Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 июня 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И., с участием:
от заявителя - Савчук Е.Н., доверенность от 02.02.2009 г.,
от ответчика - Симкина А.С., доверенность от 30.04.10 г. N 1028 от третьих лиц:
ОАО "Мой город" - Кудинова Т.В, доверенность от 01.04.2010 г. N 14/10
- МП г.о. Самары "Единый информационно-расчетный центр" - не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Департамента Управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2010 года по делу N А55-37066/2009 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис", г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица: открытое акционерное общество "Мой город", г. Самара, муниципальное предприятие г.о. Самары "Единый информационно-расчетный центр", г. Самара, о признании недействительным распоряжения от 20.11.2009 г. N 1016,
установил:
ООО "Жилкомсервис" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее орган местного самоуправления) от 20.11.2009 года N 1016 "Об оформлении договорных отношений по управлению многоквартирными домами, расположенными в Красноглинском районе городского округа Самара" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2010 года по делу N А55-37066/2009 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2009 года N 1016 "Об оформлении договорных отношений по управлению многоквартирными домами, расположенными в Красноглинском районе городского округа Самара". На орган местного самоуправления возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо ОАО "Мой город" поддержало доводы заявителя апелляционной жалобы.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица МП г.о. Самары "Единый информационно-расчетный центр", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является победителем конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Красноглинского района г. о. Самара, что подтверждается протоколом от 14.12.2007 года N 3.
23.05.2008 году между заявителем и органом местного самоупрпавления заключен договор управления многоквартирными домами.
Согласно протоколам голосования жильцов многоквартирных домов, указанных в приложении к оспариваемому распоряжению, жильцами для управления многоквартирными домами выбрана другая управляющая компания - ОАО "Мой город".
20.11.2009 года органом местного самоуправления в целях обеспечения реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выбором собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления - управление управляющей организацией ОАО "Мой город" вынесено распоряжение N 1016, согласно которому предписано:
1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Департамента управления имуществом г.о. Самара заключить с 1 декабря 2009 года договор управления с управляющей организацией ОАО "Мой город", включить в договор управления многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам согласно приложению.
2. Управляющей организации ОАО "Мой город":
2.1. Принять по актам приема-передачи от ООО "Жилкомсервис" имеющуюся техническую документацию и иные документы, связанные с управлением многоквартирными домами, согласно приложению: акт состояния общего имущества многоквартирного дома, акт передачи нагрузок по теплу, воде, электрической энергии, с приложением актов границ по эксплуатационной ответственности по инженерным сетям, состав общего имущества дома, план по содержанию элементов благоустройства придомовой территории и иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, план на размещение и содержание контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами, реквизиты всех организаций, с которыми ранее были заключены договоры на текущий год на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги.
2.2 Заключить договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого распоряжения послужили протоколы голосования жильцов спорных многоквартирных домов.
Буквальное толкование содержания вышеуказанных протоколов голосования свидетельствует о том, что голосование собственников помещений спорных многоквартирных домов происходило по одному вопросу - выбор управляющей компании ОАО "Мой город".
При этом, изменения способа управления в спорных многоквартирных жилых домах не произошло. Фактически жильцы спорных многоквартирных домов изъявили волю о смене одной управляющей компании - ООО "Жилкомсервис" на другую управляющую компанию - ОАО "Мой город".
При таких обстоятельствах для расторжения ранее заключенного с заявителем договора управления многоквартирными домами от 23.05.2008 года необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с п. п. 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Представленные органом местного самоуправления протоколы голосования не свидетельствуют о соблюдении установленной Жилищным кодексом РФ процедуры по расторжению договора управления многоквартирным жилым домом, заключенного на основании результатов конкурса, поскольку в указанных протоколах голосования жильцов спорных многоквартирных домов отсутствуют сведения о принятии общим собранием решения об отказе от исполнения договора управления многоквартирными домами от 23.05.2008 года, заключенного между заявителем и органом местного самоуправления.
Кроме того, из представленных протоколов голосования следует, что решения о выборе иной управляющей компании - ОАО "Мой город" принято собственниками помещений спорных многоквартирных домов в сентябре 2009 года.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом от 23.05.2008 года, заключенного с ООО "Жилкомсервис", по истечении 2009 года, а договор управления многоквартирными домами орган местного самоуправления вправе был заключить с ОАО "Мой город" только лишь с 01.01.2010 года.
Однако, как следует из оспариваемого распоряжения и материалов дела договор управления многоквартирными домами заключен органом местного самоуправления с ОАО "Мой город" в нарушение вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ 01.12.2009 года.
