Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.01.2007 ПО ДЕЛУ N 33-127

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2007 года


Судья Захаров В.В. Дело N 33-127


30 января 2007 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Матюшенко А.Ф.
и судей Фроловой Т.А., Моисеевой Л.Т.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Администрации г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 ноября 2006 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Ленинского района г. Пензы удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Главы администрации г. Пензы от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, проживающих в муниципальном жилищном фонде г. Пензы".
Обязать Администрацию г. Пензы опубликовать сообщение о решении суда в газете "Пензенский городской вестник" после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации г. Пензы государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 100 руб.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей Администрации г. Пензы по доверенностям: Узбяковой А.В., Штырковой Е.Л., Макаровой М.И., начальника ЖКХ - по доверенности - Новикова М., заключение пом. прокурора области Артамоновой С.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Пензы обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Главы администрации г. Пензы от 31 января 2006 года N 55 "Об утверждении платы за жилое помещение для нанимателей, жилых помещений и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, проживающих в муниципальном жилищном фонде г. Пензы".
В обоснование своих требований указал, что данным Постановлением, опубликованным в газетах "Пензенский городской вестник" N 4 от 01.02.2006, "Вестник - Наша Пенза" N 7 от 08.02.2006 (приложение к Постановлению), "Наша Пенза" N 7 от 09.02.2006 (приложение к Постановлению), "Пензенский городской вестник" N 5 от 07.02.2006 (сообщение об опечатках), утверждены и введены в действие с 01.02.2006 тарифы на оплату жилья для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде г. Пензы.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В силу ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно приложению 3 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 предельный индекс изменения размера платы граждан за жилье и коммунальные услуги для Пензенской области установлен в 120%, т.е. уровень платежей населения за жилищные и коммунальные услуги в текущем году не может превышать более чем на 20% уровень платежей конца 2005 года.
Аналогичный размер индекса увеличения совокупного платежа граждан за жилье и коммунальные услуги установлен Приказом Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 N 19.
Федеральная служба по тарифам в письме от 06.02.2006 N СН-503/12 разъясняет вопросы применения установленных Приказом ФСТ от 29.12.2005 N 853-э/4 индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.
Так, в частности, указано, что рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составлять величину, отличную от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных приложением N 3 Приказа (20% по Пензенской области).
Таким образом, из смысла приведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления, устанавливая в 2006 году тарифы на оплату жилья, должны в обязательном порядке предусмотреть механизм соблюдения норм о предельном уровне оплаты гражданами жилья. В противном случае нарушаются права граждан - пользователей услуг и не соблюдается основополагающий принцип действующего законодательства - принцип равенства всех перед законом.
По сообщению Администрации г. Пензы от 27.03.2006 при формировании тарифа на жилищно-коммунальные услуги Администрация г. Пензы руководствовалась вышеуказанным нормативным актом, а также Решением Пензенской городской Думы от 30.05.2003 N 472/35 "Об утверждении порядка установления цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы", при этом общий коэффициент повышения тарифа на оплату жилья не превысил 20%.
В течение 2006 г. в прокуратуру поступают обращения граждан, из которых следует, что рост совокупного платежа за жилищные услуги после 01.02.2006 составил более 20%.
В ходе проведенных проверок установлено, что рост совокупного платежа граждан на территории г. Пензы более чем на 20% произошел именно из-за увеличения тарифов на жилищные услуги, установленные оспариваемым Постановлением Главы администрации г. Пензы. Согласно оспариваемому Постановлению тарифы за содержание и ремонт жилья установлены исходя из площади занимаемого жилого помещения, тогда как в 2005 г. плата за содержание и обслуживание мусоропровода, плата за содержание, эксплуатацию, техническое обслуживание и освидетельствование лифта определялись исходя из количества человек, проживающих в жилом помещении, что противоречило требованиям Постановления Правительства РФ N 392 от 30.07.2004, ч. 2 ст. 156 ЖК РФ.
