Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): Чернова А.В., паспорт, доверенность от 19.12.2011,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Шулешова Т.Ю., паспорт, доверенность от 21.12.2011,
от третьих лиц - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, ОАО "МРСК Урала": не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ОАО "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года
по делу N А60-22386/2012,
принятое судьей О.В.Гаврюшиным,
по заявлению ОАО "Свердловэнергосбыт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) N 48 от 27.04.2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения. Ссылается на то, что общество производит начисление платы за электроэнергию в соответствии с требованиями действующего законодательства в соответствии с формулой 9 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Коэффициент трансформации на общедомовые приборы учета указываются сетевой организацией в актах показаний общедомовых приборов учета, которые передаются в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт", подлежат обязательному применению.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Просит судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданина Миронова С.А. заинтересованным лицом возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование (определение от 13.02.2012 N 1).
В ходе административного расследования административным органом обнаружено, что общество при осуществлении деятельности допустило нарушение установленного порядка ценообразования путем применения порядка начисления платы, не предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), применения корректировки платы (доначисления) за предыдущий период расчетным путем, что не предусмотрено действующим законодательством, применения коэффициента трансформации расчетным путем, что является недопустимым ввиду технических особенностей прибора учета.
По результатам проверки составлен протокол от 18.04.2012 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 27.04.2012 г. N 48 ОАО "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая, что постановление является незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действующими в спорный период, расчетный период при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле:
V
D
P = ------------- x V x T
ky3.i V + V i ky
n.p n.n
где: VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час); Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час); Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что в сентябре 2011 г. общество направило гр. Миронову С.А., проживающему в г. Арамиль, <...>, извещение, в котором потребителю предъявлено к оплате 922,95 руб. (в том числе: 463,02 руб. - начисления за август 2011; 458,48 руб. - перерасчеты; 1,45 руб. - пени).
В многоквартирном доме по адресу: г. Арамиль, ул. 1 мая 71/а установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии, учет потребления электроэнергии квартиры N 60 по указанному адресу осуществляется по индивидуальному двухтарифному прибору учета.
Заявитель производит расчет платы за услугу электроснабжения раздельно: по отношению к потребленной электрической энергии непосредственно в жилой квартире (плата выставляется по показаниям индивидуальных приборов учета) и по отношению к потребленной электрической энергии в местах общего пользования.
При этом общество исчисляет расход потребления в местах общего пользования путем вычитания суммарного расхода потребления за расчетный период в жилых помещениях из расхода общедомового потребления по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета.
Общество вычисляет коэффициент распределения мест общего пользования как соотношение суммарного расхода абонентов к расходу мест общего пользования.
В суммарный расход абонентов включает не только фактические показания индивидуальных приборов учета, но и объем потребления по нормативу (для потребителей, которые не передали показания индивидуальных приборов своевременно).
Указанный порядок начисления противоречит формуле N 9 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Порядок начисления платы не предусматривает возможности вычисления расхода мест общего пользования (разницы между общедомовым потреблением и суммой потребления по показаниям индивидуальных приборов учета), объема общедомового потребления, приходящегося на конкретного собственника и вычисление отдельной платы по показаниям общедомового учета.
Кроме того, Правила не предусматривают возможности начисления платы по нормативу потребления (включение его в суммарный объем потребления) в случае, когда потребитель своевременно не передал сведения о показаниях индивидуального прибора учета.
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что заявитель ежемесячно корректирует плату потребителям в связи с тем, что изменяет коэффициент распределения мест общего пользования за прошедшие месяцы.
Так, коэффициент расчетным путем корректировался в июле 2011 и августе 2011 - за март 2011, в августе 2011 - за апрель 2011, в июле 2011 - за май 2011, в августе 2011 - за май 2011, в июле 2011 - за июнь 2011, в августе 2011 - за июль 2011.
Согласно разъяснениям заявителя ежемесячное корректирование платы осуществляется в связи с тем, что не все потребители своевременно передают показания индивидуальных приборов учета, в таком случае общество выставляет им платы по нормативам потребления. В период предоставления фактических показаний индивидуальных приборов учета этими лицами, общество изменяет коэффициент распределения мест общего пользования и производит доначисление платы остальным собственникам многоквартирного дома.
Следует отметить, что действующий порядок начисления платы не предусматривает возможности проведения перерасчетов или корректировок (доначислений) ранее начисленной платы за коммунальные услуги в связи с изменением коэффициента распределения (несвоевременным предоставлением показаний индивидуальных приборов учета иными собственниками).
Правила не предусматривают возможности начисления платы по нормативу потребления в случае, когда потребитель своевременно не передал сведения о показаниях индивидуального прибора учета.
В случае не предоставления фактических показаний отдельными собственниками, у остальных собственников увеличивается не расход мест общего пользования, а коэффициент увеличения (соотношение индивидуального потребления к общедомовому).
