Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Алексеевой Н.А., Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение от 21.06.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 09.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-5520/2010 по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2010 N 1-184 по делу об административном правонарушении.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2010 N 1-184 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением от 21.06.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОмскВодоканал", считая судебные акты незаконными, необоснованными, вынесенными по неполно выясненным обстоятельствам дела, с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение от 21.06.2010 и постановление от 09.09.2010 отменить, признать незаконным и отменить обжалуемое постановление от 31.03.2010 N 1-184.
Общество полагает, что его не могли привлечь к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нет его вины во вменяемом административном правонарушении. Общество не могло осуществлять водоснабжение дома 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске вследствие наличия аномально низких температур в январе-феврале 2010, что привело к перемерзанию водопроводных сетей.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку Обществом не были приняты все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой и устранению существующих нарушений нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 12.03.2010 на основании распоряжения начальника Управления от 04.03.2010 N 510 в отношении ОАО "ОмскВодоканал" была проведена проверка соблюдения им Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске.
При этом было установлено, что ОАО "ОмскВодоканал" в нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг нарушило режим обеспечения граждан коммунальной услугой (холодное водоснабжение) в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске, в связи с перемерзанием водопроводных сетей с 24.02.2010 по 12.03.2010.
По результатам проверки составлены акт проверки от 12.03.2010 N 03-03-05/36, протокол об административном правонарушении от 12.03.2010 N 13, на основании которых Управлением принято постановление от 31.03.2010 N 1-184 о привлечении ОАО "ОмскВодоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ОАО "ОмскВодоканал", полагая, что привлечение его к ответственности является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами от 23.05.2006 N 307.
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 6 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (абзац 2 пункта 9 Правил от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307 установлены требования к качеству коммунальных услуг - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Требования о бесперебойном круглосуточном водоснабжении обусловлены техническими требованиями и соответствуют статье 3 Водного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктам 2.10.1, 2.11.2, 2.11.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, в соответствии с которыми предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой.
Пунктом 7 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией (письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в том числе Устав ОАО "ОмскВодоканал", квитанции об оплате гражданами услуг холодного водоснабжения за январь-февраль 2010, копии из журнала регистрации обращений граждан, суды пришли к выводу, что поскольку ОАО "ОмскВодоканал" производит коммунальные ресурсы, доставляет и реализовывает их потребителю, то оно является ресурсоснабжающей организацией, поэтому является лицом, ответственным за соблюдение уровня или режима обеспечения населения указанными коммунальными услугами (пункт 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела нарушение Обществом нормативов обеспечения граждан, проживающих в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске, коммунальной услугой (холодное водоснабжение), то есть нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Судами обоснованно не приняты доводы Общества об отсутствии его вины во вменяемом административном правонарушении, основанные на том, что ОАО "ОмскВодоканал" не могло осуществлять водоснабжение в вышеуказанном жилом доме вследствие наличия обстоятельств непреодолимой силы - аномально низких температур в январе - феврале 2010 года, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей.
При этом суды исходили из отсутствия доказательств того, что прекращение холодного водоснабжения в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в город Омске произошло ввиду аномально низких температур в январе - феврале 2010 года.
Кроме того, Обществом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что им были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения,
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд правомерно указал на то, что риск неблагоприятных последствий неисполнения правил предоставления коммунальных услуг гражданам лежит на ОАО "ОмскВодоканал".
В силу пункта 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, установив вину Общества в допущенном нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "ОмскВодоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка, которая судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит переоценке.
На основании изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.06.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5520/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.12.2010 ПО ДЕЛУ N А46-5520/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. по делу N А46-5520/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Алексеевой Н.А., Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение от 21.06.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 09.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-5520/2010 по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2010 N 1-184 по делу об административном правонарушении.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2010 N 1-184 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением от 21.06.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОмскВодоканал", считая судебные акты незаконными, необоснованными, вынесенными по неполно выясненным обстоятельствам дела, с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение от 21.06.2010 и постановление от 09.09.2010 отменить, признать незаконным и отменить обжалуемое постановление от 31.03.2010 N 1-184.
Общество полагает, что его не могли привлечь к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нет его вины во вменяемом административном правонарушении. Общество не могло осуществлять водоснабжение дома 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске вследствие наличия аномально низких температур в январе-феврале 2010, что привело к перемерзанию водопроводных сетей.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку Обществом не были приняты все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой и устранению существующих нарушений нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 12.03.2010 на основании распоряжения начальника Управления от 04.03.2010 N 510 в отношении ОАО "ОмскВодоканал" была проведена проверка соблюдения им Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске.
При этом было установлено, что ОАО "ОмскВодоканал" в нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг нарушило режим обеспечения граждан коммунальной услугой (холодное водоснабжение) в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске, в связи с перемерзанием водопроводных сетей с 24.02.2010 по 12.03.2010.
По результатам проверки составлены акт проверки от 12.03.2010 N 03-03-05/36, протокол об административном правонарушении от 12.03.2010 N 13, на основании которых Управлением принято постановление от 31.03.2010 N 1-184 о привлечении ОАО "ОмскВодоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ОАО "ОмскВодоканал", полагая, что привлечение его к ответственности является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами от 23.05.2006 N 307.
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил от 23.05.2006 N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 6 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (абзац 2 пункта 9 Правил от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307 установлены требования к качеству коммунальных услуг - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Требования о бесперебойном круглосуточном водоснабжении обусловлены техническими требованиями и соответствуют статье 3 Водного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктам 2.10.1, 2.11.2, 2.11.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, в соответствии с которыми предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой.
Пунктом 7 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией (письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в том числе Устав ОАО "ОмскВодоканал", квитанции об оплате гражданами услуг холодного водоснабжения за январь-февраль 2010, копии из журнала регистрации обращений граждан, суды пришли к выводу, что поскольку ОАО "ОмскВодоканал" производит коммунальные ресурсы, доставляет и реализовывает их потребителю, то оно является ресурсоснабжающей организацией, поэтому является лицом, ответственным за соблюдение уровня или режима обеспечения населения указанными коммунальными услугами (пункт 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела нарушение Обществом нормативов обеспечения граждан, проживающих в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в городе Омске, коммунальной услугой (холодное водоснабжение), то есть нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Судами обоснованно не приняты доводы Общества об отсутствии его вины во вменяемом административном правонарушении, основанные на том, что ОАО "ОмскВодоканал" не могло осуществлять водоснабжение в вышеуказанном жилом доме вследствие наличия обстоятельств непреодолимой силы - аномально низких температур в январе - феврале 2010 года, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей.
При этом суды исходили из отсутствия доказательств того, что прекращение холодного водоснабжения в многоквартирном доме N 57 по улице 107 Военный городок в город Омске произошло ввиду аномально низких температур в январе - феврале 2010 года.
Кроме того, Обществом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что им были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения,
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд правомерно указал на то, что риск неблагоприятных последствий неисполнения правил предоставления коммунальных услуг гражданам лежит на ОАО "ОмскВодоканал".
В силу пункта 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, установив вину Общества в допущенном нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "ОмскВодоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка, которая судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит переоценке.
На основании изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.06.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5520/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
В.И.ИЛЬИН
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
В.И.ИЛЬИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)