Постановление Главы администрации г. Пензы N 55 от 31.01.2006, увеличивая тарифы на оплату жилья для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде г. Пензы, до размеров, определенных на основании заключения экспертизы их экономического обоснования, и при этом не предусматривая механизма, ограничивающего размер указанной платы для граждан, нарушает вышеприведенные нормы действующего законодательства о размере совокупного платежа граждан за жилищные услуги (не выше чем на 20% от уровня 2005 г.), в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Прокурор просил признать Постановление Главы администрации г. Пензы от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, проживающих в муниципальном жилищном фонде г. Пензы" недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Пензы уточнила требования и просила признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия оспариваемое Постановление N 55 как противоречащее ст. 6 Закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ и изданным в целях его исполнения Приказам Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 и Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 N 19.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Администрация г. Пензы просит решение суда отменить, поскольку судом дано неправильное толкование юридически значимым обстоятельствам по делу.
В соответствии с названным Приказом Федеральной тарифной службы N 853-э/4 предусматривается изменение размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затратам по оказанию коммунальных услуг. Выявленный рост в размере более чем 20% основан на сравнении тарифов 2005 года и 2006 года, однако в 2006 году применялся уже иной порядок расчета тарифов.
Это произошло в связи с введением новой услуги, поскольку ранее ряд тарифов (плата за содержание и обслуживание мусоропровода, плата за содержание, эксплуатацию, техническое обслуживание и освидетельствование лифта) рассчитывался в зависимости от количества проживающих лиц, в 2006 году он уже был произведен в зависимости от площади помещения, занимаемого гражданином.
Также указывает, что перечень предоставляемых услуг изменился еще и потому, что ранее учитывавшаяся в коммунальной услуге - плате за газ услуга по ремонту внутридомовых газовых сетей, теперь в соответствии с федеральным законодательством и классификатором переведена в качестве составляющей в плату за жилое помещение.
Поэтому нельзя сделать вывод о противоречии оспариваемого Постановления федеральному законодательству, т.к. имеют место несравнимые условия установления тарифов и различный перечень оказываемых гражданам услуг.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
По делу установлено, что при принятии оспариваемого Постановления Главы администрации г. Пензы орган местного самоуправления реализовывал свою компетенцию, установленную процитированной ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В результате было принято оспариваемое Постановление Главы администрации г. Пензы от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, проживающих в муниципальном жилищном фонде г. Пензы".
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение устанавливаются одновременно с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение на 2006 год могут быть установлены без учета требований, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В случае, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленные для соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением указанных предельных индексов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных положений Закона N 184-ФЗ и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" и Решения Правления Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N р-84-э/4 вышеуказанной службой был издан Приказ от 29 декабря 2005 г. N 853-э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год".
Согласно п. 3 вышеуказанного Приказа установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящему Приказу, для Пензенской области оба индекса определены в размере 120% (п. 51 приложения N 3).
В соответствии с Информационным письмом ФТС от 11 января 2006 г. N ДС-37/12, согласно ст. 4 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Предельно возможные индексы роста размера платы установлены в среднем по субъекту Российской Федерации. Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.
На основании Постановления Правительства Пензенской области от 15 ноября 2004 г. N 956-пП "Об утверждении Положения об Управлении цен и тарифов Пензенской области" и Решения Правления Управления цен и тарифов Пензенской области от 6 февраля 2006 года N 19 Приказом Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 N 19 также были установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пензенской области на 2006 г. в размере не более 20%.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 6 февраля 2006 г. N СН-503/12, повторно разъясняющему положения первоначального Приказа N 853-э/4, рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных приложением N 3 Приказа. Отдельно отмечается, что указанные индексы роста платежа граждан рассчитываются в сравнимых условиях, т.е. при неизменных наборе и объемах оказываемых услуг. В частности, если в 2005 году отдельным гражданам не оказывались услуги, например, по централизованному водоснабжению (водоотведению), а в 2006 году указанные услуги оказываются, предельный рост, утвержденный приложением N 3 Приказа, относится исключительно к набору услуг 2005 года (без водоснабжения (водоотведения)).
По вопросу применения приложений N 1, N 2 и N 3 Приказа ФТС дополнительно сообщила, что утвержденные значения применяются только в том случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов Российской Федерации; муниципальными) в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации. В противном случае, т.е. в случае, если регулирование уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов Российской Федерации; муниципальными) в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации, ранее не осуществлялось (например, тарифы устанавливаются впервые), при установлении соответствующих тарифов (размеров платежей граждан) необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.
