Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: начальник юридического отдела Корж Александра Михайловна по доверенности N 08-14/071 от 11.01.2009 г., заместитель начальника юридического отдела Ничипорук Людмила Петровна по доверенности от 16.08.2009 г. N 08-14/354,
от заинтересованного лица: начальник отдела контроля за соблюдение антимонопольного законодательства Зиновьев Олег Георгиевич по доверенности от 31.12.2009 г. N 262, специалист 1 разряда Алексенко Иван Викторович по доверенности от 18.01.2010 г. N 15,
от третьих лиц: ТСЖ "Союз офицеров запаса" - представитель Колесников Валерий Иванович по доверенности от 12.11.2009 г., представитель Кочин Сергей Владимирович по доверенности от 12.11.2009 г., представитель Аскаров Олег Анатольевич по доверенности от 12.11.2009 г., ОАО "Ростовоблгаз" - начальник отдела судебной работы Карпенко Михаил Владимирович по доверенности от 26.10.2009 г. N 8.1-ю1/1174,
Федеральная служба по тарифам - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.11.2009 г. по делу N А53-18517/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц ТСЖ "Союз офицеров запаса", Федеральной службы по тарифам, открытого акционерного общества "Ростовоблгаз"
о признании недействительным решения и предписания,
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
общество с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным решения УФАС от 22.07.2009 г. по делу N 512 и предписания от 22.07.2009 г. N 271 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСЖ "Союз офицеров запаса", Федеральная служба по тарифам, открытое акционерное общество "Ростовоблгаз".
Решением суда от 03.11.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ТСЖ не продает газ или горячую воду населению, не извлекает прибыль, а рассчитывается за потребляемый газ напрямую за счет средств собственников квартир многоквартирного дома, ввиду чего применение для расчета стоимости предоставленного товариществу газа методики, предназначенной для оптовых потребителей, неправомерно, а потому нарушение ООО "Ростоврегионгаз" требований антимонопольного законодательства является доказанным.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Ростоврегионгаз" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом ФСТ от 23.11.2004 г., возможность реализации газа по розничным ценам для использования крышными и иными котельными не предусмотрена, аналогичные разъяснения содержатся также в Письме ФСТ от 22.07.2009 г. N 9-413, права ТСЖ при этом, по мнению общества, не нарушаются. Заявитель жалобы считает, что в полномочия ФАС не входит разъяснение применения регулируемых цен, поэтому судом должна быть учтена позиция ФСТ как уполномоченного органа в сфере государственного регулирования ценообразования, судом неправильно истолкован пункт 15 Правил N 307, а также сделан неправильный вывод о том, что поставка газа в автономную котельную для отопления многоквартирного дома является коммунальной услугой, а применение цены на газ зависит от типа котельной, на которую он (газ) поставляется, решение суда изменяет структуру договорных отношений ТСЖ "Союз офицеров запаса" и ОАО "Ростовоблгаз".
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что ООО "Ростоврегионгаз" в 2009 г. поставлялся газ ТСЖ по тарифам, предусмотренным для оптовых потребителей, между тем ТСЖ заключает договоры с газоснабжающей организацией с целью оказания услуг жителям многоквартирного жилого дома, поэтому обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, применение к ТСЖ тарифов, утвержденных для юридических лиц, также невозможно ввиду того, что ТСЖ не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами. Методические указания, на которые ссылается ООО "Ростоврегионгаз", противоречат требованиям Правил N 307, имеющим большую юридическую силу, а потому применяться не могут.
ОАО "Ростовоблгаз" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу, поддерживая изложенные в ней доводы и ссылаясь на то, что у энергоснабжающих организаций отсутствуют правовые основания для применения тарифа для населения в отношении ТСЖ.
ТСЖ "Союз офицеров запаса" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что используемая ТСЖ котельная является автономной, предназначенной для отопления одного здания, в связи с чем товарищество под понятие "центральное отопление", используемое в Методических указаниях, не подпадает, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, в многоквартирных домах, выступает в интересах членов ТСЖ, поэтому вывод суда о необходимости применения к ТСЖ розничных цен, установленных для граждан-потребителей, является правильным.
