Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайличенко, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Компания "Комбытсервис" (ИНН 6627015670, ОГРН 1056601696975) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Курилова А.С., представитель по доверенности N 21 от 02.08.2010.
от заинтересованного лица: Хитрина Ю.С., представитель по доверенности N 05-28/66 от 25.01.2011.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью Компания "Комбытсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (далее - Управление Роспотребнадзора) от 16.03.2011 N 50 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо представило отзыв, заявленные требования не признает, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
В Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярске Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступили обращения гр. Дрягиной М.Е., гр. Костаревой В.П., с жалобой на действия общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" при оказании коммунальных услуг.
Определением N 01-2310/2382 от 12.12.2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и проведено административное расследование.
По итогам расследования в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Определением от 16.02.2011 общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" вызвано на рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела 16.03.2011 в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" вынесено постановление N 50 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для потребителей, проживающих по адресу: <...>, в соответствии с п. 3 Правил N 307. Данный факт подтверждается договорами управления с жителями и квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).
Согласно п. 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственниками жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. "п" п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:
- - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- - параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
- - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
- - наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Соответствующая информация должна быть доведена до потребителя одновременно, как путем отражения в договоре, так и путем размещения на доске объявлений.
При этом данный пункт не предусматривает права исполнителя по своему собственному усмотрению выбрать, каким именно способом довести до потребителя обязательную в силу закона информацию.
Указанная информация путем заключения в соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) договора до сведения потребителей (Зиновьевой Н.В., Костаревой В.П.) не доведена. Непредставление письменной формы договора лишает возможности потребителя ознакомиться с необходимой и достоверной информацией. Отсутствие письменной формы договора, заключенного с Зиновьевой Н.В., Костыревой В.П. обществом не оспаривается.
Довод заявителя о том, что собственник жилого помещения обязан заключить договор, судом не принимается, поскольку правилами предоставления коммунальных услуг гражданами императивно установлено, что информация об исполнителе и об оказываемых им услугах должна быть прежде всего указана в договоре, что определяет обязанность управляющей компании принимать меры к заключению договоров с потребителями, в свою очередь заявителем не представлены доказательства, подтверждающие принятие каких-либо мер к заключению договоров с гр. Зиновьевой Н.В. и гр. Костаревой В.П.
В силу п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией на основании договора, в котором должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Такой договор заключается с каждым собственником помещения в многоквартирном жилом доме.
Также материалами дела установлено, исполнителем услуг не доведена до сведения потребителей информация, предусмотренная п.п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, п.п. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а именно порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять, потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы, доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ; информация об исполнителе в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Учитывая, что речь идет об оказании коммунальных услуг, требования к перечню информации и способам ее доведения установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с п.п. "д" п. 38 Правил N 307, в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, а именно: сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов, со снижением качества коммунальных услуг, с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральным законами и договором.
В то же время, как следует из материалов дела, ООО Компания "Комбытсервис" не доводит до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию посредством размещения ее в платежных документах (счетах-извещениях), что является нарушением п.п. "д", п.п. "е" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, что подтверждается платежными документами направленных Зиновьевой Н.В. за август 2010 г. по строкам "холодное водоснабжение", "водоотведение", "горячее водоснабжение", за сентябрь 2010 г. по строкам "холодное водоснабжение", "водоотведение", за октябрь 2010 г. "холодное водоснабжение", "водоотведение" ООО Компания "Комбытсервис" произведен перерасчет, однако основания его не указаны.
ООО Компания "Комбытсервис" не доведена до сведения потребителей информация об изменении размера тарифа на содержание и ремонт жилого помещения, что является нарушением ч. 13 ст. 155 ЖК РФ, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и подтверждается письмами ООО Компания "Комбытсервис" исх. N 1755 от 27.12.2010 с приложением объявления, вывешенного исполнителем услуг на дверях подъездов многоквартирных домов, показаниями свидетелей Зиновьевой Н.В., Костаревой В.П.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Довод заявителя о том, что информация об изменении размера тарифа на содержание и ремонт жилого помещения была размещена на подъездах многоквартирного дома, а также на обороте счета-квитанции за октябрь 2009 г. судом не принимается, так как, п. 42 Правил прямо указано на то, что информация направляется исполнителем потребителю в письменной форме и не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.
Таким образом, в установленный п. 42 Правил срок надлежащая информация об изменении размера платы за услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг потребителю не представлена.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, платежный документ предоставляется потребителю не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Договором управления многоквартирным домом, иной срок предоставления платежных документов не установлен.
ООО Компания "Комбытсервис" предоставляет информацию в платежных документах об оказанных услугах (работах) позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, что является нарушением ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, и подтверждается платежными документами граждан.
Ссылка заявителя на решение Ревдинского городского суда от 15.09.2010 по делу N 2-812с/2010 не принимается, в связи с тем, что указанное положение не было предметом рассмотрения в суде.
