Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6359/2012) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 (судья Гущин А.И.), принятое по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к товариществу собственников жилья "Олимп" (ОГРН 1045507037894, ИНН 5504097336) о взыскании 50 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Сучков А.А. по доверенности от 01.01.2012 сроком до 31.12.2012, паспорт;
- от товарищества собственников жилья "Олимп" - Дергунова Н.В. по доверенности от 15.05.2012 сроком на 3 года, паспорт;
- установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Олимп" (далее - ТСЖ "Олимп", ответчик) 49 000 руб. основного долга за тепловую энергию, 1 000 руб. пени за нарушение сроков внесения платежей.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил об увеличении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика 356 829 руб. 57 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору ресурсоснабжения N 4873 от 04.12.2007 в период с апреля по сентябрь 2011 года в жилой дом N 17 по ул. Мартынова в г. Омске, 37 011 руб. 71 коп. пени за нарушение сроков оплаты тепловой энергии за период с 11.03.2010 по 22.12.2011.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 49 АПК РФ, принял указанное заявление к рассмотрению.
Ответчик в порядке части 3 статьи 70 АПК РФ признал сумму долга в размере 150 987 руб. 33 коп. и пени в размере 20 969 руб. 61 коп., рассчитанные по нормативу теплопотребления исходя из количества проживающих в доме лиц 92.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 150 987 руб. 33 коп. задолженности, 20 969 руб. 61 коп. пени, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной суммы иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 748 руб. 98 коп. государственной пошлины. С истца в доход федерального бюджета взыскано 6 127 руб. 84 коп. государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из требований статей 544, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) об обязанности абонента надлежащим образом исполнять свои обязанности по оплате фактически принятой энергии, а также из того, что материалами дела подтвержден факт принятия ТСЖ "Олимп" тепловой энергии за период с апреля по сентябрь 2011 года, доказательства оплаты в полном объеме принятой электрической энергии отсутствуют. Судом первой инстанции был учтен факт отсутствия коллективного прибора учета в жилом доме N 17 по ул. Мартынова в г. Омске, в связи с чем расчет задолженности был произведен исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденного органами местного самоуправления.
Возражая против принятого судебного акта, ОАО "ТГК N 11" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на недоказанность количества граждан, проживающих в спорном доме, и отсутствие мотивов для отклонения условий договора о количестве поставляемого ресурса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
04.12.2007 между ОАО "ТГК N 11" (ресурсоснабжающая организации) и ТСЖ "Олимп" (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения N 4873 на подачу через присоединенную теплосеть тепловую энергию в горячей воде на отопление, вентиляцию горячее водоснабжение по закрытой схеме и горячее водоснабжение по открытой схеме от ТЭЦ-5 к жилому дому по ул. Мартынова, 17, в согласованном договором количестве.
Согласно условиям договора стоимость горячего водоснабжения в отопительный период определялась истцом как произведение договорного количества тепловой энергии на горячее водоснабжение в Гкал/ч. на тариф тепловой энергии, в межотопительный период при открытой схеме горячего водоснабжения прибавлялась стоимость подпиточной воды.
Согласно пункту 1 Приложения N 3 к договору расчетным периодом является календарный месяц.
Ресурсоснабжающая организации после 5-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в банк исполнителя платежные документы на оплату 100% стоимости фактического энергопотребления в предыдущем расчетном периоде и налоги, установленные законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 3 к договору, исполнитель обязан в акцептном порядке оплатить стоимость тепловой энергии, налоги, установленные законодательством, включенные в платежный документ, в течение пяти рабочих дней со дня поступления его в банк исполнителя.
Согласно пункту 3 Приложения N 3 к договору, в случае несвоевременной оплаты исполнителем фактически потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающая организации вправе начислить исполнителю со дня, следующего за днем, до наступления которого исполнитель обязан был осуществить платеж, пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыполненных в срок сумм за каждый день просрочки по день фактической выплаты включительно.
Пунктом 3.5. договора определено, что при отсутствии приборов учета, количество потребляемой исполнителем тепловой энергии и сетевой воды определяется с учетом договорных нагрузок (Приложение N 1), согласованных сторонами в акте об исходных данных.
По утверждению истца, во исполнении условий договора за период с апреля по сентябрь 2011 года он поставил ответчику тепловую энергию на сумму 356 829 руб. 57 коп., за просрочку оплаты потребленной тепловой энергии начислена пеня в размере 37 011 руб. 71 коп. за период с 11.03.201 по 22.12.2011.
