Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от истца Царевой В.В. по доверенности от 31.12.2010 N 0001юр/196-11, от ответчика Ефимова В.В. по доверенности от 30.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2010 года по делу N А05-10041/2010 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" (далее - ООО "УК "Жилкомсервис") о взыскании 50 000 руб. части задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.02.2010 по 30.06.2010.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнял размер исковых требований, и окончательно их сформулировав в судебном заседании 10.11.2010, просил взыскать с ответчика 20 498 859 руб. 86 коп. задолженности за период с 01.02.2010 по 30.06.2010. Уточнение иска судом принято.
Решением суда от 29 ноября 2010 года исковые требования удовлетворены, с ООО "УК "Жилкомсервис" взыскано в пользу ОАО "ТГК N 2" 20 498 859 руб. 86 коп. задолженности и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в доход федерального бюджета - 123 494 руб. 30 коп. государственной пошлины.
ООО "УК "Жилкомсервис" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт, уменьшив сумму задолженности до 3 975 956 руб. 76 коп. Считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют материалам дела. Полагает, что суд необоснованно принял расчеты истца, поскольку они противоречат счетам-фактурам, которые имеются в материалах дела. Доказательств, подтверждающих поставку тепловой энергии в большем объеме, чем указано в счетах-фактурах, истцом не представлено. Предъявление и взыскание задолженности за отпущенную тепловую энергию на основании расчетов теплопотребления, а не на основании счетов-фактур, как это предусмотрено договором, фактически является его изменением со стороны истца, что является недопустимым. Считает, что вывод суда о том, что ответчиком не доказан факт поставки теплоносителя ненадлежащего качества на объекты, расположенные в городе Архангельске по адресам: проспект Ленинградский, дом 3; улица Смольный Буян, дом 14 и улица Химиков, дом 19, противоречит материала дела. ООО "УК "Жилкомсервис" представило архивные данные приборов учета, согласно которым температура теплоносителя была ниже 70 градусов, которые истцом не опровергнуты. Полагает, что ответчик обоснованно отказался от оплаты теплоносителя ненадлежащего качества, поскольку истцом не была обеспечена поставка на границу балансовой принадлежности теплоносителя с минимально допустимыми законодательством температурными характеристиками. По мнению ответчика, истец повторно предъявляет к взысканию объем тепловой энергии на нужды отопления нежилых помещений, поскольку в нормативе на отопление 1 кв. метра жилой площади уже содержится данный объем. Полагает, что взыскание с ООО "УК "Жилкомсервис" налога на добавленную стоимость (далее - НДС) является незаконным. Кроме того, указывает, что истцом в бюджет был перечислен НДС в сумме 815 703 руб. 69 коп., тогда как к взысканию с ответчика истец предъявил НДС в сумме 2 471 454 руб. 26 коп., в связи с чем, разница указанных сумм является для истца неосновательным обогащением.
Представитель ООО "УК "Жилкомсервис" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснив, что истцом также не представлены доказательства поставки теплоносителя надлежащего качества, отвечающего требованиям санитарных норм, просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт о взыскании задолженности в сумме 3 975 956 руб. 76 коп.
ОАО "ТГК N 2" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, а также представителем ООО "УК "Жилкомсервис", не согласились, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "УК "Жилкомсервис" - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.08.2008 ОАО "ТГК N 2" (Энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Жилкомсервис" (Абонент) заключили договор N 2220 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого Энергоснабжающая организация отпускает Абоненту тепловую энергию, а последний принимает и оплачивает потребленную энергию на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В приложении N 2 к договору содержится согласованный сторонами перечень объектов - многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента.
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений является Абонент.
Цена договора, порядок расчетов и платежей стороны согласовали в разделе 5 договора, в силу положений которого расчетным периодом является календарный месяц, оплата тепловой энергии Абонентом производится до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. При отсутствии в платежном документе ссылки на период погашения задолженности, при наличии задолженности по обязательствам нескольких периодов, погашение производится в порядке их календарной очередности.