Обществом нарушено право потребителей на способ получения необходимой информации о размере неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, что является нарушением п. 39 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, а именно: ООО Компания "Комбытсервис" предоставляет информацию о размере пеней непосредственно в платежном документе, направляемом потребителю, однако согласно п. 39 Правил установлено, что данная информация должна указываться исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней. Поскольку данная информация указывается исполнителем в отдельном документе, довод ООО Компания "Комбытсервис" о том, что "счет-извещение" является не только счетом, но и извещением, судом не принимается.
Обществом предъявлена к оплате Костыревой В.П., проживающей по адресу: <...> (счет-квитанция от 08.11.2010., счет-квитанция от 05.08.2010) корректировка по холодному водоснабжению и водоотведению, однако в нарушение ст. 8, ст. 10 Закона "О защите прав потребителей", и п.п. "з" п. 38 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" период проведения такой корректировки в платежном документе не указан.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам Предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле 4.
Исходя из смысла указанного пункта, корректировка платы за коммунальные услуги проводится по окончании квартала, т.е. информация о проведении корректировки должна быть указана в октябре 2010 г., в июле 2010 г.
Содержание в платежном документе информации о проведении корректировке без указания периода проведения, нарушает право потребителя на информацию. В свою очередь в соответствии с п.п. "г" п. 51 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию об объемах, качестве коммунальных услуг, условия их предоставления, изменения размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
Административным органом также установлено, что договор управления многоквартирным домом с гр. Костыревой В.П. не заключен, в связи с чем, потребитель не получает информацию относительно порядка определения платы за коммунальные услуги. Таким образом, период проведения корректировки, учитывая положения ст. 8, ст. 10 закона "О защите прав потребителей", носит обязательный характер.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административной ответственности или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела. При этом установлено, что у ООО Компания "Комбытсервис" имелась возможность для предотвращения нарушения права потребителя, но не были приняты все зависящие от него меры: не оформлены в письменном виде договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, не выполнены установленные требования к содержанию платежных документов.
Таким образом, состав вменяемого обществу административного правонарушения является доказанным.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола общество уведомлено надлежаще.
Постановление вынесено административным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Судом не установлено оснований для применения малозначительности с учетом множественности установленных нарушений, указанных в обжалуемом постановлении. Административным органом правомерно назначено обществу наказание в пределах минимального значения санкции.
Ссылка заявителя на указание в протоколе 00 час. 01 мин., как окончание административного расследования не является безусловным основанием для отмены оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Компания "Комбытсервис" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (далее - Управление Роспотребнадзора) от 16.03.2011 N 50 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.05.2011 ПО ДЕЛУ N А60-13170/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2011 г. по делу N А60-13170/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайличенко, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Компания "Комбытсервис" (ИНН 6627015670, ОГРН 1056601696975) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Курилова А.С., представитель по доверенности N 21 от 02.08.2010.
от заинтересованного лица: Хитрина Ю.С., представитель по доверенности N 05-28/66 от 25.01.2011.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью Компания "Комбытсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (далее - Управление Роспотребнадзора) от 16.03.2011 N 50 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо представило отзыв, заявленные требования не признает, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
В Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярске Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступили обращения гр. Дрягиной М.Е., гр. Костаревой В.П., с жалобой на действия общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" при оказании коммунальных услуг.
Определением N 01-2310/2382 от 12.12.2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и проведено административное расследование.
По итогам расследования в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Определением от 16.02.2011 общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" вызвано на рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела 16.03.2011 в отношении общества с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" вынесено постановление N 50 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью компания "Комбытсервис" является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для потребителей, проживающих по адресу: <...>, в соответствии с п. 3 Правил N 307. Данный факт подтверждается договорами управления с жителями и квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).
Согласно п. 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственниками жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. "п" п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:
- - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- - параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
- - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
- - наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Соответствующая информация должна быть доведена до потребителя одновременно, как путем отражения в договоре, так и путем размещения на доске объявлений.
При этом данный пункт не предусматривает права исполнителя по своему собственному усмотрению выбрать, каким именно способом довести до потребителя обязательную в силу закона информацию.
Указанная информация путем заключения в соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) договора до сведения потребителей (Зиновьевой Н.В., Костаревой В.П.) не доведена. Непредставление письменной формы договора лишает возможности потребителя ознакомиться с необходимой и достоверной информацией. Отсутствие письменной формы договора, заключенного с Зиновьевой Н.В., Костыревой В.П. обществом не оспаривается.
Довод заявителя о том, что собственник жилого помещения обязан заключить договор, судом не принимается, поскольку правилами предоставления коммунальных услуг гражданами императивно установлено, что информация об исполнителе и об оказываемых им услугах должна быть прежде всего указана в договоре, что определяет обязанность управляющей компании принимать меры к заключению договоров с потребителями, в свою очередь заявителем не представлены доказательства, подтверждающие принятие каких-либо мер к заключению договоров с гр. Зиновьевой Н.В. и гр. Костаревой В.П.
В силу п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией на основании договора, в котором должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Такой договор заключается с каждым собственником помещения в многоквартирном жилом доме.