Поскольку ответчик свои обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
04.06.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение по настоящему делу о частичном удовлетворении исковых требований, являющее предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как верно установил суд первой инстанции, спорные взаимоотношения между истцом и ответчиком являются отношениями по энергоснабжению, регулируемые нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и условиями заключенного между сторонами договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ и статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменений его условий не допускается.
Ответчиком не оспаривается факт выполнения истцом обязательств по поставке тепловой энергии по договору N 4873 от 04.12.2007.
Разногласия между ОАО "ТГК N 11" и ТСЖ "Олимп" возникли по поводу определения количества потребленной тепловой энергии. Ответчик считает, что при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета, размер платы за тепловую энергию должен определяться по формуле N 3 Приложения 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусматривающей расчет коммунальных услуг исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартира, жилой дом) исходя из норматива, установленного органами местного самоуправления, а не исходя из договорного объема, как утверждает истец.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 даны следующие определения:
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.
Жилищным законодательством к указанным договорам отнесен, в частности, договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - ТСЖ, ЖСК) (статьи 137, 155, 161, 162, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ЖК РФ).
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативов), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг (пункты 3, 49 Правил N 307).
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункт 3 и подпункты "а" - "г" пункта 49 Правил N 307).
В силу пункта 7 Правил N 307, в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме N 17 по ул. Мартынова в городе Омске в целях управления многоквартирным домам создано ТСЖ "Олимп".
Таким образом, с учетом приведенных положений Правил N 307, ТСЖ "Олимп" является исполнителем коммунальных услуг, поскольку фактически приобретает тепловую энергию для использования на общедомовые нужды (отопление лестниц, площадки и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для целей передачи собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме N 17 по ул. Мартынова в городе Омске, которые, в свою очередь, являются потребителями услуг; ОАО "ТГК N 11" является ресурсоснабжающей организацией.
Соответственно, на ТСЖ "Олимп", как на исполнителе коммунальных услуг, лежит обязанность по оплате поставленного объема тепловой энергии.
В соответствии пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 7 Правил N 307).
Согласно пункту 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в жилом доме N 17 по ул. Мартынова в городе Омске отсутствуют общедомовые приборы учета.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В данном случае расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуги (ТСЖ) должны осуществляться за принятое в многоквартирный дом количество тепла, определяемое по показаниям общедомового прибора учета, а в связи с его отсутствием в данном случае - по нормативам потребления исходя из следующего.
Согласно пункту 7 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В силу пункта 8 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии со статьей 426 Кодекса договор энергоснабжения является публичным и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Суд учел, что приобретаемая тепловая энергия использовалась товариществом в целях отопления и горячего водоснабжения жилого фонда. Поэтому суд, исходя из пункта 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений Правил N 307, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пришел к выводу о том, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит определению в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг, независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета.
Исходя из буквального толкования пункта 8 указанных Правил N 307, их действие распространяется и на отношения, связанные с приобретением коммунальных ресурсов.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации обществом как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, к отношениям сторон положений Жилищного кодекса и этих Правил. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8.
Данные выводы также согласуются с разъяснениями, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10, в соответствии с которыми вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной.
Таким образом, содержащееся в упомянутых Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Норматив потребления горячей воды для населения города Омска утвержден Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города Омска жилищно-коммунальными услугами" и составляет 3,51 куб. м/месяц на 1 человека.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520, тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Тариф на горячую воду включает в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для прогрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования N 520.
Тариф на горячую воду для потребителей ОАО "ТГК N 11" по сетям МП "Тепловая компания" на 2011 год в межотопительный период при осуществлении горячего водоснабжения жилого дома по открытой схеме установлен Приказом РЭК Омской области от 30.11.2010 N 322/59 в размере 49,15 руб. /1 куб. м без учета НДС (58,00 руб./1 куб. м с учетом НДС).
Тариф на горячую воду для потребителей ОАО "ТГК N 11" по сетям МП "Тепловая компания" на 2011 г. в отопительный период при осуществлении горячего водоснабжения жилого дома по закрытой схеме составляет 36, 46 руб./1 куб. м без учета НДС (43,03 руб./1 куб. м с учетом НДС), находится расчетным путем.
