Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 октября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курские электрические сети": Шульгина А.С., представителя по доверенности N 146 от 19.01.2010, Буниной И.В., юрисконсульта, доверенность N 2 от 12.01.2011,
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 по делу N А35-4048/2011 (судья Морозова М.Н.), по заявлению открытого акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 о назначении административного наказания по делу N 04-02-01-2011 об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987) обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 о назначении административного наказания по делу N 04-02-01-2011 об административном правонарушении.
Решением суда от 21.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ОАО "Курские электрические сети" имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, 4 и оказывают услуги по передаче электрической энергии на нужды собственников, в связи с чем, обязано осуществлять деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета электрической энергии в жилом многоквартирном доме. Таким образом, действия ОАО "Курские электрические сети" в части нарушения ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 02.02.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области) поступило заявление гр-на Мартынова Юрия Павловича с жалобой на неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО "Курские электрические сети", выразившиеся в отказе заменить прибор учета электрической энергии в принадлежащем ему жилом помещении, расположенном по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, д. 4, кв. 10, на электросчетчик марки "Меркурий 200-04М", а также в завышении стоимости услуг по замене электросчетчика.
22.03.2011 на основании указанного заявления был составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-01-2011, в соответствии с которым в действиях ОАО "Курские электрические сети" в части нарушения установленного частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" порядка заключения договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
04.04.2011 УФАС по Курской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 04-02-01-2011, на основании которого Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 12. ст. 9.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Курские электрические сети" не является организацией, которая осуществляет снабжение или передачу электрической энергии гр. Мартынову Ю.П., проживающему по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, д. 4, кв. 10, и соответственно никаких договоров не заключало, в связи с чем в действиях ОАО "Курские электрические сети" отсутствует состав административного правонарушения и вина.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Пунктом 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков), предусмотрено, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
ОАО "Курские электрические сети" не является организацией, которая осуществляет снабжение или передачу электрической энергии гр. Мартынову Ю.П., проживающему по адресу г. Курск, ул. Гайдара, д. 4, кВ. 10. Сети ОАО "Курские электрические сети" не имеют непосредственного присоединения к сетям абонентов, проживающих в помещениях, находящихся в многоквартирных жилых домах.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), установлено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель коммунальных услуг обязан заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 закреплено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как указано в Решении ВАС РФ от 03.05.2011 N ВАС-2643/11 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, а также пунктов 3, 4, подпунктов "а", "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 коммунальная услуга определяется действующим законодательством как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающих приобретение соответствующего коммунального ресурса, доставку его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой. Именно из приведенного понимания коммунальных услуг исходил законодатель, устанавливая в оспариваемых в части нормативных правовых актах обязанность исполнителя (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме коммунальных услуг) приобретать коммунальный ресурс (электроэнергию) у ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации), необходимый для предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Как было установлено судом первой инстанции, между сетями заявителя и сетями гр.Мартынова Ю.П. имеются внутридомовые инженерные сети, передача по которым производится исполнителем коммунальных услуг - ООО "Управляющая компания" г.Курска".
Таким образом, коммунальные услуги гр. Мартынову Ю.П. оказывает ООО "Управляющая компания города Курска".
Следовательно, именно на ООО "Управляющая компания города Курска" возлагается обязанность по замене, установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Кроме того, судом первой инстанции был проанализирован порядок заключения договора.
Согласно пункту 7 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:
1) сведения о предмете договора;
2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;
4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
Как подтверждается материалами дела, в квартире гр. Мартынова Ю.П. технические параметры ВРЩ (электрощит) не позволяют установить прибор учета марки "Меркурий 200-04М".
Согласно объяснительной записки работника ОАО "КЭС" Балакшина от 16.02.2011, замена ВРЩ, автоматов, пробок, проводки, лампочек, розеток работники ОАО "КЭС" не производят.
В пункте 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике перечислены следующие лица, являющиеся субъектами розничных рынков:
- - потребители электрической энергии;
- - поставщики электрической энергии;
- - территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
- - субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Из содержания приведенной нормы не следует, что она определяет состав субъектов розничного рынка исчерпывающим образом или каким-либо образом ограничивает круг субъектов розничного рынка перечисленными в ней лицами.
Из буквального ее смысла следует, что перечисленные в ней лица относятся к таким субъектам.
В то же время в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение Основных положений функционирования розничных рынков.
Ни приведенная норма, ни какая-либо другая норма Закона об электроэнергетике не содержит положений, ограничивающих Правительство Российской Федерации в отнесении иных (помимо названных таковыми в Закона об электроэнергетике) лиц к числу субъектов розничного рынка, установление правовых основ функционирования которого прямо отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации статьей 21 Закона об электроэнергетике.
В пункте 3 Основных положений к числу лиц, являющихся субъектами розничных рынков, отнесено еще четыре субъекта, не упомянутых в статье 37 Закона об электроэнергетике, в том числе "исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг".
Из пункта 2 Основных положений также следует, что исполнители коммунальных услуг вместе с потребителями, гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями объединены в группу "покупателей электрической энергии", приобретающих электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), что не противоречит статье 37 Закона об электроэнергетике.
В аналогичном качестве исполнители коммунальных услуг упоминаются в пунктах 70, 73, 90, 91, 108 Основных положений.
Таким образом, обязанность по установке и замене приборов учета абонентов, проживающих в многоквартирных домах, возложена на исполнителя коммунальных услуг - управляющие компании, в управлении которых находится соответствующий жилой дом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что со стороны ОАО "Курские электрические сети" отсутствовали действия, образующие состав ст. 9.16 КоАП РФ, в связи с чем, постановление от 04.04.2011 о назначении административного наказания по делу N 04-02-02-01-2011 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 по делу N А35-4048/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2011 ПО ДЕЛУ N А35-4048/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу N А35-4048/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 октября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курские электрические сети": Шульгина А.С., представителя по доверенности N 146 от 19.01.2010, Буниной И.В., юрисконсульта, доверенность N 2 от 12.01.2011,
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 по делу N А35-4048/2011 (судья Морозова М.Н.), по заявлению открытого акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 о назначении административного наказания по делу N 04-02-01-2011 об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987) обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2011 о назначении административного наказания по делу N 04-02-01-2011 об административном правонарушении.
