Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", город Тольятти, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А55-77/2008-40,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", город Тольятти, Самарская область, к открытому акционерному обществу "Производственное жилищно-ремонтное эксплуатационное предприятие", город Похвистнево, Самарская область, о взыскании 3730570 рублей 88 копеек задолженности (третьи лица - МУП "Похвистневоэнерго", МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство"),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", город Тольятти, Самарская область, (далее по тексту - Поставщик), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Производственное жилищно-ремонтное эксплуатационное предприятие", город Похвистнево, Самарская область (далее по тексту - Общество), о взыскании 3730570 рублей 88 копеек задолженности.
Исковое заявление мотивировано наличием у Общества задолженности перед Поставщиком в связи с безучетным пользованием электрической энергией.
Общество в отзыве на исковое заявление просило в удовлетворении требований отказать, поскольку задолженность у Общества перед Поставщиком отсутствует, приложением к договору определены места установки расчетных приборов, балансодержателем Общество не является, акты безучетного потребления составлены без участия представителя Общества, Общества не является лицом, оказывающим коммунальные услуги населению.
Определением от 11.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены МУП "Похвистневоэнерго", МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство".
МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство" в отзыве на исковое заявление указало на необоснованность заявленных требований, поскольку потребление энергии ведется через приборы учета, в сумму задолженности видимо включена дебиторская задолженность населения,
МУП "Похвистневоэнерго" в отзыве на исковое заявление указало на обоснованность требований Поставщика, поскольку Общество является исполнителем коммунальных услуг, приборы учета не установлены, потребление является безучетным.
До вынесения решения по делу Поставщиком уменьшена сумма исковых требований до 1328665 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: Общество не является исполнителем коммунальных услуг, величина отпуска энергии определяется по приборам учета, актами сверок подтверждено отсутствие задолженности Общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 решение суда первой инстанции от 30.05.2008 оставлено без изменения.
Постановление апелляционного суда мотивировано подтверждением выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Поставщик обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Поставщик ссылается на неправильное применение судебными инстанциями законодательства об электроэнергетике. Судебными инстанциями не учтено следующее: в части многоквартирных домов отсутствуют общедомовые приборы учета, за приборы учета несет ответственность Общество, Общество фактически является исполнителем коммунальных услуг, плата за содержание имущества утверждена органом местного самоуправления для Общества, Общество обязано иметь договора и с гражданами и с энергоснабжающими организациями, стоимость безучетного потребления выставлена сетевой организацией Поставщику, и должна быть оплачена Обществом, как лицом, отвечающим за энергопринимающие устройства.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку договорные отношения между сторонами исполняются в надлежащем порядке, Общество имеет только текущую задолженность, Общество не является исполнителем коммунальных услуг, Общество является лишь подрядчиком по техническому обслуживанию.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представители Общества в судебном заседании просили оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва Общества на кассационную жалобу, заслушав представителей Общества, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
01.01.2007 между Поставщиком и МУПЖРЭП (право предшественник Общества) заключен договор поставки электрической энергии N 84, в соответствии с условиями которого, Поставщик обязался поставить электрическую энергию (и мощность) МУПЖРЭП в объемах, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, а МУПЖРЭП обязался оплачивать потребленную электрическую энергию и договорную величин у мощности в порядке, предусмотренном настоящим договором, по ценам, определенным в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, для соответствующей группы потребителей.
Дополнительным соглашением N 1 от 04.05.2007 внесены изменения в договор N 84 от 01.01.2007, в соответствии с которым произведена замена стороны в договоре - МУПЖРЭП заменено на Общество.
Договором N 0002Э от 01.01.2007 между Поставщиком и ОАО "Самараэнерго" регулируются отношения поставки электрической энергии потребителям, находящимся в городе Похвистнево. Договором б/н от 29.12.2006 между Поставщиком и МУП "Похвистневоэнерго" урегулированы отношения оказания услуг по передаче электрической энергии до границы балансовой принадлежности с МУПЖРЭП. Граница балансовой принадлежности сетей МУПЖРЭП начинается на вводе в многоквартирный дом и устанавливается актами разграничения балансовой принадлежности сетей и установок, составленными МУПЖРЭП и МУП "Похвистневоэнерго", которые одновременно являются приложениями к договору N 84 от 01.01.2007 между Поставщиком и право предшественником Общества.
Пунктом 5.2 договора между Поставщиком и Обществом установлена ответственность за нарушение учета по вине Общества, в том числе в связи с нарушением целостности прибора учета покупателя, установлением приспособлений, искажающих показания расчетных электросчетчиков, оборудованием скрытой проводки, подключением электроприборов помимо счетчика, изменением схемы включения счетчика, несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) приборов учета, и иных случаях безучетного потребления электроэнергии. В этих случаях, расчет электропотребления производится в порядке, установленном действующим законодательством.
МУП "Похвистневоэнерго" составлен акт о безучетном пользовании электроэнергией N 9/84 от 08.09.2007. Согласно акту, приборы учета на границах раздела электрических сетей по адресам, указанных в приложении N 1 к акту отсутствуют.