Срок действия договора сторонами определен с 01.08.2008 до 31.05.2008, который может быть продлен путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору (пункт 10.1 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.06.2009 срок действия договора определен до 31.05.2010.
Истец в спорный период свои обязательства по договору исполнил надлежащим образом, что подтверждается реестром начислений по учетным записям за период с февраля по июнь 2010 года.
Для оплаты отпущенной тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 28.02.2010 N 2000/002960, от 31.03.2010 N 2000/016371, от 30.04.2010 N 2000/017961, от 31.05.2010 N 2000/019378, от 30.06.2010 N 2000/020299 на общую сумму 40 963 423 руб. 33 коп.
Истец считая, что ответчик свои обязательства по оплате поставленной тепловой энергии исполнил частично, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Задолженность на день рассмотрения иска в суде составила 20 498 859 руб. 86 коп.
Как установлено судом первой инстанции, в ряде жилых домов ответчика установлены приборы учета, в связи с чем сторонами не оспаривается предъявление к оплате тепловой энергии по указанным домам исходя из расчета истца в размере 1 435 451 руб. 45 коп. за период с февраля по июнь 2010 года. Вместе с тем, как отмечено судом, расчет ответчика по количеству отпущенной тепловой энергии по приборам учета значительно превышает расчет истца по приборам учета по тем же жилым многоквартирным домам.
Спор между сторонами возник в связи с несогласием ответчика с расчетами истца, в части отпущенной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС) в жилые помещения и нужды ГВС в нежилые помещения в домах, не оборудованных приборами учета; в части начисления истцом налога на добавленную стоимость, а также в части отказа ответчика от оплаты, по мнению последнего, поставленной некачественной тепловой энергии.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Как следует из пункта 4 той же статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ЖК РФ установлены императивные правила для определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению и ГВС. Следовательно, в данном случае стороны договора теплоснабжения не вправе установить иной порядок определения количества поставленной тепловой энергии, чем предусмотрено статьей 157 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно пункту 3 Правил N 307 ООО "УК "Жилкомсервис" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и ГВС определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Пунктом 20 Правил N 307 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктами 19 и 20 Правил N 307, на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что стороны в соответствии с действующим законодательством при расчете количества потребленной тепловой энергии в жилых помещениях руководствовались пунктом 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Вместе с тем, суд обоснованно принял расчет истца, поскольку при расчете количества потребленной тепловой энергии на нужды ГВС по спорным домам истцом за период с февраля по июнь 2010 года принято к расчету меньшее количество зарегистрированных граждан, чем у ответчика.
Доводы ответчика о том, что истец неправомерно рассчитал объемы тепловой энергии отпущенной в нежилые помещения жилых домов на основании приложения N 8 к договору от 01.08.2008 N 2220, как противоречащий пункту 20 Правил N 307, судом первой инстанции обоснованно не принят.
Ответчик в соответствии с условиями договора от 01.08.2008 N 2220 принял на себя обязательство по оплате тепловой энергии, поставляемой во все помещения многоквартирных домов, указанных в приложении N 2, в том числе и нежилые спорные помещения.
Тепловое оборудование нежилых помещений присоединено к тепловым сетям жилых домов, переданных в управление ответчику, а, следовательно, оснований для исключения приходящейся на указанные объекты стоимости тепловой энергии из счетов, выставленных истцом, не имеется.
Таким образом, порядок расчета количества тепловой энергии, потребленной гражданами, проживающими в жилых помещениях и юридическими лицами, занимающими нежилые помещения в том же жилом доме, должен соответствовать положениям пунктов 19 и 20 Правил N 307.
Вместе с тем, в действующих правовых актах четко не раскрывается понятие "нежилое помещение".
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила). Согласно подпункту "а" пункта 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в таком доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и пункте 1 статьи 36 ЖК РФ.
Распоряжением мэра города Архангельска от 02.04.2008 N 345р установлен расчетный метод определения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, произведенный в соответствии с Правилами N 306.
