Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Борголовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на решение Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года по делу N А78-4141/2008-С2-23/193 по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" к Государственной жилищной инспекции Читинской области о признании незаконным и отмене постановления от 28 июля 2008 года N 129 по делу об административном правонарушении
с участием третьего лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "Город Чита"
при участии в судебном заседании:
- от ОАО "ТГК-14": Ципинова О.С., заместитель директора по правовым вопросам в Читинском регионе, доверенность от 7 апреля 2008 года N 126;
- от Государственной жилищной инспекции Забайкальского края: Аремпилов А.А., главный специалист - юрист, доверенность от 7 октября 2008 года N 1;
- от Комитета ЖКХ: не явился (извещен).
и
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ОАО "ТГК - 14", Общество) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Читинской области (далее - административный орган, жилищная инспекция) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 28 июля 2008 года N 129 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года заявление Общества удовлетворено, упомянутое постановление жилищной инспекции признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы административного дела, в том числе протокол об административном правонарушении, не содержат сведений о нарушении ОАО "ТГК-14" режима обеспечения населения коммунальными услугами, из чего следует, что дело об этом административном правонарушении жилищной инспекцией не возбуждалось. В связи с этим, по мнению суда первой инстанции, отсутствует событие административного правонарушения в виде нарушения Обществом нормативного уровня температуры воды горячего водоснабжения в точках забора воды во внутридомовой системе горячего водоснабжения. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что административным органом не доказана вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку в период с 8 по 22 июля 2008 ОАО "ТГК-14" производило плановый ремонт тепловых сетей, в связи с чем и был допущен перерыв в обеспечении горячей водой жителей дома N 6а по ул. Малая.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что ОАО "ТГК-14" был нарушен нормативный уровень обеспечения населения коммунальными услугами (горячим водоснабжением), при этом планового ремонта тепловых сетей Обществом не производилось.
На основании определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года жилищной инспекцией в материалы дела представлены Постановление Губернатора Забайкальского края от 27 июня 2008 года N 136 (т. 2, л.д. 16 - 18), свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 30 сентября 2008 года (т. 2, л.д. 24), свидетельство о постановке на налоговый учет (т. 2, л.д. 25), свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 2, л.д. 26) и Положение о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденное Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.09.2008 N 24 (т. 2, л.д. 20 - 22).
Из указанных документов следует, что Государственная жилищная инспекция Читинской области реорганизована в форме слияния с Жилищной инспекцией Агинского Бурятского автономного округа в Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции произвел замену Государственной жилищной инспекции Читинской области на Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края.
О месте и времени судебного заседания третье лицо (Комитет ЖКХ Администрации г. Читы) извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается распиской, свидетельствующими о вручении его представителю Сташкевичу В.В. определения суда апелляционной инстанции 11 декабря 2008 года (л.д. т. 2, л.д. 30), однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
На основании распоряжения от 9 июля 2008 года N 554 (т. 1, л.д. 44) государственным жилищным инспектором Читинской области Сультимовой Е.Б. в 15 часов 45 минут 10 июля 2008 года была проведена внеплановая проверка ОАО "ТГК-14" по вопросу соблюдения параметров горячего водоснабжения жилого дома по адресу: г. Чита, ул. Малая, д. 6а.
О проведении внеплановой проверки Общество извещено уведомлением от 9 июля 2008 года N 1019 (т. 1, л.д. 45).
В ходе проверки были выявлены нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно температура горячей воды в точках разбора на кухне в квартирах N 1 и 18 составляет 9,3°C и 9,5°C соответственно.
Замеры температуры были произведены термометром контактным цифровым ТК-5.05 (заводской номер 630480), который соответствует необходимым техническим требованиям и имеет поверительное клеймо и свидетельство о поверке от 21 марта 2008 года N 43/667 (т. 1, л.д. 47 - 50).
Результаты проверки зафиксированы в Акте проведения мероприятий по государственному контролю от 10 июля 2008 года N 697 (т. 1, л.д. 46).
В этот же день уведомлением N 1042 ОАО "ТГК-14" было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Получение названного уведомления подтверждается штампом ОАО "ТГК-14" от 10 июля 2008 года с номером входящей корреспонденции 3714 (т. 1, л.д. 51).