В связи с отсутствием приборов учета потребленной электрической энергии расчет потребления произведен Поставщиком расчетным способом путем распределения пропорционально заявленной мощности, исходя из объемов, предоставленных сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
На основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно данным же пунктам Правил, в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Управляющей организацией, предоставляющей жилищные и коммунальные услуги населению в многоквартирных домах, является МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство". Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела договорами управления многоквартирным домом от 02.01.2007. На данном предприятии лежит обязанность заключения договоров энергоснабжения, оплаты электрической энергии в объеме, полученном на границе балансовой принадлежности электрических сетей, с возмещением этих затрат в последующем в плату за коммунальные услуги, включающую плату за содержание внутридомовых электрических сетей (с учетом потерь).
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом представленного в материалы дела договора N 1-02 от 26.11.2002 на оказание населению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилого фонда и придомовых территорий с последующими дополнительными соглашениями, судебные инстанции правомерно установили, что Общество не является исполнителем коммунальных услуг в свете вышеуказанных нормативных актов, а лишь является подрядной организацией, выполняющей работы в виде оказания населению жилищных услуг по заданию Управляющей организации.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 89 Правил ФРРЭ, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Пунктом 4.1 договора N 84 от 01.01.2007 сторонами установлено, что величина отпуска электрической энергии (и мощности) за расчетный период определяется по показаниям расчетных приборов учета электрической энергии, указанных в Приложении N 7 к настоящему договору. Приложением N 7 установлен перечень мест установки расчетных приборов учета электрической энергии производственных баз и мест общего пользования многоквартирных жилых домов с указанием номера электросчетчика. В рамках исполнения данного договора между Поставщиком и Обществом составлены акты сверок взаимных расчетов, согласно которым задолженность у Общества перед Поставщиком по выставленным счетам-фактурам составляет по состоянию на 01.01.2008 - 74687 рублей 63 копейки, что составляет текущую задолженность.
Представленный в материалы дела акт о безучетном потреблении Обществом электрической энергии не может являться надлежащим доказательством, поскольку составлен в одностороннем порядке без участия уполномоченного представителя Общества, либо иного независимого лица.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая отсутствие надлежащих доказательств безучетного потребления Обществом электрической энергии по положенному в основание требований договору, судебные инстанции, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем основания к отмене судебных актов судебной коллегией кассационной инстанции не установлены.
Расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе судебная коллегия в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А55-77/2008-40 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2008 ПО ДЕЛУ N А55-77/2008-40
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2008 г. по делу N А55-77/2008-40
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", город Тольятти, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А55-77/2008-40,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", город Тольятти, Самарская область, к открытому акционерному обществу "Производственное жилищно-ремонтное эксплуатационное предприятие", город Похвистнево, Самарская область, о взыскании 3730570 рублей 88 копеек задолженности (третьи лица - МУП "Похвистневоэнерго", МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство"),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", город Тольятти, Самарская область, (далее по тексту - Поставщик), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Производственное жилищно-ремонтное эксплуатационное предприятие", город Похвистнево, Самарская область (далее по тексту - Общество), о взыскании 3730570 рублей 88 копеек задолженности.
Исковое заявление мотивировано наличием у Общества задолженности перед Поставщиком в связи с безучетным пользованием электрической энергией.
Общество в отзыве на исковое заявление просило в удовлетворении требований отказать, поскольку задолженность у Общества перед Поставщиком отсутствует, приложением к договору определены места установки расчетных приборов, балансодержателем Общество не является, акты безучетного потребления составлены без участия представителя Общества, Общества не является лицом, оказывающим коммунальные услуги населению.
Определением от 11.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены МУП "Похвистневоэнерго", МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство".
МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство" в отзыве на исковое заявление указало на необоснованность заявленных требований, поскольку потребление энергии ведется через приборы учета, в сумму задолженности видимо включена дебиторская задолженность населения,
МУП "Похвистневоэнерго" в отзыве на исковое заявление указало на обоснованность требований Поставщика, поскольку Общество является исполнителем коммунальных услуг, приборы учета не установлены, потребление является безучетным.
До вынесения решения по делу Поставщиком уменьшена сумма исковых требований до 1328665 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: Общество не является исполнителем коммунальных услуг, величина отпуска энергии определяется по приборам учета, актами сверок подтверждено отсутствие задолженности Общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 решение суда первой инстанции от 30.05.2008 оставлено без изменения.