В судебном заседании представители сторон и третьих лиц ОАО "Ростовоблгаз" и ТСЖ "Союз офицеров запаса" поддержали доводы жалобы и отзывов на нее.
ФСТ России, надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанного третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области 10.06.2009 г. поступило обращение ТСЖ "Союз офицеров запаса" о нарушении ООО "Ростоврегионгаз" требований антимонопольного законодательства РФ, выразившемся в том, что согласно договору поставки газа от 12.10.2007 г. N 43-03-01291/08 ООО "Ростоврегионгаз" обязывает ТСЖ "Союз офицеров запаса" оплачивать за газ, потребляемый крышной котельной многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в", по цене, отличной от цены, применяемой при расчетах с населением. При этом ТСЖ просило исключить из указанного договора пункт 2.3, определяющий цену за потребляемый газ.
По результатам рассмотрения обращения ТСЖ комиссией Управления ФАС принято решение от 22.07.2009 г. о признании ООО "Ростоврегионгаз" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а также выдано предписание от 22.07.2009 г. N 271 о прекращении ООО "Ростоврегионгаз" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем установления в договоре поставки газа N 43-03-01291/08 от 12.10.2007 г. обязанности ТСЖ "Союз офицеров запаса" оплачивать обществу "Ростоврегионгаз" потребляемый крышной котельной многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в" газ, по цене, отличной от цены, применяемой при расчетах с населением. Данным предписанием на ООО "Ростоврегионгаз" также возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания направить в ТСЖ "Союз офицеров запаса" предложение об исключении из договора поставки газа N 43-03-01291/08 от 12.10.2007 г. пункта 2.3, а также обязанность рассчитываться с ТСЖ за газ, поставляемый по договору поставки газа N 43-03-01291/08 от 12.10.2007 г., по тарифам, применяемым при расчетах с населением.
Указанные решение и предписание оспорены ООО "Ростоврегионгаз" в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Как следует из содержания статей 198 - 201 АПК РФ, необходимым условием для признания незаконными ненормативных актов государственных органов (в том числе антимонопольных) является наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых актов закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела не усматривается.
Опровергая данный вывод, ООО "Ростоврегионгаз" ссылается на то, что ТСЖ "Союз офицеров запаса" поставляется газ для нагревания воды и отопления жилого дома в крышной котельной, что в силу Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.11.2004 г. N 194-э/12 (далее - Методические указания), препятствует применению к расчетам с ТСЖ розничных цен на газ.
Действительно, как следует из материалов дела, в многоквартирном жилом доме по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в", имеется автономная крышная (то есть в силу СНиП П-35-76 "Котельные установки" располагаемая (размещаемая) на покрытии здания непосредственно или на специально устроенном основании над покрытием) котельная, являющаяся общей собственностью собственников квартир этого дома. Однако само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о легитимности применения обществом "Ростоврегионгаз" методики расчета цен на поставляемый ТСЖ газ, утвержденной для оптовых потребителей.
Из пункта 4 Методических указаний следует, что розничные цены на газ применяются на тот объем коммунального ресурса, который потребляется при помощи местных бытовых приборов, и не применяются к объемам газа, используемым для центрального отопления, под которым понимается также и потребление газа крышными и иными котельными.
Однако согласно пункту 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. Следовательно, по смыслу данных Правил центральное отопление отсутствует, если отопление многоквартирного дома осуществляется посредством автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников.
Согласно пункту 1 статьи 290 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года N 51-ФЗ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (общее имущество многоквартирного дома).
Поскольку общее имущество включает в себя только оборудование обслуживающее более одной квартиры, то к автономной системе отопления указанной в пункте 18 Правил N 307, нельзя отнести индивидуальные отопительные приборы. Более того, совокупное применение пункта 18 Правил N 307 и пункта 1 статьи 290 ГК позволяет сделать вывод, что под автономной системой отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, может пониматься и крышная котельная жилого дома.
