Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 06 мая 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Ковальской Н.В. (консультанта по юридическим вопросам по доверенности N 3 от 01.01.2008), от ответчика: Макарова А.Н. (ведущего специалиста (юриста) по доверенности от 02.04.2008); дело по заявлению Администрации Сегежского городского поселения (далее - Администрация) об отмене постановления N 53 от 20.03.2008 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция)
оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 40000 рублей штрафа. Администрация наказана за то, что "не организовала и не проконтролировала выполнение работ по восстановлению системы отопления подъездов жилого дома N 12-А по улице Карельской, что привело к нарушению температурно-влажностного режима на лестничных клетках дома". Указанные действия расценены как нарушение пункта 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Несогласие с названным решением заявитель обосновывает отсутствием в своих действиях состава вмененного правонарушения, указывая на то, что пункт 3.2.1 Правил не устанавливает обязанность осуществлять мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках. Заявитель также ссылается на допущенное процессуальное нарушение, выразившееся в том, что Администрация не приглашалась на составление протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании Ковальская Н.В. названные доводы поддержала.
Судом установлено, что согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Карелия (в редакции, утвержденной приказом от 04.04.2006 N 42) Инспекция является структурным подразделением Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и входит в Систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
Поэтому в соответствии со статьями 40 и 42 - 44 АПК РФ ответчиком по настоящему делу является Государственная жилищная инспекция государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В отзыве на заявление Инспекция с предъявленным требованием не согласна. Указывает, что в ходе неоднократно проводимых внеплановых мероприятиях по контролю был установлен факт отсутствия радиаторов в подъездах, в результате чего был нарушен температурно-влажностный режим. Наличие и исправное состояние отопительных приборов на лестничных клетках, а также соблюдение на них нормативного температурно-влажностного режима регламентированы пунктами 3.2.1 и 3.2.2 Правил. Администрация как орган местного самоуправления обязана контролировать содержание и сохранность объектов муниципального жилищного фонда, однако названную обязанность Администрация не исполнила.
В дополнениях к отзыву указывается на длящийся характер правонарушения, которое оканчивается составлением акта. В том случае, если после этого правонарушение фактически продолжается, то имеет место самостоятельное правонарушение.
В судебном заседании Макаров А.Н. поддержал названную позицию.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Сегежское городское поселение включено в государственный реестр муниципальных образований и зарегистрировано за номером RU10513101.
В Едином государственном реестре юридических лиц Администрация Сегежского городского поселения зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером 1051001868917.
В связи с обращением жильцов дома N 12-А по улице Карельской в городе Сегеже (заявление от 24.02.2008) должностным лицом Инспекции 06 марта была проведена проверка, в ходе которой установлено отсутствие батарей отопления в подъездах указанного дома.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Администрации 14 марта протокола N 000057 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
20 марта вынесено оспариваемое постановление.
Оценив законность и обоснованность решения Инспекции, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение юридическими лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом данного правонарушения является жилой фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункту 1.1 Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; а также обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как следует из дополнений к отзыву, в доме N 12-А по улице Карельской в городе Сегеже только часть жилых помещений относится к муниципальному жилищному фонду.
Поэтому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 3 статьи 30, статьей 39, пунктом 2 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава Сегежского городского поселения в обязанности Администрации входит содержание этих жилых помещений, а, если данные помещения являются квартирами, то и общего имущества многоквартирного дома.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, радиаторы отопления, устанавливаемые в подъездах, относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Как указано в пункте 11 приложения N 7 к Правилам, в перечень работ по текущему ремонту отнесены: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, вопрос о ремонте (замене или установке) радиаторов в подъездах жилого дома должен решаться всеми собственниками жилых помещений данного дома посредством выбора способа управления домом.
Как пояснила Ковальская Н.В. в судебном заседании, на момент вынесения оспариваемого постановления собственники помещений жилого дома N 12-А по улице Карельской в городе Сегеже не выбрали способ управления.
При таких обстоятельствах возложение на Администрацию ответственности за ненадлежащее состояние общего имущества дома, по мнению суда, является неправомерным, поскольку до выбора способа управления многоквартирным домом все собственники помещений этого дома являются ответственными за содержание общего имущества и проведение текущего ремонта.