11 июля 2008 года государственным жилищным инспектором Читинской области Сультимовой Е.Б. с участием представителя Общества Ципиновой О.С. был составлен протокол об административном правонарушении N 123 (т. 1, л.д. 41). Данным протоколом зафиксированы факты нарушения Обществом нормативного уровня обеспечения горячей водой жильцов дома N 6а, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Малая, выразившиеся в том, что температура горячей воды в квартирах N 1 и 18 составила +9,3°C и +9,5°C, в то время как согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" температура горячей воды должна составлять не менее +50°C, при допустимом отклонении температуры горячей воды в точке разбора в дневное время (с 6.00 до 23.00) не более чем на 3°C. То есть Обществом оказывались коммунальные услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Действия Общества квалифицированы по статье 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела начальником жилищной инспекции 28 июля 2008 года вынесено постановление N 129 по делу об административном правонарушении (т. 1, л.д. 38 - 39), в соответствии с которым ОАО "ТГК-14" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было извещено надлежащим образом посредством отправки факсимильной связью 25 июля 2008 года в 10 часов 15 минут и в 11 часов 21 минут соответствующего определения (т. 1, л.д. 40). Факт получения определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом не отрицается, ему присвоены номера входящей корреспонденции (РФ-946 и 3973), получение подтверждено секретарем канцелярии.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено с участием уполномоченного представителя (защитника) Общества Ципиновой О.С., что допускается частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ.
Полномочия соответствующих должностных лиц жилищной инспекции на составление протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, и вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение названного правонарушения судом первой инстанции надлежащим образом проверены и установлены. В этой части выводы суда первой инстанции полностью соответствуют действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении жилищной инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Судом первой инстанции также установлено, что 1 апреля 2005 года Администрация городского округа "Город Чита" и ОАО "ТГК - 14" заключили договор доверительного управления имуществом N 1 (т. 1, л.д. 15-25). В соответствии с пунктом 1.3. этого договора целью доверительного управления является бесперебойное и качественное теплоснабжение потребителей города Читы, как единого административно-территориального образования, а также поддержание имущества в пригодном для эксплуатации содержании. Пунктом 1.4. договора установлено, что обслуживание и эксплуатация внутриквартальных и внутридомовых инженерных сетей производится на условиях и в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами. В приложении N 2 к договору утвержден Перечень внутридомового муниципального имущества - муниципальных жилых домов в г. Чите, внутридомовые сети (тепло и горячего водоснабжения) которых предоставлены для обслуживания ОАО "ТГК-14". Под номером 64 участка N 6 таблицы этого перечня указан жилой дом по адресу: Малая, д. 6а (т. 1, л.д. 32).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае ОАО "ТГК-14" является лицом, ответственным за обеспечение населения услугами горячего водоснабжения и отопления, в том числе в муниципальном многоквартирном доме N 6а, находящемся по адресу: г. Чита, ул. Малая, то есть является исполнителем коммунальных услуг.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, необоснованными, исходя из следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. То есть объективной стороной данного правонарушения является невыполнение исполнителем, оказывающим коммунальные услуги, возложенных на него обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям этих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Услуги по горячему водоснабжению относятся к коммунальным услугам.
На основании пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг под горячим водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
На основании пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя России от 27.09.2003 N 170, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60°C. в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50°C. - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C.
В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям данного стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
Пунктом 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" и СанПиН N 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения" температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
При этом согласно пункту 5 Условий изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Приложение N 1 к Правилам оказания коммунальных услуг), температура горячей воды должна составлять не менее +50°C (для закрытых систем централизованного водоснабжения) и не менее +60°C (для закрытых систем централизованного водоснабжения), при допустимом отклонении температуры горячей воды в точке разбора в дневное время (с 6.00 до 23.00) не более чем на 3°C.
Как уже отмечалось, в акте проверки от 10 июля 2008 года N 697 и протоколе об административном правонарушении от 11 июля 2008 года N 123 зафиксированы факты нарушения Обществом нормативного уровня обеспечения горячей водой жильцов дома N 6а, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Малая, выразившиеся в том, что температура горячей воды в точках разбора на кухне в квартирах N 1 и 18 составила +9,3°C и +9,5°C соответственно.