В соответствии с п. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Судом установлено, что соглашение о частичном расторжении или изменении договора управления многоквартирными жилыми домами от 23.05.2008 года между сторонами рассматриваемого спора достигнуто не было, с каким-либо требованиями о расторжении или изменения указанного договора заинтересованное лицо в судебном порядке не обращалось.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления не соответствует положениям ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2010 года по делу N А55-37066/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2010 ПО ДЕЛУ N А55-37066/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2010 г. по делу N А55-37066/2009
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 июня 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И., с участием:
от заявителя - Савчук Е.Н., доверенность от 02.02.2009 г.,
от ответчика - Симкина А.С., доверенность от 30.04.10 г. N 1028 от третьих лиц:
ОАО "Мой город" - Кудинова Т.В, доверенность от 01.04.2010 г. N 14/10
- МП г.о. Самары "Единый информационно-расчетный центр" - не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Департамента Управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2010 года по делу N А55-37066/2009 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис", г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица: открытое акционерное общество "Мой город", г. Самара, муниципальное предприятие г.о. Самары "Единый информационно-расчетный центр", г. Самара, о признании недействительным распоряжения от 20.11.2009 г. N 1016,
установил:
ООО "Жилкомсервис" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее орган местного самоуправления) от 20.11.2009 года N 1016 "Об оформлении договорных отношений по управлению многоквартирными домами, расположенными в Красноглинском районе городского округа Самара" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2010 года по делу N А55-37066/2009 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2009 года N 1016 "Об оформлении договорных отношений по управлению многоквартирными домами, расположенными в Красноглинском районе городского округа Самара". На орган местного самоуправления возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо ОАО "Мой город" поддержало доводы заявителя апелляционной жалобы.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица МП г.о. Самары "Единый информационно-расчетный центр", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является победителем конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Красноглинского района г. о. Самара, что подтверждается протоколом от 14.12.2007 года N 3.
23.05.2008 году между заявителем и органом местного самоупрпавления заключен договор управления многоквартирными домами.
Согласно протоколам голосования жильцов многоквартирных домов, указанных в приложении к оспариваемому распоряжению, жильцами для управления многоквартирными домами выбрана другая управляющая компания - ОАО "Мой город".
20.11.2009 года органом местного самоуправления в целях обеспечения реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выбором собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления - управление управляющей организацией ОАО "Мой город" вынесено распоряжение N 1016, согласно которому предписано:
1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Департамента управления имуществом г.о. Самара заключить с 1 декабря 2009 года договор управления с управляющей организацией ОАО "Мой город", включить в договор управления многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам согласно приложению.
2. Управляющей организации ОАО "Мой город":
2.1. Принять по актам приема-передачи от ООО "Жилкомсервис" имеющуюся техническую документацию и иные документы, связанные с управлением многоквартирными домами, согласно приложению: акт состояния общего имущества многоквартирного дома, акт передачи нагрузок по теплу, воде, электрической энергии, с приложением актов границ по эксплуатационной ответственности по инженерным сетям, состав общего имущества дома, план по содержанию элементов благоустройства придомовой территории и иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, план на размещение и содержание контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами, реквизиты всех организаций, с которыми ранее были заключены договоры на текущий год на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги.
2.2 Заключить договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого распоряжения послужили протоколы голосования жильцов спорных многоквартирных домов.
Буквальное толкование содержания вышеуказанных протоколов голосования свидетельствует о том, что голосование собственников помещений спорных многоквартирных домов происходило по одному вопросу - выбор управляющей компании ОАО "Мой город".
При этом, изменения способа управления в спорных многоквартирных жилых домах не произошло. Фактически жильцы спорных многоквартирных домов изъявили волю о смене одной управляющей компании - ООО "Жилкомсервис" на другую управляющую компанию - ОАО "Мой город".
При таких обстоятельствах для расторжения ранее заключенного с заявителем договора управления многоквартирными домами от 23.05.2008 года необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с п. п. 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Представленные органом местного самоуправления протоколы голосования не свидетельствуют о соблюдении установленной Жилищным кодексом РФ процедуры по расторжению договора управления многоквартирным жилым домом, заключенного на основании результатов конкурса, поскольку в указанных протоколах голосования жильцов спорных многоквартирных домов отсутствуют сведения о принятии общим собранием решения об отказе от исполнения договора управления многоквартирными домами от 23.05.2008 года, заключенного между заявителем и органом местного самоуправления.
Кроме того, из представленных протоколов голосования следует, что решения о выборе иной управляющей компании - ОАО "Мой город" принято собственниками помещений спорных многоквартирных домов в сентябре 2009 года.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом от 23.05.2008 года, заключенного с ООО "Жилкомсервис", по истечении 2009 года, а договор управления многоквартирными домами орган местного самоуправления вправе был заключить с ОАО "Мой город" только лишь с 01.01.2010 года.
Однако, как следует из оспариваемого распоряжения и материалов дела договор управления многоквартирными домами заключен органом местного самоуправления с ОАО "Мой город" в нарушение вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ 01.12.2009 года.
В соответствии с п. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Судом установлено, что соглашение о частичном расторжении или изменении договора управления многоквартирными жилыми домами от 23.05.2008 года между сторонами рассматриваемого спора достигнуто не было, с каким-либо требованиями о расторжении или изменения указанного договора заинтересованное лицо в судебном порядке не обращалось.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления не соответствует положениям ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2010 года по делу N А55-37066/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)