С учетом письменных разъяснений от 26.10.2010 N 035-11/4381 и N 035-11/4377, представленных в материалы дела Департаментом городского хозяйства мэрии города Архангельска, суд первой инстанции обоснованно отметил, что при расчете количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, исключены нагрузки на нежилые помещения, находящиеся на период установления норматива, в собственности, аренде и ином владении или пользовании (в том числе колясочные и лифтерные) у физических и юридических лиц, то есть не входящие в состав общего имущества. Норматив определялся исходя из количества тепловой нагрузки, потребляемого жилым домом, по максимальным часовым тепловым нагрузкам по жилым помещениям и нежилым помещениям, входящим в состав общего имущества (лестничные клетки, коридоры в домах коридорного типа и иные места общего пользования) в соответствии с Правилами N 306 (пункты 26, 27 и 29 Правил).
Согласно пункту 2 Правил N 307, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Таким образом, при определении количества тепловой энергии подаваемой в нежилые помещения, являющиеся самостоятельными объектами гражданских прав и отличающиеся по своему правовому режиму от имущества, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, содержащиеся в пункте 19 Правил N 307 положения об определении количества энергии по нормативам потребления, установленным для населения, применяться не могут.
Норматив потребления коммунальных услуг, утвержденный в соответствии с действующим законодательством, для нежилых помещений, не относящихся к местам общего пользования, на территории города Архангельска отсутствует, что исключает возможность расчета потребленной тепловой энергии по нежилым помещениям.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным применить к расчету потребленной тепловой энергии по указанным нежилым помещениям (по договору - субабоненты) пункт 4.2 и Приложение N 8 действующего в спорный период договора от 01.08.2008 N 2220.
При этом судом правильно отмечено, что ответчик не лишен возможности производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по нежилым помещениям в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Обоснования применения иных нормативов для указанных нежилых помещений, а также контррасчета, ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено.
Доводы ответчика о необоснованности предъявления к оплате некачественной тепловой энергии судом первой инстанции обоснованно отклонены ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Требования к качеству горячего водоснабжения предусмотрены разделом II приложения N 1 к Правилам N 307.
Правоотношения сторон по отпуску и потреблению тепловой энергии возникли на основании договора от 01.08.2008 N 2220, обязательного для ООО "УК "Жилкомсервис". Условия договора, а также качество предоставляемых населению коммунальных услуг регулируется законодательством.
В обосновании своего довода ответчик представил отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01.03.2010 по 30.06.2010, подписанными его представителем, по адресам: проспект Ленинградский, 3; улица Смольный Буян, 14; улица Химиков, 19. Согласно указанным отчетам температура теплоносителя в подающем трубопроводе в спорный период была ниже 70 градусов, параметры теплоносителя не соответствовали пункту 7.6 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" и пункту 4.6 СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1986 и пункту 4.12.36 "Правил технической эксплуатации электрических и тепловых сетей Российской Федерации", утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229.
Вместе с тем, в силу положений пункта 3.6 договора от 01.08.2008 N 2220, ответчик обязан немедленно сообщать истцу о нарушениях режима теплопотребления, а также об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В свою очередь истец обязан направить своего представителя для участия в оформлении актов о фактах и причинах нарушения условий договора после получения заявки абонента (пункт 2.6 договора).
Доказательств того, что истцу направлялась информация о необходимости составления актов о нарушении условий договора, ответчиком не представлено. Представленные в материалы дела отчеты о суточных параметрах теплоснабжения составлены в одностороннем порядке, подпись представителя ответчика не содержит расшифровки, в связи с чем не представляется возможным определить полномочия лица подписавшего указанные отчеты.
Иных доказательств нарушения условий договора (акты не предоставления коммунальных услуг, жалобы граждан и иные доказательства) ответчиком не представлено, о назначении теплотехнической экспертизы в рамках рассматриваемого дела ответчик не заявлял.
Поскольку в силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, суд первой инстанции обоснованно посчитал недоказанным факт поставки некачественной тепловой энергии в спорный период по указанным объектам.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение температуры в жилых помещениях ниже санитарных норм вызвано исключительно действиями поставщика тепловой энергии, которым в одностороннем порядке были изменены параметры подаваемой тепловой энергии, также не подтверждается представленным в дело доказательствам.
Суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что с 01.01.2010 ему как управляющей организации предоставлена льгота по уплате НДС на стоимость коммунальных услуг, предоставляемых населению. При этом суд сослался на положения статей 143, 146, 149, 168 и 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на постановление Департамента цен по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2009 N 67-э/6 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в Архангельской области" (далее - постановление Департамента), согласно которому в тариф (1137 руб. 48 коп.) НДС не включен.
Апелляционная инстанция считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Как видно из постановления Департамента, тариф для группы потребителей "население" регулирующим органом на 2010 год не утвержден, а утвержденные тарифы подлежат обложению НДС, на что указано в названном нормативном акте.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подпункт дополнительно включен с 01.01.2010 Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Таким образом, тарифом для населения, в силу пункта 15 Правил N 307 применяемым в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, является утвержденный Департаментом тариф, увеличенный на НДС. Положения подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ касаются налоговых обязательств ООО "УК "Жилкомсервис" по представлению деклараций по НДС, исчислению и уплате налога в бюджет. Для правоотношений с ресурсоснабжающей организацией, являющейся плательщиком НДС, эта норма не имеет правового значения.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, ссылка ответчика о невозможности оплаты поставленной тепловой энергии ввиду того, что истец не направил в его адрес счета-фактуры в соответствии с уточненными расчетами, правового значения не имеет, поскольку при установлении судом факта поставки тепловой энергии, отсутствие направления счета-фактуры не является основанием для освобождения ответчика от оплаты фактически принятой тепловой энергии.
Доводы ООО "УК "Жилкомсервис", приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, этим доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 269 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за апелляционное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2010 года по делу N А05-10041/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2011 ПО ДЕЛУ N А05-10041/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2011 г. по делу N А05-10041/2010
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от истца Царевой В.В. по доверенности от 31.12.2010 N 0001юр/196-11, от ответчика Ефимова В.В. по доверенности от 30.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2010 года по делу N А05-10041/2010 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" (далее - ООО "УК "Жилкомсервис") о взыскании 50 000 руб. части задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.02.2010 по 30.06.2010.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнял размер исковых требований, и окончательно их сформулировав в судебном заседании 10.11.2010, просил взыскать с ответчика 20 498 859 руб. 86 коп. задолженности за период с 01.02.2010 по 30.06.2010. Уточнение иска судом принято.
Решением суда от 29 ноября 2010 года исковые требования удовлетворены, с ООО "УК "Жилкомсервис" взыскано в пользу ОАО "ТГК N 2" 20 498 859 руб. 86 коп. задолженности и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в доход федерального бюджета - 123 494 руб. 30 коп. государственной пошлины.
ООО "УК "Жилкомсервис" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт, уменьшив сумму задолженности до 3 975 956 руб. 76 коп. Считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют материалам дела. Полагает, что суд необоснованно принял расчеты истца, поскольку они противоречат счетам-фактурам, которые имеются в материалах дела. Доказательств, подтверждающих поставку тепловой энергии в большем объеме, чем указано в счетах-фактурах, истцом не представлено. Предъявление и взыскание задолженности за отпущенную тепловую энергию на основании расчетов теплопотребления, а не на основании счетов-фактур, как это предусмотрено договором, фактически является его изменением со стороны истца, что является недопустимым. Считает, что вывод суда о том, что ответчиком не доказан факт поставки теплоносителя ненадлежащего качества на объекты, расположенные в городе Архангельске по адресам: проспект Ленинградский, дом 3; улица Смольный Буян, дом 14 и улица Химиков, дом 19, противоречит материала дела. ООО "УК "Жилкомсервис" представило архивные данные приборов учета, согласно которым температура теплоносителя была ниже 70 градусов, которые истцом не опровергнуты. Полагает, что ответчик обоснованно отказался от оплаты теплоносителя ненадлежащего качества, поскольку истцом не была обеспечена поставка на границу балансовой принадлежности теплоносителя с минимально допустимыми законодательством температурными характеристиками. По мнению ответчика, истец повторно предъявляет к взысканию объем тепловой энергии на нужды отопления нежилых помещений, поскольку в нормативе на отопление 1 кв. метра жилой площади уже содержится данный объем. Полагает, что взыскание с ООО "УК "Жилкомсервис" налога на добавленную стоимость (далее - НДС) является незаконным. Кроме того, указывает, что истцом в бюджет был перечислен НДС в сумме 815 703 руб. 69 коп., тогда как к взысканию с ответчика истец предъявил НДС в сумме 2 471 454 руб. 26 коп., в связи с чем, разница указанных сумм является для истца неосновательным обогащением.