Выставление платы по нормативам в случае не предоставления потребителем показания индивидуального прибора учета и определение объема общедомового потребления, приходящегося на каждого собственника, создает необходимость в период предоставления фактических показаний корректировки платы уже оплатившим определенный объем услуг гражданам.
Таким образом, материалами дела подтверждается применение ОАО "Свердловэнергосбыт" корректировки платы (доначисления) за предыдущий период расчетным путем, что не предусмотрено действующим законодательством.
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что заявитель при начислении платы за услугу электроснабжения увеличивает показания счетчика путем умножения зафиксированных показаний на коэффициент трансформации.
При определении расходов общедомового потребления многоквартирного дома использовался общедомовой прибор учета тип СЕ-301 R 31 043 3х5А.
Показаниями общедомового прибора учета заявителем установлен объем потребления в размере 348 кВтч (день) и 360 кВтч (ночь), затем зафиксированные показания увеличены на коэффициент трансформации 20, в результате при начислении платы использовались показания 6906 кВтч (день) и 7200 кВтч (ночь).
Согласно руководству по эксплуатации ИНЕС.411152.091 РЭ на счетчик активной электрической энергии трехфазный СЕ 301 прибор имеет счетный механизм, осуществляющий, в зависимости от установленных коэффициентов трансформации по току и напряжению, учет активной энергии в кВтч суммарно и по четырем тарифам в одно или двух направлениях (п. 2.1 назначения).
В соответствии с письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 07.03.2012 показания коэффициента трансформации должны быть внесены в постоянные настройки параметров системы измерения, применение данного коэффициента расчетным путем недопустимо.
Таким образом, материалами дела подтверждается применение коэффициента трансформации расчетным путем, что является недопустимым ввиду технических особенностей прибора учета.
Поскольку указанные нарушения подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "Свердловэнергосбыт" предприняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения требований законодательства, в материалах дела не имеется, в связи с чем вина юридического лица доказана.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Доводы апеллятора об отсутствии состава административного правонарушения подлежат отклонению как противоречащие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Несоответствие расчета требованиям действующего законодательства подтверждается объяснениями общества от 03.02.2012 (исх. N 16-03/01198), от 08.02.2012 г. (исх. N 16-03/02039), от 08.02.2012 г. (исх. N 16-03/01412) о порядке начисления потребленной энергии.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен, наказание назначено в пределах установленной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ санкции.
Исходя из характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года по делу N А60-22386/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2012 N 17АП-9166/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-22386/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. N 17АП-9166/2012-АК
Дело N А60-22386/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): Чернова А.В., паспорт, доверенность от 19.12.2011,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Шулешова Т.Ю., паспорт, доверенность от 21.12.2011,
от третьих лиц - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, ОАО "МРСК Урала": не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ОАО "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года
по делу N А60-22386/2012,
принятое судьей О.В.Гаврюшиным,
по заявлению ОАО "Свердловэнергосбыт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) N 48 от 27.04.2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения. Ссылается на то, что общество производит начисление платы за электроэнергию в соответствии с требованиями действующего законодательства в соответствии с формулой 9 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Коэффициент трансформации на общедомовые приборы учета указываются сетевой организацией в актах показаний общедомовых приборов учета, которые передаются в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт", подлежат обязательному применению.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Просит судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданина Миронова С.А. заинтересованным лицом возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование (определение от 13.02.2012 N 1).
В ходе административного расследования административным органом обнаружено, что общество при осуществлении деятельности допустило нарушение установленного порядка ценообразования путем применения порядка начисления платы, не предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), применения корректировки платы (доначисления) за предыдущий период расчетным путем, что не предусмотрено действующим законодательством, применения коэффициента трансформации расчетным путем, что является недопустимым ввиду технических особенностей прибора учета.
По результатам проверки составлен протокол от 18.04.2012 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 27.04.2012 г. N 48 ОАО "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая, что постановление является незаконным, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действующими в спорный период, расчетный период при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле:
V
D
P = ------------- x V x T
ky3.i V + V i ky
n.p n.n
где: VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час); Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час); Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что в сентябре 2011 г. общество направило гр. Миронову С.А., проживающему в г. Арамиль, <...>, извещение, в котором потребителю предъявлено к оплате 922,95 руб. (в том числе: 463,02 руб. - начисления за август 2011; 458,48 руб. - перерасчеты; 1,45 руб. - пени).
В многоквартирном доме по адресу: г. Арамиль, ул. 1 мая 71/а установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии, учет потребления электроэнергии квартиры N 60 по указанному адресу осуществляется по индивидуальному двухтарифному прибору учета.
Заявитель производит расчет платы за услугу электроснабжения раздельно: по отношению к потребленной электрической энергии непосредственно в жилой квартире (плата выставляется по показаниям индивидуальных приборов учета) и по отношению к потребленной электрической энергии в местах общего пользования.
