Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Горловым Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2011 по делу N А40-28959/11-72-154, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР (ОГРН 1027739396475, 123242, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20, стр. 1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115056, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (125047, г. Москва, Триумфальная пл., д. 1), ФБУ "Кадастровая палата" по Москве (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1), Управа Пресненского района (123100, г. Москва, Шмитовский пр-д, д. 2)
о признании незаконным бездействия при оформлении земельного участка,
при участии:
- от заявителя: Осин Ж.С. по доверенности от 23.04.2011; Логинов С.Н. протокол N 2 от 21.03.2010; Крылов И.А. по доверенности от 30.09.2010;
- от заинтересованного лица: Осипов М.А. по доверенности от 28.02.2011;
- от третьих лиц: не явились, извещены,
ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы при формировании земельного участка в заявленных границах, а также об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы сформировать земельный участок в заявленных границах.
Решением суда от 30.09.2011 заявленные ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов Москвы по формированию земельного участка в заявленных границах. Кроме того, суд обязал Департамент земельных ресурсов г. Москвы в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР по заявлению от 07.04.2008 N 33-5ТО-765/8-(0).
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заявителя возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц. Располагая доказательствами надлежащего извещения их о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии возражений представителей сторон, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 12.09.2008 N 3887-р утверждено Решение Окружной конкурсной комиссии имущественно-земельного комплекса Центрального административного округа г. Москвы от 14.08.2008 N 23 (объединенного заседания Окружной конкурсной комиссии по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных градостроительных проектов по объектам нежилого фонда ЦАО г. Москвы и Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию на территории Центрального административного округа), землепользователям надлежит оформить земельно-правовые отношения в Департаменте земельных ресурсов города Москвы в месячный срок в соответствии с Решением комиссии (п. 1).
01.07.2007 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004044:19, на котором расположен жилой дом, по адресу: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20 поставлен на кадастровый учет.
Учитывая, что данный земельный участок сформирован исключительно под пятном застройки жилого дома, Жилищно-строительный кооператив "Вымпел" Комитета госбезопасности при СМ СССР 07.04.2008 обратился к Ответчику с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, по адресу: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20, в соответствии с проектом межевания квартала N 620.
Данное заявление подано в режиме "одного окна" с приложением документов по перечню, установленному Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность".
В соответствии с отметкой на указанном заявлении срок оформления документов составляет 105 рабочих дней. Однако Департамент в течение указанного срока и на дату рассмотрения дела подготовку и выдачу документа заявителю не осуществил.
На обращение заявителя от 16.07.2010 N 239 по вопросу формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка по адресу: ул. Б. Грузинская, вл. 20 ответчик письмом от 17.08.2010 N 33-1-4960/10-121-1, сообщил, что Департаментом подготовлен проект распоряжения "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:30 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале: 77:01:0004014. Учитывая, что в границы земельного участка проектом межевания квартала включена сверхнормативная территория, в проект плана границ земельного участка внесены изменения в части исключения сверхнормативной территории из границ участка.
Откорректированный проект плана границ земельного участка направлен в адрес Москомархитектуры и Москомнаследия для согласования.
28.07.2010 получено положительное заключение Москомнаследия, заключение Москомархитектуры до настоящего времени в Департамент не представлено. После получения положительного заключения Москомархитектуры Департамент продолжит работу по формированию участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (пункт 4 ч. 1) определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и обращения заявителей в суд первой инстанции), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы наделен соответствующими полномочиями по формированию спорного земельного участка.
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
В настоящем случае заявителем подготовлены и направлены в адрес Департамента все предусмотренные указанными нормами документы. О недостатках поданных документов заявителю не сообщалось.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок, расположенный под жилым зданием сформирован и поставлен на кадастровый учет, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обращался в Департамент по вопросу формирования границ земельного участка по адресу: ул. Б. Грузинская, вл. 20, необходимого именно для эксплуатации жилого дома в соответствии с утвержденным проектом межевания квартала N 620, в соответствии с которым площадь земельного участка, выделенного для эксплуатации данного жилого дома, превышает границы здания по указанному адресу.
В соответствии с утвержденным проектом межевания квартала N 620 участок жилого дома по адресу: Б. Грузинская ул., вл. 20 в границах, установленных проектом межевания, включает существующую автостоянку, расположенную вдоль улицы Б. Грузинской.
Кроме того, как обоснованно установлено судом первой инстанции, Департаментом подготовлен проект распоряжения "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:30 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале: 77:01:0004014", однако на дату рассмотрения дела не принят.
