Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2010 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 18 февраля 2010 г. по делу N А14-19407/2009/579/18,
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания", г. Воронеж, (далее ОАО "Городская управляющая компания"), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж, о взыскании 2665819 руб. 71 коп. убытков в виде межтарифной разницы, возникшей в период с 11.07.2007 по 31.12.2007 (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2010 иск удовлетворен.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, муниципальное образование городской округ г. Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2010 как незаконного.
В судебном заседании представители ОАО "Городская управляющая компания" доводы кассационной жалобы не признали, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" (теплоснабжающая организация) и ОАО "Городская управляющая компания" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 40т от 01.11.2007, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась обеспечивать объекты абонента тепловой энергией, а абонент - принимать и оплачивать потребляемую тепловую энергию в горячей воде в сроки и на условиях предусмотренных договором.
Во исполнение условий договора за период с 11.07.2007 по 31.12.2007 МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" поставило ОАО "Городская управляющая компания" 13951,71 Гкал. тепловой энергии на сумму 12091263 руб. 42 коп.
Счета на оплату МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" выставляло по тарифам, установленным приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово", при этом ОАО "Городская управляющая компания" производило оплату полученной тепловой энергии в объеме платежей, поступающих от населения.
Ссылаясь на то обстоятельство, что в результате разницы между тарифами на тепловую энергию и коммунальные услуги у истца возникли убытки в общей сумме 2665819 руб. 71 коп., ОАО "Городская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Как видно из устава ОАО "Городская управляющая компания", основной целью его деятельности является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставление жилищных и коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 8 Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, тариф (размер платы) за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей-граждан определяется на основе установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифа с учетом надбавок, определенных органом местного самоуправления.
Между тем, в спорный период централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии осуществлялось по тарифам, установленным постановлением главы городского округа город Воронеж, которые были меньше тарифов, установленных решениями ГУТ Воронежской области для МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово".
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Доказательств возмещения истцу либо третьему лицу межтарифной разницы МО городской округ г. Воронеж в лице ФКУ не представило.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2008 по делу N А14-2523/2008/12/16б ОАО "Городская управляющая компания" признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2008 по делу N А14-2523/2008/12/16б в реестре кредиторов ОАО "Городская управляющая компания" установлены требования МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" в сумме 2665819 руб. 71 коп.
Как правильно указал арбитражный суд, вышеуказанная сумма составляет бюджетные обязательства МО городской округ г. Воронеж по возмещению межтарифной разницы и фактически является убытками истца.
Таким образом, энергоснабжающая организация реализовала свое право на возмещение стоимости тепловой энергии исходя из экономически обоснованного тарифа, (с учетом межтарифной разницы) путем включения задолженности по межтарифной разнице в реестр требований кредиторов ОАО "Городская управляющая компания".
В этой связи является обоснованным вывод суда о наличии оснований для взыскания с МО городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу ОАО "Городская управляющая компания" 2665819 руб. 71 коп. убытков.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии доказательств фактической уплаты истцом указанной суммы теплоснабжающей организации не имеют правового значения, так как в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются как фактически понесенные расходы, так и расходы, которые потерпевший должен понести в будущем для восстановления нарушенного права.
Довод заявителя жалобы о том, что установление тарифов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей-граждан отнесено к компетенции Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, и муниципальное образование не обязано было устанавливать спорные тарифы, не имеет правового значения, поскольку тарифы были установлены и фактически применялись в расчетах с населением. Выход ответчика за пределы своих полномочий при установлении тарифов является свидетельством его вины в понесенных истцом убытках.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 18 февраля 2010 г. по делу N А14-19407/2009/579/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2010 N Ф10-1840/10 ПО ДЕЛУ N А14-19407/2009/579/18
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2010 г. N Ф10-1840/10
Дело N А14-19407/2009/579/18
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2010 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 18 февраля 2010 г. по делу N А14-19407/2009/579/18,
установил:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания", г. Воронеж, (далее ОАО "Городская управляющая компания"), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж, о взыскании 2665819 руб. 71 коп. убытков в виде межтарифной разницы, возникшей в период с 11.07.2007 по 31.12.2007 (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2010 иск удовлетворен.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, муниципальное образование городской округ г. Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2010 как незаконного.
В судебном заседании представители ОАО "Городская управляющая компания" доводы кассационной жалобы не признали, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" (теплоснабжающая организация) и ОАО "Городская управляющая компания" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 40т от 01.11.2007, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась обеспечивать объекты абонента тепловой энергией, а абонент - принимать и оплачивать потребляемую тепловую энергию в горячей воде в сроки и на условиях предусмотренных договором.
Во исполнение условий договора за период с 11.07.2007 по 31.12.2007 МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" поставило ОАО "Городская управляющая компания" 13951,71 Гкал. тепловой энергии на сумму 12091263 руб. 42 коп.
Счета на оплату МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" выставляло по тарифам, установленным приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово", при этом ОАО "Городская управляющая компания" производило оплату полученной тепловой энергии в объеме платежей, поступающих от населения.
Ссылаясь на то обстоятельство, что в результате разницы между тарифами на тепловую энергию и коммунальные услуги у истца возникли убытки в общей сумме 2665819 руб. 71 коп., ОАО "Городская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Как видно из устава ОАО "Городская управляющая компания", основной целью его деятельности является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставление жилищных и коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 8 Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, тариф (размер платы) за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей-граждан определяется на основе установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифа с учетом надбавок, определенных органом местного самоуправления.
Между тем, в спорный период централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии осуществлялось по тарифам, установленным постановлением главы городского округа город Воронеж, которые были меньше тарифов, установленных решениями ГУТ Воронежской области для МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово".
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Доказательств возмещения истцу либо третьему лицу межтарифной разницы МО городской округ г. Воронеж в лице ФКУ не представило.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2008 по делу N А14-2523/2008/12/16б ОАО "Городская управляющая компания" признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2008 по делу N А14-2523/2008/12/16б в реестре кредиторов ОАО "Городская управляющая компания" установлены требования МУП г. Воронежа "ЖКХ Шилово" в сумме 2665819 руб. 71 коп.
Как правильно указал арбитражный суд, вышеуказанная сумма составляет бюджетные обязательства МО городской округ г. Воронеж по возмещению межтарифной разницы и фактически является убытками истца.
Таким образом, энергоснабжающая организация реализовала свое право на возмещение стоимости тепловой энергии исходя из экономически обоснованного тарифа, (с учетом межтарифной разницы) путем включения задолженности по межтарифной разнице в реестр требований кредиторов ОАО "Городская управляющая компания".
В этой связи является обоснованным вывод суда о наличии оснований для взыскания с МО городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу ОАО "Городская управляющая компания" 2665819 руб. 71 коп. убытков.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии доказательств фактической уплаты истцом указанной суммы теплоснабжающей организации не имеют правового значения, так как в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются как фактически понесенные расходы, так и расходы, которые потерпевший должен понести в будущем для восстановления нарушенного права.
Довод заявителя жалобы о том, что установление тарифов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей-граждан отнесено к компетенции Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, и муниципальное образование не обязано было устанавливать спорные тарифы, не имеет правового значения, поскольку тарифы были установлены и фактически применялись в расчетах с населением. Выход ответчика за пределы своих полномочий при установлении тарифов является свидетельством его вины в понесенных истцом убытках.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 18 февраля 2010 г. по делу N А14-19407/2009/579/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)