Суд, тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства и положений вышеуказанных актов пришел к правильному и обоснованному выводу, что перечисленные выше требования при установлении Постановлением Главы администрации г. Пензы N 55 от 31.01.2005 соответствующих тарифов соблюдены не были.
При этом суд исходил из того, что Управлением цен и тарифов Пензенской области в Администрацию г. Пензы 19.05.2006 направлялось предписание об устранении нарушений действующего законодательства, в котором указывалось, что Администрацией г. Пензы были установлены тарифы в размере, превышающем предельные индексы, определенные Приказом Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 N 19 (л.д. 12). Указанные обстоятельства подтверждаются и справкой Управления цен и тарифов Пензенской области, в которой установлено, что рост платы граждан, представивших документы, за жилое помещение составил от 14 до 81% в сравнении январь - февраль 2006 года (л.д. 14).
Довод представителей Администрации г. Пензы о том, что следует учитывать неправильность расчета тарифов в 2005 году, и увеличение в 20% рассчитывать исходя из того порядка расчета, который должен был применяться, обоснованно судом не принят во внимание, поскольку состоявшиеся неправомерные действия и нарушение законодательства Администрацией г. Пензы в 2005 году (а данный факт признается и не оспаривается ни представителями Администрации г. Пензы, ни прокуратурой).
Кроме того, такой случай не предусмотрен федеральным законодательством и законодательством Пензенской области в качестве основания для освобождения органа местного самоуправления от необходимости соблюдения положений ст. 6 Закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ и изданных в целях его исполнения приказов Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 и Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 N 19.
Довод представителей Администрации о том, что прокуратурой и Управлением цен и тарифов Пензенской области не учитывалось отсутствие сравнимых условий и изменение перечня оказываемых услуг, также правильно не принят во внимание, т.к. в ходе судебного разбирательства установлено, что никаких вновь введенных услуг (в смысле вышеуказанных актов Федеральной тарифной службы) не появилось. Набор данных услуг остался неизменным, объем их не менялся. Изменился только порядок расчета по некоторым отдельным услугам (за единицу расчета принято не количество проживающих, а кв. м), что можно установить при сравнении содержания оспариваемого Постановления Главы администрации г. Пензы от 31.01.2006 N 55 и Постановления Главы администрации г. Пензы от 27.12.2004 N 2526.
При таком положении суд правильно посчитал, что никакого изменения объема и перечня услуг (содержание и обслуживание мусоропровода, содержание, эксплуатация, техническое обслуживание и освидетельствование лифта) не произошло, услуги остались прежними, объем их не изменился (мусоропроводы и лифты остались те же), изменился только порядок расчета платы за них.
Тому обстоятельству, что перевод платы за услуги по ремонту внутридомовых газовых сетей из составляющей платы за газ (коммунальная услуга) в составляющую платы за жилое помещение, судом дано правильное толкование и при этом указано, что оно не может рассматриваться как изменение объема или перечня предоставляемых услуг, поскольку сам предоставляемый гражданину набор конкретных услуг и их объем остался неизменным.
При этом суд исходил из того, что при принятии противоположной точки зрения издание Приказа ФТС N 853-э/4 теряет всякий практический смысл, поскольку будут отсутствовать условия, в которых он вообще может быть применен, т.к. вышеуказанный перевод происходит в масштабах РФ.
Кроме того, Администрацией г. Пензы не представлено никаких доказательств того, насколько существенно данное обстоятельство повлияло на уровень оплаты гражданами за жилое помещение.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, им дана правильная оценка, соответствующая требованиям Закона.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что каким бы образом плата за различные услуги не переходила в качестве составляющей из платы за коммунальные услуги в составляющую платы за жилое помещение (а равно, и наоборот), это не должно отменять обязанности органов местного самоуправления устанавливать тарифы таким образом, чтобы ограничить их максимальный рост как по плате за жилое помещение (не более 20%), так и по плате за коммунальные услуги (также не более 20%). Данные два предельных индекса в соответствии с требованиями ст. 6 Закона N 184-ФЗ вообще подлежат установлению одновременно.