В ходе рассмотрения заявления письмом от 04.05.2010 N 33-1-4960/10-121-1 Департамент информировал заявителя, что, учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:19 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:01.0004014:106, выпуск такого распоряжения Департамента возможен после внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Указанные изменения фактически внесены в государственный кадастр недвижимости летом 2010 года, однако действия по оформлению земельного участка не были совершены. При этом письмом от 17.08.2010 N 33-1-4960/10-121-1 Департамент сообщил, что в границы земельного участка проектом межевания квартала включена сверхнормативная территория, в связи с чем в проект плана границ земельного участка внесены изменения в части исключения сверхнормативной территории из границ участка.
Письмом от 22.03.2011 N 33-1-4960/10-/8-2 ответчик сообщил заявителю, что на обращение Департамента в адрес Москомархитектуры о необходимости корректировки данного проекта межевания, получены разъяснения ГУП "Глав АПУ" от 10.11.2010 N 100-02-323/0-(114)-2 о целесообразности сохранения участка жилого дома по адресу: ул. Большая Грузинская, д. 20 в границах, установленных проектом межевания и включением существующей автостоянки, расположенной вдоль Б. Грузинской ул.
Кроме того, согласно п. 3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, специалисты соответствующего подразделения Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществляют изготовление плана границ земельного участка и передают специалистам службы "одного окна" для направления на согласование в Москомархитектуру. Срок согласования схемы (плана границ) земельного участка комитетом определен вышеуказанным Регламентом - не более 5 дней.
Приостановление срока исполнения заявки возможно только в случае если выявлено, что земельный участок может быть образован исключительно путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из ранее сформированных и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков.
Однако Департаментом, в нарушение Регламента, не принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и заявителю не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уведомление о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", для приостановления срока исполнения заявки, заявителю не направлялось.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 68 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы был обязан сформировать земельный участок именно для эксплуатации жилого дома, поскольку существующий земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004044:19 сформирован для иных целей (эксплуатация здания в административных целях, эксплуатация прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций - т. 1, л.д. 47). Следовательно, оспариваемое бездействие является незаконными, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Департамента о пропуске заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд, поскольку заявитель неоднократно обращался в Департамент за разъяснениями по вопросу формирования земельного участка, и на данные заявления ответчику давались ответы о возможности дальнейшего рассмотрения документа, в связи с чем, учитывая, что правоотношения между заявителем и Департаментом носят длящийся характер, суд обоснованно посчитал, что срок на обжалование оспариваемого бездействия заявителем не нарушен.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2011 по делу N А40-28959/11-72-154 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2011 N 09АП-32191/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-28959/11-72-154
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. N 09АП-32191/2011-АК
Дело N А40-28959/11-72-154
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Горловым Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2011 по делу N А40-28959/11-72-154, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР (ОГРН 1027739396475, 123242, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20, стр. 1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115056, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (125047, г. Москва, Триумфальная пл., д. 1), ФБУ "Кадастровая палата" по Москве (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1), Управа Пресненского района (123100, г. Москва, Шмитовский пр-д, д. 2)
о признании незаконным бездействия при оформлении земельного участка,
при участии:
- от заявителя: Осин Ж.С. по доверенности от 23.04.2011; Логинов С.Н. протокол N 2 от 21.03.2010; Крылов И.А. по доверенности от 30.09.2010;
- от заинтересованного лица: Осипов М.А. по доверенности от 28.02.2011;
- от третьих лиц: не явились, извещены,
установил:
ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы при формировании земельного участка в заявленных границах, а также об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы сформировать земельный участок в заявленных границах.
Решением суда от 30.09.2011 заявленные ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов Москвы по формированию земельного участка в заявленных границах. Кроме того, суд обязал Департамент земельных ресурсов г. Москвы в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ЖСК "Вымпел" Комитета Госбезопасности при СМ СССР по заявлению от 07.04.2008 N 33-5ТО-765/8-(0).
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заявителя возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц. Располагая доказательствами надлежащего извещения их о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии возражений представителей сторон, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 12.09.2008 N 3887-р утверждено Решение Окружной конкурсной комиссии имущественно-земельного комплекса Центрального административного округа г. Москвы от 14.08.2008 N 23 (объединенного заседания Окружной конкурсной комиссии по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных градостроительных проектов по объектам нежилого фонда ЦАО г. Москвы и Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию на территории Центрального административного округа), землепользователям надлежит оформить земельно-правовые отношения в Департаменте земельных ресурсов города Москвы в месячный срок в соответствии с Решением комиссии (п. 1).
01.07.2007 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004044:19, на котором расположен жилой дом, по адресу: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20 поставлен на кадастровый учет.
Учитывая, что данный земельный участок сформирован исключительно под пятном застройки жилого дома, Жилищно-строительный кооператив "Вымпел" Комитета госбезопасности при СМ СССР 07.04.2008 обратился к Ответчику с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, по адресу: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 20, в соответствии с проектом межевания квартала N 620.
Данное заявление подано в режиме "одного окна" с приложением документов по перечню, установленному Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность".