Представитель ООО "УК "Жилкомсервис" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснив, что истцом также не представлены доказательства поставки теплоносителя надлежащего качества, отвечающего требованиям санитарных норм, просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт о взыскании задолженности в сумме 3 975 956 руб. 76 коп.
ОАО "ТГК N 2" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, а также представителем ООО "УК "Жилкомсервис", не согласились, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "УК "Жилкомсервис" - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.08.2008 ОАО "ТГК N 2" (Энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Жилкомсервис" (Абонент) заключили договор N 2220 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого Энергоснабжающая организация отпускает Абоненту тепловую энергию, а последний принимает и оплачивает потребленную энергию на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В приложении N 2 к договору содержится согласованный сторонами перечень объектов - многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента.
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений является Абонент.
Цена договора, порядок расчетов и платежей стороны согласовали в разделе 5 договора, в силу положений которого расчетным периодом является календарный месяц, оплата тепловой энергии Абонентом производится до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. При отсутствии в платежном документе ссылки на период погашения задолженности, при наличии задолженности по обязательствам нескольких периодов, погашение производится в порядке их календарной очередности.
Срок действия договора сторонами определен с 01.08.2008 до 31.05.2008, который может быть продлен путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору (пункт 10.1 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.06.2009 срок действия договора определен до 31.05.2010.
Истец в спорный период свои обязательства по договору исполнил надлежащим образом, что подтверждается реестром начислений по учетным записям за период с февраля по июнь 2010 года.
Для оплаты отпущенной тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 28.02.2010 N 2000/002960, от 31.03.2010 N 2000/016371, от 30.04.2010 N 2000/017961, от 31.05.2010 N 2000/019378, от 30.06.2010 N 2000/020299 на общую сумму 40 963 423 руб. 33 коп.
Истец считая, что ответчик свои обязательства по оплате поставленной тепловой энергии исполнил частично, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Задолженность на день рассмотрения иска в суде составила 20 498 859 руб. 86 коп.
Как установлено судом первой инстанции, в ряде жилых домов ответчика установлены приборы учета, в связи с чем сторонами не оспаривается предъявление к оплате тепловой энергии по указанным домам исходя из расчета истца в размере 1 435 451 руб. 45 коп. за период с февраля по июнь 2010 года. Вместе с тем, как отмечено судом, расчет ответчика по количеству отпущенной тепловой энергии по приборам учета значительно превышает расчет истца по приборам учета по тем же жилым многоквартирным домам.
Спор между сторонами возник в связи с несогласием ответчика с расчетами истца, в части отпущенной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС) в жилые помещения и нужды ГВС в нежилые помещения в домах, не оборудованных приборами учета; в части начисления истцом налога на добавленную стоимость, а также в части отказа ответчика от оплаты, по мнению последнего, поставленной некачественной тепловой энергии.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Как следует из пункта 4 той же статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ЖК РФ установлены императивные правила для определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению и ГВС. Следовательно, в данном случае стороны договора теплоснабжения не вправе установить иной порядок определения количества поставленной тепловой энергии, чем предусмотрено статьей 157 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно пункту 3 Правил N 307 ООО "УК "Жилкомсервис" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и ГВС определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Пунктом 20 Правил N 307 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктами 19 и 20 Правил N 307, на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что стороны в соответствии с действующим законодательством при расчете количества потребленной тепловой энергии в жилых помещениях руководствовались пунктом 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Вместе с тем, суд обоснованно принял расчет истца, поскольку при расчете количества потребленной тепловой энергии на нужды ГВС по спорным домам истцом за период с февраля по июнь 2010 года принято к расчету меньшее количество зарегистрированных граждан, чем у ответчика.
