Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Исаковой И.Ю. (доверенность от 05.06.2009 N 44),
Шиляева А.Ю. (доверенность от 05.06.2009 N 38)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2009,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Агалаковой Н.В., Серегиным Р.В.,
по делу N А28-3805/2009-100/14
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
о признании недействующим нормативного правового акта, принятого администрацией муниципального образования "Город Киров",
и
открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) от 25.02.2009 N 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифов на горячую воду для Общества в размере 45 рублей 80 копеек как не соответствующего статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и пунктам 1 - 3, 6, 14 - 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, и нарушающего права и законные интересы ОАО "КТК" в сфере предпринимательской деятельности.
Решением суда от 10.06.2009 заявленное требование удовлетворено.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Администрация считает, что суд неправильно применил статью 431 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпункт 4.1 пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статьи 1 (часть 1, пункт 1 части 2), 2 (пункты 1, 2, 7), 5 (пункт 7 части 2), 9 (часть 3), 19 (часть 3) Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; пункты 1 - 3, 6, 13 - 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520; статьи 9 (пункт 5 части 1), 22 (пункт 43 части 5) Устава муниципального образования "Город Киров", принятого решением Кировской городской думы от 29.06.2005 N 42/19; пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации; сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Администрации, суд неправомерно признал недействующим ее постановление от 25.02.2009 N 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие тарифов на горячую воду для ОАО "КТК"; данный нормативный акт принят Администрацией в пределах своей компетенции, в соответствии с установленным порядком; выводы суда об отсутствии оснований к установлению для Общества тарифа на горячую воду, о том, что ОАО "КТК" не осуществляет поставку теплоносителя в горячей воде, необоснованны; кроме того, суд неправомерно взыскал с Администрации в пользу Общества понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему, а также его представители в судебном заседании не согласились с доводами Администрации, посчитав принятый судебный акт законным и обоснованным.
Администрация представила ходатайство о приобщении к материалам дела документов, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания Администрация извещена надлежащим образом; просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "КТК" образовано вследствие реорганизации (в форме разделения на два юридических лица) открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (далее - ОАО "Кировские коммунальные системы") и зарегистрировано в качестве юридического лица 30.04.2008 (т. 1, л.д. 131, т. 2, л.д. 87, 88).
Согласно пункту 1.2 Устава ОАО "КТК" и Принципам распределения прав, обязанностей и имущества между вновь созданными организациями (составная часть разделительного баланса) ОАО "КТК" является правопреемником в отношении прав и обязанностей по теплоснабжению; основной вид деятельности ОАО "Кировские коммунальные системы" - водоснабжение и водоотведение (т. 1, л.д. 65, 132, 133).
Администрация 25.02.2009 приняла постановление N 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров", по которому установила и ввела в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе для ОАО "КТК", в размере 45 рублей 80 копеек за 1 кубический метр горячей воды (т. 1, л.д. 14, 15).
Данное постановление опубликовано в газете "Вятский край" от 03.03.2009 N 41-42 (т. 1, л.д. 16).
ОАО "КТК" посчитало, что названное постановление принято в нарушение действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поэтому обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области удовлетворил требование ОАО "КТК". При этом суд руководствовался частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; пунктами 1, 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пунктами 3, 6, 14, 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520; пунктами 1, 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; статьями 71, 110, 191 (частью 3), 192 (частью 1), 194 (частями 4, 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял во внимание разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенные в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, а также исходил из обоснованности заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Киров" закреплено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. Осуществляет, в частности, полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (пункт 37 части 6 названной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 30 устава глава Администрации издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением).
Следовательно, Арбитражный суд Кировской области правомерно рассмотрел возникший спор по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал вывод о том, что оспариваемое постановление принято в установленном порядке.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон).
