Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 30.10.2009 N ВАС-13588/09 ПО ДЕЛУ N А05-11900/2008

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. N ВАС-13588/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения "607 Квартирно-эксплуатационный отдел" от 23.09.2009 N 2391 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 30.12.2008 по делу N А05-11900/2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2009 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" (г. Мирный, далее - предприятие) к государственному учреждению "607 Квартирно-эксплуатационный отдел" (правопреемнику государственного учреждения "883 Квартирно-эксплуатационное управление - войсковая часть 15155", г. Мирный, далее - учреждение) о взыскании 6 168 745 рублей 20 копеек задолженности за отпущенную в период с сентября по декабрь 2007 года тепловую энергию и 588 434 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения иска).
Суд
установил:

решением от 30.12.2008, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, заявленное требование удовлетворено.
Суды руководствовались статьями 395, 424, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условиями государственного контракта от 01.09.2007 N 1/2007 и исходили из ненадлежащего выполнения ответчиком принятого на себя обязательства в части оплаты отпущенной тепловой энергии.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов учреждение просит их отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что 01.09.2007 между правопредшественником учреждения (абонент) и предприятием (энергоснабжающая организация) заключен государственный контракт на теплоснабжение N 1/2007, согласно которому последнее обязалось осуществлять поставку тепловой энергии и теплоносителя на нужды отопления, горячего водоснабжения, вентиляции и технологический пар, а абонент - ее принимать и оплачивать.
В пункте 3.2 контракта стороны согласовали расчет платы за тепловую энергию и теплоноситель с учетом тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Задолженность учреждения за отпущенную в период с сентября по декабрь 2007 года тепловую энергию, явилась основанием для предъявления предприятием настоящего иска и начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
Разрешая спор, суды установили факт отпуска учреждению в спорный период тепловой энергии для отопления помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежития), ее количество и, учитывая отсутствие доказательств своевременной и полной оплаты, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Ссылка заявителя на необходимость расчета стоимости отпущенной предприятием тепловой энергии, исходя из тарифа "население", уже была предметом рассмотрения суда кассационной инстанции и отклонена.
Суд указал на закрепление за учреждением на праве оперативного управления жилого фонда, в который в спорный период осуществлялась поставка тепловой энергии. Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что в спорный период учреждение являлось управляющей организацией либо иным исполнителем коммунальных услуг, указанным в пункте 15 Правил N 307, суд пришел к выводу об обязанности последнего произвести оплату отпущенной истцом тепловой энергии с учетом тарифа для потребителей группы "бюджетные потребители".
Довод учреждения о возложении на него функций по управлению ведомственным жилым фондом в соответствии с приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 и приказом заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск от 1981 года N 45, не принимается.
Указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии у учреждения статуса управляющей организации, определение которой дано в пункте 3 Правил N 307.
Довод учреждения о необоснованном взыскании с него процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с отсутствием денежных средств для оплаты тепловой энергии сверх утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, несостоятелен.
При рассмотрении спора суды не установили оснований для освобождения учреждения от ответственности согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды правомерно, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", исходили из того, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Недофинансирование учреждения и его правовой статус не освобождают от ответственности за неисполнение принятого на себя обязательства.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-11900/2008 Арбитражного суда Архангельской области для пересмотра в порядке надзора решения от 30.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2009 по тому же делу отказать.
Председательствующий
судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)