Из материалов дела усматривается, что в имеющихся условиях для выявления соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству и законодательству субъекта следует сравнивать ранее имевшийся уровень оплаты граждан за жилое помещение с аналогичным уровнем платы за жилое помещение после 01.02.2006, что и было сделано Управлением цен и тарифов Пензенской области.
Представленные заключения ООО "АРН-аудитор" (л.д. 80-85) судом правильно не приняты во внимание, при этом суд сослался на то, что они не относятся к непосредственному предмету судебного разбирательства.
Суд учел, что ст. 6 Закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ и изданные в целях его исполнения приказы Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 и Управления цен и тарифов Пензенской области от 24.04.2006 N 19 не связывают возможность применения указанных норм с какими-либо ограничениями, эти нормы не связаны с реализацией федеральных стандартов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541), которые подлежат самостоятельному применению.
В Приказе ФТС N 853-э/4 также нет оговорок, что предельный индекс роста тарифов возможно применить только к тем гражданам, у которых соблюдается социальная норма площади жилого помещения.
Правила о предельных индексах роста тарифов сформулированы как общие, не имеющие исключений.
На органе же местного самоуправления лежит обязанность соблюдать одновременно все указанные положения, а не какую-то их произвольно выбранную совокупность. Тарифы должны быть установлены таким образом, чтобы соответствовать всем приведенным нормам с более высокой юридической силой.
Довод представителей Администрации г. Пензы о том, что указанный рост в 20% должен учитываться не по каждому потребителю-гражданину, а по всем гражданам в совокупности судом проверялся и признан несостоятельным, противоречащим письму ФТС РФ от 6 февраля 2006 г. N СН-503/12, в котором служба специально разъясняет, что рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных приложением N 3 Приказа N 853-э/4.
Ссылка на то, что федеральный стандарт установлен вообще в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, судом оставлена без внимания как не относящаяся к непосредственному предмету рассмотрения.
Суд признал при этом, что данные нормы направлены на установление необходимости подтверждения экономической обоснованности тарифов. Одновременно с ними действуют и другие положения, ограничивающие предельный рост тарифов.
Правильно суд не согласился с доводом представителей Администрации г. Пензы о том, что по ряду услуг плата за них в г. Пензе даже ниже, чем установлено федеральными стандартами для Пензенской области, признав его не относящимся к предмету судебного разбирательства.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд учел, что решение суда по настоящему делу о признании оспоренного акта противоречащим нормам с более высокой юридической силой не является подтверждением недействительности оспариваемого Постановления N 55, его отменой самим судом, а означает лишь признание его недействующим, а следовательно, не подлежащим применению.
Исходя из сложившейся судебной практики, а также с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в принятых им как до, так и после введения в действие нового ГПК РФ актах (Постановление от 16.06.1998 N 19-П, Постановление от 11.04.2000 N 6-П, Постановление от 18.07.2003 N 13-П, Постановление от 27.01.2004 N 1-П), суды общей юрисдикции при установлении противоречия оспариваемого нормативно-правового акта норме с более высокой юридической силой вправе признавать его (оспоренный акт) недействующим, а также не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда. Таким образом, суд своим решением прекращает действие оспоренного нормативно-правового акта.
Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
В суде представители Администрации г. Пензы ссылались на то обстоятельство, что в настоящее время отсутствует какое-либо специальное издание, в котором официально публикуются акты Главы администрации г. Пензы.
Из материалов дела усматривается, что первая полная публикация оспариваемого акта была осуществлена в газете "Пензенский городской вестник" за N 4 от 01.02.2006. По мнению суда, в силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ именно в данном издании решение суда и подлежит опубликованию.




Также согласно ч. 1 ст. 246 и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с Администрации г. Пензы суд в доход федерального бюджета взыскал государственную пошлину в сумме 100 руб. С учетом вышеизложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление Главы администрации г. Пензы N 55 от 31.01.2006 противоречит в их взаимосвязи требованиям ст. 6 Закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ и изданным в целях его исполнения приказам Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 и Управления цен и тарифов Пензенской области.
Решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 ноября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)