ООО "Ростоврегионгаз" в апелляционной жалобе также указывает на возможность определения платы за оказание снабженческо-сбытовых услуг по поставке газа исходя из субъекта, являющегося контрагентом (потребителем) газоснабжающей организации в договоре о его поставке. При этом заявитель жалобы ссылается на Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 172-э/4, и дифференцирует потребителей газа на население и прочие группы потребителей, к последним относя и ТСЖ "Союз офицеров запаса". Данные доводы общества являются необоснованными.
Как следует из пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом пунктом 15 Правил N 307 определено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем газа осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
То есть приведенные нормы Правил допускают возможность применения в отношениях с ТСЖ тарифов, утвержденных для граждан-потребителей, в случае если жильцы многоквартирного дома являются непосредственными потребителями соответствующих коммунальных услуг, а ТСЖ - их исполнителем.
Согласно пункту 3 названных Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, исполнителями коммунальных услуг являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, приобретающие коммунальные ресурсы, производящие и предоставляющие коммунальные услуги и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям (гражданам) предоставляются коммунальные услуги.
Котельная, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в", предназначена для отопления исключительно квартир этого же дома. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ ТСЖ вправе заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Реализуя данные полномочия, ТСЖ "Союз офицеров запаса" заключило с ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" договор N 43-3-01291/08 от 12.10.2007 г. на поставку газа, потребляемого крышной котельной многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в". Пунктом 2.3 данного договора установлено применение при расчетах за поставленный ТСЖ газ оптовых цен на газ, утвержденных ФСТ РФ.
Между тем, как следует из материалов дела, в том числе пояснений представителей ТСЖ, товарищество является некоммерческой организацией, состоит из 24-х собственников квартир дома N 92 по ул. Васильева в г. Азове Ростовской области, имеющих в собственности места общего пользования, внутридомовые инженерные системы, в том числе крышную котельную. Данные коммуникации предназначены исключительно для обслуживания этого же дома и используются только в этих целях, приобретаемый ТСЖ "Союз офицеров запаса" по договору от 12.10.2007 г. газ используется только для подогрева воды с помощью крышной котельной, а население - жильцы указанного дома, потребляют эту горячую воду, в том числе для отопления квартир. Иной деятельности (в том числе носящей предпринимательский характер) ТСЖ "Союз офицеров запаса" не осуществляет, не продает газ или горячую воду населению, не извлекает прибыль, а рассчитывается за потребляемый газ напрямую за счет средств собственников квартир многоквартирного дома. Следовательно, вступая в отношения с ООО "Ростоврегионгаз" как газоснабжающей организацией, ТСЖ действует как представитель жильцов многоквартирного дома по ул. Васильева, 92 "в" в г. Азове, а не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами.
В этой связи обязательства по оплате потребленного жильцами дома газа (в том числе и путем получения горячей воды и отопления от автономной крышной котельной, эксплуатируемой на газе), возникающие у ТСЖ перед ООО "Ростоврегионгаз" по договору поставки газа от 12.10.2007 г., не могут быть больше, чем в случае заключения жильцами дома прямых договоров на поставку газа с соответствующим поставщиком, а потому позиция УФАС по РО, поддержанная судом первой инстанции, о том, что ТСЖ "Союз офицеров запаса" обязано оплачивать поставленный ему на основании договора от 12.10.2007 г. газ по ценам, установленным для населения, а не оптовым ценам (для юридических лиц), является обоснованной.
Соответствующие выводы основаны на положениях Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307, а также сложившейся судебной практике (Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 г. N 525/09).
При этом поскольку Постановление Правительства от 23.05.2006 г. N 307, утвердившее Правила предоставления коммунальных услуг, имеет большую юридическую силу в сравнении с Приказом ФСТ России от 23.11.2004 г. N 194-э/12, утвердившим Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, ссылка ООО "Ростоврегионгаз" на необходимость применения п. 4 Методических указаний, противоречащего пункту 18 Правил N 307, не может быть признана апелляционным судом обоснованной.
