Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10214/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-10214/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.P.,
судей Милютина В.Н.,
Портянова А.Г., при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителей ТСЖ "Коммунальник" М.Р.Х., С., председателя правления ТСЖ "Коммунальник" К., апелляционной жалобе Я.., М.Г.Ф.., Р.., К. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
- исковое заявление Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан к Товариществу собственников жилья "Коммунальник" и Председателю правления Товарищества собственников жилья "Коммунальник" К. о ликвидации Товарищества собственников жилья "Коммунальник", - удовлетворить частично;
- ликвидировать Товарищество собственников жилья "Коммунальник" по адресу: 453210, ... РБ (ОГРН N...);
- обязать председателя Товарищества собственников жилья "Коммунальник" К. осуществить ликвидационные процедуры товарищества собственников жилья;
- в части исключения из государственного реестра юридических лиц Товарищества собственников жилья "Коммунальник", - отказать;
- взыскать с Товарищества собственников жилья "Коммунальник" в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

установила:

Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья "Коммунальник" (далее ТСЖ "Коммунальник"), расположенного по адресу: Республики Башкортостан, ... ликвидации ТСЖ, об исключении из государственного реестра юридических лиц и возложении обязанности на председателя ТСЖ осуществления ликвидационных процедур, указав в обоснование, что ТСЖ "Коммунальник" создано на основании решения от ... года, принятого общим собранием собственников жилых помещений.... Общее собрание было проведено с нарушением требований действовавшего на тот момент Федерального закона от ... года N 72-ФЗ "О Товариществах собственников жилья". В ходе проверки выяснено, что: отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение порядка надлежащего уведомления собственников жилых помещений о проведении собрания; не указаны сведения о лице, по инициативе которого созывалась собрание; нет сведений об избрании председателя и секретаря собрания и о создании счетной комиссии; нет документов, подтверждающих итоги голосования на собрании; не имеется данных о регистрации собственников жилых помещений принявших участие в голосовании; данные протокола собрания от ... года не позволяют определить наличие кворума. Устав ТСЖ "Коммунальник" не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представители ТСЖ "Коммунальник" М.Р.Х., С., председатель правления ТСЖ "Коммунальник" К. просят решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность, ссылаясь на то, что обжалуемое решение не содержит обстоятельств дела, установленных судом; выводы суда не имеют подтверждения проверенными судом доказательствами с учетом их относимости и допустимости; возражения Товарищества и второго ответчика не изложены в тексте решения.
В апелляционной жалобе Я.., М.., Г.., Ф.., Р.., К.. просят решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность, ссылаясь на то, что данным решением затронуты их права на выбор способа управления общим имущество многоквартирных домов, однако суд к участию в деле их не привлек.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ТСЖ "Коммунальник" С., поддержавшего доводы жалобы, представителя ГЖИ РБ С., И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части возложения обязанностей на председателя ТСЖ "Коммунальник" К. осуществить ликвидационные процедуры ТСЖ.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от ... года N 72-ФЗ, действовавшему на дату принятия решения о создании ТСЖ "Коммунальник", товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как видно из изложенного, законом установлено два способа ликвидации юридического лица добровольный и принудительный (в судебном порядке).
В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции РБ (утв. Указом Президента Республики Башкортостан от 26 июня 2010 г. N УП-367), Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан (далее - Госжилинспекция РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор. Госжилинспекция РБ вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Из содержания искового заявления видно, что исковые требования о ликвидации ответчика заявлены по основаниям, в том числе и несоответствия Устава ТСЖ "Коммунальник" обязательным требованиям ЖК РФ, приведенным в заявлении. Однако требование о ликвидации, как следует из содержания ч. 6 ст. 20 ЖК РФ могут быть предъявлены в случае неисполнения в установленный срок предписания органа государственного жилищного надзора, такого предписания истцом не выносилось, поэтому по данным основаниям исковые требования удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения о Товариществе собственников жилья "Коммунальник", ОГРН 1020201771534, внесены в ЕГРЮЛ... года, ТСЖ поставлено на учет в налоговом органе... года (л.д....).
Товарищество собственников жилья "Коммунальник" было создано на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в..., проведенного... года, что видно из протокола собрания N... от ... года (л.д....).
