Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2008 года
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Е.А. Мезриной, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Мезриной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-33933/2007-С3
по иску Жилищно-строительного кооператива N 31
к Финансово-бюджетному управлению муниципального образования "город Екатеринбург", Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
о взыскании 27027 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: Т.Ю. Каширская, представитель по доверенности от 15.04.2008 г.,
от ответчика - Управления ЖКХ: Т.Н. Морозова, представитель по доверенности N 19-04-06 от 10.01.2008 г.,
от ответчика - ФБУ: Е.А. Тарасова, представитель по доверенности N 13-10/187 от 10.12.2007 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика Финансово-бюджетного управления муниципального образования "город Екатеринбург" 27027 руб. 90 коп. - убытков, возникших в 2006 г. при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), в соответствии с постановлениями главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. и N 579 от 27.06.2006 г.
Исковые требования мотивированы ссылкой на главу 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением арбитражного суда от 04.03.2008 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
Определением арбитражного суда от 19.05.2008 г. судебное разбирательство было отложено на 23.05.2008 г. в связи с необходимостью представления суду дополнительных документов.
В судебном заседании, состоявшемся 09.04.2008 г., суд на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому размер иска увеличен до суммы 29370 руб. 26 коп. в связи с арифметической ошибкой в первоначальном расчете суммы иска. Кроме того, истец заявил о возмещении ему судебных издержек на оплату юридических услуг в размере 1500 руб. Указанные суммы истец просил взыскать с ответчиков солидарно.
06.05.2008 г. в адрес арбитражного суда поступил пакет документов истца, в том числе заявления об уточнении исковых требований с отметками о вручении представителям ответчиков, согласно которым истец просит взыскать с ФБУ МО "город Екатеринбург" и УЖКХ города Екатеринбурга солидарно убытки, возникшие в 2006 г. при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению, в размере 29370 руб. 26 коп. и судебные издержки в размере 2000 руб.
Ходатайство в части судебных издержек было принято к рассмотрению, в остальной части ходатайство аналогично, удовлетворенному 09.04.2008 г.
Ответчик - Финансово-бюджетное управление муниципального образования "город Екатеринбург" исковые требования не признает. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
В представленном ранее письменном отзыве на иск ФБУ МО "город Екатеринбург" указало на следующие обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что представителем ответчика по искам к муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования. В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2007 N 83/51 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2008 год) (далее - Решение), Ведомственной структурой расходов бюджета города (Приложение N 5 к Решению), а также Постановлением Главы Екатеринбурга от 14.11.2007 N 5224 "Об утверждении реестра главных распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на 2008 год", одним из главных распорядителей расходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
Постановление Главы Екатеринбурга от 16.06.2006 N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданам услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению)" было разработано в помощь управляющим компаниям, терпящим убытки в связи с установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", тарифами на всей территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Главы Екатеринбурга N 537 возмещение убытков управляющих организаций осуществляется на основании Соглашения о бюджетном финансировании (гл. 4 Порядка), заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга, и заявки управляющей организации (гл. 3 Порядка), поданной в УЖКХ Администрации города Екатеринбурга по установленной форме. После проведенной проверки обоснованности заявки управляющей компании, расчеты и сводная заявка УЖКХ города представляет в ФБУ г. Екатеринбурга. Возмещение убытков производится с лицевого счета УЖКХ Администрации города Екатеринбурга на расчетные счета обслуживающих организаций (гл. 4 Порядка) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (п. 3 Постановления).
Учитывая, что Постановлением Главы Екатеринбурга N 537 установлен порядок приема заявок на оплату от УЖКХ Администрации города Екатеринбурга, в функции ФБУ г. Екатеринбурга по Постановлению входит: проверка наличия бюджетных ассигнований на оплату заявки и документов, необходимых для подтверждения заявки (расчетов, наличие Соглашения между УЖКХ и управляющей компании). Финансировать главного распорядителя ФБУ не имеет права, так как денежные средства на возмещение убытков управляющих организаций заложены соответственно в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на лицевом счете УЖКХ Администрации города Екатеринбурга и распоряжаться ими имеет право только УЖКХ.
Кроме того, ФБУ МО "город Екатеринбург" указало на отсутствие каких-либо расчетов по сумме ущерба, подтверждения того, что ЖСК N 31 понес убытки, оплатив сумму свыше установленного тарифа.
