 3 статьи 39, пунктами 1 и 4 статьи 41, подпунктом 3 пункта 3 статьи 41, подпунктом 5 пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В части передачи материалов дела уполномоченному лицу УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ (п. 5 решения), оспариваемое решение соответствует требованиям статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пункты 1, 2 оспариваемого решения носят процедурный характер, связанный с порядком рассмотрения дела, не влияют па существо, законность и обоснованность принятого решения и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 24 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей надлежит отнести на ООО "Ульяновскрегионгаз".
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 сентября 2009 года по делу N А72-11715/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
В.Н.АПАРКИН
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)