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от ... года N 72-ФЗ, регламентирующей организацию общего собрания домовладельцев:
1. Уведомление о проведении общего собрания домовладельцев направляется лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, в письменной форме и вручается каждому домовладельцу под расписку или путем почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания.
2. В уведомлении о проведении общего собрания указываются: по чьей инициативе созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня собрания. Общее собрание не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были заявлены в повестке дня.
3. Каждый домовладелец на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально доле его участия, установленной в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, когда в государственной и (или) муниципальной собственности находится более 30 процентов площади помещений в кондоминиуме, собственник этих помещений или уполномоченный им орган может принять решение о перераспределении между остальными домовладельцами пропорционально доле их участия части принадлежащих ему голосов на общем собрании (свыше 30 процентов голосов).
4. Общее собрание домовладельцев правомочно, если на не присутствуют домовладельцы или их представители, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов домовладельцев.
В случае отсутствия кворума инициатор назначает новые дату, место и время проведения общего собрания. Вновь назначенное общее собрание может быть созвано в срок не ранее 48 часов и не позднее 30 суток с момента несостоявшегося ранее общего собрания.
5. Общее собрание домовладельцев ведет председатель собрания, который избирается большинством голосов присутствующих домовладельцев или их представителей. Для ведения протокола собрания избирается секретарь собрания.
Первое собрание домовладельцев ведет инициатор собрания.
6. На общем собрании по выбору способа управления кондоминиумом принимается решение: либо о передаче недвижимого имущества в управление уполномоченной государством или органом местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги, либо об образовании товарищества собственников жилья и утверждении его устава.
7. Решение принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом.
8. Решение общего собрания, принятое в установленном выше порядке, является обязательным для всех домовладельцев, в том числе для тех, которые независимо от причин не приняли участия в голосовании.
Как следует из представленного истцом в обоснование своих доводов акта N... проверки ТСЖ "Коммунальник" от ... года, в ходе проверки были выявления нарушения порядка создания товарищества собственников жилья которые выразились в том, что собственники жилых помещений многоквартирного дома на базе которого создано ТСЖ не были надлежаще уведомлены о проведении собрания по вопросам создания товарищества, повестки дня собрания. Не имеется сведений об инициаторе собрания, о лицах проголосовавших за создание ТСЖ. Нет списка проголосовавших за создание ТСЖ и результатов подсчета голосов, не имеется бюллетеня голосования, отсутствуют сведения о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня и о регистрации собственников жилых помещений, принявших участие в общем собрании (л.д....).
Согласно справке ответчика N... от ... года, представленной им в материалы дела, документов об уведомлении о проведении собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по вопросу создания ТСЖ в... года, списка собственников жилых помещений, получивших уведомления о проведении собрания по вопросу создания ТСЖ в... года, реестра членов ТСЖ за... года, списка собственников жилых помещений, принимавших участие в голосовании по вопросу создания ТСЖ в... года, итоги голосования по вопросу создания ТСЖ... года, Устав ТСЖ на момент его создания и выписки из ЕГРЮЛ за... года не имеется (л.д....).
Как видно из протокола собрания от ... года, в нем не содержится сведений об избрании председателя и секретаря собрания, не имеется сведений и об инициаторе собрания. При изучении протокола собрания не представляется возможным установить легитимность данного собрания, поскольку нет сведений о кворуме на собрании и результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, в том числе и по вопросу создания ТСЖ. В протоколе имеется указание на список жильцов..., принимавших участие в голосовании, который является приложением к протоколу, но данного списка к протоколу не приложено, а согласно приведенной выше справке этого списка не имеется.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций положений ст. 22 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от ... года N 72-ФЗ, действовавшего на дату проведения собрания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что создание ТСЖ "Коммунальник" произведено с грубыми нарушениями указанного закона, которые свидетельствуют о нелегитимности деятельности ТСЖ и носят неустранимый характер.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции РБ о ликвидации ТСЖ "Коммунальник".