В настоящем судебном заседании ФБУ МО "город Екатеринбург" представило письменное дополнение к отзыву, в котором последний подчеркивает, что обязанность органом местного самоуправления компенсировать убытки управляющих организаций при оплате стоимости коммунальных услуг в законодательстве отсутствует. Постановление на которое ссылается истец не предполагает автоматического возмещения убытков.
Ответчик - Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга возражает против исковых требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск от 12.05.2008 г. В указанном отзыве Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга пояснило следующее.
Ссылка истца на Постановление Главы Екатеринбурга от 16.06.2006 г. N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению)" несостоятельна, поскольку жилищный кооператив не является управляющей организацией и не подпадает под действие указанного Постановления.
Убытки, понесенные кооперативом, возмещаются членами кооператива, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Кооперативу разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с изложенным, подчеркивает второй ответчик, требование истца о возмещении органами местного самоуправления убытков кооператива - неправомерно.
Кроме того, Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга указывает на то, что размер платы за коммунальные услуги необходимо определять с учетом положений о порядке расчета за коммунальные услуги, установленных "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
При корректировке платы граждан за коммунальные услуги учитывается общий общем потребленных ресурсов на многоквартирный дом и объем ресурсов, приходящийся на каждое помещение, и оплата за энергоресурсы, приходящаяся на каждое помещение в доме. Потребленные многоквартирным домом ресурсы оплачиваются за счет собственников помещений в полном объеме за год. Соответственно, убытков у жилищного кооператива, связанных с предоставлением коммунальных услуг гражданам, быть не должно.
Действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления возмещать организациям убытки, связанные с применением ограничений, установленных федеральным законодательством, законом субъекта РФ, без специального переданных полномочий и выделения финансирования в необходимом объеме. Установление ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги не является полномочием органов местного самоуправления.
23.05.2008 г. в арбитражный суд поступило письменное заявление истца, в котором последний на основании разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 22 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" просит считать должником по настоящему делу в обязательстве по возмещению убытка управляющей организации при применении максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению не ФБУ МО "город Екатеринбург" и УЖКХ администрации города Екатеринбурга, а соответствующее публично-правовое образование - МО "город Екатеринбург".
Суд счел необходимым уточнить наименование ответчика.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, в том числе выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Единой системы органов местного самоуправления не существует.
В силу п. 1 ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании присутствовал представитель УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга. В данном случае суд посчитал, что УЖКХ Администрации является уполномоченным представителем муниципального образования.
В судебном заседании представитель истца заявил устное ходатайство о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 2000 руб. с Администрации города Екатеринбурга.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что 23.05.1991 г. Кировским территориальным отделом УГР г. Екатеринбурга Жилищно-строительному кооперативу N 31 выдано свидетельство о государственной регистрации N 150-в.
Согласно уставу, утвержденному Общим собранием ЖСК N 31 от 12.04.1991 г., Жилищно-строительный кооператив N 31 образован с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирного жилого дома на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом.
В силу ч. 1 ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Частью 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с протоколом заочного голосования по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 150, 30.11.2006 г. собственниками помещений принято решение о выборе в качестве управляющей организации ЖСК-31.
С учетом изложенного, доводы ответчика - УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга о том, что истец не является управляющей организацией и не подпадает по действие Постановления Главы Екатеринбурга N 537 от 16.06.2006 г. являются несостоятельными.
Являясь управляющей организацией, ЖСК-31, зарегистрированный по адресу г. Екатеринбург, ул. Малышева, 150, осуществляет управление, обслуживание, эксплуатацию, ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также обеспечивает собственников помещений коммунальными услугами.
В 2006 г. ЖСК-31 получил убытки в результате применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), утвержденного постановлениями Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга", N 579 от 27.06.2006 г. "О внесении изменений в постановление Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга".
Во исполнение Закона РФ N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" 16.06.2006 г. Главой г. Екатеринбурга было принято Постановление N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению".
Во исполнение Постановления N 537 был утвержден порядок возмещения убытков (приложение N 1 к постановлению).
В соответствии с главами 2, 3, 4 Порядка возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению) убытки организаций, оказывающих услуги по тепло- и водоснабжению гражданам, образовавшиеся от применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению), подлежащие возмещению из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", определяются суммарно по всем энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению. Убытки рассчитываются как сумма превышения фактических расходов организаций по счетам-фактурам в пределах нормативного потребления услуг над начислением оплаты по всем лицевым счетам граждан, по которым организация производит начисление с применением предельного максимального уровня оплаты коммунальных услуг.