В части 2 статьи 3 Закона определено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
В пункте 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса закреплено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае суд, исследовав представленные в дело доказательства (в частности, договор аренды имущества от 27.04.2006 N 5767, по которому основные средства (сети) муниципального образования "Город Киров", предназначенные для производства и передачи тепловой энергии, переданы открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 5" (т. 2, л.д. 39 - 42); договоры субаренды названного имущества от 30.10.2008 N 5507000256 и 5507000257, о передаче указанных основных средств от ОАО "ТГК-5" к ОАО "КТК" (т. 2, л.д. 43 - 56); договоры теплоснабжения в горячей воде от 22.07.2005 N 911644-05/1244 и от 29.09.2005 N 915630, заключенные ОАО "Кировские коммунальные системы" с муниципальным учреждением "Управление жилищного хозяйства города Кирова" и товариществом собственников жилья "Копанский" соответственно, по которым ОАО "Кировские коммунальные системы" выступает энергоснабжающей организацией, а МУ "УЖХ города Кирова" и ТСЖ "Копанский" являются абонентами (т. 1, л.д. 17 - 23, 31 - 37); письмо ОАО "Кировские коммунальные системы" от 05.05.2009 N 08-767 о том, что оно получает плату за воду в составе услуг горячего водоснабжения от потребителей города Кирова и ОАО "КТК" не приобретает у него воду для оказания услуг горячего водоснабжения (т. 2, л.д. 60); письмо Федеральной службы по тарифам России от 27.05.2009 N ДС-3523/5 о том, что для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению (организациям) услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается (т. 2, л.д. 79, 80), и другие), установил, что ОАО "КТК" обеспечивает производство и передачу тепловой энергии потребителям и не осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению; в каких-либо отношениях с потребителями коммунальных услуг Общество не состоит и не взимает с них плату за горячую воду.
Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, им соответствуют и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах для разрешения данного спора вопрос процедуры установления для заявителя тарифа правового значения не имеет.
Таким образом, Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о том, что спорное постановление Администрации в части установления для ОАО "КТК" тарифа на горячую воду не соответствует приведенным нормам права, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поэтому правомерно признал указанный нормативный акт в данной части недействующим.
Доводы Администрации об обратном, изложенные в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, направленными на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, поэтому отклоняются.
Ссылку Администрации на то, что суд неправомерно взыскал с нее в пользу Общества понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины, суд округа признает необоснованной.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
После прекращения отношений истца (заявителя) с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком, заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Ходатайство Администрации о приобщении к материалам дела документов, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции, не подлежит удовлетворению судом округа.
В силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поэтому новые доказательства, представленные Администрацией, не могут быть предметом исследования в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права Арбитражный суд Кировской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2009 по делу N А28-3805/2009-100/14 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 17.08.2009 ПО ДЕЛУ N А28-3805/2009-100/14
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2009 г. по делу N А28-3805/2009-100/14
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Исаковой И.Ю. (доверенность от 05.06.2009 N 44),
Шиляева А.Ю. (доверенность от 05.06.2009 N 38)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2009,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Агалаковой Н.В., Серегиным Р.В.,
по делу N А28-3805/2009-100/14
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
о признании недействующим нормативного правового акта, принятого администрацией муниципального образования "Город Киров",
и
установил:
открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) от 25.02.2009 N 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифов на горячую воду для Общества в размере 45 рублей 80 копеек как не соответствующего статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и пунктам 1 - 3, 6, 14 - 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, и нарушающего права и законные интересы ОАО "КТК" в сфере предпринимательской деятельности.
Решением суда от 10.06.2009 заявленное требование удовлетворено.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Администрация считает, что суд неправильно применил статью 431 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпункт 4.1 пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статьи 1 (часть 1, пункт 1 части 2), 2 (пункты 1, 2, 7), 5 (пункт 7 части 2), 9 (часть 3), 19 (часть 3) Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; пункты 1 - 3, 6, 13 - 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520; статьи 9 (пункт 5 части 1), 22 (пункт 43 части 5) Устава муниципального образования "Город Киров", принятого решением Кировской городской думы от 29.06.2005 N 42/19; пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации; сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Администрации, суд неправомерно признал недействующим ее постановление от 25.02.2009 N 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие тарифов на горячую воду для ОАО "КТК"; данный нормативный акт принят Администрацией в пределах своей компетенции, в соответствии с установленным порядком; выводы суда об отсутствии оснований к установлению для Общества тарифа на горячую воду, о том, что ОАО "КТК" не осуществляет поставку теплоносителя в горячей воде, необоснованны; кроме того, суд неправомерно взыскал с Администрации в пользу Общества понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему, а также его представители в судебном заседании не согласились с доводами Администрации, посчитав принятый судебный акт законным и обоснованным.
Администрация представила ходатайство о приобщении к материалам дела документов, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания Администрация извещена надлежащим образом; просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "КТК" образовано вследствие реорганизации (в форме разделения на два юридических лица) открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (далее - ОАО "Кировские коммунальные системы") и зарегистрировано в качестве юридического лица 30.04.2008 (т. 1, л.д. 131, т. 2, л.д. 87, 88).
