Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2009 ПО ДЕЛУ N А43-30426/2008-43-488

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу N А43-30426/2008-43-488


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Жаровиной Е.А., доверенность от 11.01.2009 N 5,
от заинтересованного лица: Селиванова А.И., доверенность от 12.01.2009 N 515/00-11-2,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2008,
принятое судьей Степановой С.Н.,
по делу N А43-30426/2008-43-488
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал"
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и
установил:

открытое акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - ОАО "Нижегородский водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) от 07.11.2008 N 515-04-1727-08Н о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.12.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что Общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Из диспозиции указанной нормы следует, что субъектом правонарушения является лицо, по вине которого произошло нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Причиной отключения холодного водоснабжения послужили плановые работы на участке трубопровода, ответственность за содержание которого несет ОАО "Нижегородский водоканал". Следовательно, именно Общество является субъектом административного правонарушения.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
ОАО "Нижегородский водоканал" в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.02.2009.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратура Нижегородского района города Нижнего Новгорода установила, что в связи с проводимым Обществом ремонтом трубопровода 25.09.2008 была прекращена подача холодного водоснабжения в жилой дом 1 по улице Шевченко, в жилые дома 14 и 16 по улице Большие Овраги города Нижнего Новгорода свыше установленного нормативного срока прекращения подачи воды.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ, прокурор Нижегородского района города Нижнего Новгорода вынес постановление о возбуждении административного производства от 22.10.2008 и направил материалы дела для рассмотрения в Инспекцию.
По результатам рассмотрения дела заместитель руководителя Инспекции вынес постановление от 07.11.2008 N 515-04-1727-08Н о привлечении ОАО "Нижегородский водоканал" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частями 1 и 4 статьи 1.5, статьей 1.6, частью 1 статьи 2.1, статьей 7.23, частью 1 статьи 24.5 и частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ, пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 5 статьи 4, пунктом 1 статьи 27 и статьей 38 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктами 1, 3, 9, 10, 49, 51 и 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктами 2.10.23, 2.10.30, 2.11.19 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, пунктом 4.4, пунктом 8.4 (таблицей 34) раздела 8 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного административного правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать установленный уровень потребления населением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг, к числу которых отнесены услуги по холодному водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил).
Потребительские свойства и режим предоставления услуг по холодному водоснабжению должны соответствовать установленным нормативам, а именно - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (пункт 6 Правил).
В силу пункта 3 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Исполнитель самостоятельно производит коммунальные ресурсы (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг) или заключает договор с ресурсоснабжающими организациями (пункты 3, 49 Правил).
Отношения между исполнителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими отпуск воды из системы водоснабжения, предназначенной для обеспечения населения водой, регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Согласно пункту 87 названных Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства (в целях создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой) обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации (устройств и сооружений, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения) в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства; обеспечивать выполнение условий договора с абонентом; принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и в сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм.
Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, являющиеся обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
В пунктах 2.10.1, 2.10.23 названных Правил предусмотрено, что предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой, которая по своему качеству должна отвечать требованиям стандартов. В случае возникновения аварии на водопроводной сети ее ликвидация должна быть осуществлена в сроки, установленные СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". При этом под аварией на водопроводной сети понимается повреждение трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территорий.
Согласно пункту 8.4 (таблице 34) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории с диаметром труб до 400 миллиметров при глубине заложения труб до 2 метров составляет 8 часов, при глубине заложения труб более 2 метров - 12 часов, при необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное время следует увеличивать на 12 часов.
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности коммунального комплекса (исполнители коммунальных услуг, организации водопроводно-хозяйственного комплекса, участвующие в процессе водоснабжения) обязаны соблюдать требования законодательства в части обеспечения потребителей гарантированным уровнем воды и нести ответственность в случае, если нарушение нормативов произошло по их вине.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что ОАО "Нижегородский водоканал" по отношению к потребителям коммунальных услуг является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей отпуск воды из системы водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы. Суд также установил, что подача холодного водоснабжения в спорные дома была приостановлена в целях ликвидации аварии на трубопроводе, ответственность за содержание которого несет ОАО "Нижегородский водоканал". Диаметр трубопровода составляет менее 400 миллиметров, глубина заложения не определена. Расчетное время ликвидации аварии составляет 20 часов (8 часов на ликвидацию аварии и 12 часов на дезинфекцию трубопровода). Для прекращения утечки воды и предотвращения аварийной ситуации ремонтные работы на водопроводной сети длились 6 часов 30 минут, то есть в пределах установленных законодательством сроков.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и обоснованно удовлетворил заявленное ОАО "Нижегородский водоканал" требование.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 1 Приложения N 1 к Правилам не может быть принята во внимание, поскольку данные нормы определяют допустимую продолжительность перерыва подачи холодной воды для изменения размера платы за коммунальные услуги, а не для перерыва для проведения ремонтных, профилактических работ, а также устранению аварий на сетях водопровода.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2008 по делу N А43-30426/2008-43-488 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
М.Ю.ЕВТЕЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)