Доводы ответчика о том, что истец неправомерно рассчитал объемы тепловой энергии отпущенной в нежилые помещения жилых домов на основании приложения N 8 к договору от 01.08.2008 N 2220, как противоречащий пункту 20 Правил N 307, судом первой инстанции обоснованно не принят.
Ответчик в соответствии с условиями договора от 01.08.2008 N 2220 принял на себя обязательство по оплате тепловой энергии, поставляемой во все помещения многоквартирных домов, указанных в приложении N 2, в том числе и нежилые спорные помещения.
Тепловое оборудование нежилых помещений присоединено к тепловым сетям жилых домов, переданных в управление ответчику, а, следовательно, оснований для исключения приходящейся на указанные объекты стоимости тепловой энергии из счетов, выставленных истцом, не имеется.
Таким образом, порядок расчета количества тепловой энергии, потребленной гражданами, проживающими в жилых помещениях и юридическими лицами, занимающими нежилые помещения в том же жилом доме, должен соответствовать положениям пунктов 19 и 20 Правил N 307.
Вместе с тем, в действующих правовых актах четко не раскрывается понятие "нежилое помещение".
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила). Согласно подпункту "а" пункта 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в таком доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и пункте 1 статьи 36 ЖК РФ.
Распоряжением мэра города Архангельска от 02.04.2008 N 345р установлен расчетный метод определения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, произведенный в соответствии с Правилами N 306.
С учетом письменных разъяснений от 26.10.2010 N 035-11/4381 и N 035-11/4377, представленных в материалы дела Департаментом городского хозяйства мэрии города Архангельска, суд первой инстанции обоснованно отметил, что при расчете количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, исключены нагрузки на нежилые помещения, находящиеся на период установления норматива, в собственности, аренде и ином владении или пользовании (в том числе колясочные и лифтерные) у физических и юридических лиц, то есть не входящие в состав общего имущества. Норматив определялся исходя из количества тепловой нагрузки, потребляемого жилым домом, по максимальным часовым тепловым нагрузкам по жилым помещениям и нежилым помещениям, входящим в состав общего имущества (лестничные клетки, коридоры в домах коридорного типа и иные места общего пользования) в соответствии с Правилами N 306 (пункты 26, 27 и 29 Правил).
Согласно пункту 2 Правил N 307, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Таким образом, при определении количества тепловой энергии подаваемой в нежилые помещения, являющиеся самостоятельными объектами гражданских прав и отличающиеся по своему правовому режиму от имущества, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, содержащиеся в пункте 19 Правил N 307 положения об определении количества энергии по нормативам потребления, установленным для населения, применяться не могут.
Норматив потребления коммунальных услуг, утвержденный в соответствии с действующим законодательством, для нежилых помещений, не относящихся к местам общего пользования, на территории города Архангельска отсутствует, что исключает возможность расчета потребленной тепловой энергии по нежилым помещениям.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным применить к расчету потребленной тепловой энергии по указанным нежилым помещениям (по договору - субабоненты) пункт 4.2 и Приложение N 8 действующего в спорный период договора от 01.08.2008 N 2220.
При этом судом правильно отмечено, что ответчик не лишен возможности производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по нежилым помещениям в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Обоснования применения иных нормативов для указанных нежилых помещений, а также контррасчета, ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено.
Доводы ответчика о необоснованности предъявления к оплате некачественной тепловой энергии судом первой инстанции обоснованно отклонены ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Требования к качеству горячего водоснабжения предусмотрены разделом II приложения N 1 к Правилам N 307.
