Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
при участии представителей сторон:
- от истца - Чухнова Л.В., по доверенности N 2-13 от 23.07.2009; Малахова Ю.В., по доверенности N 2-25 от 02.09.2010;
- от ООО "Строймонтаж" - Нечаева Н.В., по доверенности от 21.01.2010 N 14;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" на решение от 18.03.2010 (судья А.А. Уколов) Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.06.2010 (судьи: Н.Н. Мухина, Л.Ф. Зубарева, В.М. Сухотина) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26704/2009 по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" о взыскании 7 186 964 рублей задолженности,
Суд
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "СибирьЭнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Строймонтаж" о взыскании 7 186 964 руб. долга за тепловую энергию за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд мотивировал решение тем, что количество тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета должно определяться с учетом норматива потребления коммунальных услуг, а не с учетом рекомендаций приказа N 105 от 06.05.2000 Госстроя РФ; условия соглашения N 12, на которых истец основывает исковые требования, противоречат законодательству РФ, и на этом основании недействительны в силу их ничтожности, а значит не имеют правовых последствий; расчет размера исковых требований не подтвержден надлежащими доказательствами. Апелляционным судом также указано, что правоотношения, связанные с предоставлением субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, выходит за пределы и основания исковых требований по настоящему делу.
В кассационной жалобе ОАО "СибирьЭнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что судами сделан неверный вывод о недействительности пункта 4.1 соглашения N 12 вы части определения количества тепловой энергии, как противоречащего Правилам N 307. Указывает, что суды не дали оценку разделу 6 Соглашения, в котором учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307. Считает, что порядок определения платы за тепловую энергию на основе пункта 4.1 соглашения, полностью соответствует действующему гражданскому законодательству и должен использоваться исполнителем при определении корректировки.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Строймонтаж" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ответчик (управляющая организация) в силу пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) как исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать у истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, для чего сторонами заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 12 от 02.10.2007 с последующими дополнениями.
Условиями соглашения N 12 предусмотрен порядок расчетов за принятую тепловую энергию, в том числе определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, указанным в разделе 4: энергоснабжающей организацией (истец) - в соответствии с рекомендациями приказа N 105 от 06.05.2000 Госстроя РФ от коллекторов станций; управляющей организацией (ответчик) - по формуле пункту 3.2 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954 по приборам учета на объектах (многоквартирных домах).
Согласно пункту 6.1 соглашения энергоснабжающая организация ежемесячно выставляет управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящего соглашения. Пунктом 6.1 предусмотрена корректировка один раз в год размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленной согласно пункту 6.1.
Требованиями ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 7 186 964 руб., рассчитанной истцом путем корректировки размера плату и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной истцом расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения N 12, подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, пунктом 8 Правил которых предусмотрено, что условие договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии приборов учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления. Начисление населению платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в спорный период осуществлял согласно постановлению мэра от 21.12.2006 N 1307, постановлению мэра от 07.02.2007 N 56.
Вывод суда относительно подлежащего применению метода определения количества тепловой энергии на основании установленного органом местного самоуправления норматива потребления коммунальных услуг, соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, определяется в соответствии с порядком, установленным нормативным актом и такой порядок не может быть изменен соглашением сторон.
Следовательно, суд правомерно исходил из того, что условия соглашения N 12, на которых истец основывает исковые требования, противоречат законодательству Российской Федерации, в связи с чем являются недействительными, а значит не имеют правовых последствий.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26704/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.10.2010 ПО ДЕЛУ N А45-26704/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2010 г. по делу N А45-26704/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
при участии представителей сторон:
- от истца - Чухнова Л.В., по доверенности N 2-13 от 23.07.2009; Малахова Ю.В., по доверенности N 2-25 от 02.09.2010;
- от ООО "Строймонтаж" - Нечаева Н.В., по доверенности от 21.01.2010 N 14;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" на решение от 18.03.2010 (судья А.А. Уколов) Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.06.2010 (судьи: Н.Н. Мухина, Л.Ф. Зубарева, В.М. Сухотина) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26704/2009 по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" о взыскании 7 186 964 рублей задолженности,
Суд
установил:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "СибирьЭнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Строймонтаж" о взыскании 7 186 964 руб. долга за тепловую энергию за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд мотивировал решение тем, что количество тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета должно определяться с учетом норматива потребления коммунальных услуг, а не с учетом рекомендаций приказа N 105 от 06.05.2000 Госстроя РФ; условия соглашения N 12, на которых истец основывает исковые требования, противоречат законодательству РФ, и на этом основании недействительны в силу их ничтожности, а значит не имеют правовых последствий; расчет размера исковых требований не подтвержден надлежащими доказательствами. Апелляционным судом также указано, что правоотношения, связанные с предоставлением субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, выходит за пределы и основания исковых требований по настоящему делу.
В кассационной жалобе ОАО "СибирьЭнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что судами сделан неверный вывод о недействительности пункта 4.1 соглашения N 12 вы части определения количества тепловой энергии, как противоречащего Правилам N 307. Указывает, что суды не дали оценку разделу 6 Соглашения, в котором учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307. Считает, что порядок определения платы за тепловую энергию на основе пункта 4.1 соглашения, полностью соответствует действующему гражданскому законодательству и должен использоваться исполнителем при определении корректировки.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Строймонтаж" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ответчик (управляющая организация) в силу пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) как исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать у истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, для чего сторонами заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 12 от 02.10.2007 с последующими дополнениями.
Условиями соглашения N 12 предусмотрен порядок расчетов за принятую тепловую энергию, в том числе определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, указанным в разделе 4: энергоснабжающей организацией (истец) - в соответствии с рекомендациями приказа N 105 от 06.05.2000 Госстроя РФ от коллекторов станций; управляющей организацией (ответчик) - по формуле пункту 3.2 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954 по приборам учета на объектах (многоквартирных домах).
Согласно пункту 6.1 соглашения энергоснабжающая организация ежемесячно выставляет управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящего соглашения. Пунктом 6.1 предусмотрена корректировка один раз в год размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленной согласно пункту 6.1.
Требованиями ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 7 186 964 руб., рассчитанной истцом путем корректировки размера плату и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной истцом расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения N 12, подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, пунктом 8 Правил которых предусмотрено, что условие договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии приборов учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления. Начисление населению платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в спорный период осуществлял согласно постановлению мэра от 21.12.2006 N 1307, постановлению мэра от 07.02.2007 N 56.
Вывод суда относительно подлежащего применению метода определения количества тепловой энергии на основании установленного органом местного самоуправления норматива потребления коммунальных услуг, соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, определяется в соответствии с порядком, установленным нормативным актом и такой порядок не может быть изменен соглашением сторон.
Следовательно, суд правомерно исходил из того, что условия соглашения N 12, на которых истец основывает исковые требования, противоречат законодательству Российской Федерации, в связи с чем являются недействительными, а значит не имеют правовых последствий.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26704/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
Т.А.РЯБИНИНА
Н.В.ЛАПТЕВ
Т.А.РЯБИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)