Согласно выставленным для оплаты счетам-фактурам ОАО ТГК N 11" в спорный период вместо тарифов на горячую воду в размере 49,15 руб./1 куб. м (без учета НДС) применяло тариф на тепловую энергию в горячей воде (на ГВС) в размере 842,08 руб./Гкал (без учета НДС).
Кроме того дополнительно предъявлялась к оплате стоимость подпиточной воды в 2011 г. - 12,69 руб. 1 куб. м (без учета НДС).
Количество граждан, проживающих в спорном доме, согласно данным, представленным ТСЖ "Олимп", составляет 92 человека.
Указанные данные ответчиком не опровергнуты, доказательств иного количества приживающих в спорный период не представлено. Возражения ОАО "ТГК N 11" в указанной части не обоснованы, сведений о регистрации по месту жительства иного количества граждан не имеется.
Согласно контррасчету суммы задолженности за спорный период, произведенного ответчиком в соответствии с вышеприведенной формулой исходя из названных показателей, истцом излишне было предъявлено к оплате за потребленную горячую воду 205 842 руб. 24 коп. По расчетам задолженность по оплате тепловой энергии за период с апреля по сентябрь 2011 года составила 150 897 руб. 33 коп.
Расчет задолженности суд апелляционной инстанции признает правильным, истцом расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности за поставленную электрическую энергию, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании с ответчика стоимости поставленной с апреля по сентябрь 2011 года в жилой дом N 17 ул. Мартынова в г. Омске тепловой энергии в сумме 150 897 руб. 33 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
За ненадлежащее исполнение денежного обязательства истец требует применения к ответчику ответственности, предусмотренной статьей 330 ГК РФ и пунктом 3 Приложения N 3 к договору в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Проверив расчет истца, учитывая, что сумма задолженности по оплате тепловой энергии определена в размере 150 897 руб. 33 коп., суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ОАО "ТГК N 11", взыскав с ТСЖ "Олимп" 20 969 руб. 61 коп. неустойки за просрочку внесения оплаты за тепловую энергию за период с 11.03.2010 по 22.12.2011.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ОАО "ТГК N 11".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШАРОВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2012 ПО ДЕЛУ N А46-722/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. по делу N А46-722/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6359/2012) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 (судья Гущин А.И.), принятое по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к товариществу собственников жилья "Олимп" (ОГРН 1045507037894, ИНН 5504097336) о взыскании 50 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Сучков А.А. по доверенности от 01.01.2012 сроком до 31.12.2012, паспорт;
- от товарищества собственников жилья "Олимп" - Дергунова Н.В. по доверенности от 15.05.2012 сроком на 3 года, паспорт;
- установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Олимп" (далее - ТСЖ "Олимп", ответчик) 49 000 руб. основного долга за тепловую энергию, 1 000 руб. пени за нарушение сроков внесения платежей.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил об увеличении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика 356 829 руб. 57 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору ресурсоснабжения N 4873 от 04.12.2007 в период с апреля по сентябрь 2011 года в жилой дом N 17 по ул. Мартынова в г. Омске, 37 011 руб. 71 коп. пени за нарушение сроков оплаты тепловой энергии за период с 11.03.2010 по 22.12.2011.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 49 АПК РФ, принял указанное заявление к рассмотрению.
Ответчик в порядке части 3 статьи 70 АПК РФ признал сумму долга в размере 150 987 руб. 33 коп. и пени в размере 20 969 руб. 61 коп., рассчитанные по нормативу теплопотребления исходя из количества проживающих в доме лиц 92.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 150 987 руб. 33 коп. задолженности, 20 969 руб. 61 коп. пени, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной суммы иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 748 руб. 98 коп. государственной пошлины. С истца в доход федерального бюджета взыскано 6 127 руб. 84 коп. государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из требований статей 544, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) об обязанности абонента надлежащим образом исполнять свои обязанности по оплате фактически принятой энергии, а также из того, что материалами дела подтвержден факт принятия ТСЖ "Олимп" тепловой энергии за период с апреля по сентябрь 2011 года, доказательства оплаты в полном объеме принятой электрической энергии отсутствуют. Судом первой инстанции был учтен факт отсутствия коллективного прибора учета в жилом доме N 17 по ул. Мартынова в г. Омске, в связи с чем расчет задолженности был произведен исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденного органами местного самоуправления.