Основываясь на изложенном, суд считает, что в данной ситуации отсутствует событие административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает привлечение к административной ответственности и делает нецелесообразным дачу оценки процедуры производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью вынесенное в городе Петрозаводске заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства постановление N 53 от 20 марта 2008 года о привлечении Администрации Сегежского городского поселения (место нахождения: г. Сегежа, ул. Ленина, д. 9-А, основной государственный регистрационный номер 1051001868917) к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 06.05.2008 ПО ДЕЛУ N А26-1831/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2008 г. по делу N А26-1831/2008
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 06 мая 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Ковальской Н.В. (консультанта по юридическим вопросам по доверенности N 3 от 01.01.2008), от ответчика: Макарова А.Н. (ведущего специалиста (юриста) по доверенности от 02.04.2008); дело по заявлению Администрации Сегежского городского поселения (далее - Администрация) об отмене постановления N 53 от 20.03.2008 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция)
установил:
оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 40000 рублей штрафа. Администрация наказана за то, что "не организовала и не проконтролировала выполнение работ по восстановлению системы отопления подъездов жилого дома N 12-А по улице Карельской, что привело к нарушению температурно-влажностного режима на лестничных клетках дома". Указанные действия расценены как нарушение пункта 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Несогласие с названным решением заявитель обосновывает отсутствием в своих действиях состава вмененного правонарушения, указывая на то, что пункт 3.2.1 Правил не устанавливает обязанность осуществлять мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках. Заявитель также ссылается на допущенное процессуальное нарушение, выразившееся в том, что Администрация не приглашалась на составление протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании Ковальская Н.В. названные доводы поддержала.
Судом установлено, что согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Карелия (в редакции, утвержденной приказом от 04.04.2006 N 42) Инспекция является структурным подразделением Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и входит в Систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
Поэтому в соответствии со статьями 40 и 42 - 44 АПК РФ ответчиком по настоящему делу является Государственная жилищная инспекция государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В отзыве на заявление Инспекция с предъявленным требованием не согласна. Указывает, что в ходе неоднократно проводимых внеплановых мероприятиях по контролю был установлен факт отсутствия радиаторов в подъездах, в результате чего был нарушен температурно-влажностный режим. Наличие и исправное состояние отопительных приборов на лестничных клетках, а также соблюдение на них нормативного температурно-влажностного режима регламентированы пунктами 3.2.1 и 3.2.2 Правил. Администрация как орган местного самоуправления обязана контролировать содержание и сохранность объектов муниципального жилищного фонда, однако названную обязанность Администрация не исполнила.
В дополнениях к отзыву указывается на длящийся характер правонарушения, которое оканчивается составлением акта. В том случае, если после этого правонарушение фактически продолжается, то имеет место самостоятельное правонарушение.
В судебном заседании Макаров А.Н. поддержал названную позицию.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Сегежское городское поселение включено в государственный реестр муниципальных образований и зарегистрировано за номером RU10513101.
В Едином государственном реестре юридических лиц Администрация Сегежского городского поселения зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером 1051001868917.
В связи с обращением жильцов дома N 12-А по улице Карельской в городе Сегеже (заявление от 24.02.2008) должностным лицом Инспекции 06 марта была проведена проверка, в ходе которой установлено отсутствие батарей отопления в подъездах указанного дома.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Администрации 14 марта протокола N 000057 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
20 марта вынесено оспариваемое постановление.
Оценив законность и обоснованность решения Инспекции, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение юридическими лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом данного правонарушения является жилой фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункту 1.1 Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; а также обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как следует из дополнений к отзыву, в доме N 12-А по улице Карельской в городе Сегеже только часть жилых помещений относится к муниципальному жилищному фонду.
Поэтому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 3 статьи 30, статьей 39, пунктом 2 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава Сегежского городского поселения в обязанности Администрации входит содержание этих жилых помещений, а, если данные помещения являются квартирами, то и общего имущества многоквартирного дома.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, радиаторы отопления, устанавливаемые в подъездах, относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Как указано в пункте 11 приложения N 7 к Правилам, в перечень работ по текущему ремонту отнесены: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, вопрос о ремонте (замене или установке) радиаторов в подъездах жилого дома должен решаться всеми собственниками жилых помещений данного дома посредством выбора способа управления домом.
Как пояснила Ковальская Н.В. в судебном заседании, на момент вынесения оспариваемого постановления собственники помещений жилого дома N 12-А по улице Карельской в городе Сегеже не выбрали способ управления.
При таких обстоятельствах возложение на Администрацию ответственности за ненадлежащее состояние общего имущества дома, по мнению суда, является неправомерным, поскольку до выбора способа управления многоквартирным домом все собственники помещений этого дома являются ответственными за содержание общего имущества и проведение текущего ремонта.
Основываясь на изложенном, суд считает, что в данной ситуации отсутствует событие административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает привлечение к административной ответственности и делает нецелесообразным дачу оценки процедуры производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью вынесенное в городе Петрозаводске заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства постановление N 53 от 20 марта 2008 года о привлечении Администрации Сегежского городского поселения (место нахождения: г. Сегежа, ул. Ленина, д. 9-А, основной государственный регистрационный номер 1051001868917) к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Судья
Р.Б.ТАРАТУНИН
Р.Б.ТАРАТУНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)