Основанием для перечисления средств являются заявки управляющих организаций и сводная заявка УЖКХ Администрации города Екатеринбурга в соответствии с приложением N 1.
К заявке управляющей организации прилагаются как обязательные следующие документы:
- - расчет суммы убытков по зоне каждого поставщика теплоэнергии, водоснабжения, водоотведения (приложение N 2);
- - копия справки ЕМУП "ЕРЦ" о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты (при наличии договора с ЕМУП "ЕРЦ");
- - справка о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенная печатью (при начислении платежей управляющей организацией самостоятельно);
- - копии счетов-фактур энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению за отчетный период.
Расчет и заявка составляются нарастающим итогом и представляются в УЖКХ Администрации города Екатеринбурга не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Указанные документы были сданы истцом в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга 21.12.2006 г., о чем имеется отметка на расчете к заявке, и не оспаривалось представителем ответчика.
Возмещение убытков при начислении населению платы за коммунальные услуги в пределах установленного предельного максимального уровня оплаты производится с лицевого счета УЖКХ Администрации города Екатеринбурга на расчетные счета энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению.
УЖКХ Администрации города Екатеринбурга осуществляет проверку заявок организаций на возмещение убытков из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург".
Комитет по экономике проверяет обоснованность тарифов энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, выставляемых в заявках на финансирование убытков при начислении платы за коммунальные услуги гражданам с учетом предельного максимального уровня оплаты.
Расчеты управляющих организаций и сводная заявка представляются УЖКХ Администрации города в Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и Комитет по экономике.
В период с января по декабрь 2006 г. убытки истца составили 29370 руб. 26 коп. Наличие убытков в указанной сумме явилось основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Рассмотрев требования истца, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок выполнения названного постановления (в части представления в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга документации, необходимой для перечисления денежных средств) истцом был соблюден (заявка с приложением сдана 21.12.2006 г.).
Расчет убытков составлен истцом на основании первичной документации, представленной в материалы дела, которая в том числе подтверждает выполнение истцом обязательств по оплате перед поставщиком услуг - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Убытки истца возникли в результате применения предельного максимального уровня оплаты услуг тепло и водоснабжения (убытки, связанные с разницей в тарифах, установленных для населения и управляющих организаций, приобретающих ресурсы у первоначальных поставщиков).
Согласно представленному истцом расчету, сумма не возмещенных ответчиком убытков составила 29370 руб. 26 коп. Возражений по указанным суммам ответчиками не заявлено.
Согласно ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Суд полагает, что убытки в размере 29370 руб. 26 коп. причинены истцу в результате неправомерного бездействия УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга как главного распорядителя средств местного бюджета, не исполнившего надлежащим образом возложенную на него постановлениям Главы г. Екатеринбурга N 537 от 16.06.2006 г. обязанность по возмещению убытков управляющей организации при применении предельного максимального уровня оплаты гражданам услуг по тепло и водоснабжению. Ответчиками не подтверждено документально наличие объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных истцом затрат.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ, а также пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Таким образом, убытки в размере 29370 руб. 26 коп., причиненные ЖСК N 31 неправомерными действиями (бездействием) УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, подлежат взысканию с муниципального образования г. Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга за счет казны муниципального образования г. Екатеринбург.
Суд принимает доводы ответчика - ФБУ МО "г. Екатеринбург" о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы второго ответчика (изложенные ранее) рассмотрены и отклонены, как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.
Расходы по оплате госпошлины относятся на муниципальное образование г. Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга и подлежат возмещению за счет казны муниципального образования г. Екатеринбург.
Требование истца о взыскании с Администрации г. Екатеринбурга судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 2000 руб. рассмотрено и отклонено.
Вопросы распределения судебных расходов, в том числе и судебных издержек, разрешается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 АПК РФ).
Администрация города Екатеринбурга стороной по настоящему делу не выступает в связи с чем у суда не имеется оснований для отнесения на нее судебном расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбург за счет казны Муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу Жилищно-строительного кооператива N 31 29370 руб. 26 коп. убытков, 1174 руб. 81 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска к Финансово-бюджетному управлению муниципального образования "город Екатеринбург" отказать.