На основании пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг акт проверки от 10 июля 2008 года N 697 является надлежащим доказательством по рассматриваемой категории дел.
В соответствии с пунктом 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, под закрытой системой теплоснабжения понимается водяная система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как носитель и отбирается из сети.
Судом первой инстанции установлено, и сторонами не оспаривается, что в теплоснабжении указанного жилого дома используется закрытая система централизованного теплоснабжения.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается факт оказания Обществом коммунальных услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, то есть с нарушением нормативного уровня таких услуг.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вменяемого Обществу административного правонарушения, являются необоснованными.
Позиция суда первой инстанции, согласно которой имел место допускаемый законодательством перерыв в обеспечении горячей водой жителей указанного жилого дома, а не снижение нормативного уровня коммунальных услуг по горячему водоснабжению, не основана на положениях действующего законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах.
Согласно пункту 10 Правил оказания коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
На основании пункта 7.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, в каждой организации должен быть организован плановый ремонт оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений. К капитальному ремонту тепловых сетей относится ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.
На все виды ремонта основного оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений должны быть составлены перспективные и годовые графики. На вспомогательные оборудования составляются годовые и месячные графики ремонта, утверждаемые техническим руководителем предприятия. Графики капитального и текущего ремонтов разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.
Суд первой инстанции в подтверждение своих выводов о том, что в рассматриваемом случае имел место плановый ремонт, сослался на Скорректированный график капитального ремонта внутриквартальных тепловых сетей филиала ОАО "ТГК-14" "Читинский энергетический комплекс" на 2008 год (т. 1, л.д. 55 - 57), Акт приемки тепловой сети из капитального ремонта от 23 августа 2008 года (т. 1, л.д. 79) и Схему внутриквартальных сетей - Луч N 7 (т. 1, л.д. 80).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Скорректированный график капитального ремонта не содержит даты его утверждения и согласования в Администрации городского округа "Город Чита".
В то же время из письма Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" от 28 августа 2008 года N 3083 (т. 1, л.д. 82) следует, что согласно утвержденных мэром города Читы графикам капитального ремонта внутриквартальных и внутридомовых сетей теплоснабжения филиала ОАО "ТГК-14" "Читинский энергетический комплекс" проведение капитального ремонта по адресам: ул. Крымская, д. 21, ул. Малая, 2а, 2б, 2в, 6, 6а, 6б, 6в в 2008 году не запланировано.
В подтверждение этих сведений к письму приложены согласованный Мэром г. Читы График капитального ремонта внутриквартальных тепловых сетей филиала ОАО "ТГК-14" "Читинский энергетический комплекс" на 2008 год (т. 1, л.д. 87 - 89) и Ремонты внутридомовых тепловых сетей жилых домов города Читы на 2008 год (т. 1, л.д. 84 - 86).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что, по крайней мере, по состоянию на 28 августа 2008 года Скорректированного графика капитального ремонта, на который сослался суд первой инстанции, как документа не существовало и, следовательно, вести речь о том, что на период с 8 по 22 июля 2008 года был запланирован ремонт тепловых сетей, относящихся к жилому дому 6"б" по улице Малой в г. Чите, не приходится.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Скорректированный график капитального ремонта согласован начальником Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" Партиным В.А., тогда как сам График капитального ремонта согласован Мэром г. Читы, которому начальник Комитета ЖКХ подотчетен согласно пункту 6.7 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "Город Чита", утвержденного постановлением Мэра г. Читы от 25.12.2007 N 279 (т. 1, л.д. 100 - 108). Из материалов дела не следует, что начальник Комитета ЖКХ наделен правом корректировать документы (вносить в них изменения), согласованные до этого с Мэром г. Читы. Из пунктов 6.6.1-6.6.12 упомянутого Положения о Комитете ЖКХ такие полномочия не усматриваются.
В материалах дела отсутствуют какие-либо иные допустимые доказательства того, что в период с 8 по 22 июля 2008 года Обществом производился плановый ремонт, в связи с чем и был связан перерыв в подаче горячей воды.