Также материалами дела установлено, исполнителем услуг не доведена до сведения потребителей информация, предусмотренная п.п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, п.п. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а именно порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять, потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы, доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ; информация об исполнителе в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Учитывая, что речь идет об оказании коммунальных услуг, требования к перечню информации и способам ее доведения установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с п.п. "д" п. 38 Правил N 307, в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, а именно: сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов, со снижением качества коммунальных услуг, с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральным законами и договором.
В то же время, как следует из материалов дела, ООО Компания "Комбытсервис" не доводит до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию посредством размещения ее в платежных документах (счетах-извещениях), что является нарушением п.п. "д", п.п. "е" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, что подтверждается платежными документами направленных Зиновьевой Н.В. за август 2010 г. по строкам "холодное водоснабжение", "водоотведение", "горячее водоснабжение", за сентябрь 2010 г. по строкам "холодное водоснабжение", "водоотведение", за октябрь 2010 г. "холодное водоснабжение", "водоотведение" ООО Компания "Комбытсервис" произведен перерасчет, однако основания его не указаны.
ООО Компания "Комбытсервис" не доведена до сведения потребителей информация об изменении размера тарифа на содержание и ремонт жилого помещения, что является нарушением ч. 13 ст. 155 ЖК РФ, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и подтверждается письмами ООО Компания "Комбытсервис" исх. N 1755 от 27.12.2010 с приложением объявления, вывешенного исполнителем услуг на дверях подъездов многоквартирных домов, показаниями свидетелей Зиновьевой Н.В., Костаревой В.П.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Довод заявителя о том, что информация об изменении размера тарифа на содержание и ремонт жилого помещения была размещена на подъездах многоквартирного дома, а также на обороте счета-квитанции за октябрь 2009 г. судом не принимается, так как, п. 42 Правил прямо указано на то, что информация направляется исполнителем потребителю в письменной форме и не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.
Таким образом, в установленный п. 42 Правил срок надлежащая информация об изменении размера платы за услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг потребителю не представлена.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, платежный документ предоставляется потребителю не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Договором управления многоквартирным домом, иной срок предоставления платежных документов не установлен.
ООО Компания "Комбытсервис" предоставляет информацию в платежных документах об оказанных услугах (работах) позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, что является нарушением ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, и подтверждается платежными документами граждан.
Ссылка заявителя на решение Ревдинского городского суда от 15.09.2010 по делу N 2-812с/2010 не принимается, в связи с тем, что указанное положение не было предметом рассмотрения в суде.
Обществом нарушено право потребителей на способ получения необходимой информации о размере неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, что является нарушением п. 39 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, а именно: ООО Компания "Комбытсервис" предоставляет информацию о размере пеней непосредственно в платежном документе, направляемом потребителю, однако согласно п. 39 Правил установлено, что данная информация должна указываться исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней. Поскольку данная информация указывается исполнителем в отдельном документе, довод ООО Компания "Комбытсервис" о том, что "счет-извещение" является не только счетом, но и извещением, судом не принимается.
Обществом предъявлена к оплате Костыревой В.П., проживающей по адресу: <...> (счет-квитанция от 08.11.2010., счет-квитанция от 05.08.2010) корректировка по холодному водоснабжению и водоотведению, однако в нарушение ст. 8, ст. 10 Закона "О защите прав потребителей", и п.п. "з" п. 38 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" период проведения такой корректировки в платежном документе не указан.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам Предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле 4.
Исходя из смысла указанного пункта, корректировка платы за коммунальные услуги проводится по окончании квартала, т.е. информация о проведении корректировки должна быть указана в октябре 2010 г., в июле 2010 г.
Содержание в платежном документе информации о проведении корректировке без указания периода проведения, нарушает право потребителя на информацию. В свою очередь в соответствии с п.п. "г" п. 51 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию об объемах, качестве коммунальных услуг, условия их предоставления, изменения размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
Административным органом также установлено, что договор управления многоквартирным домом с гр. Костыревой В.П. не заключен, в связи с чем, потребитель не получает информацию относительно порядка определения платы за коммунальные услуги. Таким образом, период проведения корректировки, учитывая положения ст. 8, ст. 10 закона "О защите прав потребителей", носит обязательный характер.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административной ответственности или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела. При этом установлено, что у ООО Компания "Комбытсервис" имелась возможность для предотвращения нарушения права потребителя, но не были приняты все зависящие от него меры: не оформлены в письменном виде договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, не выполнены установленные требования к содержанию платежных документов.
Таким образом, состав вменяемого обществу административного правонарушения является доказанным.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола общество уведомлено надлежаще.
Постановление вынесено административным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Судом не установлено оснований для применения малозначительности с учетом множественности установленных нарушений, указанных в обжалуемом постановлении. Административным органом правомерно назначено обществу наказание в пределах минимального значения санкции.
Ссылка заявителя на указание в протоколе 00 час. 01 мин., как окончание административного расследования не является безусловным основанием для отмены оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Компания "Комбытсервис" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (далее - Управление Роспотребнадзора) от 16.03.2011 N 50 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
Судья
ПЛЮСНИНА С.В.
ПЛЮСНИНА С.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)