При этом общество исчисляет расход потребления в местах общего пользования путем вычитания суммарного расхода потребления за расчетный период в жилых помещениях из расхода общедомового потребления по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета.
Общество вычисляет коэффициент распределения мест общего пользования как соотношение суммарного расхода абонентов к расходу мест общего пользования.
В суммарный расход абонентов включает не только фактические показания индивидуальных приборов учета, но и объем потребления по нормативу (для потребителей, которые не передали показания индивидуальных приборов своевременно).
Указанный порядок начисления противоречит формуле N 9 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Порядок начисления платы не предусматривает возможности вычисления расхода мест общего пользования (разницы между общедомовым потреблением и суммой потребления по показаниям индивидуальных приборов учета), объема общедомового потребления, приходящегося на конкретного собственника и вычисление отдельной платы по показаниям общедомового учета.
Кроме того, Правила не предусматривают возможности начисления платы по нормативу потребления (включение его в суммарный объем потребления) в случае, когда потребитель своевременно не передал сведения о показаниях индивидуального прибора учета.
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что заявитель ежемесячно корректирует плату потребителям в связи с тем, что изменяет коэффициент распределения мест общего пользования за прошедшие месяцы.
Так, коэффициент расчетным путем корректировался в июле 2011 и августе 2011 - за март 2011, в августе 2011 - за апрель 2011, в июле 2011 - за май 2011, в августе 2011 - за май 2011, в июле 2011 - за июнь 2011, в августе 2011 - за июль 2011.
Согласно разъяснениям заявителя ежемесячное корректирование платы осуществляется в связи с тем, что не все потребители своевременно передают показания индивидуальных приборов учета, в таком случае общество выставляет им платы по нормативам потребления. В период предоставления фактических показаний индивидуальных приборов учета этими лицами, общество изменяет коэффициент распределения мест общего пользования и производит доначисление платы остальным собственникам многоквартирного дома.
Следует отметить, что действующий порядок начисления платы не предусматривает возможности проведения перерасчетов или корректировок (доначислений) ранее начисленной платы за коммунальные услуги в связи с изменением коэффициента распределения (несвоевременным предоставлением показаний индивидуальных приборов учета иными собственниками).
Правила не предусматривают возможности начисления платы по нормативу потребления в случае, когда потребитель своевременно не передал сведения о показаниях индивидуального прибора учета.
В случае не предоставления фактических показаний отдельными собственниками, у остальных собственников увеличивается не расход мест общего пользования, а коэффициент увеличения (соотношение индивидуального потребления к общедомовому).
Выставление платы по нормативам в случае не предоставления потребителем показания индивидуального прибора учета и определение объема общедомового потребления, приходящегося на каждого собственника, создает необходимость в период предоставления фактических показаний корректировки платы уже оплатившим определенный объем услуг гражданам.
Таким образом, материалами дела подтверждается применение ОАО "Свердловэнергосбыт" корректировки платы (доначисления) за предыдущий период расчетным путем, что не предусмотрено действующим законодательством.
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что заявитель при начислении платы за услугу электроснабжения увеличивает показания счетчика путем умножения зафиксированных показаний на коэффициент трансформации.
При определении расходов общедомового потребления многоквартирного дома использовался общедомовой прибор учета тип СЕ-301 R 31 043 3х5А.
Показаниями общедомового прибора учета заявителем установлен объем потребления в размере 348 кВтч (день) и 360 кВтч (ночь), затем зафиксированные показания увеличены на коэффициент трансформации 20, в результате при начислении платы использовались показания 6906 кВтч (день) и 7200 кВтч (ночь).
Согласно руководству по эксплуатации ИНЕС.411152.091 РЭ на счетчик активной электрической энергии трехфазный СЕ 301 прибор имеет счетный механизм, осуществляющий, в зависимости от установленных коэффициентов трансформации по току и напряжению, учет активной энергии в кВтч суммарно и по четырем тарифам в одно или двух направлениях (п. 2.1 назначения).
В соответствии с письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 07.03.2012 показания коэффициента трансформации должны быть внесены в постоянные настройки параметров системы измерения, применение данного коэффициента расчетным путем недопустимо.
Таким образом, материалами дела подтверждается применение коэффициента трансформации расчетным путем, что является недопустимым ввиду технических особенностей прибора учета.
Поскольку указанные нарушения подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "Свердловэнергосбыт" предприняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения требований законодательства, в материалах дела не имеется, в связи с чем вина юридического лица доказана.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Доводы апеллятора об отсутствии состава административного правонарушения подлежат отклонению как противоречащие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Несоответствие расчета требованиям действующего законодательства подтверждается объяснениями общества от 03.02.2012 (исх. N 16-03/01198), от 08.02.2012 г. (исх. N 16-03/02039), от 08.02.2012 г. (исх. N 16-03/01412) о порядке начисления потребленной энергии.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен, наказание назначено в пределах установленной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ санкции.
Исходя из характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года по делу N А60-22386/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)