Так, согласно подпункту б) пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании подпункта м) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Однако Общество не представило в материалы дела каких-либо доказательств того, что оно информировало жильцов дома 6а по ул. Малой в г. Чите в июне 2008 года о планово-предупредительном ремонте и перерыве в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Обществом в материалы дела также не представлены результаты анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок, на основании которых мог быть составлен Скорректированный график капитального ремонта. Акт от 23 августа 2008 года не может являться доказательством доводов ОАО "ТГК-14", поскольку содержит ссылку на план капитального ремонта 2008 года, в котором ремонт теплосетей по ул. Малой не значится.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае имел место ремонт, обусловленный аварийной ситуацией, на что прямо указано в письме Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" от 11.11.2008 N 4077.
Кроме того, согласно выписке из журнала единой дежурно-диспетчерской службы городского округа "Город Чита" (т. 1, л.д. 43) неисправность теплотрассы, из-за чего ухудшилась подача горячей воды в жилой дом 6а по ул. Малой в г. Чите, была зафиксирована еще 2 июля 2008 года.
Согласно объяснениям уполномоченного представителя Общества Ципиновой О.С., отраженным в протоколе об административном правонарушении от 11 июля 2008 года N 123, "горячее водоснабжение было нарушено из-за порыва теплотрассы... Работы по устранению порыва не были проведены в кратчайшие сроки из-за отсутствия разрешения на земляные работы ГИБДД. Разрешение получено. Работы будут проведены 14 - 15 июля 2008 года" (т. 1, оборот л.д. 41).
Доверенностью от 11 июля 2008 года N 214 (т. 1, 42 л.д. 22) Общество уполномочило заместителя директора по правовым вопросам по работе в Читинском регионе Ципинову О.С. защищать его интересы в жилищной инспекции и принимать участие при составлении протокола об административном правонарушении, которое выразилось в нарушении Правил предоставления коммунальных услуг в жилых помещениях, расположенных по адресу: г. Чита, ул. Малая, д. 6а.
Таким образом, объяснение в протоколе об административном правонарушении N 123 дано уполномоченным на участие в конкретном административном деле лицом, которое обладало соответствующей информацией (именно об аварийной ситуации, а не о плановом ремонте).
Согласно пункту 12 ГОСТ Р 51929-2002 "Услуги жилищно-коммунальные. аварийное обслуживание коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения означает комплекс первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей.
В силу пункта 6.173 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, основными задачами аварийно-диспетчерской службы при ликвидации технологических нарушений являются быстрое восстановление теплоснабжения потребителей и нормальных параметров отпускаемой потребителям тепловой энергии.
Пунктом 4.16.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" предусмотрено, что продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения при аварийных ситуациях должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях:
- - не более 16 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 12°C;
- - не более 8 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 10°C;
- - не более 4 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 8°C.
Как уже отмечалось, в рассматриваемом случае авария на соответствующей теплотрассе была зафиксирована единой дежурно-диспетчерской службой городского округа "Город Чита" 2 июля 2008 года, но по состоянию на 10 июля 2008 года, когда жилищной инспекцией была проведена внеплановая проверка, нарушение нормативного уровня коммунальных услуг по горячему водоснабжению продолжалось, то есть Обществом не были приняты необходимые и своевременные меры по устранению аварии и возобновлению подачи горячей воды надлежащего качества.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 60) разъяснено, что в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из объяснений уполномоченного представителя Общества Ципиновой О.С., данных при составлении протокола об административном правонарушении от 11 июля 2008 года N 123, следует, что ремонтно-восстановительные работы не проводились Обществом по причине отсутствия разрешения на земляные работы. По мнению суда апелляционной инстанции, это свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры для восстановления нормативного уровня предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
В соответствии с подпунктами б) и д) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, и своевременно устранять аварии.