В соответствии с отметкой на указанном заявлении срок оформления документов составляет 105 рабочих дней. Однако Департамент в течение указанного срока и на дату рассмотрения дела подготовку и выдачу документа заявителю не осуществил.
На обращение заявителя от 16.07.2010 N 239 по вопросу формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка по адресу: ул. Б. Грузинская, вл. 20 ответчик письмом от 17.08.2010 N 33-1-4960/10-121-1, сообщил, что Департаментом подготовлен проект распоряжения "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:30 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале: 77:01:0004014. Учитывая, что в границы земельного участка проектом межевания квартала включена сверхнормативная территория, в проект плана границ земельного участка внесены изменения в части исключения сверхнормативной территории из границ участка.
Откорректированный проект плана границ земельного участка направлен в адрес Москомархитектуры и Москомнаследия для согласования.
28.07.2010 получено положительное заключение Москомнаследия, заключение Москомархитектуры до настоящего времени в Департамент не представлено. После получения положительного заключения Москомархитектуры Департамент продолжит работу по формированию участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (пункт 4 ч. 1) определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и обращения заявителей в суд первой инстанции), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы наделен соответствующими полномочиями по формированию спорного земельного участка.
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
В настоящем случае заявителем подготовлены и направлены в адрес Департамента все предусмотренные указанными нормами документы. О недостатках поданных документов заявителю не сообщалось.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок, расположенный под жилым зданием сформирован и поставлен на кадастровый учет, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обращался в Департамент по вопросу формирования границ земельного участка по адресу: ул. Б. Грузинская, вл. 20, необходимого именно для эксплуатации жилого дома в соответствии с утвержденным проектом межевания квартала N 620, в соответствии с которым площадь земельного участка, выделенного для эксплуатации данного жилого дома, превышает границы здания по указанному адресу.
В соответствии с утвержденным проектом межевания квартала N 620 участок жилого дома по адресу: Б. Грузинская ул., вл. 20 в границах, установленных проектом межевания, включает существующую автостоянку, расположенную вдоль улицы Б. Грузинской.
Кроме того, как обоснованно установлено судом первой инстанции, Департаментом подготовлен проект распоряжения "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:30 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале: 77:01:0004014", однако на дату рассмотрения дела не принят.
В ходе рассмотрения заявления письмом от 04.05.2010 N 33-1-4960/10-121-1 Департамент информировал заявителя, что, учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004014:19 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:01.0004014:106, выпуск такого распоряжения Департамента возможен после внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Указанные изменения фактически внесены в государственный кадастр недвижимости летом 2010 года, однако действия по оформлению земельного участка не были совершены. При этом письмом от 17.08.2010 N 33-1-4960/10-121-1 Департамент сообщил, что в границы земельного участка проектом межевания квартала включена сверхнормативная территория, в связи с чем в проект плана границ земельного участка внесены изменения в части исключения сверхнормативной территории из границ участка.
Письмом от 22.03.2011 N 33-1-4960/10-/8-2 ответчик сообщил заявителю, что на обращение Департамента в адрес Москомархитектуры о необходимости корректировки данного проекта межевания, получены разъяснения ГУП "Глав АПУ" от 10.11.2010 N 100-02-323/0-(114)-2 о целесообразности сохранения участка жилого дома по адресу: ул. Большая Грузинская, д. 20 в границах, установленных проектом межевания и включением существующей автостоянки, расположенной вдоль Б. Грузинской ул.
Кроме того, согласно п. 3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, специалисты соответствующего подразделения Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществляют изготовление плана границ земельного участка и передают специалистам службы "одного окна" для направления на согласование в Москомархитектуру. Срок согласования схемы (плана границ) земельного участка комитетом определен вышеуказанным Регламентом - не более 5 дней.
Приостановление срока исполнения заявки возможно только в случае если выявлено, что земельный участок может быть образован исключительно путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из ранее сформированных и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков.
Однако Департаментом, в нарушение Регламента, не принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и заявителю не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уведомление о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", для приостановления срока исполнения заявки, заявителю не направлялось.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 68 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы был обязан сформировать земельный участок именно для эксплуатации жилого дома, поскольку существующий земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004044:19 сформирован для иных целей (эксплуатация здания в административных целях, эксплуатация прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций - т. 1, л.д. 47). Следовательно, оспариваемое бездействие является незаконными, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Департамента о пропуске заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд, поскольку заявитель неоднократно обращался в Департамент за разъяснениями по вопросу формирования земельного участка, и на данные заявления ответчику давались ответы о возможности дальнейшего рассмотрения документа, в связи с чем, учитывая, что правоотношения между заявителем и Департаментом носят длящийся характер, суд обоснованно посчитал, что срок на обжалование оспариваемого бездействия заявителем не нарушен.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2011 по делу N А40-28959/11-72-154 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Б.С.ВЕКЛИЧ
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)