Возражая против принятого судебного акта, ОАО "ТГК N 11" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на недоказанность количества граждан, проживающих в спорном доме, и отсутствие мотивов для отклонения условий договора о количестве поставляемого ресурса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
04.12.2007 между ОАО "ТГК N 11" (ресурсоснабжающая организации) и ТСЖ "Олимп" (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения N 4873 на подачу через присоединенную теплосеть тепловую энергию в горячей воде на отопление, вентиляцию горячее водоснабжение по закрытой схеме и горячее водоснабжение по открытой схеме от ТЭЦ-5 к жилому дому по ул. Мартынова, 17, в согласованном договором количестве.
Согласно условиям договора стоимость горячего водоснабжения в отопительный период определялась истцом как произведение договорного количества тепловой энергии на горячее водоснабжение в Гкал/ч. на тариф тепловой энергии, в межотопительный период при открытой схеме горячего водоснабжения прибавлялась стоимость подпиточной воды.
Согласно пункту 1 Приложения N 3 к договору расчетным периодом является календарный месяц.
Ресурсоснабжающая организации после 5-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в банк исполнителя платежные документы на оплату 100% стоимости фактического энергопотребления в предыдущем расчетном периоде и налоги, установленные законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 3 к договору, исполнитель обязан в акцептном порядке оплатить стоимость тепловой энергии, налоги, установленные законодательством, включенные в платежный документ, в течение пяти рабочих дней со дня поступления его в банк исполнителя.
Согласно пункту 3 Приложения N 3 к договору, в случае несвоевременной оплаты исполнителем фактически потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающая организации вправе начислить исполнителю со дня, следующего за днем, до наступления которого исполнитель обязан был осуществить платеж, пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыполненных в срок сумм за каждый день просрочки по день фактической выплаты включительно.
Пунктом 3.5. договора определено, что при отсутствии приборов учета, количество потребляемой исполнителем тепловой энергии и сетевой воды определяется с учетом договорных нагрузок (Приложение N 1), согласованных сторонами в акте об исходных данных.
По утверждению истца, во исполнении условий договора за период с апреля по сентябрь 2011 года он поставил ответчику тепловую энергию на сумму 356 829 руб. 57 коп., за просрочку оплаты потребленной тепловой энергии начислена пеня в размере 37 011 руб. 71 коп. за период с 11.03.201 по 22.12.2011.
Поскольку ответчик свои обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
04.06.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение по настоящему делу о частичном удовлетворении исковых требований, являющее предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как верно установил суд первой инстанции, спорные взаимоотношения между истцом и ответчиком являются отношениями по энергоснабжению, регулируемые нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и условиями заключенного между сторонами договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ и статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменений его условий не допускается.
Ответчиком не оспаривается факт выполнения истцом обязательств по поставке тепловой энергии по договору N 4873 от 04.12.2007.
Разногласия между ОАО "ТГК N 11" и ТСЖ "Олимп" возникли по поводу определения количества потребленной тепловой энергии. Ответчик считает, что при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета, размер платы за тепловую энергию должен определяться по формуле N 3 Приложения 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусматривающей расчет коммунальных услуг исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартира, жилой дом) исходя из норматива, установленного органами местного самоуправления, а не исходя из договорного объема, как утверждает истец.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 даны следующие определения:
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.
Жилищным законодательством к указанным договорам отнесен, в частности, договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - ТСЖ, ЖСК) (статьи 137, 155, 161, 162, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ЖК РФ).
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативов), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг (пункты 3, 49 Правил N 307).
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункт 3 и подпункты "а" - "г" пункта 49 Правил N 307).
В силу пункта 7 Правил N 307, в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме N 17 по ул. Мартынова в городе Омске в целях управления многоквартирным домам создано ТСЖ "Олимп".
Таким образом, с учетом приведенных положений Правил N 307, ТСЖ "Олимп" является исполнителем коммунальных услуг, поскольку фактически приобретает тепловую энергию для использования на общедомовые нужды (отопление лестниц, площадки и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для целей передачи собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме N 17 по ул. Мартынова в городе Омске, которые, в свою очередь, являются потребителями услуг; ОАО "ТГК N 11" является ресурсоснабжающей организацией.
Соответственно, на ТСЖ "Олимп", как на исполнителе коммунальных услуг, лежит обязанность по оплате поставленного объема тепловой энергии.