На основании пункта 75 этих Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года по делу N А78-4141/2008-С2-23/193, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года по делу N А78-4141/2008-С2-23/193 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания - 14" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Читинской области от 28 июля 2008 года N 129 по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.В.БОРГОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2008 N 04АП-3510/2008 ПО ДЕЛУ N А78-4141/2008-С2-23/193
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. N 04АП-3510/2008
Дело N А78-4141/2008-С2-23/193
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Борголовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на решение Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года по делу N А78-4141/2008-С2-23/193 по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" к Государственной жилищной инспекции Читинской области о признании незаконным и отмене постановления от 28 июля 2008 года N 129 по делу об административном правонарушении
с участием третьего лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "Город Чита"
при участии в судебном заседании:
- от ОАО "ТГК-14": Ципинова О.С., заместитель директора по правовым вопросам в Читинском регионе, доверенность от 7 апреля 2008 года N 126;
- от Государственной жилищной инспекции Забайкальского края: Аремпилов А.А., главный специалист - юрист, доверенность от 7 октября 2008 года N 1;
- от Комитета ЖКХ: не явился (извещен).
и
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ОАО "ТГК - 14", Общество) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Читинской области (далее - административный орган, жилищная инспекция) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 28 июля 2008 года N 129 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года заявление Общества удовлетворено, упомянутое постановление жилищной инспекции признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы административного дела, в том числе протокол об административном правонарушении, не содержат сведений о нарушении ОАО "ТГК-14" режима обеспечения населения коммунальными услугами, из чего следует, что дело об этом административном правонарушении жилищной инспекцией не возбуждалось. В связи с этим, по мнению суда первой инстанции, отсутствует событие административного правонарушения в виде нарушения Обществом нормативного уровня температуры воды горячего водоснабжения в точках забора воды во внутридомовой системе горячего водоснабжения. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что административным органом не доказана вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку в период с 8 по 22 июля 2008 ОАО "ТГК-14" производило плановый ремонт тепловых сетей, в связи с чем и был допущен перерыв в обеспечении горячей водой жителей дома N 6а по ул. Малая.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что ОАО "ТГК-14" был нарушен нормативный уровень обеспечения населения коммунальными услугами (горячим водоснабжением), при этом планового ремонта тепловых сетей Обществом не производилось.
На основании определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года жилищной инспекцией в материалы дела представлены Постановление Губернатора Забайкальского края от 27 июня 2008 года N 136 (т. 2, л.д. 16 - 18), свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 30 сентября 2008 года (т. 2, л.д. 24), свидетельство о постановке на налоговый учет (т. 2, л.д. 25), свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 2, л.д. 26) и Положение о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденное Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.09.2008 N 24 (т. 2, л.д. 20 - 22).
Из указанных документов следует, что Государственная жилищная инспекция Читинской области реорганизована в форме слияния с Жилищной инспекцией Агинского Бурятского автономного округа в Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции произвел замену Государственной жилищной инспекции Читинской области на Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края.
О месте и времени судебного заседания третье лицо (Комитет ЖКХ Администрации г. Читы) извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается распиской, свидетельствующими о вручении его представителю Сташкевичу В.В. определения суда апелляционной инстанции 11 декабря 2008 года (л.д. т. 2, л.д. 30), однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
На основании распоряжения от 9 июля 2008 года N 554 (т. 1, л.д. 44) государственным жилищным инспектором Читинской области Сультимовой Е.Б. в 15 часов 45 минут 10 июля 2008 года была проведена внеплановая проверка ОАО "ТГК-14" по вопросу соблюдения параметров горячего водоснабжения жилого дома по адресу: г. Чита, ул. Малая, д. 6а.
О проведении внеплановой проверки Общество извещено уведомлением от 9 июля 2008 года N 1019 (т. 1, л.д. 45).
В ходе проверки были выявлены нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно температура горячей воды в точках разбора на кухне в квартирах N 1 и 18 составляет 9,3°C и 9,5°C соответственно.
Замеры температуры были произведены термометром контактным цифровым ТК-5.05 (заводской номер 630480), который соответствует необходимым техническим требованиям и имеет поверительное клеймо и свидетельство о поверке от 21 марта 2008 года N 43/667 (т. 1, л.д. 47 - 50).
Результаты проверки зафиксированы в Акте проведения мероприятий по государственному контролю от 10 июля 2008 года N 697 (т. 1, л.д. 46).