Правоотношения сторон по отпуску и потреблению тепловой энергии возникли на основании договора от 01.08.2008 N 2220, обязательного для ООО "УК "Жилкомсервис". Условия договора, а также качество предоставляемых населению коммунальных услуг регулируется законодательством.
В обосновании своего довода ответчик представил отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01.03.2010 по 30.06.2010, подписанными его представителем, по адресам: проспект Ленинградский, 3; улица Смольный Буян, 14; улица Химиков, 19. Согласно указанным отчетам температура теплоносителя в подающем трубопроводе в спорный период была ниже 70 градусов, параметры теплоносителя не соответствовали пункту 7.6 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" и пункту 4.6 СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1986 и пункту 4.12.36 "Правил технической эксплуатации электрических и тепловых сетей Российской Федерации", утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229.
Вместе с тем, в силу положений пункта 3.6 договора от 01.08.2008 N 2220, ответчик обязан немедленно сообщать истцу о нарушениях режима теплопотребления, а также об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В свою очередь истец обязан направить своего представителя для участия в оформлении актов о фактах и причинах нарушения условий договора после получения заявки абонента (пункт 2.6 договора).
Доказательств того, что истцу направлялась информация о необходимости составления актов о нарушении условий договора, ответчиком не представлено. Представленные в материалы дела отчеты о суточных параметрах теплоснабжения составлены в одностороннем порядке, подпись представителя ответчика не содержит расшифровки, в связи с чем не представляется возможным определить полномочия лица подписавшего указанные отчеты.
Иных доказательств нарушения условий договора (акты не предоставления коммунальных услуг, жалобы граждан и иные доказательства) ответчиком не представлено, о назначении теплотехнической экспертизы в рамках рассматриваемого дела ответчик не заявлял.
Поскольку в силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, суд первой инстанции обоснованно посчитал недоказанным факт поставки некачественной тепловой энергии в спорный период по указанным объектам.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение температуры в жилых помещениях ниже санитарных норм вызвано исключительно действиями поставщика тепловой энергии, которым в одностороннем порядке были изменены параметры подаваемой тепловой энергии, также не подтверждается представленным в дело доказательствам.
Суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что с 01.01.2010 ему как управляющей организации предоставлена льгота по уплате НДС на стоимость коммунальных услуг, предоставляемых населению. При этом суд сослался на положения статей 143, 146, 149, 168 и 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на постановление Департамента цен по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2009 N 67-э/6 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в Архангельской области" (далее - постановление Департамента), согласно которому в тариф (1137 руб. 48 коп.) НДС не включен.
Апелляционная инстанция считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Как видно из постановления Департамента, тариф для группы потребителей "население" регулирующим органом на 2010 год не утвержден, а утвержденные тарифы подлежат обложению НДС, на что указано в названном нормативном акте.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подпункт дополнительно включен с 01.01.2010 Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Таким образом, тарифом для населения, в силу пункта 15 Правил N 307 применяемым в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, является утвержденный Департаментом тариф, увеличенный на НДС. Положения подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ касаются налоговых обязательств ООО "УК "Жилкомсервис" по представлению деклараций по НДС, исчислению и уплате налога в бюджет. Для правоотношений с ресурсоснабжающей организацией, являющейся плательщиком НДС, эта норма не имеет правового значения.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, ссылка ответчика о невозможности оплаты поставленной тепловой энергии ввиду того, что истец не направил в его адрес счета-фактуры в соответствии с уточненными расчетами, правового значения не имеет, поскольку при установлении судом факта поставки тепловой энергии, отсутствие направления счета-фактуры не является основанием для освобождения ответчика от оплаты фактически принятой тепловой энергии.
Доводы ООО "УК "Жилкомсервис", приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, этим доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 269 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за апелляционное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2010 года по делу N А05-10041/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.К.ЕЛАГИНА
О.К.ЕЛАГИНА
Судьи
И.Н.МОИСЕЕВА
Л.Н.РОГАТЕНКО
И.Н.МОИСЕЕВА
Л.Н.РОГАТЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)