Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения оглашена 12 декабря 2012 года
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2012 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
- председательствующего судьи - Гросула Ю.В.;
- судей - Куликовой В.Б., Попова В.В.;
- при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костяевой А.Е., в отсутствие использования средств аудиозаписи в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" (г. Конаково Тверской обл.) о признании недействующими пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, Приказа Минрегиона Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет", пунктов 18, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" (далее - общество "Конаковский Жилфонд") - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие; от Правительства Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в их отсутствие.
Руководствуясь частями 2 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без участия представителей заявителя, Правительства Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2012 производство по делу в части рассмотрения требований о признании недействующими пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, Приказа Минрегиона Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет", пункта 18 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, прекращено на основании части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с чем рассмотрению подлежат требования в части признания недействующим пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
В заявлении, уточненном в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество "Конаковский Жилфонд" ссылается на несоответствие пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, устанавливающего 20-дневный срок для дачи ответа по письменному заявлению, федеральным законам, регулирующим аналогичные правоотношения и устанавливающим 30-дневный срок.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ред. от 11.07.2011) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Согласно части 6 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что юридические лица, не относящиеся к государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, также вправе рассматривать запросы граждан в порядке и сроки, установленные указанным выше Законом.
Считает, что положения оспариваемого пункта ограничивают права и свободы человека, что противоречит нормам Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено, что издаваемые законы не должны отменять и умолять права и свободы человека и граждан.
Также по мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует положениям статей 1, 2, 8, 9, 15, 17, 19, 34, 35, 37, 45, 46, 53, 55, 71, 115 Конституции Российской Федерации, статей 13, 14, 15, 65, 83, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 2 6, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 50, 128, 209, 288, 289, 290, 309, 314, 1064, 1069, 1225, 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 12, 16.2, 30, 31, 36, 39, 61, 67, 68, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 8 статьи 3, части 7 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статей 12, 13, 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункта 4 статьи 1, частей 5, 6, 9 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", пункта 1 статьи 4, части 4 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 1 статьи 1, части 4 статьи 18 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", пункта 46 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, части 2 статьи 4, статей 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Протокола N 1в редакции Протокола N 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2003, от 21.04.2003 N 6-П, от 18.07.2003 N 14-П, от 23.02.1999 N 4-П, от 13.12.2001 N 16-П, 29.03.2011 N 2-П, 30.10.2003 N 15-П, пунктов 2, 10, 28, 29, 31 и 41 Правил содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, принятой Международной Конференцией Труда (МКТ) в 1998 году, конвенции Международной Организации Труда: Конвенции 1930 года N 29 "О принудительном или обязательном труде" и Конвенции 1957 года N 105 "Об упразднении принудительного труда", пункта 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденного приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.
В отзыве на заявление Правительство Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации, в части оспариваемого пункта, указывают на его соответствие статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и другим федеральным законам, при этом, по их мнению, различие в сроках обусловлено последовательностью действий для подготовки и подписания ответа должностным лицом и ответа потребителю по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, возражения и отзывы представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело N АКПИ12-247 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" об оспаривании пунктов 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, пункта 18 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет", отказал в удовлетворении указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации утвержден Стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Пунктом 21 Стандарта установлено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни Гражданский кодекс Российской Федерации не устанавливают сроков, в течение которых организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, обязаны предоставить информацию по запросу потребителей.
Стандарт утверждены Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему законодателем полномочий в сфере регулирования жилищных правоотношений в соответствии с положениями части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Ссылки заявителя на Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не могут быть признаны обоснованными, поскольку данный Закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Иные нормативные акты, на которые ссылается заявитель, спорные отношения не регламентирует.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, отказать.