В этот же день уведомлением N 1042 ОАО "ТГК-14" было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Получение названного уведомления подтверждается штампом ОАО "ТГК-14" от 10 июля 2008 года с номером входящей корреспонденции 3714 (т. 1, л.д. 51).
11 июля 2008 года государственным жилищным инспектором Читинской области Сультимовой Е.Б. с участием представителя Общества Ципиновой О.С. был составлен протокол об административном правонарушении N 123 (т. 1, л.д. 41). Данным протоколом зафиксированы факты нарушения Обществом нормативного уровня обеспечения горячей водой жильцов дома N 6а, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Малая, выразившиеся в том, что температура горячей воды в квартирах N 1 и 18 составила +9,3°C и +9,5°C, в то время как согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" температура горячей воды должна составлять не менее +50°C, при допустимом отклонении температуры горячей воды в точке разбора в дневное время (с 6.00 до 23.00) не более чем на 3°C. То есть Обществом оказывались коммунальные услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Действия Общества квалифицированы по статье 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела начальником жилищной инспекции 28 июля 2008 года вынесено постановление N 129 по делу об административном правонарушении (т. 1, л.д. 38 - 39), в соответствии с которым ОАО "ТГК-14" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было извещено надлежащим образом посредством отправки факсимильной связью 25 июля 2008 года в 10 часов 15 минут и в 11 часов 21 минут соответствующего определения (т. 1, л.д. 40). Факт получения определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом не отрицается, ему присвоены номера входящей корреспонденции (РФ-946 и 3973), получение подтверждено секретарем канцелярии.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено с участием уполномоченного представителя (защитника) Общества Ципиновой О.С., что допускается частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ.
Полномочия соответствующих должностных лиц жилищной инспекции на составление протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, и вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение названного правонарушения судом первой инстанции надлежащим образом проверены и установлены. В этой части выводы суда первой инстанции полностью соответствуют действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении жилищной инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Судом первой инстанции также установлено, что 1 апреля 2005 года Администрация городского округа "Город Чита" и ОАО "ТГК - 14" заключили договор доверительного управления имуществом N 1 (т. 1, л.д. 15-25). В соответствии с пунктом 1.3. этого договора целью доверительного управления является бесперебойное и качественное теплоснабжение потребителей города Читы, как единого административно-территориального образования, а также поддержание имущества в пригодном для эксплуатации содержании. Пунктом 1.4. договора установлено, что обслуживание и эксплуатация внутриквартальных и внутридомовых инженерных сетей производится на условиях и в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами. В приложении N 2 к договору утвержден Перечень внутридомового муниципального имущества - муниципальных жилых домов в г. Чите, внутридомовые сети (тепло и горячего водоснабжения) которых предоставлены для обслуживания ОАО "ТГК-14". Под номером 64 участка N 6 таблицы этого перечня указан жилой дом по адресу: Малая, д. 6а (т. 1, л.д. 32).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае ОАО "ТГК-14" является лицом, ответственным за обеспечение населения услугами горячего водоснабжения и отопления, в том числе в муниципальном многоквартирном доме N 6а, находящемся по адресу: г. Чита, ул. Малая, то есть является исполнителем коммунальных услуг.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, необоснованными, исходя из следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. То есть объективной стороной данного правонарушения является невыполнение исполнителем, оказывающим коммунальные услуги, возложенных на него обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям этих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Услуги по горячему водоснабжению относятся к коммунальным услугам.
На основании пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг под горячим водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
На основании пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя России от 27.09.2003 N 170, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60°C. в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50°C. - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C.
В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям данного стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
Пунктом 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" и СанПиН N 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения" температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
При этом согласно пункту 5 Условий изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Приложение N 1 к Правилам оказания коммунальных услуг), температура горячей воды должна составлять не менее +50°C (для закрытых систем централизованного водоснабжения) и не менее +60°C (для закрытых систем централизованного водоснабжения), при допустимом отклонении температуры горячей воды в точке разбора в дневное время (с 6.00 до 23.00) не более чем на 3°C.