Вместе с тем решение суда подлежит изменению в части возложения обязанностей по осуществлению ликвидационных мероприятий на председателя ТСЖ "Коммунальник" К. по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Из имеющихся в деле Устава ТСЖ "Коммунальник", выписки из ЕГРЮЛ не видно, что К. является учредителем ТСЖ, либо что учредительными документами ТСЖ на него возложена обязанность по осуществлению ликвидации ТСЖ, следовательно суд неправомерно пришел к выводу, что требование о возложении на К. осуществление ликвидационных мероприятий основано на законе.
Поэтому, по мнению судебной коллегии, решение в данной части подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового - об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанностей на председателя ТСЖ "Коммунальник" К. по осуществлению ликвидационных процедур.
Доводы апелляционной жалобы Я.., М.., Г.., Ф.., Р.., К. о необходимости привлечения их к участию в рассмотрении дела, поскольку решением суда затронуты их права на выбор способа управления общим имуществом многоквартирных домов судебная коллегия считает не влекут незаконности решения, так как обжалуемым решением не ограничено их право на выбор способа управления общим имуществом многоквартирного дома в установленном законом порядке и не возложено каких-либо обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы представителей и председателя ТСЖ "Коммунальник" о том, что решение не соответствует требованиям ст. ст. 195, 196 и 198 ГПК РФ, поскольку решение не содержит обстоятельств дела установленных судом, а выводы суда не подтверждены проверенными доказательствами, не были приведены в решении возражения ответчиков относительно исковых требований, по мнению судебной коллегии, опровергаются обжалуемым решением, из которого видно, что в нем приведены в соответствии со ст. 196 ГПК РФ установленные судом обстоятельства дела. Так же решение отвечает и требованиям ст. 198 ГПК РФ, согласно которых решение должно содержать не только требования истца, но и возражения ответчика по существу этих требований, поскольку судом в решении приведены возражения ответчиков и основания по которым они не были согласны с требованиями истца. Содержание решения в этой части не противоречит протоколу судебного заседания и письменному возражению ответчиков оглашенному в судебном заседании (л.д....).
Ссылка жалобы на то, что решение суда содержит противоречие относительно вывода о правомочности требований истца о ликвидации ответчика, поскольку суд в решении указывает и на те обстоятельства, что такие требования вправе предъявить только регистрирующий орган, каковым истец не является, судебная коллегия считает также не состоятельной по следующим основаниям.
Как следует из мотивировочной части решения суда при оценке доводов третьего лица - МРИ ФНС России N... по РБ суд действительно указал, что требование о ликвидации юридического лица в случае грубого нарушения закона этим лицом вправе заявить и регистрирующий орган. Данное суждение соответствует положениям ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" и не противоречит выводам суда, поскольку не свидетельствует о том, что Государственная жилищная инспекция таким правом не обладает.
Указание, содержащееся в жалобе о несоответствии искового заявления положениям ст. 131 ГПК РФ о форме и содержании искового заявления, опровергается материалами дела, в частности имеющимся в деле исковым заявлением.
Ссылка жалобы на то, что акт проверки ТСЖ, представленный истцом является недопустимым доказательством, поскольку в нарушение действующего регламента, в акте не содержится даты и номера решения прокурора о согласовании с ним проведения проверки является неправомерной, поскольку согласно положениям ст. 9 Федерального закона N... - ФЗ от ... года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" согласование с прокурором плановой проверки юридического лица производится при предоставлении прокурору ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры и согласования. Акт проверки от ... года содержит дату и номер решения прокурора о согласовании с ним проверки в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона N... - ФЗ и соответствует по форме и содержанию приложению N....09 Административного регламента исполнения государственной функции "Региональный государственный жилищный надзор", утвержденного Приказом Государственной жилищной инспекции РБ N... от ... года.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергали его выводы. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

- решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от ... года в части возложения обязанности на председателя ТСЖ "Коммунальник" К. осуществить ликвидационные процедуры товарищества собственников жилья отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований;
- в остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителей ТСЖ "Коммунальник" М.Р.Х., С., председателя правления ТСЖ "Коммунальник" К. и апелляционную жалобу Я.., М.., Г., Ф.., Р.., К.., - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Р.АБУБАКИРОВА

Судьи
В.Н.МИЛЮТИН
А.Г.ПОРТЯНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)