Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2009 ПО ДЕЛУ N А65-10819/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2009 г. по делу N А65-10819/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от ООО "Управляющая компания "Уютный дом" - представителя Саматовой А.А. (доверенность от 25 сентября 2009 года N 78),
от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Уютный дом", Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2009 года по делу N А65-10819/2009 (судья Кириллов А.Е.), рассмотренному по заявлению ООО "Управляющая компания "Уютный дом", Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (далее - ООО "УК "Уютный дом", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ, административный орган) от 24.04.2009 N 43-13-387 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2009 ООО "УК "Уютный дом" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО "УК "Уютный дом" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.07.2009. Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях состава правонарушения ввиду того, что ООО "УК "Уютный дом" не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан надлежаще извещено.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, заявителем 13.04.2009 г. при проведении оперативного обследования лифтов по ул. Чуйкова N 7 рег. N 13233-13244, по ул. Чуйкова, д. 13 рег. N 20017, по ул. Чуйкова, д. 17 рег. N 20292, установлено, что лифты эксплуатируются с 01.03.2007 г. без государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, что явилось нарушением п. 2 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 г., п. 10.1 ПБ 10-558-03. Владелец лифтов, либо организация, в чьем управлении находятся лифты, не провели страхование опасных производственных объектов, чем нарушили п. 1 ст. 9 и ст. 15 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. и п. 12.1 ПБ 10-558-03.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 43-13-387 от 13.04.2009 г., вынесено постановление N 43-13-387 от 24.04.2009 г. о привлечении заявителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в частности, за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону. Приложением 1, в частности, определено, что к категории опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзором РФ от 16 мая 2003 г. N 31 (далее - Правила), лифт - стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 градусов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
Пунктом 10.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 г. N 31 (ПБ 10-558-03) установлено, что регистрация объектов, на которых эксплуатируются лифты, проводится в соответствии с "Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" предусмотрено, что организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (п. 1 ст. 9, ст. 15 ФЗ N 116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
Пунктом 12.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 г. N 31 (ПБ 10-558-03) предусмотрено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает, в том числе страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.
Из материалов дела видно, что на основании решений общих собраний собственников жилых помещений, акта приема-передачи зданий по состоянию на 01 августа 2006 г., приложения к нему, ООО "УК "Уютный дом" выступило управляющей организацией и приняло на себя обязательства по осуществлению управления общим имуществом в многоквартирных домах, в том числе домах по ул. Чуйкова, 7, 13, 17 г. Казани.
Исходя из оценки доказательств по настоящему делу (в частности, акта приема-передачи зданий по состоянию на 01 августа 2006 г., приложения к нему, где значатся вышеназванные жилые дома, договора от 01.03.2007 г. N 42, заключенного между заявителем и ООО "Казлифтсервис-3", обращения заявителя в Управление Ростехнадзора по РТ о перерегистрации лифтов, установленных в доме по ул. Амирхана, 91А, также вошедшего в перечень домов, принятых по вышеуказанному акту от 01.08.2006 г. и др.) в их совокупности и взаимосвязи, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что именно ООО "УК "Уютный дом" является организацией, эксплуатирующей лифты в многоквартирных домах по адресам, приведенным в оспариваемом постановлении.
При таких обстоятельствах обязанности по обеспечению государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а также по страхованию риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта возложена именно на ООО "УК "Уютный дом".
Ссылки в апелляционной жалобе Общества на договор от 01.03.2007 г. N 42 отклоняются судом апелляционной инстанции.
Наличие договора от 01.03.2007 г. N 42, заключенного между ООО "УК "Уютный дом" - Заказчик и ООО "Казлифтсервис-3" - Исполнитель, не освобождает заявителя от исполнения вышеназванных обязанностей. В п. 12.2.3 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 г. N 31 (ПБ 10-558-03) указано, что для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации эксплуатирующая организация может привлекать специализированную организацию и в этом случае в договоре между ними определяются обязанности и ответственность сторон с учетом п. 12.1 данных Правил. Текст названного договора от 01.03.2007 г. N 42 не содержит условий о возложении обязанностей по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а также по страхованию риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта на Исполнителя - ООО "Казлифтсервис-3". Названным договором на ООО "Казлифтсервис-3" возложена обязанность лишь по обеспечению технически исправного состояния и функционирования лифтового хозяйства, проведению профилактического осмотра и ремонта, технического обслуживания лифтов (п. 3.1.1, 3.1.4,3.1.5 договора).
Факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что в настоящее время Обществом заключены договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
Установленные Управлением Ростехнадзора нарушения при эксплуатации лифтов свидетельствуют о том, что Обществом не принято достаточных мер по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов, т.е. опасных производственных объектов, находящихся в жилых домах.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно указано на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции, с учетом положений ч. 3 ст. 211 АПК РФ, сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований и признания оспариваемого постановления незаконным.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судом проверены и правомерно отклонены по мотиву несостоятельности.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2009 года по делу N А65-10819/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)