Как уже отмечалось, в акте проверки от 10 июля 2008 года N 697 и протоколе об административном правонарушении от 11 июля 2008 года N 123 зафиксированы факты нарушения Обществом нормативного уровня обеспечения горячей водой жильцов дома N 6а, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Малая, выразившиеся в том, что температура горячей воды в точках разбора на кухне в квартирах N 1 и 18 составила +9,3°C и +9,5°C соответственно.
На основании пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг акт проверки от 10 июля 2008 года N 697 является надлежащим доказательством по рассматриваемой категории дел.
В соответствии с пунктом 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, под закрытой системой теплоснабжения понимается водяная система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как носитель и отбирается из сети.
Судом первой инстанции установлено, и сторонами не оспаривается, что в теплоснабжении указанного жилого дома используется закрытая система централизованного теплоснабжения.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается факт оказания Обществом коммунальных услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, то есть с нарушением нормативного уровня таких услуг.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вменяемого Обществу административного правонарушения, являются необоснованными.
Позиция суда первой инстанции, согласно которой имел место допускаемый законодательством перерыв в обеспечении горячей водой жителей указанного жилого дома, а не снижение нормативного уровня коммунальных услуг по горячему водоснабжению, не основана на положениях действующего законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах.
Согласно пункту 10 Правил оказания коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
На основании пункта 7.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, в каждой организации должен быть организован плановый ремонт оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений. К капитальному ремонту тепловых сетей относится ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.
На все виды ремонта основного оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений должны быть составлены перспективные и годовые графики. На вспомогательные оборудования составляются годовые и месячные графики ремонта, утверждаемые техническим руководителем предприятия. Графики капитального и текущего ремонтов разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.
Суд первой инстанции в подтверждение своих выводов о том, что в рассматриваемом случае имел место плановый ремонт, сослался на Скорректированный график капитального ремонта внутриквартальных тепловых сетей филиала ОАО "ТГК-14" "Читинский энергетический комплекс" на 2008 год (т. 1, л.д. 55 - 57), Акт приемки тепловой сети из капитального ремонта от 23 августа 2008 года (т. 1, л.д. 79) и Схему внутриквартальных сетей - Луч N 7 (т. 1, л.д. 80).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Скорректированный график капитального ремонта не содержит даты его утверждения и согласования в Администрации городского округа "Город Чита".
В то же время из письма Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" от 28 августа 2008 года N 3083 (т. 1, л.д. 82) следует, что согласно утвержденных мэром города Читы графикам капитального ремонта внутриквартальных и внутридомовых сетей теплоснабжения филиала ОАО "ТГК-14" "Читинский энергетический комплекс" проведение капитального ремонта по адресам: ул. Крымская, д. 21, ул. Малая, 2а, 2б, 2в, 6, 6а, 6б, 6в в 2008 году не запланировано.
В подтверждение этих сведений к письму приложены согласованный Мэром г. Читы График капитального ремонта внутриквартальных тепловых сетей филиала ОАО "ТГК-14" "Читинский энергетический комплекс" на 2008 год (т. 1, л.д. 87 - 89) и Ремонты внутридомовых тепловых сетей жилых домов города Читы на 2008 год (т. 1, л.д. 84 - 86).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что, по крайней мере, по состоянию на 28 августа 2008 года Скорректированного графика капитального ремонта, на который сослался суд первой инстанции, как документа не существовало и, следовательно, вести речь о том, что на период с 8 по 22 июля 2008 года был запланирован ремонт тепловых сетей, относящихся к жилому дому 6"б" по улице Малой в г. Чите, не приходится.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Скорректированный график капитального ремонта согласован начальником Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" Партиным В.А., тогда как сам График капитального ремонта согласован Мэром г. Читы, которому начальник Комитета ЖКХ подотчетен согласно пункту 6.7 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "Город Чита", утвержденного постановлением Мэра г. Читы от 25.12.2007 N 279 (т. 1, л.д. 100 - 108). Из материалов дела не следует, что начальник Комитета ЖКХ наделен правом корректировать документы (вносить в них изменения), согласованные до этого с Мэром г. Читы. Из пунктов 6.6.1-6.6.12 упомянутого Положения о Комитете ЖКХ такие полномочия не усматриваются.
В материалах дела отсутствуют какие-либо иные допустимые доказательства того, что в период с 8 по 22 июля 2008 года Обществом производился плановый ремонт, в связи с чем и был связан перерыв в подаче горячей воды.