В соответствии пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 7 Правил N 307).
Согласно пункту 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в жилом доме N 17 по ул. Мартынова в городе Омске отсутствуют общедомовые приборы учета.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В данном случае расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуги (ТСЖ) должны осуществляться за принятое в многоквартирный дом количество тепла, определяемое по показаниям общедомового прибора учета, а в связи с его отсутствием в данном случае - по нормативам потребления исходя из следующего.
Согласно пункту 7 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В силу пункта 8 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии со статьей 426 Кодекса договор энергоснабжения является публичным и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Суд учел, что приобретаемая тепловая энергия использовалась товариществом в целях отопления и горячего водоснабжения жилого фонда. Поэтому суд, исходя из пункта 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений Правил N 307, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пришел к выводу о том, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит определению в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг, независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета.
Исходя из буквального толкования пункта 8 указанных Правил N 307, их действие распространяется и на отношения, связанные с приобретением коммунальных ресурсов.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации обществом как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, к отношениям сторон положений Жилищного кодекса и этих Правил. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8.
Данные выводы также согласуются с разъяснениями, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10, в соответствии с которыми вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной.
Таким образом, содержащееся в упомянутых Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Норматив потребления горячей воды для населения города Омска утвержден Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города Омска жилищно-коммунальными услугами" и составляет 3,51 куб. м/месяц на 1 человека.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520, тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Тариф на горячую воду включает в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для прогрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования N 520.
Тариф на горячую воду для потребителей ОАО "ТГК N 11" по сетям МП "Тепловая компания" на 2011 год в межотопительный период при осуществлении горячего водоснабжения жилого дома по открытой схеме установлен Приказом РЭК Омской области от 30.11.2010 N 322/59 в размере 49,15 руб. /1 куб. м без учета НДС (58,00 руб./1 куб. м с учетом НДС).
Тариф на горячую воду для потребителей ОАО "ТГК N 11" по сетям МП "Тепловая компания" на 2011 г. в отопительный период при осуществлении горячего водоснабжения жилого дома по закрытой схеме составляет 36, 46 руб./1 куб. м без учета НДС (43,03 руб./1 куб. м с учетом НДС), находится расчетным путем.
Согласно выставленным для оплаты счетам-фактурам ОАО ТГК N 11" в спорный период вместо тарифов на горячую воду в размере 49,15 руб./1 куб. м (без учета НДС) применяло тариф на тепловую энергию в горячей воде (на ГВС) в размере 842,08 руб./Гкал (без учета НДС).
Кроме того дополнительно предъявлялась к оплате стоимость подпиточной воды в 2011 г. - 12,69 руб. 1 куб. м (без учета НДС).
Количество граждан, проживающих в спорном доме, согласно данным, представленным ТСЖ "Олимп", составляет 92 человека.
Указанные данные ответчиком не опровергнуты, доказательств иного количества приживающих в спорный период не представлено. Возражения ОАО "ТГК N 11" в указанной части не обоснованы, сведений о регистрации по месту жительства иного количества граждан не имеется.
Согласно контррасчету суммы задолженности за спорный период, произведенного ответчиком в соответствии с вышеприведенной формулой исходя из названных показателей, истцом излишне было предъявлено к оплате за потребленную горячую воду 205 842 руб. 24 коп. По расчетам задолженность по оплате тепловой энергии за период с апреля по сентябрь 2011 года составила 150 897 руб. 33 коп.
Расчет задолженности суд апелляционной инстанции признает правильным, истцом расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности за поставленную электрическую энергию, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании с ответчика стоимости поставленной с апреля по сентябрь 2011 года в жилой дом N 17 ул. Мартынова в г. Омске тепловой энергии в сумме 150 897 руб. 33 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
За ненадлежащее исполнение денежного обязательства истец требует применения к ответчику ответственности, предусмотренной статьей 330 ГК РФ и пунктом 3 Приложения N 3 к договору в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Проверив расчет истца, учитывая, что сумма задолженности по оплате тепловой энергии определена в размере 150 897 руб. 33 коп., суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ОАО "ТГК N 11", взыскав с ТСЖ "Олимп" 20 969 руб. 61 коп. неустойки за просрочку внесения оплаты за тепловую энергию за период с 11.03.2010 по 22.12.2011.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ОАО "ТГК N 11".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04 июня 2012 года по делу N А46-722/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШАРОВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)