Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2010 ПО ДЕЛУ N А81-3488/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2010 г. по делу N А81-3488/2009


резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Бушмелевой Л.В., Дубининой Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Муниципального предприятия "Салехардэнерго" на решение от 14.12.2009 (судья Соколов С.В.) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.04.2010 (судьи Глухих А.Н., Еникеева Л.И., Литвинцева Л.Р.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3488/2009 по иску муниципального предприятия "Салехардэнерго" к муниципальному предприятию "Салехарджилстройсервис" о взыскании денежной задолженности,

установил:

Муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному предприятию "Салехарджилстройсервис" муниципального образования г. Салехард (далее - МП "Салехарджилстройсервис", ответчик) о взыскании задолженности за предоставленные услуги по теплоснабжению по договору от 19.03.2008 N 18/М-Т теплоснабжение (население) в размере 2 798 399,02 руб. за период с 01.05.2009 по 31.05.2009.
Решением от 14.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с МП "Салехарджилстройсервис" в пользу МП "Салехардэнерго" взыскана денежная задолженность в размере 2 621 395,13 руб. по договору от 19.03.2008 N 18/М-Т теплоснабжение (население). В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе МП "Салехардэнерго" просит в части отказа во взыскании денежной задолженности принятые судебные акты отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на то, что истец, как ресурсоснабжающая организация, не может руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Ответчик с кассационной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.03.2008 между МП "Салехардэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и МП "Салехарджилстройсервис" (исполнитель) заключен договор от 10.04.2008 N 18/М-Т теплоснабжения (население) (далее - договор N 18/М-Т) с учетом протокола разногласий, согласно которому, ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять бесперебойное круглосуточное обеспечение исполнителя тепловой энергией надлежащего качества, в интересах третьих лиц, в целях обеспечения потребителей (населения), коммунальными услугами теплоснабжения, в соответствии с положениями Правил N 307, а исполнитель принимать и оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать бесперебойную эксплуатацию находящихся в ведении исполнителя тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1.); учет отпускаемой тепловой энергии исполнителю производится по приборам учета, установленных на тепловых пунктах исполнителя. При отсутствии приборов учета: в соответствии с положениями раздела 3 Правил N 307 (пункт 2.6 договора в редакции протокола разногласий к нему); все расчеты по настоящему договору производится исполнителем один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации согласно предоставленных счетов. Получение счетов-фактур осуществляется исполнителем по юридическому адресу ресурсоснабжающей организации в срок 3-6 числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 6.4. договора).
По утверждению истца, за период с 01.05.2009 по 31.05.2009 им отпущена ответчику тепловая энергия по договору N 18/М-Т на общую сумму 2 798 399,02 руб. (счет-фактура N 7732 от 31.05.2009).
Между тем, ответчиком тепловая энергия не оплачена, что послужило МП "Салехардэнерго" основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правилами N 307 установлено, что они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункты 1, 2).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, при отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета количество сточных вод в силу пункта 19 Правил N 307 должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Из материалов дела следует, что разногласия между МП "Салехардэнерго" и МП "Салехарджилстройсервис" возникли по поводу метода определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета.
Судами установлено, что в связи с отсутствием приборов учета количество поставленной тепловой энергии определено истцом расчетным способом согласно Методике определения количеств тепловой энергии в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Начисляя плату за отпущенную ответчику тепловую энергию в спорный период, истец исходил из тарифа, установленного Приказом Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2008 N 260-т для исполнителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемых гражданам, с учетом налога на добавленную стоимость.
Оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил N 307, договора N 18/М-т, учитывая, что МП "Салехарджилстройсервис" является исполнителем коммунальных услуг, поскольку фактически приобретает электрическую энергию для использования на нужды жильцов жилых домов для целей передачи собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, которые, в свою очередь, являются потребителями услуг, сделали правильный вывод, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, суды, удовлетворяя исковые требования частично, правомерно исходили из того, что расчет, произведенный истцом, с применением тарифа установленного уполномоченным органом, и определивший количество тепловой энергии, поставленной на отопление жилых помещений без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Правилам N 307, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод МП "Салехардэнерго" о необходимости расчета величины потребленной тепловой энергии на основании Правил от 23.05.2006 N 306 обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку Правила от 23.05.2006 N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, а не порядок определения объема и стоимости тепловой энергии, подлежащей оплате потребителем.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для их отмены отсутствуют.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов судов по делу и направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3488/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.РЯБИНИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Т.Н.ДУБИНИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)