Так, согласно подпункту б) пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании подпункта м) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Однако Общество не представило в материалы дела каких-либо доказательств того, что оно информировало жильцов дома 6а по ул. Малой в г. Чите в июне 2008 года о планово-предупредительном ремонте и перерыве в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Обществом в материалы дела также не представлены результаты анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок, на основании которых мог быть составлен Скорректированный график капитального ремонта. Акт от 23 августа 2008 года не может являться доказательством доводов ОАО "ТГК-14", поскольку содержит ссылку на план капитального ремонта 2008 года, в котором ремонт теплосетей по ул. Малой не значится.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае имел место ремонт, обусловленный аварийной ситуацией, на что прямо указано в письме Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита" от 11.11.2008 N 4077.
Кроме того, согласно выписке из журнала единой дежурно-диспетчерской службы городского округа "Город Чита" (т. 1, л.д. 43) неисправность теплотрассы, из-за чего ухудшилась подача горячей воды в жилой дом 6а по ул. Малой в г. Чите, была зафиксирована еще 2 июля 2008 года.
Согласно объяснениям уполномоченного представителя Общества Ципиновой О.С., отраженным в протоколе об административном правонарушении от 11 июля 2008 года N 123, "горячее водоснабжение было нарушено из-за порыва теплотрассы... Работы по устранению порыва не были проведены в кратчайшие сроки из-за отсутствия разрешения на земляные работы ГИБДД. Разрешение получено. Работы будут проведены 14 - 15 июля 2008 года" (т. 1, оборот л.д. 41).
Доверенностью от 11 июля 2008 года N 214 (т. 1, 42 л.д. 22) Общество уполномочило заместителя директора по правовым вопросам по работе в Читинском регионе Ципинову О.С. защищать его интересы в жилищной инспекции и принимать участие при составлении протокола об административном правонарушении, которое выразилось в нарушении Правил предоставления коммунальных услуг в жилых помещениях, расположенных по адресу: г. Чита, ул. Малая, д. 6а.
Таким образом, объяснение в протоколе об административном правонарушении N 123 дано уполномоченным на участие в конкретном административном деле лицом, которое обладало соответствующей информацией (именно об аварийной ситуации, а не о плановом ремонте).
Согласно пункту 12 ГОСТ Р 51929-2002 "Услуги жилищно-коммунальные. аварийное обслуживание коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения означает комплекс первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей.
В силу пункта 6.173 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, основными задачами аварийно-диспетчерской службы при ликвидации технологических нарушений являются быстрое восстановление теплоснабжения потребителей и нормальных параметров отпускаемой потребителям тепловой энергии.
Пунктом 4.16.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" предусмотрено, что продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения при аварийных ситуациях должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях:
- - не более 16 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 12°C;
- - не более 8 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 10°C;
- - не более 4 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 8°C.
Как уже отмечалось, в рассматриваемом случае авария на соответствующей теплотрассе была зафиксирована единой дежурно-диспетчерской службой городского округа "Город Чита" 2 июля 2008 года, но по состоянию на 10 июля 2008 года, когда жилищной инспекцией была проведена внеплановая проверка, нарушение нормативного уровня коммунальных услуг по горячему водоснабжению продолжалось, то есть Обществом не были приняты необходимые и своевременные меры по устранению аварии и возобновлению подачи горячей воды надлежащего качества.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 60) разъяснено, что в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из объяснений уполномоченного представителя Общества Ципиновой О.С., данных при составлении протокола об административном правонарушении от 11 июля 2008 года N 123, следует, что ремонтно-восстановительные работы не проводились Обществом по причине отсутствия разрешения на земляные работы. По мнению суда апелляционной инстанции, это свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры для восстановления нормативного уровня предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
В соответствии с подпунктами б) и д) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, и своевременно устранять аварии.
На основании пункта 75 этих Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года по делу N А78-4141/2008-С2-23/193, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 10 октября 2008 года по делу N А78-4141/2008-С2-23/193 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания - 14" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Читинской области от 28 июля 2008 года N 129 по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.В.БОРГОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)