Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2009 ПО ДЕЛУ N А12-14218/2008

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2009 г. по делу N А12-14218/2008


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения "ЖКХ Дзержинского района города Волгограда", город Волгоград,
на решение от 03.09.2008 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А12-14218/2008,
по исковому заявлению Муниципального учреждения "ЖКХ Дзержинского района города Волгограда", город Волгоград к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, город Волгоград об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Муниципальное учреждение "ЖКХ Дзержинского района города Волгограда" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (далее - Инспекция) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2008 оставлено без изменения.
Муниципальное учреждение "ЖКХ Дзержинского района города Волгограда", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 31.07.2008 на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 23.07.2008 N 532 сотрудниками государственной жилищной инспекции проведена проверка в многоквартирном доме по ул. Рионская, 5 в Дзержинском районе г. Волгограда.
Проверкой установлены нарушения раздела II (в том числе пункта 10) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила), обязательных требований п. п. 2.6.3, 2.6.4., 3.2.8., 3.2.12., 3.2.18., 3.4.1., 4.1.6., 4.1.7., 4.1.9., 4.1.15., 4.2., 4.2.3.4., 4.2.4.2., 4.6.1.1., 4.6.1.26., 4.6.2.3., 4.7., 4.8., 4.8.7., 4.8.14., 5.2.22., 5.6.6., 5.8., 5.9., "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03. N 170 (далее - Правил и норм N 170) и п. 4.5. ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги" (далее - ГОСТ), а именно: отсутствие планов-графиков работ, содержащих сроки начала и окончания подготовки к зиме проверенного жилого дома, неудовлетворительное содержание цоколя, отмостки, бетонного слоя и ступеней крыльца подъездов N N 1,5, бетонной плиты козырька над входом в подъезд N 2, лестничных клеток подъездов (затечные пятна на стенах лестничной клетки 9 подъездов N 1, 5, 6, отслоение окрасочного слоя стен подъездов N N 1, 4, 5, 6, повреждение штукатурного слоя в тамбуре подъезда N 1), частично отсутствуют предусмотренные проектом створки оконных рам, отсутствуют или требуют ремонта двери выхода на балконы в подъезде N 5, частично отсутствуют вертикальные стойки ограждений лестничных маршей в подъездах N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, неудовлетворительное состояние: системы освещения подъездов (разукомплектованные светильники, открытая штроба с проводами, этажные электрощиты закрытии подручным материалом (проволока), мусоропровода 1, 3, 4, 5, 6 подъездов, неудовлетворительное содержание подвалов (наличие мусора, повреждения фасонной части канализации, в результате нарушения герметичности водопроводов системы канализации в подъездах N N 3, 4, 5, 6 выявлено подтопление подвальных помещений, на трубопроводе горячего водоснабжения в подъезде N 4 установлен "хомут", неудовлетворительное техническое содержание кровельного покрытия дома над подъездами N N 2, 3, частично отсутствует теплоизоляция на трубопроводах отопления, проходящих по чердачному помещению.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 31.07.2008 N 532, составленном с участием представителя МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" Н.И.Синяпкиной по доверенности от 09.04.2008 года, консультанта КЗПП Департамента Потребительского рынка администрации г. Волгограда И.И.Гончаровой.
По факту нарушения Правил в отношении МУ "ЖКХ Дзержинского района города Волгограда" составлен протокол N 532 об административном правонарушении от 04.08.2008 и вынесено постановление от 12.08.2008 N 532 о привлечении МУ "ЖКХ Дзержинского района города Волгограда" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 45000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы суда первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Из приведенной нормы следует, что субъектом названного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Рионская города Волгограда выбран способ управления - управление управляющей организацией МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда".
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией и собственниками помещений указанного жилого дома заключен договор управления многоквартирным домом N 5 от 28.08.2007 года (л. д. 43 - 44).
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Следовательно, как правомерно указано судебными инстанциями, общество является лицом, ответственным за содержание переданного ему жилого фонда и, принимая на себя данное обязательство, знало о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств, для его выполнения.
Таким образом, в рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, является МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда".
Согласно п. п. 2.1., 2.2.1., 2.2.9., 2.2.2. устава МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" данное учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам многоквартирных жилых домов, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных домов, капитальному и текущему ремонтам дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров, техническому содержанию улично-дорожной сети района, целями и задачами которой являются осуществлять контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, дорог и тротуаров, объектов внешнего благоустройства, обеспечивать сохранность жилого фонда, осуществлять управление коммунальным и дорожным хозяйством, включая объекты внешнего благоустройства, проведение работ по благоустройству территории и капитальному ремонт) жилищного фонда, управление многоквартирными домами.
С целью выполнения уставных задач учреждения, МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", действуя как управляющая организация, заключило договор на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 28.07.2004 года N 264, с ООО "Ренессанс", согласно которому МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" выступает "Заказчиком" услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся в его оперативном управлении, и действует от имени населения.
Согласно указанному договору, ООО "Ренессанс" обеспечивает выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий на основании заключенного с МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" договора, при нарушении обязательств которого эксплуатирующая организация несет ответственность в соответствии с договором и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 2.2, 3.5.1 договора от 28.07.2004 года N 264 МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", как "Управляющая компания", обязана организовывать выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, а также осуществлять контроль (проводить обследования и проверки) санитарного и технического состояния домов с прилегающими территориями, оценивать качество выполнения порученных Эксплуатирующей организации работ в соответствии с критериями качества, установленными в соответствии с требованиями договора, ГОСТов, СНиПов, СанПиНа, ПБУЭЛ и других нормативных документов.
МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и надлежащее техническое обслуживание, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилых домов в соответствии с Правилами.
Муниципальным учреждением не осуществлялось также должного контроля за выполнением договорных обязательств ООО "Ренессанс", связанных со своевременным устранением неисправностей инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, техническим содержанием их придомовой территории, состоянием объектов внешнего благоустройства, со стороны муниципального учреждения не принималось соответствующих мер к эксплуатирующей организации за ненадлежащее исполнение условий договора.
Доказательств того, что заявителем принимались исчерпывающие меры в связи с нарушением ООО "Ренессанс" своих обязательств по содержанию и ремонту жилых домов суду представлено не было. Данным обстоятельствам судебными инстанциями дана надлежащая оценка.
Следовательно, судами правильно установлено, что в деяниях МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами установлен факт административного правонарушения, вмененного заявителю, порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А12-14218/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)