Доводы заявителя жалобы о том, что поставка газа в автономную котельную не является формой предоставления коммунальной услуги, а ТСЖ "Союз офицеров запаса", приобретая природный газ для производства тепловой энергии и предоставления жильцам дома услуг по теплоснабжению (отопление, горячее водоснабжение), не является исполнителем коммунальных услуг по смыслу Правил N 307, противоречит приведенным выше положениям данных Правил, в связи с чем также подлежит отклонению.
ООО "Ростоврегионгаз" является субъектом, доминирующим на рынке услуг по поставке природного газа в границах Ростовской области, с долей более 65%.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют, что в отношениях с ТСЖ "Союз офицеров запаса" по договору от 12.10.2007 г. N 43-03-01291/08 ООО "Ростоврегионгаз" завысило цену реализуемого газа, не применив тариф, предусмотренный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.12.2008 г. N 14/8, нарушив тем самым порядок ценообразования, что пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" признано одной из форм злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и запрещено положениями данной статьи.
Положения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" опровергают также довод заявителя жалобы о невозможности вмешательства УФАС в сферу ценообразования (осуществления антимонопольным органом контроля за соблюдением субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, нормативно установленного порядка ценообразования).
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, установив нарушение антимонопольного законодательства, выдает предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство.
Поскольку пункт 2.3 договора от 12.10.2007 г. N 43-03-01291/08 неправомерно определяет обязанность ТСЖ "Союз офицеров запаса" оплачивать ООО "Ростоврегионгаз" потребляемый крышной котельной жилого дома газ по цене, отличной от цены, применяемой при расчетах с населением, то данный пункт обоснованно признан УФАС по Ростовской области подлежащим исключению из договора.
В этой связи вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Ростоврегионгаз" требований признается апелляционным судом обоснованным, оснований к отмене решения суда не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и была уплачена обществом при ее подаче (платежное поручение N 20104 от 12.11.2009 г. - л.д. 164 т. 3).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 3 ноября 2009 г. оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2010 N 15АП-12014/2009 ПО ДЕЛУ N А53-18517/2009
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2010 г. N 15АП-12014/2009
Дело N А53-18517/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: начальник юридического отдела Корж Александра Михайловна по доверенности N 08-14/071 от 11.01.2009 г., заместитель начальника юридического отдела Ничипорук Людмила Петровна по доверенности от 16.08.2009 г. N 08-14/354,
от заинтересованного лица: начальник отдела контроля за соблюдение антимонопольного законодательства Зиновьев Олег Георгиевич по доверенности от 31.12.2009 г. N 262, специалист 1 разряда Алексенко Иван Викторович по доверенности от 18.01.2010 г. N 15,
от третьих лиц: ТСЖ "Союз офицеров запаса" - представитель Колесников Валерий Иванович по доверенности от 12.11.2009 г., представитель Кочин Сергей Владимирович по доверенности от 12.11.2009 г., представитель Аскаров Олег Анатольевич по доверенности от 12.11.2009 г., ОАО "Ростовоблгаз" - начальник отдела судебной работы Карпенко Михаил Владимирович по доверенности от 26.10.2009 г. N 8.1-ю1/1174,
Федеральная служба по тарифам - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.11.2009 г. по делу N А53-18517/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц ТСЖ "Союз офицеров запаса", Федеральной службы по тарифам, открытого акционерного общества "Ростовоблгаз"
о признании недействительным решения и предписания,
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным решения УФАС от 22.07.2009 г. по делу N 512 и предписания от 22.07.2009 г. N 271 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСЖ "Союз офицеров запаса", Федеральная служба по тарифам, открытое акционерное общество "Ростовоблгаз".