В удовлетворении требования о взыскании судебных издержек в размере 2000 руб. с Администрации г. Екатеринбурга отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.05.2008 ПО ДЕЛУ N А60-33933/2007-С3
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. по делу N А60-33933/2007-С3
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2008 года
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Е.А. Мезриной, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Мезриной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-33933/2007-С3
по иску Жилищно-строительного кооператива N 31
к Финансово-бюджетному управлению муниципального образования "город Екатеринбург", Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
о взыскании 27027 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: Т.Ю. Каширская, представитель по доверенности от 15.04.2008 г.,
от ответчика - Управления ЖКХ: Т.Н. Морозова, представитель по доверенности N 19-04-06 от 10.01.2008 г.,
от ответчика - ФБУ: Е.А. Тарасова, представитель по доверенности N 13-10/187 от 10.12.2007 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика Финансово-бюджетного управления муниципального образования "город Екатеринбург" 27027 руб. 90 коп. - убытков, возникших в 2006 г. при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), в соответствии с постановлениями главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. и N 579 от 27.06.2006 г.
Исковые требования мотивированы ссылкой на главу 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением арбитражного суда от 04.03.2008 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
Определением арбитражного суда от 19.05.2008 г. судебное разбирательство было отложено на 23.05.2008 г. в связи с необходимостью представления суду дополнительных документов.
В судебном заседании, состоявшемся 09.04.2008 г., суд на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому размер иска увеличен до суммы 29370 руб. 26 коп. в связи с арифметической ошибкой в первоначальном расчете суммы иска. Кроме того, истец заявил о возмещении ему судебных издержек на оплату юридических услуг в размере 1500 руб. Указанные суммы истец просил взыскать с ответчиков солидарно.
06.05.2008 г. в адрес арбитражного суда поступил пакет документов истца, в том числе заявления об уточнении исковых требований с отметками о вручении представителям ответчиков, согласно которым истец просит взыскать с ФБУ МО "город Екатеринбург" и УЖКХ города Екатеринбурга солидарно убытки, возникшие в 2006 г. при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению, в размере 29370 руб. 26 коп. и судебные издержки в размере 2000 руб.
Ходатайство в части судебных издержек было принято к рассмотрению, в остальной части ходатайство аналогично, удовлетворенному 09.04.2008 г.
Ответчик - Финансово-бюджетное управление муниципального образования "город Екатеринбург" исковые требования не признает. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
В представленном ранее письменном отзыве на иск ФБУ МО "город Екатеринбург" указало на следующие обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что представителем ответчика по искам к муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования. В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2007 N 83/51 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2008 год) (далее - Решение), Ведомственной структурой расходов бюджета города (Приложение N 5 к Решению), а также Постановлением Главы Екатеринбурга от 14.11.2007 N 5224 "Об утверждении реестра главных распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на 2008 год", одним из главных распорядителей расходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
Постановление Главы Екатеринбурга от 16.06.2006 N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданам услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению)" было разработано в помощь управляющим компаниям, терпящим убытки в связи с установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", тарифами на всей территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Главы Екатеринбурга N 537 возмещение убытков управляющих организаций осуществляется на основании Соглашения о бюджетном финансировании (гл. 4 Порядка), заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга, и заявки управляющей организации (гл. 3 Порядка), поданной в УЖКХ Администрации города Екатеринбурга по установленной форме. После проведенной проверки обоснованности заявки управляющей компании, расчеты и сводная заявка УЖКХ города представляет в ФБУ г. Екатеринбурга. Возмещение убытков производится с лицевого счета УЖКХ Администрации города Екатеринбурга на расчетные счета обслуживающих организаций (гл. 4 Порядка) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (п. 3 Постановления).
Учитывая, что Постановлением Главы Екатеринбурга N 537 установлен порядок приема заявок на оплату от УЖКХ Администрации города Екатеринбурга, в функции ФБУ г. Екатеринбурга по Постановлению входит: проверка наличия бюджетных ассигнований на оплату заявки и документов, необходимых для подтверждения заявки (расчетов, наличие Соглашения между УЖКХ и управляющей компании). Финансировать главного распорядителя ФБУ не имеет права, так как денежные средства на возмещение убытков управляющих организаций заложены соответственно в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на лицевом счете УЖКХ Администрации города Екатеринбурга и распоряжаться ими имеет право только УЖКХ.
Кроме того, ФБУ МО "город Екатеринбург" указало на отсутствие каких-либо расчетов по сумме ущерба, подтверждения того, что ЖСК N 31 понес убытки, оплатив сумму свыше установленного тарифа.