Согласно пункту 1.2 Устава ОАО "КТК" и Принципам распределения прав, обязанностей и имущества между вновь созданными организациями (составная часть разделительного баланса) ОАО "КТК" является правопреемником в отношении прав и обязанностей по теплоснабжению; основной вид деятельности ОАО "Кировские коммунальные системы" - водоснабжение и водоотведение (т. 1, л.д. 65, 132, 133).
Администрация 25.02.2009 приняла постановление N 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров", по которому установила и ввела в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе для ОАО "КТК", в размере 45 рублей 80 копеек за 1 кубический метр горячей воды (т. 1, л.д. 14, 15).
Данное постановление опубликовано в газете "Вятский край" от 03.03.2009 N 41-42 (т. 1, л.д. 16).
ОАО "КТК" посчитало, что названное постановление принято в нарушение действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поэтому обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области удовлетворил требование ОАО "КТК". При этом суд руководствовался частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; пунктами 1, 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пунктами 3, 6, 14, 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520; пунктами 1, 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; статьями 71, 110, 191 (частью 3), 192 (частью 1), 194 (частями 4, 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял во внимание разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенные в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, а также исходил из обоснованности заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Киров" закреплено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. Осуществляет, в частности, полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (пункт 37 части 6 названной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 30 устава глава Администрации издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением).
Следовательно, Арбитражный суд Кировской области правомерно рассмотрел возникший спор по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал вывод о том, что оспариваемое постановление принято в установленном порядке.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон).
В части 2 статьи 3 Закона определено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
В пункте 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса закреплено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае суд, исследовав представленные в дело доказательства (в частности, договор аренды имущества от 27.04.2006 N 5767, по которому основные средства (сети) муниципального образования "Город Киров", предназначенные для производства и передачи тепловой энергии, переданы открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 5" (т. 2, л.д. 39 - 42); договоры субаренды названного имущества от 30.10.2008 N 5507000256 и 5507000257, о передаче указанных основных средств от ОАО "ТГК-5" к ОАО "КТК" (т. 2, л.д. 43 - 56); договоры теплоснабжения в горячей воде от 22.07.2005 N 911644-05/1244 и от 29.09.2005 N 915630, заключенные ОАО "Кировские коммунальные системы" с муниципальным учреждением "Управление жилищного хозяйства города Кирова" и товариществом собственников жилья "Копанский" соответственно, по которым ОАО "Кировские коммунальные системы" выступает энергоснабжающей организацией, а МУ "УЖХ города Кирова" и ТСЖ "Копанский" являются абонентами (т. 1, л.д. 17 - 23, 31 - 37); письмо ОАО "Кировские коммунальные системы" от 05.05.2009 N 08-767 о том, что оно получает плату за воду в составе услуг горячего водоснабжения от потребителей города Кирова и ОАО "КТК" не приобретает у него воду для оказания услуг горячего водоснабжения (т. 2, л.д. 60); письмо Федеральной службы по тарифам России от 27.05.2009 N ДС-3523/5 о том, что для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению (организациям) услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается (т. 2, л.д. 79, 80), и другие), установил, что ОАО "КТК" обеспечивает производство и передачу тепловой энергии потребителям и не осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению; в каких-либо отношениях с потребителями коммунальных услуг Общество не состоит и не взимает с них плату за горячую воду.
Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, им соответствуют и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах для разрешения данного спора вопрос процедуры установления для заявителя тарифа правового значения не имеет.
Таким образом, Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о том, что спорное постановление Администрации в части установления для ОАО "КТК" тарифа на горячую воду не соответствует приведенным нормам права, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поэтому правомерно признал указанный нормативный акт в данной части недействующим.
Доводы Администрации об обратном, изложенные в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, направленными на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, поэтому отклоняются.
Ссылку Администрации на то, что суд неправомерно взыскал с нее в пользу Общества понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины, суд округа признает необоснованной.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
После прекращения отношений истца (заявителя) с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком, заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Ходатайство Администрации о приобщении к материалам дела документов, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции, не подлежит удовлетворению судом округа.
В силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поэтому новые доказательства, представленные Администрацией, не могут быть предметом исследования в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права Арбитражный суд Кировской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2009 по делу N А28-3805/2009-100/14 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)