Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2011 N 17АП-3795/2011-ГК ПО ДЕЛУ N А71-14641/2010

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2011 г. N 17АП-3795/2011-ГК

Дело N А71-14641/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Н.А.Гребенкиной, В.Ю.Дюкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.
при участии:
от заявителя - Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска: не явились,
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Удмуртской Республике: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 марта 2011 года
по делу N А71-14641/2010,
принятое судьей Е.А.Бушуевой
по заявлению Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение,

установил:

Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Удмуртской Республике, выразившиеся в отказе в государственной регистрации от 30.11.2010 N 01/097/2010-524, а также признании недействительным (незаконным) сообщения об отказе в государственной регистрации от 30.11.2010 N 01/097/2010-524. Кроме того, заявитель просит обязать Управление Росреестра по Удмуртской Республике произвести государственную регистрацию за муниципальным образованием "Город Ижевск" права собственности на нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Ломоносова, 2, общей площадью 111,6 кв. м, номера на поэтажном плане 1-10; литер: А; этаж: подвал (согласно кадастровому паспорту нежилого помещения инв. N 32016 от 18.04.2008).
Решением от 05.03.2011 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным, не соответствующим Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ Управления Росреестра по Удмуртской Республике в государственной регистрации, выраженный в сообщении от 30.11.2010 N 01/097/2010-524. Суд обязал Управление Росреестра по Удмуртской Республике произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "город Ижевск" на нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Ломоносова, 2, общей площадью 111,6 кв. м, номера на поэтажном плане 1-10; литер: А; этаж: подвал (согласно кадастровому паспорту от 18.04.2008 инв. N 32016).
Управление Росреестра по Удмуртской Республике с решением суда несогласно по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом неправильно применены нормы материального права и не применен закон, подлежащий применению. Судом не исследован вопрос об отнесении спорного помещения к общему имуществу многоквартирного дома на дату приватизации первой квартиры (01.12.1992). В компетенцию регистрирующего органа не входит решение вопроса о назначении данного помещения. Спорное помещение перешло в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома, что установлено при проведении правовой экспертизы представленных на госрегистрацию документов. Заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права.
Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.10.2010 Муниципальное образование "город Ижевск" обратилось в Управление Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение площадью 111,6 кв. м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 2 (л.д. 11).
Управление Росреестра по Удмуртской Республике сообщением от 30.11.2010 N 01/097/2010-524 отказало в государственной регистрации (л.д. 9-10). В сообщении об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган указал, что на государственную регистрацию не представлены все необходимые документы, в том числе подтверждающие наличие ранее зарегистрированных прав в органах технического учета объектов недвижимого имущества, а также соблюдение прав собственников помещений на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, решение общего собрания собственников помещений жилого дома об обособлении спорного помещения от общих помещений в подвале жилого дома.
Заявитель, полагая, что указанный отказ в государственной регистрации является необоснованным и незаконным, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии со ст. 198 АПК РФ необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение им прав и законным интересов юридического лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 4 ст. 198 АПК РФ такие заявления могут быть поданы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их права и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли судебный акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение указано на непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 07.10.2010 заявителем представлены в регистрирующий орган следующие документы: заявление о государственной регистрации; решение Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом (с приложением) от 21.12.1993 N 190-ОБ; решением Комитета по управлению имуществом Администрации г. Ижевска Удмуртской республики (с приложением) от 06.03.1997 N 01-04у/41; решение Малого Совета Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 28.10.1992 N 81; решение управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 02.12.2005 N 01-04у/1356; кадастровый паспорт помещения от 18.04.2008; приказ Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 30.04.2008 N 811у; выписка из реестра муниципальной собственности г. Ижевска от 06.10.2010 N 1010; письмо ГУП УР "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" от 20.05.2008 N 01-18/419 (л.д. 11).
Следовательно, заявителем представлены на регистрацию права муниципальной собственности документы, необходимые для проведения регистрации в соответствии с требованиями ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому у регистрирующего органа не имелось оснований для истребования у заявителя дополнительных документов в силу п. 2 ст. 17 данного Федерального закона.
Спорное помещение расположено в подвале жилого дома, является нежилым помещением с отдельным входом, обособленным от иных помещений подвала, что подтверждается кадастровым паспортом от 18.04.2008 (л.д. 23-25), экспликацией из технического паспорта по состоянию на 2008 год (л.д. 26), решением Ижевского городского комитета по управлению имуществом от 30.07.1993 "О разрешении аренды нежилого помещения площадью 53,8 кв. м по ул. Ломоносова, 2, ТОО "Комби" (л.д. 49), договорами аренды от 30.08.1993 N 1144, от 08.12.1994 N 2376, от 25.01.1009 N 14646 (л.д. 50-55).
Согласно справке ГУП УР "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" от 20.05.2008 N 01-18/419, представленной заявителем в регистрирующий орган, в спорном помещении площадью 111,6 кв. м на момент постановки на технический учет в 1981 году располагались тамбур, коридор, туалеты и учрежденческие помещения.
Следовательно, у регистрирующего органа имелись документы, свидетельствующие о том, что уже по состоянию на 1981 год спорное помещение было сформировано как объект недвижимого имущества и имело самостоятельное назначение, не связанное с обслуживанием жилого дома.
Доказательств наличия спора о праве на данное помещение материалами дела не подтверждается (ст. 65 АПК РФ).
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заинтересованного лица о наличии в спорном помещении инженерных коммуникаций, предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, т.к. этот довод подлежит исследованию и оценке судом при рассмотрении спора о праве на помещение, а не в рамках требований, заявленных в порядке ст. 65 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод заинтересованного лица о нарушении прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Вывод суда первой инстанции о незаконности действий регистрирующего органа в нарушение требований ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 20) является правильным.
Оснований для отмены решения суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ и не подлежит взысканию на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2011 по делу N А71-14641/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Н.А.ГРЕБЕНКИНА
В.Ю.ДЮКИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)