В настоящем судебном заседании ФБУ МО "город Екатеринбург" представило письменное дополнение к отзыву, в котором последний подчеркивает, что обязанность органом местного самоуправления компенсировать убытки управляющих организаций при оплате стоимости коммунальных услуг в законодательстве отсутствует. Постановление на которое ссылается истец не предполагает автоматического возмещения убытков.
Ответчик - Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга возражает против исковых требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск от 12.05.2008 г. В указанном отзыве Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга пояснило следующее.
Ссылка истца на Постановление Главы Екатеринбурга от 16.06.2006 г. N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению)" несостоятельна, поскольку жилищный кооператив не является управляющей организацией и не подпадает под действие указанного Постановления.
Убытки, понесенные кооперативом, возмещаются членами кооператива, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Кооперативу разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с изложенным, подчеркивает второй ответчик, требование истца о возмещении органами местного самоуправления убытков кооператива - неправомерно.
Кроме того, Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга указывает на то, что размер платы за коммунальные услуги необходимо определять с учетом положений о порядке расчета за коммунальные услуги, установленных "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
При корректировке платы граждан за коммунальные услуги учитывается общий общем потребленных ресурсов на многоквартирный дом и объем ресурсов, приходящийся на каждое помещение, и оплата за энергоресурсы, приходящаяся на каждое помещение в доме. Потребленные многоквартирным домом ресурсы оплачиваются за счет собственников помещений в полном объеме за год. Соответственно, убытков у жилищного кооператива, связанных с предоставлением коммунальных услуг гражданам, быть не должно.
Действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления возмещать организациям убытки, связанные с применением ограничений, установленных федеральным законодательством, законом субъекта РФ, без специального переданных полномочий и выделения финансирования в необходимом объеме. Установление ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги не является полномочием органов местного самоуправления.
23.05.2008 г. в арбитражный суд поступило письменное заявление истца, в котором последний на основании разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 22 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" просит считать должником по настоящему делу в обязательстве по возмещению убытка управляющей организации при применении максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению не ФБУ МО "город Екатеринбург" и УЖКХ администрации города Екатеринбурга, а соответствующее публично-правовое образование - МО "город Екатеринбург".
Суд счел необходимым уточнить наименование ответчика.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, в том числе выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Единой системы органов местного самоуправления не существует.
В силу п. 1 ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании присутствовал представитель УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга. В данном случае суд посчитал, что УЖКХ Администрации является уполномоченным представителем муниципального образования.
В судебном заседании представитель истца заявил устное ходатайство о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 2000 руб. с Администрации города Екатеринбурга.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что 23.05.1991 г. Кировским территориальным отделом УГР г. Екатеринбурга Жилищно-строительному кооперативу N 31 выдано свидетельство о государственной регистрации N 150-в.
Согласно уставу, утвержденному Общим собранием ЖСК N 31 от 12.04.1991 г., Жилищно-строительный кооператив N 31 образован с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирного жилого дома на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом.
В силу ч. 1 ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Частью 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с протоколом заочного голосования по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 150, 30.11.2006 г. собственниками помещений принято решение о выборе в качестве управляющей организации ЖСК-31.
С учетом изложенного, доводы ответчика - УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга о том, что истец не является управляющей организацией и не подпадает по действие Постановления Главы Екатеринбурга N 537 от 16.06.2006 г. являются несостоятельными.
Являясь управляющей организацией, ЖСК-31, зарегистрированный по адресу г. Екатеринбург, ул. Малышева, 150, осуществляет управление, обслуживание, эксплуатацию, ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также обеспечивает собственников помещений коммунальными услугами.
В 2006 г. ЖСК-31 получил убытки в результате применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), утвержденного постановлениями Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга", N 579 от 27.06.2006 г. "О внесении изменений в постановление Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга".
Во исполнение Закона РФ N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" 16.06.2006 г. Главой г. Екатеринбурга было принято Постановление N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению".
Во исполнение Постановления N 537 был утвержден порядок возмещения убытков (приложение N 1 к постановлению).
В соответствии с главами 2, 3, 4 Порядка возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению) убытки организаций, оказывающих услуги по тепло- и водоснабжению гражданам, образовавшиеся от применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению), подлежащие возмещению из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", определяются суммарно по всем энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению. Убытки рассчитываются как сумма превышения фактических расходов организаций по счетам-фактурам в пределах нормативного потребления услуг над начислением оплаты по всем лицевым счетам граждан, по которым организация производит начисление с применением предельного максимального уровня оплаты коммунальных услуг.