Постановление апелляционного суда мотивировано подтверждением выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Поставщик обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Поставщик ссылается на неправильное применение судебными инстанциями законодательства об электроэнергетике. Судебными инстанциями не учтено следующее: в части многоквартирных домов отсутствуют общедомовые приборы учета, за приборы учета несет ответственность Общество, Общество фактически является исполнителем коммунальных услуг, плата за содержание имущества утверждена органом местного самоуправления для Общества, Общество обязано иметь договора и с гражданами и с энергоснабжающими организациями, стоимость безучетного потребления выставлена сетевой организацией Поставщику, и должна быть оплачена Обществом, как лицом, отвечающим за энергопринимающие устройства.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку договорные отношения между сторонами исполняются в надлежащем порядке, Общество имеет только текущую задолженность, Общество не является исполнителем коммунальных услуг, Общество является лишь подрядчиком по техническому обслуживанию.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представители Общества в судебном заседании просили оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва Общества на кассационную жалобу, заслушав представителей Общества, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
01.01.2007 между Поставщиком и МУПЖРЭП (право предшественник Общества) заключен договор поставки электрической энергии N 84, в соответствии с условиями которого, Поставщик обязался поставить электрическую энергию (и мощность) МУПЖРЭП в объемах, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, а МУПЖРЭП обязался оплачивать потребленную электрическую энергию и договорную величин у мощности в порядке, предусмотренном настоящим договором, по ценам, определенным в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, для соответствующей группы потребителей.
Дополнительным соглашением N 1 от 04.05.2007 внесены изменения в договор N 84 от 01.01.2007, в соответствии с которым произведена замена стороны в договоре - МУПЖРЭП заменено на Общество.
Договором N 0002Э от 01.01.2007 между Поставщиком и ОАО "Самараэнерго" регулируются отношения поставки электрической энергии потребителям, находящимся в городе Похвистнево. Договором б/н от 29.12.2006 между Поставщиком и МУП "Похвистневоэнерго" урегулированы отношения оказания услуг по передаче электрической энергии до границы балансовой принадлежности с МУПЖРЭП. Граница балансовой принадлежности сетей МУПЖРЭП начинается на вводе в многоквартирный дом и устанавливается актами разграничения балансовой принадлежности сетей и установок, составленными МУПЖРЭП и МУП "Похвистневоэнерго", которые одновременно являются приложениями к договору N 84 от 01.01.2007 между Поставщиком и право предшественником Общества.
Пунктом 5.2 договора между Поставщиком и Обществом установлена ответственность за нарушение учета по вине Общества, в том числе в связи с нарушением целостности прибора учета покупателя, установлением приспособлений, искажающих показания расчетных электросчетчиков, оборудованием скрытой проводки, подключением электроприборов помимо счетчика, изменением схемы включения счетчика, несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) приборов учета, и иных случаях безучетного потребления электроэнергии. В этих случаях, расчет электропотребления производится в порядке, установленном действующим законодательством.
МУП "Похвистневоэнерго" составлен акт о безучетном пользовании электроэнергией N 9/84 от 08.09.2007. Согласно акту, приборы учета на границах раздела электрических сетей по адресам, указанных в приложении N 1 к акту отсутствуют.
В связи с отсутствием приборов учета потребленной электрической энергии расчет потребления произведен Поставщиком расчетным способом путем распределения пропорционально заявленной мощности, исходя из объемов, предоставленных сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
На основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно данным же пунктам Правил, в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Управляющей организацией, предоставляющей жилищные и коммунальные услуги населению в многоквартирных домах, является МУП "Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство". Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела договорами управления многоквартирным домом от 02.01.2007. На данном предприятии лежит обязанность заключения договоров энергоснабжения, оплаты электрической энергии в объеме, полученном на границе балансовой принадлежности электрических сетей, с возмещением этих затрат в последующем в плату за коммунальные услуги, включающую плату за содержание внутридомовых электрических сетей (с учетом потерь).
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом представленного в материалы дела договора N 1-02 от 26.11.2002 на оказание населению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилого фонда и придомовых территорий с последующими дополнительными соглашениями, судебные инстанции правомерно установили, что Общество не является исполнителем коммунальных услуг в свете вышеуказанных нормативных актов, а лишь является подрядной организацией, выполняющей работы в виде оказания населению жилищных услуг по заданию Управляющей организации.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 89 Правил ФРРЭ, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Пунктом 4.1 договора N 84 от 01.01.2007 сторонами установлено, что величина отпуска электрической энергии (и мощности) за расчетный период определяется по показаниям расчетных приборов учета электрической энергии, указанных в Приложении N 7 к настоящему договору. Приложением N 7 установлен перечень мест установки расчетных приборов учета электрической энергии производственных баз и мест общего пользования многоквартирных жилых домов с указанием номера электросчетчика. В рамках исполнения данного договора между Поставщиком и Обществом составлены акты сверок взаимных расчетов, согласно которым задолженность у Общества перед Поставщиком по выставленным счетам-фактурам составляет по состоянию на 01.01.2008 - 74687 рублей 63 копейки, что составляет текущую задолженность.
Представленный в материалы дела акт о безучетном потреблении Обществом электрической энергии не может являться надлежащим доказательством, поскольку составлен в одностороннем порядке без участия уполномоченного представителя Общества, либо иного независимого лица.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая отсутствие надлежащих доказательств безучетного потребления Обществом электрической энергии по положенному в основание требований договору, судебные инстанции, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем основания к отмене судебных актов судебной коллегией кассационной инстанции не установлены.
Расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе судебная коллегия в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А55-77/2008-40 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)