Признать положения пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, устанавливающего двадцатидневный срок для дачи ответа по письменному заявлению, соответствующими статье 115 Конституции Российской Федерации, статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть оспорено в порядке надзора в срок, установленный статьей 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.12.2012 N ВАС-1937/12
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2012 г. N ВАС-1937/12
Резолютивная часть решения оглашена 12 декабря 2012 года
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2012 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
- председательствующего судьи - Гросула Ю.В.;
- судей - Куликовой В.Б., Попова В.В.;
- при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костяевой А.Е., в отсутствие использования средств аудиозаписи в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" (г. Конаково Тверской обл.) о признании недействующими пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, Приказа Минрегиона Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет", пунктов 18, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" (далее - общество "Конаковский Жилфонд") - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие; от Правительства Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в их отсутствие.
Руководствуясь частями 2 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без участия представителей заявителя, Правительства Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2012 производство по делу в части рассмотрения требований о признании недействующими пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, Приказа Минрегиона Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет", пункта 18 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, прекращено на основании части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с чем рассмотрению подлежат требования в части признания недействующим пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
В заявлении, уточненном в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество "Конаковский Жилфонд" ссылается на несоответствие пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, устанавливающего 20-дневный срок для дачи ответа по письменному заявлению, федеральным законам, регулирующим аналогичные правоотношения и устанавливающим 30-дневный срок.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ред. от 11.07.2011) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Согласно части 6 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что юридические лица, не относящиеся к государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, также вправе рассматривать запросы граждан в порядке и сроки, установленные указанным выше Законом.
Считает, что положения оспариваемого пункта ограничивают права и свободы человека, что противоречит нормам Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено, что издаваемые законы не должны отменять и умолять права и свободы человека и граждан.
Также по мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует положениям статей 1, 2, 8, 9, 15, 17, 19, 34, 35, 37, 45, 46, 53, 55, 71, 115 Конституции Российской Федерации, статей 13, 14, 15, 65, 83, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 2 6, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 50, 128, 209, 288, 289, 290, 309, 314, 1064, 1069, 1225, 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 12, 16.2, 30, 31, 36, 39, 61, 67, 68, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 8 статьи 3, части 7 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статей 12, 13, 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункта 4 статьи 1, частей 5, 6, 9 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", пункта 1 статьи 4, части 4 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 1 статьи 1, части 4 статьи 18 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", пункта 46 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, части 2 статьи 4, статей 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Протокола N 1в редакции Протокола N 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2003, от 21.04.2003 N 6-П, от 18.07.2003 N 14-П, от 23.02.1999 N 4-П, от 13.12.2001 N 16-П, 29.03.2011 N 2-П, 30.10.2003 N 15-П, пунктов 2, 10, 28, 29, 31 и 41 Правил содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, принятой Международной Конференцией Труда (МКТ) в 1998 году, конвенции Международной Организации Труда: Конвенции 1930 года N 29 "О принудительном или обязательном труде" и Конвенции 1957 года N 105 "Об упразднении принудительного труда", пункта 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденного приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.
В отзыве на заявление Правительство Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации, в части оспариваемого пункта, указывают на его соответствие статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и другим федеральным законам, при этом, по их мнению, различие в сроках обусловлено последовательностью действий для подготовки и подписания ответа должностным лицом и ответа потребителю по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, возражения и отзывы представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело N АКПИ12-247 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" об оспаривании пунктов 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, пункта 18 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет", отказал в удовлетворении указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации утвержден Стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Пунктом 21 Стандарта установлено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни Гражданский кодекс Российской Федерации не устанавливают сроков, в течение которых организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, обязаны предоставить информацию по запросу потребителей.
Стандарт утверждены Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему законодателем полномочий в сфере регулирования жилищных правоотношений в соответствии с положениями части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Ссылки заявителя на Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не могут быть признаны обоснованными, поскольку данный Закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Иные нормативные акты, на которые ссылается заявитель, спорные отношения не регламентирует.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, отказать.
Признать положения пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, устанавливающего двадцатидневный срок для дачи ответа по письменному заявлению, соответствующими статье 115 Конституции Российской Федерации, статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть оспорено в порядке надзора в срок, установленный статьей 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.ГРОСУЛ
Судьи
В.Б.КУЛИКОВА
В.В.ПОПОВ
Ю.В.ГРОСУЛ
Судьи
В.Б.КУЛИКОВА
В.В.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)