Решением суда от 03.11.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ТСЖ не продает газ или горячую воду населению, не извлекает прибыль, а рассчитывается за потребляемый газ напрямую за счет средств собственников квартир многоквартирного дома, ввиду чего применение для расчета стоимости предоставленного товариществу газа методики, предназначенной для оптовых потребителей, неправомерно, а потому нарушение ООО "Ростоврегионгаз" требований антимонопольного законодательства является доказанным.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Ростоврегионгаз" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом ФСТ от 23.11.2004 г., возможность реализации газа по розничным ценам для использования крышными и иными котельными не предусмотрена, аналогичные разъяснения содержатся также в Письме ФСТ от 22.07.2009 г. N 9-413, права ТСЖ при этом, по мнению общества, не нарушаются. Заявитель жалобы считает, что в полномочия ФАС не входит разъяснение применения регулируемых цен, поэтому судом должна быть учтена позиция ФСТ как уполномоченного органа в сфере государственного регулирования ценообразования, судом неправильно истолкован пункт 15 Правил N 307, а также сделан неправильный вывод о том, что поставка газа в автономную котельную для отопления многоквартирного дома является коммунальной услугой, а применение цены на газ зависит от типа котельной, на которую он (газ) поставляется, решение суда изменяет структуру договорных отношений ТСЖ "Союз офицеров запаса" и ОАО "Ростовоблгаз".
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что ООО "Ростоврегионгаз" в 2009 г. поставлялся газ ТСЖ по тарифам, предусмотренным для оптовых потребителей, между тем ТСЖ заключает договоры с газоснабжающей организацией с целью оказания услуг жителям многоквартирного жилого дома, поэтому обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, применение к ТСЖ тарифов, утвержденных для юридических лиц, также невозможно ввиду того, что ТСЖ не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами. Методические указания, на которые ссылается ООО "Ростоврегионгаз", противоречат требованиям Правил N 307, имеющим большую юридическую силу, а потому применяться не могут.
ОАО "Ростовоблгаз" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу, поддерживая изложенные в ней доводы и ссылаясь на то, что у энергоснабжающих организаций отсутствуют правовые основания для применения тарифа для населения в отношении ТСЖ.
ТСЖ "Союз офицеров запаса" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что используемая ТСЖ котельная является автономной, предназначенной для отопления одного здания, в связи с чем товарищество под понятие "центральное отопление", используемое в Методических указаниях, не подпадает, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, в многоквартирных домах, выступает в интересах членов ТСЖ, поэтому вывод суда о необходимости применения к ТСЖ розничных цен, установленных для граждан-потребителей, является правильным.
В судебном заседании представители сторон и третьих лиц ОАО "Ростовоблгаз" и ТСЖ "Союз офицеров запаса" поддержали доводы жалобы и отзывов на нее.
ФСТ России, надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанного третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области 10.06.2009 г. поступило обращение ТСЖ "Союз офицеров запаса" о нарушении ООО "Ростоврегионгаз" требований антимонопольного законодательства РФ, выразившемся в том, что согласно договору поставки газа от 12.10.2007 г. N 43-03-01291/08 ООО "Ростоврегионгаз" обязывает ТСЖ "Союз офицеров запаса" оплачивать за газ, потребляемый крышной котельной многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в", по цене, отличной от цены, применяемой при расчетах с населением. При этом ТСЖ просило исключить из указанного договора пункт 2.3, определяющий цену за потребляемый газ.
По результатам рассмотрения обращения ТСЖ комиссией Управления ФАС принято решение от 22.07.2009 г. о признании ООО "Ростоврегионгаз" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а также выдано предписание от 22.07.2009 г. N 271 о прекращении ООО "Ростоврегионгаз" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем установления в договоре поставки газа N 43-03-01291/08 от 12.10.2007 г. обязанности ТСЖ "Союз офицеров запаса" оплачивать обществу "Ростоврегионгаз" потребляемый крышной котельной многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в" газ, по цене, отличной от цены, применяемой при расчетах с населением. Данным предписанием на ООО "Ростоврегионгаз" также возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания направить в ТСЖ "Союз офицеров запаса" предложение об исключении из договора поставки газа N 43-03-01291/08 от 12.10.2007 г. пункта 2.3, а также обязанность рассчитываться с ТСЖ за газ, поставляемый по договору поставки газа N 43-03-01291/08 от 12.10.2007 г., по тарифам, применяемым при расчетах с населением.