Основанием для перечисления средств являются заявки управляющих организаций и сводная заявка УЖКХ Администрации города Екатеринбурга в соответствии с приложением N 1.
К заявке управляющей организации прилагаются как обязательные следующие документы:
- - расчет суммы убытков по зоне каждого поставщика теплоэнергии, водоснабжения, водоотведения (приложение N 2);
- - копия справки ЕМУП "ЕРЦ" о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты (при наличии договора с ЕМУП "ЕРЦ");
- - справка о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенная печатью (при начислении платежей управляющей организацией самостоятельно);
- - копии счетов-фактур энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению за отчетный период.
Расчет и заявка составляются нарастающим итогом и представляются в УЖКХ Администрации города Екатеринбурга не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Указанные документы были сданы истцом в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга 21.12.2006 г., о чем имеется отметка на расчете к заявке, и не оспаривалось представителем ответчика.
Возмещение убытков при начислении населению платы за коммунальные услуги в пределах установленного предельного максимального уровня оплаты производится с лицевого счета УЖКХ Администрации города Екатеринбурга на расчетные счета энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению.
УЖКХ Администрации города Екатеринбурга осуществляет проверку заявок организаций на возмещение убытков из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург".
Комитет по экономике проверяет обоснованность тарифов энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, выставляемых в заявках на финансирование убытков при начислении платы за коммунальные услуги гражданам с учетом предельного максимального уровня оплаты.
Расчеты управляющих организаций и сводная заявка представляются УЖКХ Администрации города в Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и Комитет по экономике.
В период с января по декабрь 2006 г. убытки истца составили 29370 руб. 26 коп. Наличие убытков в указанной сумме явилось основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Рассмотрев требования истца, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок выполнения названного постановления (в части представления в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга документации, необходимой для перечисления денежных средств) истцом был соблюден (заявка с приложением сдана 21.12.2006 г.).
Расчет убытков составлен истцом на основании первичной документации, представленной в материалы дела, которая в том числе подтверждает выполнение истцом обязательств по оплате перед поставщиком услуг - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Убытки истца возникли в результате применения предельного максимального уровня оплаты услуг тепло и водоснабжения (убытки, связанные с разницей в тарифах, установленных для населения и управляющих организаций, приобретающих ресурсы у первоначальных поставщиков).
Согласно представленному истцом расчету, сумма не возмещенных ответчиком убытков составила 29370 руб. 26 коп. Возражений по указанным суммам ответчиками не заявлено.
Согласно ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Суд полагает, что убытки в размере 29370 руб. 26 коп. причинены истцу в результате неправомерного бездействия УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга как главного распорядителя средств местного бюджета, не исполнившего надлежащим образом возложенную на него постановлениям Главы г. Екатеринбурга N 537 от 16.06.2006 г. обязанность по возмещению убытков управляющей организации при применении предельного максимального уровня оплаты гражданам услуг по тепло и водоснабжению. Ответчиками не подтверждено документально наличие объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных истцом затрат.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ, а также пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Таким образом, убытки в размере 29370 руб. 26 коп., причиненные ЖСК N 31 неправомерными действиями (бездействием) УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, подлежат взысканию с муниципального образования г. Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга за счет казны муниципального образования г. Екатеринбург.
Суд принимает доводы ответчика - ФБУ МО "г. Екатеринбург" о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы второго ответчика (изложенные ранее) рассмотрены и отклонены, как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.
Расходы по оплате госпошлины относятся на муниципальное образование г. Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга и подлежат возмещению за счет казны муниципального образования г. Екатеринбург.
Требование истца о взыскании с Администрации г. Екатеринбурга судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 2000 руб. рассмотрено и отклонено.
Вопросы распределения судебных расходов, в том числе и судебных издержек, разрешается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 АПК РФ).
Администрация города Екатеринбурга стороной по настоящему делу не выступает в связи с чем у суда не имеется оснований для отнесения на нее судебном расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбург за счет казны Муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу Жилищно-строительного кооператива N 31 29370 руб. 26 коп. убытков, 1174 руб. 81 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска к Финансово-бюджетному управлению муниципального образования "город Екатеринбург" отказать.
В удовлетворении требования о взыскании судебных издержек в размере 2000 руб. с Администрации г. Екатеринбурга отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
МЕЗРИНА Е.А.
МЕЗРИНА Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)