Решением суда от 21.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ОАО "Курские электрические сети" имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, 4 и оказывают услуги по передаче электрической энергии на нужды собственников, в связи с чем, обязано осуществлять деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета электрической энергии в жилом многоквартирном доме. Таким образом, действия ОАО "Курские электрические сети" в части нарушения ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 02.02.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области) поступило заявление гр-на Мартынова Юрия Павловича с жалобой на неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО "Курские электрические сети", выразившиеся в отказе заменить прибор учета электрической энергии в принадлежащем ему жилом помещении, расположенном по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, д. 4, кв. 10, на электросчетчик марки "Меркурий 200-04М", а также в завышении стоимости услуг по замене электросчетчика.
22.03.2011 на основании указанного заявления был составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-01-2011, в соответствии с которым в действиях ОАО "Курские электрические сети" в части нарушения установленного частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" порядка заключения договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
04.04.2011 УФАС по Курской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 04-02-01-2011, на основании которого Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 12. ст. 9.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Курские электрические сети" не является организацией, которая осуществляет снабжение или передачу электрической энергии гр. Мартынову Ю.П., проживающему по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, д. 4, кв. 10, и соответственно никаких договоров не заключало, в связи с чем в действиях ОАО "Курские электрические сети" отсутствует состав административного правонарушения и вина.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Пунктом 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков), предусмотрено, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
ОАО "Курские электрические сети" не является организацией, которая осуществляет снабжение или передачу электрической энергии гр. Мартынову Ю.П., проживающему по адресу г. Курск, ул. Гайдара, д. 4, кВ. 10. Сети ОАО "Курские электрические сети" не имеют непосредственного присоединения к сетям абонентов, проживающих в помещениях, находящихся в многоквартирных жилых домах.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), установлено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель коммунальных услуг обязан заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 закреплено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как указано в Решении ВАС РФ от 03.05.2011 N ВАС-2643/11 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, а также пунктов 3, 4, подпунктов "а", "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 коммунальная услуга определяется действующим законодательством как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающих приобретение соответствующего коммунального ресурса, доставку его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой. Именно из приведенного понимания коммунальных услуг исходил законодатель, устанавливая в оспариваемых в части нормативных правовых актах обязанность исполнителя (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме коммунальных услуг) приобретать коммунальный ресурс (электроэнергию) у ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации), необходимый для предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Как было установлено судом первой инстанции, между сетями заявителя и сетями гр.Мартынова Ю.П. имеются внутридомовые инженерные сети, передача по которым производится исполнителем коммунальных услуг - ООО "Управляющая компания" г.Курска".
Таким образом, коммунальные услуги гр. Мартынову Ю.П. оказывает ООО "Управляющая компания города Курска".
Следовательно, именно на ООО "Управляющая компания города Курска" возлагается обязанность по замене, установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Кроме того, судом первой инстанции был проанализирован порядок заключения договора.
Согласно пункту 7 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:
1) сведения о предмете договора;
2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;
4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
Как подтверждается материалами дела, в квартире гр. Мартынова Ю.П. технические параметры ВРЩ (электрощит) не позволяют установить прибор учета марки "Меркурий 200-04М".
Согласно объяснительной записки работника ОАО "КЭС" Балакшина от 16.02.2011, замена ВРЩ, автоматов, пробок, проводки, лампочек, розеток работники ОАО "КЭС" не производят.
В пункте 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике перечислены следующие лица, являющиеся субъектами розничных рынков:
- - потребители электрической энергии;
- - поставщики электрической энергии;
- - территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
- - субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Из содержания приведенной нормы не следует, что она определяет состав субъектов розничного рынка исчерпывающим образом или каким-либо образом ограничивает круг субъектов розничного рынка перечисленными в ней лицами.
Из буквального ее смысла следует, что перечисленные в ней лица относятся к таким субъектам.
В то же время в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение Основных положений функционирования розничных рынков.
Ни приведенная норма, ни какая-либо другая норма Закона об электроэнергетике не содержит положений, ограничивающих Правительство Российской Федерации в отнесении иных (помимо названных таковыми в Закона об электроэнергетике) лиц к числу субъектов розничного рынка, установление правовых основ функционирования которого прямо отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации статьей 21 Закона об электроэнергетике.
В пункте 3 Основных положений к числу лиц, являющихся субъектами розничных рынков, отнесено еще четыре субъекта, не упомянутых в статье 37 Закона об электроэнергетике, в том числе "исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг".
Из пункта 2 Основных положений также следует, что исполнители коммунальных услуг вместе с потребителями, гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями объединены в группу "покупателей электрической энергии", приобретающих электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), что не противоречит статье 37 Закона об электроэнергетике.
В аналогичном качестве исполнители коммунальных услуг упоминаются в пунктах 70, 73, 90, 91, 108 Основных положений.
Таким образом, обязанность по установке и замене приборов учета абонентов, проживающих в многоквартирных домах, возложена на исполнителя коммунальных услуг - управляющие компании, в управлении которых находится соответствующий жилой дом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что со стороны ОАО "Курские электрические сети" отсутствовали действия, образующие состав ст. 9.16 КоАП РФ, в связи с чем, постановление от 04.04.2011 о назначении административного наказания по делу N 04-02-02-01-2011 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 по делу N А35-4048/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)