Указанные решение и предписание оспорены ООО "Ростоврегионгаз" в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Как следует из содержания статей 198 - 201 АПК РФ, необходимым условием для признания незаконными ненормативных актов государственных органов (в том числе антимонопольных) является наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых актов закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела не усматривается.
Опровергая данный вывод, ООО "Ростоврегионгаз" ссылается на то, что ТСЖ "Союз офицеров запаса" поставляется газ для нагревания воды и отопления жилого дома в крышной котельной, что в силу Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.11.2004 г. N 194-э/12 (далее - Методические указания), препятствует применению к расчетам с ТСЖ розничных цен на газ.
Действительно, как следует из материалов дела, в многоквартирном жилом доме по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в", имеется автономная крышная (то есть в силу СНиП П-35-76 "Котельные установки" располагаемая (размещаемая) на покрытии здания непосредственно или на специально устроенном основании над покрытием) котельная, являющаяся общей собственностью собственников квартир этого дома. Однако само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о легитимности применения обществом "Ростоврегионгаз" методики расчета цен на поставляемый ТСЖ газ, утвержденной для оптовых потребителей.
Из пункта 4 Методических указаний следует, что розничные цены на газ применяются на тот объем коммунального ресурса, который потребляется при помощи местных бытовых приборов, и не применяются к объемам газа, используемым для центрального отопления, под которым понимается также и потребление газа крышными и иными котельными.
Однако согласно пункту 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. Следовательно, по смыслу данных Правил центральное отопление отсутствует, если отопление многоквартирного дома осуществляется посредством автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников.
Согласно пункту 1 статьи 290 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года N 51-ФЗ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (общее имущество многоквартирного дома).
Поскольку общее имущество включает в себя только оборудование обслуживающее более одной квартиры, то к автономной системе отопления указанной в пункте 18 Правил N 307, нельзя отнести индивидуальные отопительные приборы. Более того, совокупное применение пункта 18 Правил N 307 и пункта 1 статьи 290 ГК позволяет сделать вывод, что под автономной системой отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, может пониматься и крышная котельная жилого дома.
ООО "Ростоврегионгаз" в апелляционной жалобе также указывает на возможность определения платы за оказание снабженческо-сбытовых услуг по поставке газа исходя из субъекта, являющегося контрагентом (потребителем) газоснабжающей организации в договоре о его поставке. При этом заявитель жалобы ссылается на Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 172-э/4, и дифференцирует потребителей газа на население и прочие группы потребителей, к последним относя и ТСЖ "Союз офицеров запаса". Данные доводы общества являются необоснованными.
Как следует из пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом пунктом 15 Правил N 307 определено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем газа осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
То есть приведенные нормы Правил допускают возможность применения в отношениях с ТСЖ тарифов, утвержденных для граждан-потребителей, в случае если жильцы многоквартирного дома являются непосредственными потребителями соответствующих коммунальных услуг, а ТСЖ - их исполнителем.
Согласно пункту 3 названных Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, исполнителями коммунальных услуг являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, приобретающие коммунальные ресурсы, производящие и предоставляющие коммунальные услуги и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям (гражданам) предоставляются коммунальные услуги.
Котельная, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в", предназначена для отопления исключительно квартир этого же дома. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ ТСЖ вправе заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Реализуя данные полномочия, ТСЖ "Союз офицеров запаса" заключило с ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" договор N 43-3-01291/08 от 12.10.2007 г. на поставку газа, потребляемого крышной котельной многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92 "в". Пунктом 2.3 данного договора установлено применение при расчетах за поставленный ТСЖ газ оптовых цен на газ, утвержденных ФСТ РФ.
