Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009
по делу N А72-5082/2008
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г. Ульяновск, к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс", г. Ульяновск, о взыскании основного долга, с участием третьих лиц: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска, г. Ульяновск, Городской комитет по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска, г. Ульяновск, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - истец, УМУП "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс" (далее - ответчик, ЖСК "Комплекс") о взыскании задолженности в размере 1 880 764 руб. 45 коп.
22.07.2008 определением по делу N А72-463/2008 выделено в отдельное производство требования истца о взыскании с ЖСК "Комплекс" задолженности за август - сентябрь 2006 года в сумме 784 497 руб. 36 коп., присвоив делу N А72-5082/2008.
14.10.2008 решением Арбитражного суда Ульяновской области исковые требования УМУП "Теплоком" удовлетворены частично.
25.12.2008 постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А72-5082/2008 решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2008 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Заявитель жалобы указал на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании 08.04.2009 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 12.04.2009.
После перерыва судебное заседание продолжено 12.04.2009 в 12 часов 00 минут в том же составе суда.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между сторонами заключено два договора теплоснабжения жилых домов и административных помещений.
1) 09.09.2004 УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация) и ЖСК "Комплекс" (потребитель) заключили договор N 1106 снабжения тепловой энергией в горячей воде административного помещения ЖСК "Комплекс".
2) 15.03.2005 между УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация), ЖСК "Комплекс" (потребитель) и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) г. Ульяновска (далее Комитет) заключили договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1046/1.
Истец оказал услуги по поставке энергии, при этом, истцом также учтены льготы, предоставляемые населению.
Ответчик частично оплатил оказанные истцом услуги.
Суды правильно указали, что по смыслу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральном закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Следовательно, положениями вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 ГК РФ к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Суды пришли к обоснованному выводу, что при отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться, исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из условий Приложения N 1 к договору от 15.03.2005 N 1046/01, граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающих установок Потребителя и тепловых сетей Теплоснабжающей организации определена цоколем зданий ответными фланцами запорных арматур в узлах проходных каналов. В местах указанных границ раздела приборы учета тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не установлены. Подобных границ, а также договорных отношений по теплоснабжению с жильцами - членами ЖСК "Комплекс" УМУП "Теплоком" не имеет.
Суды правильно указали, что показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не могут быть положены в основу расчетов между УМУП "Теплоком" и ЖСК "Комплекс" в рамках договора от 15.03.2005 N 1046/1.
Ссылка кооператива на то, что предъявленная взысканию сумма является выпадающими доходами, подлежащими возмещению из муниципального бюджета судами уже была дана оценка.
Неоснователен так же довод кооператива об ошибочности вывода судов относительно применения к спорным правоотношениям норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу N А72-5082/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2010 ПО ДЕЛУ N А72-5082/2008
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. по делу N А72-5082/2008
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009
по делу N А72-5082/2008
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г. Ульяновск, к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс", г. Ульяновск, о взыскании основного долга, с участием третьих лиц: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска, г. Ульяновск, Городской комитет по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска, г. Ульяновск, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - истец, УМУП "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс" (далее - ответчик, ЖСК "Комплекс") о взыскании задолженности в размере 1 880 764 руб. 45 коп.
22.07.2008 определением по делу N А72-463/2008 выделено в отдельное производство требования истца о взыскании с ЖСК "Комплекс" задолженности за август - сентябрь 2006 года в сумме 784 497 руб. 36 коп., присвоив делу N А72-5082/2008.
14.10.2008 решением Арбитражного суда Ульяновской области исковые требования УМУП "Теплоком" удовлетворены частично.
25.12.2008 постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А72-5082/2008 решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2008 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Заявитель жалобы указал на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании 08.04.2009 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 12.04.2009.
После перерыва судебное заседание продолжено 12.04.2009 в 12 часов 00 минут в том же составе суда.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между сторонами заключено два договора теплоснабжения жилых домов и административных помещений.
1) 09.09.2004 УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация) и ЖСК "Комплекс" (потребитель) заключили договор N 1106 снабжения тепловой энергией в горячей воде административного помещения ЖСК "Комплекс".
2) 15.03.2005 между УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация), ЖСК "Комплекс" (потребитель) и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) г. Ульяновска (далее Комитет) заключили договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1046/1.
Истец оказал услуги по поставке энергии, при этом, истцом также учтены льготы, предоставляемые населению.
Ответчик частично оплатил оказанные истцом услуги.
Суды правильно указали, что по смыслу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральном закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Следовательно, положениями вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 ГК РФ к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Суды пришли к обоснованному выводу, что при отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться, исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из условий Приложения N 1 к договору от 15.03.2005 N 1046/01, граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающих установок Потребителя и тепловых сетей Теплоснабжающей организации определена цоколем зданий ответными фланцами запорных арматур в узлах проходных каналов. В местах указанных границ раздела приборы учета тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не установлены. Подобных границ, а также договорных отношений по теплоснабжению с жильцами - членами ЖСК "Комплекс" УМУП "Теплоком" не имеет.
Суды правильно указали, что показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не могут быть положены в основу расчетов между УМУП "Теплоком" и ЖСК "Комплекс" в рамках договора от 15.03.2005 N 1046/1.
Ссылка кооператива на то, что предъявленная взысканию сумма является выпадающими доходами, подлежащими возмещению из муниципального бюджета судами уже была дана оценка.
Неоснователен так же довод кооператива об ошибочности вывода судов относительно применения к спорным правоотношениям норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу N А72-5082/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)