Между тем, как следует из материалов дела, в том числе пояснений представителей ТСЖ, товарищество является некоммерческой организацией, состоит из 24-х собственников квартир дома N 92 по ул. Васильева в г. Азове Ростовской области, имеющих в собственности места общего пользования, внутридомовые инженерные системы, в том числе крышную котельную. Данные коммуникации предназначены исключительно для обслуживания этого же дома и используются только в этих целях, приобретаемый ТСЖ "Союз офицеров запаса" по договору от 12.10.2007 г. газ используется только для подогрева воды с помощью крышной котельной, а население - жильцы указанного дома, потребляют эту горячую воду, в том числе для отопления квартир. Иной деятельности (в том числе носящей предпринимательский характер) ТСЖ "Союз офицеров запаса" не осуществляет, не продает газ или горячую воду населению, не извлекает прибыль, а рассчитывается за потребляемый газ напрямую за счет средств собственников квартир многоквартирного дома. Следовательно, вступая в отношения с ООО "Ростоврегионгаз" как газоснабжающей организацией, ТСЖ действует как представитель жильцов многоквартирного дома по ул. Васильева, 92 "в" в г. Азове, а не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами.
В этой связи обязательства по оплате потребленного жильцами дома газа (в том числе и путем получения горячей воды и отопления от автономной крышной котельной, эксплуатируемой на газе), возникающие у ТСЖ перед ООО "Ростоврегионгаз" по договору поставки газа от 12.10.2007 г., не могут быть больше, чем в случае заключения жильцами дома прямых договоров на поставку газа с соответствующим поставщиком, а потому позиция УФАС по РО, поддержанная судом первой инстанции, о том, что ТСЖ "Союз офицеров запаса" обязано оплачивать поставленный ему на основании договора от 12.10.2007 г. газ по ценам, установленным для населения, а не оптовым ценам (для юридических лиц), является обоснованной.
Соответствующие выводы основаны на положениях Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307, а также сложившейся судебной практике (Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 г. N 525/09).
При этом поскольку Постановление Правительства от 23.05.2006 г. N 307, утвердившее Правила предоставления коммунальных услуг, имеет большую юридическую силу в сравнении с Приказом ФСТ России от 23.11.2004 г. N 194-э/12, утвердившим Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, ссылка ООО "Ростоврегионгаз" на необходимость применения п. 4 Методических указаний, противоречащего пункту 18 Правил N 307, не может быть признана апелляционным судом обоснованной.
Доводы заявителя жалобы о том, что поставка газа в автономную котельную не является формой предоставления коммунальной услуги, а ТСЖ "Союз офицеров запаса", приобретая природный газ для производства тепловой энергии и предоставления жильцам дома услуг по теплоснабжению (отопление, горячее водоснабжение), не является исполнителем коммунальных услуг по смыслу Правил N 307, противоречит приведенным выше положениям данных Правил, в связи с чем также подлежит отклонению.
ООО "Ростоврегионгаз" является субъектом, доминирующим на рынке услуг по поставке природного газа в границах Ростовской области, с долей более 65%.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют, что в отношениях с ТСЖ "Союз офицеров запаса" по договору от 12.10.2007 г. N 43-03-01291/08 ООО "Ростоврегионгаз" завысило цену реализуемого газа, не применив тариф, предусмотренный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.12.2008 г. N 14/8, нарушив тем самым порядок ценообразования, что пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" признано одной из форм злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и запрещено положениями данной статьи.
Положения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" опровергают также довод заявителя жалобы о невозможности вмешательства УФАС в сферу ценообразования (осуществления антимонопольным органом контроля за соблюдением субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, нормативно установленного порядка ценообразования).
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, установив нарушение антимонопольного законодательства, выдает предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство.
Поскольку пункт 2.3 договора от 12.10.2007 г. N 43-03-01291/08 неправомерно определяет обязанность ТСЖ "Союз офицеров запаса" оплачивать ООО "Ростоврегионгаз" потребляемый крышной котельной жилого дома газ по цене, отличной от цены, применяемой при расчетах с населением, то данный пункт обоснованно признан УФАС по Ростовской области подлежащим исключению из договора.
В этой связи вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Ростоврегионгаз" требований признается апелляционным судом обоснованным, оснований к отмене решения суда не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и была уплачена обществом при ее подаче (платежное поручение N 20104 от 12.11.2009 г. - л.д. 164 т. 3).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 3 ноября 2009 г. оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Н.Н.СМОТРОВА
Н.Н.ИВАНОВА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)